«Ангел вопияше…” — это пасхальное пеcнопение, так называемый задостойник Пасхи.

Текст:

Перевод:

Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте!

Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Вопияше — возглашал; паки — снова; тридневен — в третий день; воздвигнувый — воскресив; красуйся — радуйся; восстании — воскресении; Рождества Твоего — Рождённого Тобой

Смысл:

Задостойник («за» (вместо) «Достойно»)- песнопение литургии, которое поется в составе евхаристического канона вместо «Достойно есть» в двунадесятые праздники, Пасху, Преполовение Пятидесятницы (центральная дата между праздниками Пасхи и Троицы), Великий Четверг и Великую Субботу.

Это песнопение также, как и «Достойно есть» прославляет Божию Матерь, но уже в свете конкретного праздника.

На литургии в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), а также в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени: в дни, когда совершается литургия Василия Великого – особый Богородичный тропарь «О Тебе радуется».

Автором пасхального канона, из которого взят задостойник, является преподобный Иоанн Дамаскин («Дамаскин» — «из Дамаска»). Этот святой, живший на рубеже VII и VIII веков, прославлен как гимнотворец, богослов, философ и отец Церкви. Во времена иконобоческой ереси в Византии и жестоких гонений властей на почитателей православных икон Иоанн Дамаскин ревностно отстаивал истину (автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания») и в последствии добился её принятия.

Святой известен как создатель «Октоиха» — богослужебной книги «осьмогласия», т.е. системы восьми гласов (определённых мелодических оборотов), которые поочерёдно менялись каждую неделю. Эта система, в дальнейшем, была перенята Русской православной церковью вместе с другими византийскими традициями. Кроме того, Иоанн Дамаскин написал множество других духовных сочинений — канон Рождеству, Пасхе и другим праздникам, ряд молитв из утреннего и вечернего правил.

По церковной традиции пасхальный канон поётся целиком, без чтеца, со своим особенным праздничным распевом (мелодией) и исполняется так до отдания праздника.

Автор в первой части задостойника поэтически связал текст с событиями Благовещения — явлением Деве Марии Архангела Гавриила с вестью о том, что она родит Спасителя. В гимне воскресшему Христу Архангел является к ней снова, но уже с иной, пасхальной, вестью.

Как пишет сам Иоанн Дамаскин:

«…Радостную весть о Господнем воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…»

Во второй части — в самом ирмосе — Архангел обращается к Новозаветной Церкве («Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия»). Эта же фраза является цитатой из книги пророка Исаии, который предвозвестил воскресение Христа: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис.;60,1).

«Ликуй ныне и веселися, Сионе…» — в буквальном смысле Сион — это гора на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида, а в последствии горница Тайной вечери, сошествие Святого Духа на апостолов. В Новом Завете, как пишет блаженный Иероним, под Сионом подразумеваются святые: они, стоя на вершине добродетелей, образуют собой Сион, о котором сказано: «Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Пс. 86, 2).

Далее, Вестник вновь обращается к Марии, именно как к Матери Иисуса («о восстании Рождества Твоего»).

Слово «Радуйся», неоднократно повторенное в песнопении, проходит лейтмотивом через все пасхальные тексты: именно так Господь приветствовал жён-мироносиц: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф 28:9)

«Ангел вопивше» Ф. Макарова

«Ангел вопияше» Пасхи М. Балакирева

Один из самых часто исполняемых сочинений среди русских церковных хоров, является обработкой валаамского распева. Исполняет хор «Серебрянные голоса»:

«Ангел вопияше» П. Чеснокова с соло сопрано

Павел Чесноков — известный русский композитор конца 19 — начала 20 века, автор множества духовных сочинений (ок. 400), регент. Его музыке свойственна большая эмоциональность, даже чувственность.

Исполнитель — хор Академии хорового искусства им. Попова, дирижер Алексей Петров, солистка — Алёна Саяпина.

ПоделитьсяФото: https://flic.kr/p/25k58Bi

Во второе воскресенье после праздника Святой Троицы во всех храмах Русской Православной Церкви совершается великое торжество — молитвенно вспоминается память всех святых, в земле Русской просиявших. Праздник всех русских святых появился еще в 16-м веке, но по ряду причин был через столетие забыт. Печальную роль сыграл и старообрядческий раскол, и церковная реформа Петра Первого, упразднившего Патриаршество в нашей Церкви. Восстановление торжества в честь русских святых произошло на Поместном соборе 1917-18 годов. Собор также постановил составить богослужебные песнопения, прославляющие духовные подвиги подвижников русского Православия. Среди авторов, трудившихся над новыми молитвословиями, был прославленный теперь в лике святых — епископ Афанасий (Сахаров). Его перу принадлежит песнопение праздника русских святых — стихира вечернего богослужения. Подробнее о содержании этого молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.

Служба русским святым, написанная по решению Поместного собора 1917-18 годов, для Русской Церкви явление необычное. Так уж сложилось, что гимнотворчество (то есть составление новых богослужебных текстов) никогда не было, так сказать, сильной стороной нашей церковной культуры. По большей части, мы всегда ориентировались на греческие или балканские молитвословия, которые переводились на церковнославянский язык. Святой Афанасий (Сахаров) стал автором, которому удалось создать проникновенные песнопения, не уступающие древним молитвословиям. Вот каким словами святой Афанасий прославляет подвиг русских святых:

«Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави. Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».

Последняя фраза в наши дни кажется уже привычной. Но в годы революции эти слова стали смелым призывом к народу России не отказываться от церковных корней, не терять единственную прочную опору существования — православную веру.

По замыслу епископа Афанасия (Сахарова) богослужебные тексты в честь русских святых (в том числе и стихира, о которой мы говорим) должны были звучать в православных храмах не только во второе воскресенье после праздника Святой Троицы. Составленные им молитвословия имеют универсальный характер и могут исполняться в любой день, когда отмечается память русского святого. Что и происходит в наши дни. Так наша Церковь прославляет подвиг великих предков, а современников призывает хранить Православную веру и трудиться во благо Русской Церкви. Давайте послушаем стихиры в честь святых, в земле Русской просиявших, в исполнении хора Сретенского монастыря города Москвы.

тема: вид из окна

привычный вид из окна нашего дома не всегда осознаётся нами как что-то дорогое и любимое. но однажды вернувшись домой после долгого отсутствия, мы вдруг видим знакомую картину за окном. и она, оказывается, так мила и приятна нашему сердцу! это обычный вид из окна, ничего в нём нет особенного, но с ним связано столько

вот дорожка, ведущая от автобусной остановки к дому. как часто у окна ждала я маму. она выходила из автобуса и шла по этой тропинке к дому. скамейка во дворе, на которой любила сидеть бабушка, её уже нет, а скамейка напоминает о ней. вот и черёмуха под окном, каждую весну радовала своим цветеньем. а бабушка говорила: «к похолоданию.».

каждый новый день входит с рассветом ко мне через окно. раздернув шторы, я вижу, как оживает мой спальный район, как деревья под окном колеблются от ветра или стоят недвижимы, шелестят листвой или серебрятся инеем. я вижу из окна, как появляются первые автобусы, как летит пушистый снег или поливает косыми струями дождь.

летом за моим окном пышная зелень. небольшой ров вдоль дороги зарос деревьями, и они не только дом от пыли, шума и выхлопных газов, но и радуют глаз, особенно в мае, когда дикие яблони и черёмуха покрываются белоснежным цветом. аромат цветения проникает в распахнутое окно и вносит дополнительную радость.

а за дорогой, напротив, возле коттеджного поселка разрослась чаща, и каждую весну и лето она наполняется птичьим гомоном. и в черте города кукуют кукушки и поют соловьи. да-да, соловьи. ночами они прилетают на деревья возле нашего дома и свистом своим выделывают невозможные коленца. и просто неприлично спать и пропускать такой концерт.

напротив моего окна нет многоэтажных домов, и для моего взгляда доступно обозрение небесной шири до горизонта. окно обращено на юг, летом закат из него не виден, зато зимой я могу наблюдать, как меркнут красные угли заходящего солнца. это красивая и одновременно грустная картина. зато радуют россыпи звёзд в ясную погоду и луна, могущая блестеть даже «сквозь тучи мрачные».

вид из моего окна дорог мне не красотой пейзажа или чем-то особенным. он неразрывно связан с какими-то переживаниями, эмоциями, с ощущением дома.человек любит свою семью, свой дом, и вид из окна воспринимается как часть своей жизни, часть родины.

Пасха — это важнейший праздник для христиан всего мира, ведь именно он раскрывает суть вероучения. Пасха для Христиан — это Иисус Христос, и Его Воскрешение из мертвых, обещанное пророками за тысячи лет до событий, описанных в Евангелии. Тропарь праздника всегда отличается лаконичностью, чтобы самые простые люди (во времена, когда гимнографы писали тропари, многие не могли похвастаться хорошим образованием). Простым и легко запоминающимся Тропарь Пасхи остается и в наши дни.

О чем же рассказывает нам Тропарь Пасхи? Христос спускался во ад, Он воскрес после мученической смерти на Кресте и Его Смерть стала искуплением наших грехов, как прошлых, так и будущих. Господь даровал жизнь тем, кто уже лежал во гробах и обещал вечную жизнь Нам, верующим в Него.

Сам Христос воскрешал из мертвых, о чем говорится на страницах Нового Завета, но лишь Его смерть и воскрешение дали нам надежду на Жизнь Вечную, потому что Сам Сын Божий принял на себя страдания за нас.

Кондак Пасхи напоминает о явлении Христа женам-мироносицам и об апостолах, которые принимали мученическую кончину за веру уже после Воскрешения Господа.

Задостойник Пасхи напоминает о Благой Вести, которую Ангел принес Деве Марии. Вместе с вестью о рождении Богомладенца идет и весь о Крестной смерти, но и о последующем Воскрешении. Именно об этом говорится в тексте Задостойника. Тропарь Пасхи помнят наизусть все верующие, ведь эти радостные слова Пасхального богослужения напоминают нам о том, что наша надежда на Вечную жизнь жива и по сей день, мы произносим их с верой и молитвой.

«Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

Наша вера была бы тщетна без этих слов, которыми мы подтверждаем верность Господу.

  • Пасха в 2020 году — 19 апреля
  • Пасха в 2021 году — 2 мая

Пасха в 2020 году

Тропарь Пасхи

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. Христос воскрес из мертвых, смерть поразив смертию Своею и находящимся во гробах даровав жизнь вечную.

Тропарь Пасхи. Аудио

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/HRISTOS-VOSKRESE-TROPAR-PASHI.mp3

Кондак Пасхи

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Хотя Ты и во гроб сошел, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как Победитель, Христе Боже, женщинам-мироносицам сказавший: «Радуйтесь!», и Твоим апостолам мир даруя, падшим подавая воскресение.

Пасха 2020 — Воскресение Xристово

Задостойник

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: Ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие весели́теся. Свети́ся, свети́ся Но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии рождества́ Твоего.

Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, и мертвых воскресил!» Торжествуйте, люди. Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою воссияла! Ликуй ныне и веселись, Сион! Ты же, Чистая, радуйся, Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *