1. Прочитайте отрывок из «Акта о супрематии» (верховенстве), письменно ответьте на вопросы и выполните задание

1) Когда этот Акт был принят?

3 ноября 1534 года

2) В период правления какого английского короля появился данный Акт?

Генрих VIII

3) Какие новые порядки установил «Акт о супрематии»?

За королем закреплен титул «главы церкви»

4) Оформите логическую цепочку «Устройство английской церкви», вписав номера приведенных ниже понятий в квадраты: 1) священники; 2) верующие; 3) король; 4) епископы; 5) епископ Кентерберийский

Ответ:

2 1 4 5 3

5) Как изменение порядка управления церковью в Англии повлияло на положение королевской власти в стране?

Установился абсолютизм

2. Установите соответствие между правителями Англии и основными событиями, относящимися к их правлению, вписав в графы таблицы соответствующие цифры. Будьте внимательны: несколько событий могут относиться к правлению одного правителя. Заполните пропуски в столбце «Правители Англии (1485 — 1603)»

Правители Англии (1485-1603) Основные события
А) Генрих VII Династия Тюдоров

1) провозглашение английской церкви в качестве государственной

2) восстановление над Англией папской власти

3) казнь шотландской королевы Марии Стюарт

4) Закрытие католических монастырей

5) начало создания англиканской церкви

6) борьба с Испанией за морское первенство

Генрих VIII
Эдуард VI
Б) Мария I Кровавая
В) Елизавета I
Карл I Династия Стюартов

Ответ:

А Б В
5, 4 2 3, 1, 6

3. Каковы особенности англиканской церкви?

А) В основе учения — идея «оправдания верой»

Б) Повиновение распоряжениям папы римского

В) Перевод Библии на английский язык

Г) Верховный глава церкви — король

Д) Богослужение осуществляется на латинском языке

Е) Конфискация земель монастырей

Ж) Отказ от почитания икон

Правильный ответ:

1) АВГЕ

4. Перед вами рисунок необычного «забора». Под каждой его планкой в беспорядке разбросаны буквы и слоги. Если вы с учетом высоты планок в определенной последовательности расшифруете головоломку, то прочитаете высказывание Елизаветы 1. Запишите его, письменно ответьте на вопросы

Я лучше тысячу раз отстрою мессу, чем позволю совершиться тысяче подлостей во имя ее отмены

1) В чем смысл этого высказывания?

Елизавета 1 не стала отменять католической мессы

2) Каковы последствия религиозной политики Елизаветы 1?

Государственная религия — англиканская церковь. Усиление абсолютизма

Из-за опасений, что во время режима изоляции в связи с распространением COVID-19 церковное имущество может быть разграблено, Церковь Англии перевезла ценные вещи стоимостью в миллионы фунтов стерлингов в Лондонский Тауэр. Ранее архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби подтвердил, что из-за пандемии храмы в Великобритании должны оставаться закрытыми.

Ранее во времена кризисов обладающие исторической ценностью и имеющие важное значение предметы также доставлялись в Лондонский Тауэр. Подобные перемещения проводились в ходе волнений в Средние века и Новое время, а также во время двух мировых войн, напоминает РИА Новости.

Представители англиканской церкви хотят защитить ценные объекты от вандалов и грабежей во время введенного режима изоляции. Полиция предупреждала, что преступники во время карантина крадут машины и металлолом, поэтому в сложившейся ситуации все вывезенные предметы будут храниться в Тауэре до окончания режима изоляции.

Как сообщалось, в минувшее воскресенье, 12 апреля, количество умерших в Великобритании от заболевания, вызванного новым коронавирусом, превысило 10 тысяч человек, общее число зараженных составило 84 тысячи.

АНГЛИКАНСТВО

Течение в протестантизме

Среди всех протестантских деноминаций англиканство стоит ближе всех к Католической Церкви, сохраняя отдельные традиционные черты как в доктрине, так и в обрядах и в церковном устройстве. Сами англикане обычно не относят себя к протестантам, а свою церковь называют просто «Церковью Англии». В то же время, англиканство является именно направлением протестантизма, поскольку оно возникло в ходе Реформации и имеет все вероучительные признаки протестантизма: отрицание главенства Римского Папы, отрицание присутствия Христа в Евхаристии, отрицание таинства священства и т. п. С точки зрения своего устройства, Англиканская Церковь является церковью национальной и государственной. Ее главой считается британская королева и принадлежность к Англиканской церкви всегда была важнейшим знаком политической благонадежности. Это очень сближает англиканство с православием, и известны даже попытки добиться их объединения, впрочем, безуспешные. По отношению к католикам Англиканская Церковь всегда была крайне враждебна и лишь в конце ХХ века наступило некоторое потепление отношений.

В силу своего островного положения Англия очень рано начала проявлять тенденции к церковной автономии. Конфликты между английскими королями и епископами Рима имели место начиная с XII века. Особенно отношения обострились в эпоху «авиньонского пленения» Пап, когда, по убеждению английской короны, Папы выступали на стороне врагов Англии — французов, на чьей территории они находились. Антикатолические настроения нашли своё отражение в трудах английского богослова Джона Уиклифа (ок. 1320 – 1384), высказывавшего многие близкие протестантизму идеи, такие как отрицание главенства Папы, тезис о том, что единственным источником веры является Св. Писание и т. д.

Окончательный разрыв Английской Церкви со Св. Престолом происходит в XVI в. Поводом для этого становится конфликт между королем Генрихом VIII (1509 – 1547) и Папой Климентом VII (1523 – 1534). Отличавшийся неуравновешенным характером Генрих VIII стал как раз тем человеком, который был способен пойти на полный разрыв с Вселенской Церковью, несмотря на все трагические последствия этого решения. В 1527 г. Генрих решил развестись со своей женой Екатериной Арагонской и жениться на фрейлине Анне Болейн. Он потребовал у Папы аннулировать брак, но Папа отказал. Это стало формальным поводом для разрыва отношений. В 1530 г. отменяются все документы Св. Престола, наносящие ущерб юрисдикции английского короля. В 1531 г. отвергается значение интердиктов. Парламент закрепляет эти решения в 1532 – 1533 годах. В мае 1532 г. король наделяет себя правом контролировать духовенство и постановляет, что духовенство не может принимать никаких решений неугодных короне. Все эти решения привели к тому, что 23 марта 1534 г. Папа отлучает Генриха от Церкви. В ответ 30 марта король своим актом отвергает право Папы влиять на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября 1354 г. парламент объявляет короля «единственным верховным земным главой Английской церкви». С этого момента можно отсчитывать историю Англиканской Церкви. В 1535 г. фактическое управление Церковью передается Томасу Кромвелю, который получает должность Vicarius generalis in ecclesiasticis (генеральный викарий по церковным делам).

Разрыв со Св. Престолом вскоре находит отражение и в области богословия. В 1534 г. Оксфордский университет объявляет, что Св. Писание не дает Римскому епископу никакой власти над Англией. В богослужение были включены молитвы об избавлении Англии от «тирании Римского епископа». Для окончательного разрушения католичества требовалось, прежде всего, уничтожить монастыри, являвшиеся опорой церковной традиции и дискредитировать монашество и духовенство в глазах населения. Для этого была устроена показательная ревизия в монастырях. Помимо действительно имевших место нарушений, умело использовавшихся для шантажа, было сфабриковано немало ложных обвинений, которые были внесены в отчет ревизоров и в феврале 1536 г. зачитаны в парламенте. В результате раздались крики «долой монахов!» и на эмоциях был принят билль об уничтожении малых монастырей. Более 400 монастырей было закрыто. Сопротивлявшихся насилию ждали кровавые репрессии. Многие монахи и монахини в этот период стали мучениками за веру. В 1538 – 1539 гг. та же участь постигла большие монастыри. Всё их имущество было передано в королевскую казну. Все, кто не признал власть короля в Церкви жестоко уничтожались, от архиепископов до сельских священников. Одним из первых мучеников был кардинал Джон Фишер, казненный в 1535 г. (В 1936 г. канонизирован). Множество мучеников было и среди мирян, один из них – Томас Мор, королевский канцлер, обезглавленный 6 июля 1535 г. (канонизирован в 1935 г.). В 1534 г. на Севере Англии католиками было поднято восстание. Оно было потоплено в крови, но предостерегло сторонников протестантизма от слишком радикальных вероучительных изменений.

В задачи Генриха VIII не входила вероучительная реформа английской Церкви. Он хотел ограничиться церковно-административной реформой, которая закрепила бы за ним главенство в Церкви. Однако Генрих не был по убеждению протестантом, он даже активно полемизировал с Лютером. В то же время, он, сам того не желая, дал толчок к антицерковным выступлениям, которые начали развиваться по нарастающей: вслед за отрицанием главенства Папы были поставлены под сомнение и другие положения католической веры. В Англии начали распространяться завезенные с материка протестантские идеи. В 1536 г. была выработана формула, явившаяся попыткой найти некий компромисс между католичеством и протестантизмом. Она получила название «10 пунктов веры». В документе говорится о Библии как о единственном источнике вероучения, но признается и авторитет первых четырех Вселенских Соборов. Признается, что Евхаристия есть Тело и Кровь Христовы, но упоминаются только три таинства и т.д. В 1537 г. появляется т. н. «Епископская книга» или «Наставление христианина», в которой данные вопросы рассматриваются подробнее, но в том же ключе — сохраняется попытка примирить католические и протестантские элементы. В 1539 г. были приняты «6 членов», в которых отмечается поворот к католичеству. Лавирование между католичеством и протестантизмом сохранялось до смерти Генриха VIII в 1547 г. Сын Генриха Эдуард VI начал последовательные реформы в духе протестантизма. Уже в 1547 г. в Англию прибыли протестантские богословы Мартин Буцер и Петр Мартир, которые активно проводили протестантские идеи. В 1549 г. была опубликована «Книга общественного богослужения» (The Book of Common Prayer), которая стала в Англиканской Церкви официальным служебником и авторитетной книгой по догматике. (В 1552, 1559, 1662 и 1872 гг. пересматривалась и дополнялась). На основе этой книги в 1552 г. были выпущены т. н. Articuli (42 пункта), где содержалось систематическое изложение вероучения реформированной Англиканской Церкви. Этот документ носил ярко выраженный протестантский характер, в нем отрицалось присутствие Христа в Евхаристии, почитание святых, отвергались все таинства, кроме Крещения и Вечери Господней, трактовавшейся символически. Введение нового вероучения вызвало в стране восстание, которое было жестоко подавлено. Недовольство значительной части народа столь радикальными нововведениями обеспечило поддержку королеве Марии Стюарт (1553 – 1558), которая попыталась вернуть Англию в лоно Католической Церкви и даже пригласила в 1554 г. папского легата. Однако эта попытка вызвала отчаянное сопротивление протестантов, особенно среди нового дворянства и в армии. В ходе ожесточенной борьбы католики потерпели поражение. Королева Елизавета Тюдор (1558 – 1603) вновь попыталась примирить враждующие стороны. В июле 1559 г. был введен «Акт о единообразии». 42 пункта были пересмотрены и утверждены парламентом в 1571 г. в виде 39 пунктов. В результате появилась смесь католичества, лютеранства и кальвинизма, но общий характер оставался протестантским: пресуществление Пресв. Даров, почита ние икон и мощей, монашество и, разумеется, главенство Папы было отвергнуто.

В XVII в. протестантизм в Англии закрепляется и распространяется повсеместно. Оставшиеся католики становятся гонимым меньшинством и существуют подпольно. Некоторые послабления они получают лишь при Карле I (1625 – 1649).

Королевская церковь получила название «епископальной», поскольку в ней сохранилась епископская система управления. В то же время более последовательные протестанты образовали пресвитерианскую церковь, в которой централизация была намного меньшей, а служба была значительно упрощена. Учение ее было по сути кальвинистским. Пресвитерианская Церковь получила распространение в Шотландии и попытки ввести там епископальный строй вызвали восстание. Кроме того, от Англиканской Церкви отделились еще более радикальные протестантские группировки: пуритане, индепенденты, квакеры и др. Во время протектората Оливера Кромвеля (1653 — 1658) эти течения стали доминирующими, поскольку индепендентами были в основном солдаты армии Кромвеля. Со времени правления Вильгельма III (1688 – 1702) Англиканская епископальная Церковь вновь занимает господствующее положение, а индепенденты и пуритане становятся мирными оппозиционными течениями («диссентерами»). В мае 1689 г. был опубликован «Акт терпимости», который гласил, что диссентеры, признающие власть короля не подлежат наказанию. Им было предоставлено право устраивать свою религиозную жизнь самостоятельно, однако они должны были платить сборы в пользу господствующей церкви и замещать бесплатные приходские должности (сами или через заместителей). В то же время диссентеры были лишены основных политических прав: они не могли поступать в университеты, занимать общественные и государственные должности. На католиков терпимость вообще не распространялась. Только в 1791 г. католикам разрешили совершать богослужения и лишь с 1829 г. они смогли устраиваться на государственную службу.

Первая является идеологической основой британского консерватизма (тори), её сторонники – церковная и светская аристократия. В Высокой Церкви подчеркивается ее государственный характер, централизация, традиции, связывающие ее со средневековой Церковью.

Низкая Церковь в политике отождествлялась с более либеральным направлением (виги). Представители этого направления считали себя членами единой Англиканской Церкви, но были более последовательными протестантами. Обычно их считают наследниками пуритан. Именно они добивались равных прав для диссентеров.

Широкая Церковь также появилась в конце XVII в. Ее родоначальником считается епископ Бёрнет. Характерным признаком этого направления является крайняя широта взглядов, доходящая порой до индифферентизма. Задачей Широкой Церкви стало примирение между всеми течениями в рамках англиканства. К середине XIX века Низкая Церковь в значительной части растворилась в Широкой Церкви.

Сегодня Англиканская Церковь сохраняет свой государственный статус и ее главой формально остается английская королева. Католики по-прежнему не имеют право возглавлять Великобританию, хотя все прочие ограничения для них отменены.

В настоящее время в мире насчитывается около 70 миллионов англикан, объединенных в 36 автономных Церквей, составляющих Англиканское содружество (Anglican Communion). Эти Церкви допускают евхаристическое общение своих членов и символически находятся в организационном единстве с Кентрберийской епархией. Высшие иерархи этих Церквей периодически встречаются на т. н. Ламбетских конференциях.

Англиканская Церковь в России ведет свое начало с XVI века. В 1827 году в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 году на ее месте возведен собор Святого Андрея, существующий и поныне. В 1920 году здание собора было экспроприировано государством. С 1920 по 1991 г. англиканские службы эпизодически проводились в посольствах Великобритании, Канады и США, а с 1991 г. – вновь в соборе святого Андрея. Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992 году. Священник московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию «Гибралтар в Европе».

Англиканство обычно считается ветвью протестантизма. Является ли это правильным теологически или исторически, в значительной степени не имеет значения — независимо от богословия и экклессиологии — оно так долго считалось ветвью протестантизма, что утверждение, что его не следует считать протестантом, вряд ли будет полезным для кого-либо. Кроме того, не подлежит сомнению, что протестантская теология оказала значительное влияние на англиканской мысли.

Обратите внимание на мои полномочия — я англо-католик — и являюсь членом Церкви в общении с архиепископом Кентерберийским (Епископальная церковь США). Итак, как это влияет на всю протестантскую вещь? Вот где это становится интересным так, как это происходит только в англиканстве.

В отличие от многих других протестантских конфессий, Церковь Англии не была основана из-за богословских споров с Римско-католической церковью. Он был основан потому, что правитель Англии хотел положить конец папской юрисдикции в Англии. Теологически король Генрих VIII был таким же католическим, каким они и были — во время его правления (после Акта о превосходстве) Англиканская церковь оставалась теологически католической — единственным богословским изменением был король, а не папа, который был главой Церковь в Англии. После смерти короля Генриха VIII к трону пришли более протестантские люди и оказали протестантское влияние на английскую церковь.

Протестантификация англиканской церкви на самом деле никогда не была полной протестантификацией — в их богословии и экклезиологии всегда оставались значительные католические течения. Тридцать девять статей, далеко не всестороннее исповедание веры, были с немного умным толкованием, которое можно было бы считать соответствующим католическому (если не римскому) богословию. В конце концов, во время Оксфордского движения некоторые англиканцы начали отвергать все протестантские богословия (но не свободу от римского господства) и призывать к возвращению к католической литургической практике. Англо-католики сегодня являются духовными наследниками Оксфордского движения. Их внимание к большему количеству католической литургической практики в основном было успешным — многие широкие церковные приходы имеют литургию, более отражающую (современную) римскую мессу, чем все, что можно ожидать от кальвинистского протестантского прихода. Их желание очистить церковь от протестантского богословия оказалось менее успешным. В то время как в англо-католических приходах вы найдете полностью католическое богословие, большинство широких церковных приходов (на сегодняшний день наиболее многочисленное разнообразие) отражают в большей степени средства массовой информации между протестантизмом и католицизмом. Вы также найдете кальвинистские — англиканские приходы «низкой церкви», которые подчеркивают связи англиканства с протестантизмом и учат версии кальвинизма.

Англиканство было не религией, основанной на богословском положении, а политическим. Папа является патриархом Рима и не имеет бизнеса, управляющего Англией или ее церковью. Он стал католическим, попал под влияние протестантов, имел католическое обновление, и теперь является домом для широкого спектра богословских мнений по всему протестантско-католическому богословскому спектру и социал-либерально-консервативному спектру. Все эти приходы — с их собственной теологией и литургией — сосуществуют в англиканской общине. Это то, что я люблю в англиканской общине — терпимость и место для людей разных богословских взглядов Хотя я нахожу протестантское богословие отвратительным, я рад, что и они, и я можем найти дом в англиканской общине. Я могу посещать (литургически и теологически) традиционалистский англо-католический приход, который является социально либеральным. Никто сверху не собирается давить на меня или на то, как я поклоняюсь, и я не делаю никаких ударов взамен.

Англика́нство — одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно — так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь — более типичный протестантизм. Широкая Церковь — более экуменична.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения — «высокое», тяготеющее к католицизму, и «низкое», протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) — около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом «Вернейшего чада Апостольского Престола».однако это «верное чадо» хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился — у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад — английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал — запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 — 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении — Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ .

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств — Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины «священный обряд» или «священнодействие». Иногда их называют «малыми таинствами». В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам .

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства — это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени . Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus — чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова «пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение — индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества…

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 92 млн. англикан .

Использованные материалы

  • Свящ. Максим Козлов. Англиканство

На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня

В последней четверти 20 века западные христиане «открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.

Данные 1995 года

Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *