На сегодня у нас есть:

✅ Каждую первую и третью субботу месяца нужна поддержка на группе «Никольское» в психиатрической больнице им. Кащенко (4-е отделение) , 15:00 . Вопросы по тел: 8(953)154 24 48 Сергей

✅112й шаг на детокс в Петергофе. В любой день, с 17:00 до 19:00, по предварительной договорённости с Валерием 8(921)996 12 63

✅ Детокс в ГНБ по воскресеньям (просто приди к 13.55, 4-я линия В.О., д. 23-25, с бахилами или 5 рублевой монетой)

✅ Детокс на ул. Б. Морской по субботам-воскресеньям, по договорённости с Антоном 8 (981) 833 54 28

✅ Группа в психиатрической клинике для заключённых. По субботам. Нужны паспортные данные минимум за неделю, и готовность ходить на постоянной основе. +7 (911) 026 25 88 Вася

✅ По понедельникам спикерим для реабилитантов в Новосаратовке. Вопросы по тел: +7 (911) 283 11 56 Света

✅ Группа «Back to basics” приглашает спикеров, практикующих работу по 12 шагам БКАА. Добро пожаловать, по воскресеньям к 21.30 на Б. Подъяческую ул., д. 34 тел. +7 (950) 001 03 60 Денис (10-22)

Сергей Лаврентьев: Добро пожаловать на группы АА в учреждениях:

💠 Пн,вт 19:00, ВО, 4-я Линия, д. 25. 8 (906) 246 56 93 – ГНБ , группа в помещении храма, отпускают людей с 3-го и 4-го отделения

💠 Сб 11:00 психиатрическая больница Скворцова-Степанова, метро Удельная, Фермское шоссе, д. 36А (в 10:20 встреча у пропускного пункта, если есть желание послужить привести пациентов на группу) сама группа проходит в большом конференц-зале 12-го отделения, собрание открытое.

💠 Вт, чт 19:00, вс-15:00 Жуковского, д. 18, «Приют матери Терезы» (спикерское) +7(921) 393 33 33 Михаил

💠 Нужны спикеры на группу АА в Социальном центре на ул. Расстанная, д. 20А по четвергам в 19-00 и ведущие на вторник и четверг.

+7(911) 996 82 90 Люда

✅ Реабилитанты и новички, посещающие группу Оксфордская, ждут духовных вестей в 19.00 по вторникам, четвергам, а также по воскресеньям в 19.15 в помещении инфокаба по адресу: 2я линия В.О. д.3

Нужна поддержка посещением работающих по шагам. Добро пожаловать!

☘ •Информация для девушек: есть возможность нести весть по понедельникам , средам и пятницам на 3-м отделении ГНБ, контакт +7(921) 912 43 58 Лера (девушки, договаривайтесь заранее) . Время посещения варьируется с 10:00 до 14:00.

✅ Для мужчин: нужны люди, готовые ходить на постоянной основе в ГНБ, что на 4-й линии В.О., д. 23-25, в выбранные дни с понедельника по субботу с 14:00. Нужно сразу несколько человек. Объединяйтесь, связывайтесь с Лерой +7(921) 912 43 58, чтобы Лере таки было о чем договариваться с администрацией.

✅ От АА. Есть возможность: поделиться опытом выздоровления по Программе 12 шагов. Психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца, пн. 14.30-17.00, Сб с 14.30 до 16.00, предварительная запись не требуется. На всякий случай при себе иметь паспорт. Срок трезвости от года и далее. Телефон для связи +7(905) 220 47 65, Борис.

Программа 12 шагов, о которой пойдет речь в этой статье, — духовный остов реабилитации личности, пострадавшей от тех или иных зависимостей. Методика рассчитана не только на зависимых, но и на тех, кто всегда рядом с ними. 12 шагов – это путь к возрождению, равновесию, эмоциональной самодостаточности. Ознакомьтесь детальнее с ее особенностями.

12 шагов – действенный метод лечения зависимости

12 – именно столько шагов нужно сделать людям с той или иной формой зависимости, которые решили навсегда разорвать лживые оковы мнимого удовольствия. 12 шагов нужны алкоголикам, наркоманам, игроманам, курильщикам, а также всем тем, кто сопричастен к таким порокам.

Все эти люди имеют достаточно завышенную самооценку, это лидеры. Они отчетливо понимают, какая ржавчина разъедает их жизни. Чувство вины, которое иногда посещает их души, приводит к кратковременному переосмыслению того, чем они занимаются. Самобичевание длится недолго и они снова падают в омут своих страстей.

Не все из решившихся измениться смогут сделать эти 12 шагов. Некоторые остановятся лишь на втором или третьем, так как не у каждого хватит смелости сказать себе, что ты никто в этой жизни и зовут тебя никак. Но те, кто все же пройдет этот путь до конца, ужаснутся от того, как много ценных жизненных моментов прошло мимо них… Времени, чтобы успеть, у каждого из них не так много…

Программа 12 шагов берет начало в одной из больниц штата Миннесота, что в США, в 1930-х годах прошлого столетия. Ее авторами стали два врача – психолог и психиатр. В основе модели Миннесоты, как еще иначе называют программу 12 шагов, лежит осознание того, что зависимый человек не в состоянии самостоятельно избавится от своей зависимости, признать, что он нуждается в помощи.

Суть программы 12 шагов и ее эффективность

Какая же ключевая философия этой программы? Рассмотрим по пунктам:

  • человек становится зависимым из-за крайней неудовлетворенности своей жизнью;
  • любая зависимость – это хроническая болезнь, но, как и с любой другой болезнью, если у пациента хватает сил ее контролировать, он может жить полноценной жизнью;
  • если зависимость развивается на фоне приема химических веществ, то это говорит о тяжелых психологических драмах зависимого;
  • зависимый очень уязвим и для других форм пагубных пристрастий, а посему врачи используют именно миннесотскую модель реабилитации, так как она не использует медикаменты;
  • пациент сам в ответе за успех своего лечения алкоголизма или реабилитации наркоманов. В основе программы — воля зависимого и его реальное желание жить полноценной жизнью;
  • важный пункт миннесотской модели – сопереживание, сострадание, соучастие родственников и друзей зависимого.

Таблица чувств 12 шагов

Здесь на первый план выходят основные наши чувства, а также эмоции, которые сопровождают нас по жизни. В когнитивно-поведенческой терапии известна Таблица чувств 12 шагов, которые помогают нам найти себя.
Очень ярко и доступно описал нашу эмоциональную жизнь психолог из США К. Изард. В его теории дифференциальных эмоций подается классификация 10 основных из них: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции – положительные, остальные семь — отрицательные. Эти эмоции представляют собой весь спектр состояний зависимого.

Настрой на день 12 шагов

В программе 12 шагов есть еще один немаловажный пункт – настрой на день. Это очень эффективная замена старых взглядов на новые. С их помощью возможно искоренить старые установки, которые ограничивают ваши убеждения на новые, дающие свободу, веру в себя и возможность быть хозяином своей жизни и судьбы. Если бы люди понимали, насколько сильны их мысли, они никогда бы не мыслили негативно.

Особенности программы 12 шагов для алкоголиков

Что же представляют собой 12 шагов программы? Каковы они? И насколько реально дойти до последней ступеньки, за которой жизнь заиграет реальными красками, чувствами, эмоциями? В чем же смысл возрождения?

Итак:

  • Шаг 1: зависимый признал, что он бессилен перед алкоголем, наркотиками, игрой, что он не контролирует больше свою жизнь. Этот этап очень важен, так как он требует много усилий от больного и занимает достаточно много времени.
  • Шаг 2: зависимый знакомится с людьми, которые благополучно смогли преодолеть свои пороки и уже давно живут нормальной жизнью, имеют здоровый внешний вид. Его убеждают в том, что существует более могущественная сила, чем человек, и только она способна вернуть заблудшему здравое существование. У пациента появляется луч надежды.
  • Шаг 3: пострадавшего учат брать ответственность за свою жизнь, знакомят с внутренним «я» и предлагают жить в реальном, а не вымышленном мире. Кроме того, человеку, страдающему от той или иной формы зависимости, очень важно понимать, что в случае острой необходимости ему есть на кого рассчитывать.
  • Шаг 4: этот этап заключается в глубоком нравственном самоанализе. Это работа над накопившимися обидами, их причинами, над своими страхами и другими негативными недостатками. Пациент раскрывается, поднимает на поверхность все свои тайны и вместе со специалистами анализирует их, работает над их искоренением.
  • Шаг 5: эту ступень смело можно назвать генеральной уборкой своей жизни, своих заблуждений. Это своеобразная исповедь самому себе, высшим силам. Это обращение к Богу, это просьба избавления от недостатков. Это желание изменить что-то в своей жизни, очистить душу от накипи пороков.
  • Шаг 6: после глубокой внутренней чистки, пациент готов измениться и просит помощи Высших сил на эту работу. Смирение – основа этого шага.
  • Шаг 7: у зависимого появляется желание двигаться вперед. Если же это не происходит, значит пациент нуждается в более глубокой проработке 6 шага. Речь идет об индивидуальных консультациях, антистрессовых программах, умении и стремлении зависимого контролировать свои эмоции, чувства, принимать важные решения в любых жизненных ситуациях.
  • Шаг 8: если зависимый дошел до этого этапа, то самое время составить список людей, которым он вольно или невольно причинил моральный ущерб. Эти ошибки важно не только признать, но и постараться максимально исправить.
  • Шаг 9: признание вины может привести к появлению агрессии, которую важно направить в правильное русло. Это важный этап профилактики рецидива. Если удается правильно пройти этот шаг, то у пациента больше нет страха перед встречей с родственниками, соседями, друзьями.
  • Шаг 10: самоанализ продолжается. Реабилитологи помогают зависимому анализировать свое поведение, учат признавать ошибки, «убирают бардак» из души.
  • Шаг 11: на этом этапе 12-шаговой программы человек уже способен отличать важное от второстепенного, полезное от бесполезного, черное от белого.
  • Шаг 12: передача опыта. Если подопечному удалось преодолеть все 12 ступеней на пути к возрождению, то на этом этапе он уже в состоянии быть примером для других зависимых людей. Знания, которые он получил во время реабилитации, пора применять в реальной жизни.

Программа 12 шагов для наркоманов

12-шаговая программа возрождения, если ее так можно назвать, доступна каждому. Она не ограничивается религиозными, интеллектуальными, возрастными критериями. Итог – новая жизнь и всеобъемлющее переосмысление личности пациента.

Реальную помощь на пути осмысления себя окажет и специальная литература 12 шагов. Эти книги помогут больным людям стать на путь выздоровления.

Речь идет о таких изданиях:

  • Литература сообщества Анонимных Алкоголиков (АА)
  • Литература сообщества Анонимных Наркоманов (АН или NA)
  • Литература сообщества Анонимных Игроков (АИ или GA)
  • Литература сообществ родственников и друзей алкоголиков, наркоманов и игроков («Ал-Анон», «Нар-Анон» и «Гам-Анон»)

Кроме того, можно порекомендовать 12-шаговые программы книг:

  • «Наркотики и наркоманы. Надежда в беде» Е. Проценко. В ней автор рассматривает проблему зависимости и предлагает пути ее решения.
  • «Остаться трезвым» Теренса Горски, американского психолога, работающего с зависимыми людьми, склонными к рецидиву и много другой познавательной литературы.

Как избавиться от созависимости в отношениях по программе 12 шагов?

Созависимость – главная проблема стойкости любой зависимости. Ошибки родственников и близких людей очень часто приводят к тому, что болезнь начинает быстро прогрессировать.

Как же от нее избавиться, как мотивировать близкого человека навсегда расстаться со своими пороками? Ключевой момент здесь – обоюдное прохождение реабилитационных программ, ведь в таких ситуациях помощь нужна всем членам семьи. Важно: пациент не должен вновь попасть в те же условия, которые привели его к алкоголизму, наркомании, игромании.

Тревога за жизнь близкого человека истощает созависимого, не позволяет ему мыслить адекватно, нарастает как снежный ком и увеличивается каждый день. А ведь важно помнить, что любые аргументы пусты для зависимого. Не помогают ни просьбы, ни запугивания. Это происходит из-за того, что алкоголь, наркотики, страсть к играм стирают из души все чувства, эмоции, привязанности.

Именно поэтому лечение созависимости очень важно как для самого пациента, так и для членов его семьи. Чтобы поддержать зависимого на его дороге к новой жизни, важно вместе с ним пройти групповые занятия, проработать все ошибки и обиды, а также избавиться с помощью специалистов от возможных глобальных конфликтов.

Применение 12 шагов в клинике Ренессанс в Москве

Очень важно, что лечение наркомании в Москве в рамках этой программы проходит под патронатом специалистов высокого ранга, которые помогут пациенту обойти все подводные камни на пути к выздоровлению.

Очень важно, чтобы пациент получил высококвалифицированную медпомощь. Именно по такому принципу работает реабилитационный центр «Ренессанс» в Москве.

Вы устали от жизни на грани, вы реально хотите измениться и изменить мир вокруг себя, вы готовы избавиться от своих пороков – алкоголизма, наркомании, курения, игромании, а также от других видов зависимости? Вас ждут там, где реально могут помочь, применяя лучшие методы лечения наркомании за границей. Реабилитационный центр «Ренессанс» – ваш гид в мир гармонии и возрождения! Начните менять свою жизнь! Если будете мешкать –завтра может не наступить…

Узнайте цены на прохождение программы 12 шагов

Стоимость реабилитации варьируется и зависит от многих факторов – длительности терапии, количества диагностических исследований, услуг, которые предлагает частная наркологическая клиника, так как комфорт и уют во время лечения алкоголизма в Москве – немаловажные составляющие успешной реабилитации. Влияет на формирование цены лечения и стадия зависимости.
Цена 12 шагов не выше цены жизни зависимого. В месяц комплекс услуг в клинике стартует от 1780 долларов. Для примера: в аналогичном центре в Израиле этот же комплекс услуг обойдется вам уже в 4600 долларов.

Отзывы тех, кому реально помогла программа 12 шагов

Что же говорят те, кто уже благополучно завершил реабилитацию по программе 12 шагов? Услышим их:

«Программа 12 шагов вырвала меня из лабиринта смерти. Я горжусь тем, что с помощью специального лечения все-таки сумел успешно пройти это испытание. Без помощи родных и близких это было бы невозможно. Особенно хочется отметить работу психотерапевтов. Лечение в России нисколько не уступает лечению в дорогих зарубежных клиниках. Профессиональный уровень специалистов клиники достаточно высок. Я благодарю всех врачей реабилитационного центра «Ренессанс», которые уделяли столько внимания моим комплексам и проблемам. Я даже не хочу думать, что бы было со мной, не попади я в этот центр в Москве».

Виталий Смирнов, г. Ростов-на-Дону

Группы АЛ-АНОН (для родных и друзей алкоголиков)

Расписание работы групп

Химически зависимым, их родным и близким предоставляется бесплатная информационно-консультативная помощь. Работают группы взаимопомощи для родителей.

предоставляемые услуги:

— информирование о том, где и как лечат наркозависимых

— помощь адвоката

— курс психотерапии

«Азария» работает, прежде всего, с родителями, поэтому климат в семье может заметно улучшиться.

адрес: Большая Подьяческая ул., д. 34, Ст. метро «Садовая» или «Сенная»

телефон:. 570-22-52 (с 15 до 21 — по рабочим дням недели)

Справки также можно получить по тел: 09, 089, +7 911180 6808

Расписание работы групп «Азария» для родителей

Наименование

мероприятия

Адрес

Время

Первичный прием

Б. Подъяческая, д.34

Понедельник,

четверг — 18.00 — да

г. Пушкин,

ул. Церковная д. 30 нет

Воскресенье — 13.00 — нет

Непрерывный Семинар

Б. Подъяческая, д.34

Вторник — 18.30

Общественная приемная по юридическим вопросам

Каждый 3-й вторник месяца, 18.00, по записи

Тренинги психолога-консультанта

По записи

Группа поддержки «Жизнь» — нет

Вторник — 18.00 — нет

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Санкт-Петербургская общественная организация помощи бездомным «Ночлежка» 5.04

Услуги предоставляются бесплатно

предоставляемые услуги:

— предоставление ночлега

— содействие и консультации для получения паспорта

— содействие в получении медицинской помощи

— выдача одежды

адрес: ул. Боровая, д. 112 Б

телефон: 974-84-42 (с 10 до 18 часов — по рабочим дням недели)

Общественная организация «Армия спасения» 5.04

предоставляемые услуги:

— медико-социальная помощь,

— перевязки

адрес: Литейный пр., д.44Б (метро «Маяковская)

телефон: 273-92-97 (с 10 до 17 часов — по рабочим дням недели)

Врачебный здравпункт для лиц БОМЖ при городской инфекционной больнице № 30 им. С.П. Боткина 5.04

предоставляемые услуги:

— медико-социальная помощь бездомным

— медицинские осмотры специалистов и госпитализация по показаниям врачей. Неотложная терапевтическия и хирургическая помощь

адрес: Миргородская ул., д.3/4 2-ой корпус, вход с торца здания (метро «Пл. Александра Невского»)

телефон: 274-97-53 (с 9 до 16 часов — по рабочим дням недели)

Туберкулезный диспансер № 8

предоставляемые услуги:

— обследование, диспансеризация бездомных

Для обращения необходима справка о постановке на учет в РБОО «Ночлежка».

адрес: 8-я Советская ул. д.53 (метро «Пл. Александра Невского»)

телефон: 271-54-32 – социальный отдел (с 9 до 15 часов, по рабочим дням недели)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ

«Кризисный Центр помощи женщине»

Бесплатно

Предоставляемые услуги:

— приют для женщин, испытывающих домашнее насилие.

Здесь Вам предоставят убежище, еду, окажут психологическую и юридическую помощь.

Тел. 373-06-73 (с 10 до 22 часа — по рабочим дням недели)

Московский пр. 206, к.1

Региональная общественная организация «Институт недискриминационных гендерных отношений»

Услуги анонимные и бесплатные

Предоставляемые услуги:

Для женщин, переживших сексуальное насилие и пострадавших от торговли людьми предоставляются психологические консультации, группы психологической поддержки.

телефон: 327-30-00, с 11 до 18 часов – по рабочим дням недели)

Городской центр социальной помощи женщинам «Женщина в опасности»

адрес: Московский пр., 206, корп. 1

телефон: 293-06-73 (с 10 до 18 часов, по рабочим дням недели)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ С ДЕТЬМИ

ГУ «Кризисный центр помощи женщинам», отделение социальной реабилитации «Маленькая мама»

предоставляемые услуги жителям Санкт-Петербурга

— правовая, психологическая, социальная и медицинская помощь несовершеннолетним и юным матерям, беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

— стационар для матерей с детьми сроком пребывания до года

— социальный патронаж матерей с детьми

адрес: Трамвайный пр., д. 15, к. 4

телефон: 376-74-91, 376 89 49 (с 9 до 17 часов, по рабочим дням недели)

Cанкт-Петербургский Общественный благотворительный фонд «Родительский мост»

предоставляемые услуги:

— экстренная поддержка матерей, которые находятся на грани отказа от новорожденного ребенка

— содействие в сохранении ребенком кровной семьи

— предоставление женщинам материальной помощи для детей (детских вещей, питания, памперсов) в кризисных ситуациях

— диагностика развития новорожденных младенцев

адрес: Моховая ул. д.30 второй двор

телефон: 272-68-51, 719 74 17в кризисных ситуациях: 921 40 08

Кризисный центр для женщин с детьми

предоставляемые услуги:

Помощь женщинам с малолетними детьми

телефон: 312-66-89 (с 9 до 21 часов — по рабочим дням недели)

РОО «Центр поддержки и развития семей, имеющих единственного кормильца — женщину «Веда»

предоставляемые услуги:
— психологическое консультирование.
— распространение литературы для безработных женщин.

адрес: наб. Канала Грибоедова, д. 26

телефон: 388-52-87

ГУ «Социальный реабилитационный центр «Альмус»

Женщины на время кризисной ситуации могут устроить детей в Центр

предоставляемые услуги:
— Круглосуточный прием детей от 3 до 16 лет в приют (оказание социальной, психологической помощи, ночлег, еда);
— «Дневное отделение», куда днем могут приходить дети из малообеспеченных семей, их кормят, с ними работают психологи и другие специалисты;
адрес: ул. Шелгунова, д. 25

телефон: 568-33-52

ГУ «Детская больница им. Цимбалина

Женщины в случае кризисной ситуации, если не удалось устроить ребенка на это время в приют могут оставить его на некоторое время в больнице.
Предоставляемые услуги:

— медицинская и социальная помощь детям, оставшимся без опеки родителей

Адрес: ул. Цимбалина, д. 58

Телефон: 560-01-25, с 9 до 17560 68 59 дежурный врач, круглосуточно

Местный общественный фонд Приморского района Санкт-Петербурга «Дети одиноких матерей»

Предоставляемые услуги:
— Содействие укреплению неполных семей, улучшению их социального и экономического положения;
— Защита законных прав и интересов одиноких матерей и их детей.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д. 4, литер А-офис

Телефон: 430-13-66

СПб Благотворительный общественный фонд «Гуманитарное действие»

Услуги оказываются женщинам потребительницам наркотиков, женщинам вовлеченным в оказание сексуальных услуг и ВИЧ-инфицированным.

Все услуги предоставляются бесплатно

предлагаемые услуги:

— консультации психолога

— помощь в восстановлении документов на женщин и детей

— содействие в получении услуг в государственных учреждениях социальной защиты населения (детских пособий, материальной помощи, памперсов, детского питания, устройства детей в детские сады и пр.)

— предоставление беременным и женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временного приюта и комплексной помощи в Кризисной квартире (Пожалуйста, звоните, чтобы уточнить, есть ли места)

телефон (812) 237-14-95, 8 921 896 45 39

(с 12 до 20 часов – по рабочим дням недели)

Благотворительный некоммерческий фонд поддержки здоровья населения, антинаркотических и антиалкогольных инициатив «Здоровое будущее»

Специализированная консультативная программа для наркозависимых женщин и мужчин

Услуги платные

предоставляемые услуги:

— группы социально-психологической поддержки для наркозависимых женщин, в том числе женщин с детьми и беременных женщин по воскресеньям

— консультации психолога по проблемам наркозависимости и ВИЧ-инфекции

— помощь «равных» консультантов в поддержании трезвости

— оборудованная детская комната: с детьми работает социальный педагог, пока мамы участвуют в работе программы

— консультации по вопросам наркозависимости через Интернет сайт

/

адрес: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д. 6

тел. 783-94-44, 8 901 305 54 31

консультанты работают круглосуточно

СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Городской Пункт Учета граждан РФ БОМЖ

(только для лиц, ранее имевших прописку в Санкт-Петербурге)

предоставляемые услуги:

— социально-правовая помощь

— регистрация

— постановка на учет (бывших жителей СПб)

— ночлежка для бывших жителей Центрального района

адрес: Кременчугская ул., д.25 (метро «Пл. Александра Невского»)

телефон: 274-35-72 (с 10 до 17 часов, обед с 13 до 14 часов — по рабочим дням недели)

Санкт-Петербургская общественная организация помощи бездомным «Ночлежка»

Услуги предоставляются бесплатно

предоставляемые услуги:

— содействие в оформлении документов

— содействие в получении медицинской помощи

— предоставление ночлега бездомным

— социально-правовая поддержка, вещевая помощь, бесплатное питание

— содействие в трудоустройстве

— психологическая реабилитация бездомных, страдающих алкоголизмом

адрес: ул. Боровая, д. 112 Б

телефон: 974-84-42 (с 10 до 18 часов — по рабочим дням недели)

Благотворительная столовая «Катарсис»

предоставляемые услуги:

— социальная помощь

— горячее питание

адрес: наб.Обводного канала, 179 «А»

ст. метро «Балтийская» (с 12 до 15 часов — по рабочим дням недели)

Отдел социальной адаптации для лиц БОМЖ

предоставляемые услуги:

— ночлег для бывших жителей Пушкина, Колпино и Павловска

адрес: Пушкин, Московское шоссе, д.38

(Чтобы получить ночлег, нужно заранее побеспокоиться об этом и обратиться днем, желательно в будний день)

Общественная организация «Армия спасения» 5.04

предоставляемые услуги:

— медико-социальная помощь, перевязки

— вещевая и продуктовая помощь людям без дома

адрес: Литейный пр., д.44Б (метро «Маяковская)

телефон: 273-92-97 (с 10 до 17 часов — по рабочим дням недели)

Общественная Благотворительная Организация «Покровская община»

предоставляемые услуги:

— социальная помощь бедным и бездомным. Оказывается помощь одиноким престарелым людям.

адрес: Кронверский пер., д. 11, кв. 5

телефон: 275-37-40 (с 11 до 18 часов — по рабочим дням недели)

Врачебный здравпункт для лиц БОМЖ при городской инфекционной больнице № 30 им. С.П. Боткина

предоставляемые услуги:

— медико-социальная помощь бездомным

— адрес: Миргородская ул., д.3/4 (метро «Пл. Александра Невского»)

телефон: 274-97-53 (с 9 до 16 часов — по рабочим дням недели)

Центр регистрации лиц БОМЖ см. выше

предоставляемые услуги:

Лицам, имевшим ранее прописку в Санкт-Петербурге в течение последних 10 лет, восстанавливают паспорт с регистрацией в СПб

адрес: Кременчугская ул., д.25 (угол с Обводным каналом)

Ст. м. «Пл. Александра Невского»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ,

ВЫШЕДШИМ ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Благотворительный фонд содействия здоровью в тюрьмах

предоставляемые услуги:

— социальная и правовая помощь людям, находящимся в заключении, посильная вещевая и продуктовая помощь

— социальная, правовая, вещевая и продуктовая помощь

— Психологическая помощь женщинам и детям, находящимся в тюрьмах

При Русской Православной Церкви, Санкт-Петербургский епархиальный отдел по взаимодействию с (сектор тюремного служения).

адрес: метро «Пл. Александра Невского», наб. реки Монастырки, д.1, каб. 171 (епархиальное управление)

телефон: 577-44-92 (с 10 до 18 — по рабочим дням недели)

Олег Скоморох ведет эту работу

Управление паспортно-визовой службы ГУВД СПб и Ленинградской области

предоставляемые услуги:

— консультации по вопросам установления гражданства

адрес: ул. Чайковского, д.24

ст. метро «Чернышевская» (пн., пт. – с 10.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00)

Отдел по борьбе с махинациями в сфере недвижимости

Общество социальной справедливости МОО

предоставляемые услуги:

Решение вопросов о возврате утраченного жилья в результате махинаций

адрес: Заневский пр., 59

ст. метро «Новочеркасская»

ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

Социальное Бюро

(проект осуществляется Региональной Общественной Благотворительной Организацией «Центр Профилактики Наркомании» и Программно-целевым Благотворительным Фондом «Свеча»)

Медико-социальное сопровождение людей химически зависимых, освободившихся из мест лишения свободы, людей живущих с ВИЧ и гепатитами.

— Консультирование по проблемам: жизни с ВИЧ и гепатитами, наркозависимости,

— Содействие в трудоустройстве,

— Восстановление документов,

— Содействие в получении медицинской помощи,

— Психологическая поддержка.

телефон: +7921 3302595; 575-51-80 (с 10 до 22 часов — по рабочим дням недели)

ЗАО Центр «Вектор «

предоставляемые услуги:

— трудоустройство женщин

— психологическая поддержка женщин

Для женщин, официально зарегистрированных в качестве безработных — услуги бесплатные.

адрес: наб. кан. Грибоедова, д. 107

телефон: 571-83-66 (с 10 до 17 часов — по рабочим дням недели)

Центры экспресс-обслуживания занятости населения:

ЮРИДИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) Санкт-Петербурга

Защита прав граждан, застрахованных по полису медицинского страхования

предоставляемые услуги:

Защита прав на получение бесплатной медицинской помощи по страховому полису.

Если при наличии страхового полиса Вам отказали в получении какого-либо вида медицинских услуг Вам помогут разрешить сложившуюся ситуацию.

телефон: 703-73-01, 703-73-10

(с 9 до 17.30, с 13 до 13.30 – обед, по рабочим дням недели)

«Кризисный Центр помощи женщине»

Бесплатно

Предоставляемые услуги:

— юридическая помощь

-приют для женщин, испытывающих домашнее насилие

Тел. 373-06-73 (с 10 до 22 часа — по рабочим дням недели)

Московский пр. 206, к.1

СПб ОО «ЭГИДА»

Предоставляемые услуги:
— Бесплатная юридическая помощь женщинам;
— Юридическая помощь родителям по вопросам соблюдения прав и законных интересов ребенка;

Адрес: пр. Стачек, д. 18, подъезд 3, 1 этаж, помещение юридической консультации

Телефон: 717 35 59

Социально-юридическая служба помощи пострадавшим от насилия «Александра»

Услуги оказываются бесплатно

предоставляемые услуги:

— консультации юристов для женщин, пострадавших от насилия

— предоставляется информация о социальных службах и общественных организациях города.

телефон: 320-67-24 (с 15 до 20 часов, ежедневно, кроме воскресенья).

адрес: В.О., 12-я линия, д. 13 А, 5-й этаж, комн. 7

Региональная общественная организация «Институт недискриминационных гендерных отношений»

Услуги анонимные и бесплатные

Предоставляемые услуги:

Для женщин, переживших сексуальное насилие и пострадавших от торговли людьми предоставляются юридические консультации

телефон: 327-30-00, с 11 до 18 часов – по рабочим дням недели)

www.crisiscenter.ru

Межрегиональная общественная Организация «Позитивный диалог»

Услуги предоставляются бесплатно и анонимно

предоставляемые услуги:

— юридическая помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом

— правовая защита ВИЧ-инфицированных

адрес: ул. Миргородская, д.3 к.2, офис 34

телефон: 717-70-98 (с 10 до 16 часов — по рабочим дням недели)

Фонд социальной поддержки и охраны здоровья «Позитивная Волна»

Услуги оказываются бесплатно

предоставляемые услуги:

— консультации юриста (по средам) для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом

адрес: ул. Профессора Попова, д. 15/17 к.Б, 3 этаж, каб.13

телефон юридической службы: 904-87-33

Местный общественный фонд Приморского района Санкт-Петербурга «Дети одиноких матерей»

Услуги оказываются бесплатно

предоставляемые услуги:

— защита законных прав и интересов одиноких матерей и их детей

адрес: Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д. 4, литер А-офис

телефон: 430-13-66

Российская благотворительная организация «Красный крест»

Услуги оказываются бесплатно

предоставляемые услуги:

— защита прав беженцев и лиц без гражданств

— получение гражданства, статуса беженца

адрес: Миллионная ул., 11

телефон:: 311-10-91, 314-27-51

СПб Благотворительный общественный фонд медико-социальных программ «Гуманитарное действие»

предоставляемые услуги:

— юридические консультации женщин

— защита прав женщин на бесплатное медицинское обслуживание, защита родительских прав, прав на жилье, защита в случаях насилия и др.

— помощь в составлении заявлений руководителям государственных служб, предоставление ходатайств, защита женщин в суде

Программа «12 шагов»

Некоторые психотерапевтические методики, например, программа «12 шагов», которые можно обозначить, как «социально-психологическую модель» реабилитации химически зависимых лиц, делают акцент именно на этом аспекте терапии.

Ряд социально ориентированных некоммерческих организаций реализуют стационарные реабилитационные программы с последующим постреабилитационным амбулаторным сопровождением в рамках так называемой «Миннесотской модели», совмещающей программу «12 шагов» и опыт деятельности терапевтических сообществ.

Работа в группах проходит по так называемой программе «12 шагов». Каждый шаг – это принцип, с которым наркоман должен согласиться и начать исполнять его на практике. Принципы не умозрительные, а отражают конкретный путь к выздоровлению основателей программы «Анонимные Алкоголики», впоследствии разделившейся и создавшей подразделения «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Игроманы», «Анонимные Сексоголики» и т.п. Подготовлены письменные рекомендации по практическому осуществлению этих принципов в жизни. Собрание может проводить любой участник группы. Обычно это тот, у которого больше срок трезвости. Новички выбирают себе «спонсоров» – наставников, которые делятся с ними своим собственным опытом выздоровления. Система очень напоминает местами христианскую, но крайне выхолощенную и упрощенную до вульгаризмов.

В 1949 году методология «Анонимных Алкоголиков», базирующаяся на программе «12 шагов» впервые положена в основу стационарной модели организации лечебного процесса с больными алкоголизмом, названной (по месту нахождения клиники «Хазелден») Миннесотской. В последующем эта модель в различных модификациях получила распространение в США, а затем и во всем мире. В России по данным 2008 года функционировало более 100 реабилитационных учреждений, использующих в своей работе опыт программы «12 шагов». В настоящее время их, как минимум, на порядок больше. Чисто «12-тишаговых», либо смешанного типа, либо скрывающих под данным наименованием представителей новых религиозных движений. Полностью или частично программа «12 шагов» используется в стационарных и амбулаторных в лечебно-реабилитационных программах практически во всех российских городах-миллионниках и ряде городов поменьше.

Суть программы заключается в углубленном осознании себя и самоконтроле через когнитивные и волевые структуры. Программа состоит из двенадцати шагов, каждый из которых имеет наибольшую значимость (по мнению авторов) в определенный период ремиссии. Первый шаг программы – признание своей проблемы и бессилия самостоятельно решить ее. Второй шаг – признание существования «Высшей Силы», способной помочь преодолеть проблему. Третий шаг – переоценка и принятие своего жизненного опыта. Четвертый шаг предполагает признание своих заблуждений и покаяние перед «Высшей силой», «Богом, как мы его понимаем». Пятый – сознательная подготовка к изменению своей жизни. Шестой – формирование и развитие смирения перед «Высшей Силой» (авторы подчеркивают, что смирение при этом не равносильно чувству униженности). Седьмой шаг – составление списка людей, которым было причинено зло и формирование готовности действием исправить свои негативные поступки. Девятый шаг – личное возмещение причиненного ущерба. Десятый шаг – углубление самоанализа. Одиннадцатый шаг – углубление взаимоотношений с Богом, посредством молитвы. Двенадцатый шаг – помощь другим зависимым и нуждающимся людям.

Существенны в психотерапевтическом отношении (не затрагивая духовный компонент, который обсудим чуть позже) несколько обстоятельств, на которые, как на положительные качества программы «12 шагов» указывал ряд зарубежных исследователей. Не можем не упомянуть о них и мы.

Во-первых, программа само- и взаимокоррекции принимает ко вниманию специфические особенности психологического статуса лиц с наркотической зависимостью, достаточно легко принимается ими (прим. авт. – если это люди не из религиозных семей или лица с выраженными психическими расстройствами после приема современных синтетических наркотиков), интегрируясь с другими видами терапии.

Во-вторых, по мнению ряда зарубежных авторов, эта программа базируется на апелляции к высшим духовным ценностям (прим. авт. – в понимании духовности зарубежных авторов) пациента и активизирует их. Пациенты при этом получают дополнительные силы и энергию для борьбы со своим заболеванием.

Здесь следует сделать ремарку, отметив, что «концепция алкоголизма как болезни» была создана в США и активно пролоббирована одним конкретным лицом, филантропом Р. Бринкли Смитерсом, как пишут некоторые американские издания, «из числа потенциальных алкоголиков», лишь в середине прошлого века. Ее автором стал физиолог Элвин Мортон Джеллинек (1890-1963), употребивший впервые это понятие в 1960 году в одном из своих исследований . Его теория о том, что алкоголизм является болезнью, еще с того времени вызывает много споров среди исследователей, часть работ которых мы приводив в данной работе. Спорность данного утверждения подтверждается и на практике, которая будет описана далее. Следует отметить, что в 50-е годы прошлого века Э.М. Джелинек работал в качестве консультанта в подкомитете по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья Всемирной организации здравоохранения в Женеве и именно через свои каналы, используя ресурсы Р.Б. Смитерса, он добился там признания своей концепции. Достаточно отметить, что Смитерсом было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является его председателем Национального совета по алкоголизму. Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с целью обеспечения выплат клиентам лечебных центров (в нашем понимании – наркологических клиник) по карточкам медицинского страхования, поскольку после включения алкоголизма в перечень заболеваний он стал страховым случаем, подлежащим оплате больничных листов и всех связанных с этим медицинских и социальных услуг. Интерес частных медицинских компаний в принятии такого решения очевиден. При этом степень полноценности научного обоснования данного решения постоянно подвергается сомнению экспертами во всех развитых странах мира. До России в силу слабого профессионального уровня наркологических кадров и высокого уровня лоббизма данной концепции их голоса практически не доносятся. Результаты ряда исследований мы приведем ниже.

Такой методологический подход не оправдал себя. Об этом мы можем судить, исходя из анализа результатов терапии алкоголизма и наркомании: за полтора столетия эффективность его лечения продолжала оставаться крайне низкой. Любой статистический справочник сообщит читателю, что медикаментозное лечение дает эффект от 2-х до 10% ремиссий от общего числа пролеченных лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманиями, максимум. И эти цифры в российских условиях признать статистически достоверными не представляется возможным.

Как бы то ни было, в России реабилитационные центры, функционирующее по типу «Миннесотской модели», существуют практически во всех крупных и средних по численности населения населенных пунктах. В настоящее время чаще всего в реабилитационных программах для зависимых лиц с «12 шагами» сочетаются такие психотерапевтические методики, как бихевиоральная (поведенческая) психотерапия, когнитивная терапия, рационально-эмотивная терапия, гештальт-терапия, ролевые игры и элементы психодрамы, некоторые виды аналитической терапии.

Согласно исследованиям, проведенным Американской психиатрической ассоциацией, так называемая «Модель штата Миннесота», или «Миннесотская модель» –программа, базирующаяся на идеологии «12 шагов», а также по некоторым данным российских исследователей 1990-2000-х годов, в мире использовалась в 70-80% реабилитационных учреждений. Остальную часть занимают терапевтические сообщества, не принимающие методологию данной программы.

В зарубежной научной литературе описано сравнительное исследование индивидов в ремиссии, прошедших курс только психотерапии, либо психотерапии и «12-тишаговой» программы, которое показало большую устойчивость последней группы, а также более успешные показатели по эмоциональным и личностным характеристикам у представителей групп, прошедших программу «12 шагов» в сравнении с группой с обычной психотерапией, без проведения программной работы. Участие в «12-тишаговой» программе, помимо психотерапевтического воздействия, позволило добиться более высоких результатов в отношении осмысленности терапевтического процесса. Также участники этих программ имели более низкие показатели тревоги, депрессии и враждебности, чем те из индивидов в ремиссии, кто прошел только психотерапевтическую реабилитацию без посещения групп по программе «12 шагов». При этом, что важно отметить, при проведении данного исследования, отсутствовала контрольная группа, участвовавшая в иной психотерапевтической реабилитационной программе, исключающей применение идеологии «12 шагов» и связанные с ней психотехнические приемы, что не позволяет считать данную работу демонстрирующей преимущества перед иными реабилитационными программами.

В то же время исследователи из США C. Mutton, H. Ross (2001) по результатам своего исследования опубликовали статью, в которой сообщили, что, поскольку личностная идентичность конструируется через призму оценок тех людей, которые находятся в социальном пространстве индивида, группы типа «Анонимные Наркоманы» и «Анонимные Алкоголики» создают для участников этих программ новую символическую структуру, через призму которой они могут подвергаться драматическим личностным трансформациям. В другом исследовании S. Peele (1989) и коллеги доказали, что такие группы могут быть малоэффективными в преодолении аддиктивного (зависимого) поведения, поскольку обращаются к идее пожизненной аддикции, считая себя до конца своих дней неизлечимо больными. Такая жесткая установка, как показало другое исследование, приводит к конструированию неблагоприятной с точки зрения вероятности возникновения рецидива аддиктивной личностной идентичности, что наиболее вероятно приведет к рецидиву алкоголизма или наркомании.

  1. Chen (2007) обнаружил, что большинство тех индивидов в ремиссии, кто не участвовал в формальных группах (типа «Анонимные Наркоманы», «АН»), не идентифицировали себя в качестве зависимых людей, также как и выздоравливающих. Участники исследования определяли свою актуальную личностную идентичность в терминах семейных и профессиональных ролей.

Другие исследователи считают, что аддикция является в основном функцией индивидуально избранных привязанностей, заменяющих Бога. Следовательно, зависимость может быть излечена посредством заполнения пустоты, при котором ослабляются поддельные привязанности, позволяющее погрузиться в отношения любви к Богу. По мнению авторов исследования, большинство зависимых людей может воздерживаться от употребления психоактивных веществ самостоятельно, хотя это противоречит распространенному убеждению, что аддикция может быть излечена только извне.

Значение понятия «аддикция» заключается в том, что сформированные убеждения постепенно становятся привычкой, которую все труднее преодолеть. Наркозависимые говорят «да» в пользу удовольствия, и когда они делают это слишком часто, это постепенно становится навязчивой привычкой. При этом абстинентный синдром становится выбором, который они по сути уже не делают. Описаны наблюдения, есть они и в нашей практике, встречаются и у зарубежных авторов, согласно которым часть зависимых людей смогла выйти из порочного круга зависимости, просто сказав ей «нет». Здесь следует признать, что с появлением на наркорынке новых видов высокотоксичных синтетических наркотиков, число таковых резко сократилось. При этом многие исследователи и практики утверждают, подтверждают этот факт и авторы данной работы, что программа «12 шагов» поддерживает образ жертвы у зависимых лиц, укрепляет в них чувство бессилия и ощущения себя тяжко и неизлечимо больными, что значительным образом осложняет выход из этого самого порочного круга.

H.L. Surratt (2005) изучала изменение идентичности женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми. Исследование было направлено на изучение активного преодоления авторитарного подхода в лечении, утверждающего, что наркотическая зависимость – это болезнь, и процессов, посредством которых они принимали, сопротивлялись или отвергали аддиктивную идентичность. Результаты показали более высокую успешность в конструировании положительной идентичности у женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми, чем без них, при этом их позиция по отношению к девиантной идентичности была расценена как ее отвержение и принятие в качестве основной личностной идентичности родительской роли.

В целом можно отметить критическую позицию достаточно большого количества современных авторов в европейской и американской научной литературе по отношению к «12-тишаговой» программе и рост интереса к проблемам духовности в процессе ремиссии наркозависимых. Кроме того, отсутствуют конкретные данные, подтверждающие более высокую эффективность данной методики по сравнению с другими подходами к терапии больных алкоголизмом и наркоманией.

В то же время ряд американских активистов, исследователей, общественников уже не один десяток лет задают вопрос, что же это за явление – группы «Анонимные Алкоголики/Наркоманы – религиозный культ, подмена христианства или лечебно-реабилитационная технология обретения трезвости? В частности, в 1998 году США вышла книга Ч. Буфа с одноименным названием «Alcoholics Anonymous: Cult or Cure?» («Анонимные Алкоголики – культ или лечение?» . «12 шагов к другому Евангелию?», «Доктор Боб Смит: «Христианский «корень» AA?», «AA: христианские или оккультные Корни?», «Зависим от движения «выздоровления»?» – такими вопросами пестрит один из самых крупных в Северной Америке форум, посвященный различным деструктивным психокультам современности http://www.psychoheresy-aware.org. И дискуссии на них происходят острые и, соответственно, актуальные, как мы видим, не только для России. «Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта!» – под таким заголовком в американском научном журнале «Журнал рационального выздоровления» («The Journal of Rational Recovery») в 1997 году вышли две части статьи автора Джека Тримпи. Они были переведены на русский язык и опубликованы и в русскоязычном сегменте интернета, вызвав бурную полемику в среде специалистов, работающих с химически зависимыми лицами. Апофеоз программы, то есть, «12-й шаг» – «Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть об этом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах» – по сути, и является ее смыслом и целью: умножать саму программу. Соответственно, средства, организации, людей, души… Безусловно, вопрос до сих пор остается актуальным и требует более детального анализа, чем был проведен ранее.

Критическая научная оценка результатов деятельности российских подразделений международного сообщества «Анонимные Алкоголики» / «Анонимные Наркоманы», функционирующего в соответствии с программой «12 шагов» дана в вышеупомянутом исследовании Т.Б. Дмитриевой и А.Л. Игонина (2006), где представлен краткий анализ полученных в результате опроса специалистов-наркологов из различных регионов России данных, а также личных наблюдений авторов. Экспертное заключение таково: «Хотя в программе и говорится, что она подходит для человека, исповедующего любую религию (Бог такой, «как мы его понимаем»), идеология данного движения все же основывается на западной ветви христианства – протестантизме. Поэтому деятельность ячеек общества АА и АН проникнута духом так называемой протестантской этики с ее рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), даже соперничеством, скептическим отношением к авторитетам, стремлением во всем полагаться на свои собственные силы, культом материальных ценностей и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке, духовном наставничестве, ищет одобрения членов сообщества… Как показывает опыт, большинство из вновь организованных ячеек обществ АА и АН быстро прекращает свое существование. Есть, конечно, отдельные примеры их длительного функционирования. В таких случаях лидер группы, как правило врач-психотерапевт, удерживает объединение пациентов от распада. Но при этом религиозная идеология двенадцатишаговой программы выхолащивается, а сообщества становятся устойчивыми терапевтическими группами». Таким образом, помимо вопросов к низкой степенью вероятности эффективного соработничества программы с российской ментальностью, за счет чего сложно обеспечить успешный выход пациентов с низким числом рецидивов от общего числа выпускников на амбулаторный постреабилитационный этап в группы «АА» / «АН» после реабилитационных учреждений, работающих по «Миннесотской модели», авторы исследования убеждены в безусловной религиозности позиционирующей себя как сугубо светскую программы «12 шагов».

Именно в связи с этим в православном сообществе, в России, вопросов к данной технологии обретения трезвости и ее разновидностям по-прежнему несчетное количество. Несмотря на это, ежегодно, пользуясь неосведомленностью как специалистов-наркологов, психиатров, психологов, рядовых священнослужителей, мирян, так и священноначалия, продолжаются попытки внедрить в практику церковного душепопечения абсолютно ненужные Русской Православной Церкви и даже более того – как считают многие эксперты, опасные для нашего социума технологии, что подтверждается и вышеуказанными исследованиями. Есть и более свежие наблюдения. Они нашли отражение в Резолюции участников Круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма в Русской Православной Церкви». Мероприятие прошло в стенах Национального научного центра наркологии 15 декабря 2007 года и по итогам обсуждения в том числе и этой, чрезвычайно актуальной и по сей день темы – внедрения в практику церковного душепопечения данной чужеродной и, как показывает практика, неподходящей для русской ментальности технологии обретения трезвости программы, был подготовлен и направлен на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II данный документ.

Следуя высказанному в интервью Святейшего от 3 февраля 2007 года после Круглого стола в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи на тему «Православная церковь и программа «12 шагов”. Опыт Данилова монастыря», опубликованному в «Журнале Московской патриархии», пожеланию: «опыт, накопленный в Сообществах «Анонимных алкоголиков” и «Анонимных наркоманов”, не должен быть проигнорирован в России – напротив, он должен стать предметом пристального изучения», такая экспертная работа была проведена наиболее опытными в деле духовного окормления и реабилитации лиц с химической зависимостью священнослужителями РПЦ МП и помогающими им светскими специалистами в декабре 2007 года. Фрагмент части экспертного заключения, оформленной в итоговую резолюцию мероприятия: «Без нравственной оценки наших поступков не может быть должным образом изменено само поведение. Идеологи Программы «12 шагов» категорически отказываются признавать нравственную составляющую патологических пристрастий. О грехе ничего не сказано ни в одном шаге программы проведения терапевтических групп «АА/АН». В «12-ти шаговой программе» вообще отсутствует такое духовно-нравственное понятие как ГРЕХ, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Таким образом, Программа «12 шагов» не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им. Тем не менее, среди членов общества «АА/АН» есть православные священники! Их статьи и откровения в специальной литературе этой организации чрезвычайно противоречивы. Например: «Человек может быть духовной личностью и для этого не обязательно ходить в церковь». Если внимательно рассмотреть основные программные тексты «12 шагов», то подлинная ее миссия выясняется очень скоро: отвлечь как можно больше людей от спасительного пути ко Христу. При окончательном оформлении Программы один из ее авторов Билл Уилсон, по его словам, «пошел на некоторый компромисс в формулировках, касающихся Бога». Из вышесказанного следует, что Программа «12 Шагов» строится не на живой связи со Христом Спасителем, а использует идею Бога лишь только как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих клиентов. В таком случае «12-ти шаговая» Программа не имеет отношения не только к Православию, но и к христианству в целом. Не может быть христианства без Христа! Поэтому и вызывают, по меньшей мере, удивление упорные попытки внедрить «12-ти шаговую программу» в Русскую Православную Церковь в качестве дополнительной или даже основной методики реабилитации химически зависимых лиц. Есть еще одно положение Программы, с которым не может согласиться православный христианин. По мнению сторонников данного движения, «алкоголику может помочь только алкоголик, наркоману – только наркоман», и речь здесь не идет ни о медицинской поддержке, ни о духовно-нравственном восстановлении личности падшего человека через таинства Церкви. Вот почему такая разница в получаемых результатах между ней и православными методами реабилитации. Именно поэтому многие и многие православные священнослужители, а также миряне не принимают «АА/АН»». Более подробно духовно-нравственные аспекты разногласий программы «12 шагов» с классическим христианским, святоотеческим пониманием данной парадигмы наркологических расстройств мы разберем в продолжении данной работы.

28 января 2010 года в здании Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России) в рамках XVIII Международных Рождественский образовательных чтений состоялась конференция «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» (далее – конференция). Данное мероприятие было проведено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в результате достигнутого соглашения о его проведении при поддержке ФСКН России и Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации (далее – ГАК) по итогам встречи председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, епископа Зарайского Меркурия и председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова. В конференции приняли участие специалисты Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии, ГАК и его территориальных подразделений, сотрудники центрального аппарата ФСКН России, священнослужители Русской Православной Церкви, представители общественности, реализующие профилактические и реабилитационные программы для лиц с зависимым поведением в различных регионах России, а так же различных служб и ведомств правительства г. Москвы и Российской Федерации. По вопросам оказания духовной, психологической и медицинской помощи в преодолении наркотической зависимости, пьянства и табакокурения, пострадавшим от сектантских технологий «трезвения», опытом делились священнослужители Русской Православной Церкви и помогающие им светские специалисты, занимающиеся проблемами социальной реабилитации лиц с зависимым поведением, а так же представители медицинских учреждений и содружественных Церкви организаций, занимающихся лечением, социальной реабилитацией и адаптацией лиц с указанными расстройствами.

Большинство выступающих докладчиков высказало озабоченность в связи с попытками внедрения в Русскую Православную Церковь программы профилактики зависимого поведения и реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью «12 шагов», реализуемой в группах «Анонимные Наркоманы» («АН» или «NA»)», «Анонимные Алкоголики» («АА»). Многие докладчики отметили нецелесообразность внедрения в Церковь любых методик, содержащих в себе принципы и идеологию программы «12 шагов». Присутствующие на конференции специалисты отметили следующее: «В течение короткого времени участники программы «12 шагов» в группах «АН» и «АА» усваивают специфическую терминологию, начинают мыслить ее категориями и используют «12-тишаговую» лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми. При этом в поведении реабилитируемого таким методом человека проявляется выраженное рассогласование между «правильными» программными высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. Это делает подобные группы если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями». В связи с этим у участников конференции возник вопрос, раннее обсуждавшийся на подобных мероприятиях – нуждаются ли жители России в такой «духовности» или все же удастся с найти в себе силы жить во всех отношениях трезво и благочестиво, опираясь на богатые отечественные традиции и опыт Русской Православной Церкви, не поддаваясь ловким и лукавым манипуляциям тех, кто осознанно или неосознанно стремится лишить жителей России собственной идентификации? У большинства присутствующих на заседании церковных и светских специалистов вызвали сомнение заявления русскоязычных участников международного движения «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы», нередко транслируемые через различные средства массовой информации и специализированные православные и медицинские печатные издания, свидетельствующие о высокой эффективности предлагаемой ими учреждениям Русской Православной Церкви методики. В частности, было сообщено о том, что в 2006 году в Европе организацией с высочайшей степень доверия со стороны международных научных институтов, «Кохрановское сотрудничество», проведено исследование, которое включало в себя обзор результатов восьми испытаний за период времени начиная с 1966 года. В него было вовлечено в общей сложности 3417 человек. Результаты общеевропейского научного обзора Кохрановского сотрудничества следующие: «Ни одно экспериментальное исследование однозначно не показало эффективность групп «Анонимные Алкоголики» или других «12-тишаговых» программ как варианта снижения алкогольной зависимости или проблем, связанных с ней» . Тем не менее, лоббисты внедрения этой программы повсеместно, и в государственных наркологических учреждениях, в частных наркологических клиниках, учреждениях Русской Православной Церкви, предпочитают свидетельствовать совершенно об обратном.

Авторская группа:

  • Каклюгин Н.В. – кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения ООО «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае;
  • Бельков С.Н. (протоиерей Сергий) – член Координационного совета при Координационном центре по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии, руководитель сети противонаркотических центров Выборгской епархии «Обитель исцеления»;
  • Костюкова Т.А. – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Томского государственного университета;
  • Григорян Н.А. – кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета;
  • Пучнин Д.С. (протоиерей Дионисий) – магистрант кафедры психологии Томского государственного университета; директор социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр «Зеледеево”»;
  • Пащенко П.В. (иеромонах Прокопий) – насельник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *