Содержание

Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .

При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 294

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Это интересно: Мытарства души после смерти — что происходит после смерти

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.»(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Происхождение

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Это интересно! Библейские истории: кто это такой Иуда

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и расписание богослужений в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Познавательно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Значение нимба с религиозной точки зрения

Нимб – это многозначный священный символ. На иконах изображается в виде светлого круга вокруг головы. Нимб это образ вечности, святости и божественной благодати.

На иконах Христа, внутри нимба изображен крест – главный религиозный символ христианства. Также на нимбе можно увидеть три буквы «ό ώ ν», которые в переводе с греческого означают «Сущий». Нимбы бывают разного цвета и форм. На образах можно увидеть круглые, квадратные, треугольные и даже шестиугольные ореолы. У каждого из них есть свое сакральное значение.

В иконописи очень серьезно подходили к выбору цвета. Со временем установилась символика, передающая через цвета определенный смысл образа. Так золотое и белое сияние означало райскую, божественную благодать; голубой нимб – связь с Небом и духовным миром ангелов; зеленое сияние – знак вечной жизни; красный ореол – символ мученической жертвы и Воскрешения.

Это интересно: Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

Католические нимбы:

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Что показывают нимбы святых

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился Дух Святой.

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Галерея

  • Изображение Святого Духа в виде голубя

  • Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

  • Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

  • бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.

  • Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами

  • Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

ОРЕОЛ — изображение видимого лучистого сияния, используемое в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.

Ореолы бывают следующих форм: нимб — светящееся кольцо; гало — светящийся круг (от греч. halos— круг, диск); мандорла — стилизованный миндалевидный ореол.

Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов — Солнца и Огня. Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Божественный свет

В христианстве общим для всех святых является нимб — светящийся диск, который окружает голову. Его также называют гало; это слово происходит от греческого «халос» (деревянный круглый настил, по которому ходит бык, вращая жернова на мельнице). Это слово было возвращено к жизни в XVI веке, когда астрономы стали использовать его для названия сияния вокруг Солнца, Луны и других планет, вызванного рефракцией света из-за тумана. Теологи переняли это слово, чтобы обозначить им «корону славы» над головами ангелов, святых и мучеников.

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. «Слава Тебе, показавшему нам свет!” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным.

Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – СОкровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, ОТкровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): «Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и «Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о «квадратных” (guadrata). И он был не ироничен.

Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение «квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате «Риторика” он отмечает: «Является метафорой называть хорошего (agathos) человека – четырехугольным”. У Платона в «Протаторе” читаем: «Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин «совершенный” как «четырехугольный по рукам, ногам и уму”. В христианском сознании число «4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

«Святые» с квадратными нимбами

Поделиться

Что является обязательным атрибутом православной иконы? Правильно — нимб. Так в Православии называют круг, расположенный за головой святого и указывающий на святость этого человека. Мы настолько привыкли, что нимб круглый, что иные его формы нас могут удивить и ввести в недоумение.

Именно в таком состоянии оказался я, когда передвигаясь по храму святого мученика Димитрия в Салониках, обнаружил изображения людей с квадратными нимбами. Пришлось провести собственное небольшое расследование. И вот что удалось выяснить.

Оказалось, что нимб как таковой, как знак особого статуса, пришел в христианство из античной культуры. Греки и римляне изображали своих богов с круглыми нимбами за головой. Делали они это не случайно. Нимб мы иногда еще называем аурой или ореолом. Оба этих слова восходят к латинскому слову «аурум» — золото. Аура – то, что сияет, как золото.

Золото, как известно, непосредственно связано с огнем, в котором очищается от примесей. Огонь, как и золото, сияет. В античности символом огня был круг. Вот так круг стал обозначать ауру и превратился в нимб как обозначение сияния, исходящего от человека. А потом перешел в христианское искусство как обозначение святости. С этим разобрались.

Откуда тогда взялся квадратный нимб? Ответ на этот вопрос тоже имеется. Если круг в древности обозначал огонь и его сияние, то квадрат служил обозначением земли. У квадрата четыре угла, как у света четыре стороны. Квадрат устойчив как сама земля. У греков даже была поговорка «квадратный человек”, в том смысле, что человек уверенно стоит на ногах.

Квадрат в результате стал символом жизни как таковой. В переложении церковного искусства квадратный нимб стал обозначать то, что в данном месте изображен еще живой человек, современник художника. Квадратный нимб, если хотите, служил рамкой вокруг его портрета. Обычно с квадратными нимбами изображались благотворители храма или члены правящей династии — то есть люди, заслужившие уважение, но святыми не являющиеся. Таков смысл квадратных нимбов.

Что означает цвет нимба на иконе святого?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Современному прихожанину привычно видеть на иконах золотые нимбы. Золотой или заменяющий его желтый цвет символизирует Божественный, нетварный Свет. Но это не единственный из возможных цветов, и вот почему.
Графический символ нимба был заимствован из религиозного искусства Ближнего Востока. Однако христианские художники вложили в него иной, богословский смысл: сияние вокруг головы святого стало означать причастность к Единому Богу.

Роспись алтаря в приделе свт. Николая Чудотворца в храме Троицы Живоначальной на Шаболовке

Первые изображения Христа с нимбом мы встречаем в катакомб­ной живописи IV века. Нимбы писали или белыми, в цвет фона, или голубыми. А вот на ранних мозаичных изображениях в Риме и Равенне нимб Христа — белый, белый с золотом, просто золотой. Ангелов и святых венчают нимбы золотые, белые, голубые, синие, красные и даже зеленые.

Постепенно сложилась символика цвета, который сообщал об определенном смысле образа. Белое сияние — райское, голубое — связь с Небом. Золотой цвет — божественный. Красный — цвет Жертвы и Воскресения. Зеленый трактуется как цвет вечной жизни.

На крестчатом нимбе Спасителя цвет перекрестья или лопастей может быть золотым, красным, синим, а иногда иконописцы использовали сразу два цвета.

И хотя золотой цвет стал господствовать, богатая иконографическая традиция сохранила иные решения. Например, первый русский изограф Алипий Печерский написал образ «Великая Панагия», где у Спасителя и Богоматери белые нимбы. Известна икона Умиление («Белозерская»), очень выразительная благодаря пламенеющим нимбам, венчающим Марию и Младенца.

В современной же иконописи мы пользуемся всеми возможностями изобразительного языка, которые оставили нам изографы древнос­ти.

Небесные силы, или ангелы, — это нематериальные (бесплотные) существа, созданные Богом для служения Ему. Они всегда пребывают с Богом, исполняют Его волю и являются посредниками между Ним и людьми. Бог наделил их большим умом и открыл им небесные тайны.

Небесные силы различны по своим свойствам и способностям. Они разделяются по типу служения (говоря современным языком, специализации) на три сферы, а внутри сферы — на три чина (класса). Между чинами небесных сил существует строгая иерархия: Господь открывает свою волю высшим чинам, а они передают ее нижестоящим.

В первую сферу входят сущности, наиболее близко находящиеся к Богу:
Серафимы (на иврите «огненные») – шестикрылые существа, полностью состоящие из света. Они горят любовью к Богу и способны воспламенять своим огнем сердца людей.
Херувимы (в переводе с вавилонского «милостивые») – четырехкрылые и четырехликие существа, которых иносказательно называют «колесницами Господа». Они несут божественную мудрость и просвещают людей.
Престолы – существа, на которых опирается величие Божие. Они исполняют Божие правосудие.

Во второй сфере обитают следующие небесные силы:
Господства – существа, помогающие преодолевать греховные искушения и владеть чувствами. Они также учат земных правителей мудрому управлению.
Силы передают Божественную силу и благодать угодникам Божьим.
Власти олицетворяют собой суть власти, которая основана на любви, а не на господстве, имеют также власть укрощать дьявола.

Третья сфера наиболее близка к людям и материальному миру:
Начала управляют стихиями природы во всей Вселенной, оберегают монахов от искушений.
Архангелы — небесные наставники людей. Они учат правильно ориентироваться в духовном мире, открывают тайны, сообщают пророчества. Из Священного Предания известны имена семи высших архангелов («великая седмерица»): Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил.
Ангелы (в переводе с греческого «вестники») — низший ангельский чин. Всегда помогают людям, если их призвать, наставляют на путь истинный, сообщают намерения Божии.

В Православии отдельно почитается Ангел-хранитель. Согласно Священному Преданию, ангел-хранитель назначается Богом человеку при зачатии, но начинает опекать человека только после крещения. Ангел-хранитель принимает активное участие в жизни верующего: помогает во всем, что служит на благо, охраняет от видимых и невидимых врагов, заступается о человеке перед Богом. Руководителем ангелов-хранителей считается архангел Варахиил.

Иногда ангелом-хранителем ошибочно называют святого, именем которого назван человек. Например, говорят «мой ангел — святая Пелагея». На самом деле имена ангелов-хранителей неизвестны, у них нет отдельного дня почитания, как у святых. К своему ангелу-хранителю нужно обращаться всегда, в ежедневных домашних молитвах. В настоящее время в церковных лавках продаются иконы ангелов-хранителей, но практика написания таких изображений сомнительна с точки зрения древних церковных канонов: по правилу VII Вселенского собора икона обязательно должна содержать надпись с именем изображенного святого или архангела (например, архангела Гавриила), а имена ангелов-хранителей неизвестны

Ангелами часто называют любые небесные силы, потому что небесные силы всех чинов так или иначе являются вестниками воли Божией.

Тут есть над чем работать!
В этой статье не хватает сведений. Вы можете помочь Сверхъестественное Wiki, дополнив её в соответствии с рекомендациями по оформлению статей.

Что нужно сделать:
Описание появлений

» Архангелы очень жестоки. Они абсолютны. И они есть самое страшное орудие Небес.
— Кастиэль

Архангелы — первые ангелы, созданные Богом, отличающиеся от других невообразимой мощью и огромной силой.

ИсторияПравить

Архангелы — одни из первых созданий Бога. Они обладали чрезвычайной мощью и силой, а другие ангелы, которых Бог создал чуть позже, полностью подчинялись им. Бог их создал для сражения со своей сестрой — Тьмой. В конечном итоге битвы Бог смог запереть Тьму, используя Метку Каина как замок и ключ одновременно. Эту Метку он вручил своему верному и самому любимому архангелу — Люциферу. Однако печать стала проявлять волю, оказавшись проклятьем, и начала губить своего носителя.

Михаил, как он говорил, сам вырастил Люцифера и очень любил его. Люцифер, в свою очередь, воспитывал Гавриила. Все они беззаветно любили и почитали своего Отца и заставляли других ангелов делать так же (ведь кроме них никто больше не видел Бога). Так продолжалось до тех пор, пока Бог не создал людей и не приказал остальным небожителям любить их больше, чем Его самого. Люцифер стал ревновать их к Богу и поэтому отказался преклониться перед людьми (в то время Тьма действовала через Метку). Он просил поддержки у Михаила, своего старшего брата, но тот отказал ему. Скорее всего, после этого началась Гражданская война, по итогам которой Люцифер был изгнан Михаилом с Небес, по воле Отца Своего. Обиженный и разозлённый Люцифер соблазнил Лилит — первого человека, чтобы показать несовершенную сущность людей, и сделал из неё первого демона. В этот промежуток времени или чуть ранее Гавриил сбежал на Землю, так как не мог вынести того, что его братья ополчились друг на друга. Михаил одолел Люцифера и запер своего брата в клетке.

После этого Бог ушёл, оставив растерянных архангелов одних. Рафаил и Михаил взяли власть в свои руки. Завет Бога — оберегать людей они, как могли, хранили: поставили гарнизон на Земле, который тысячи лет безмолвно наблюдал за тем, как люди развиваются. Архангелы знали, что когда-то всё закончится, и ждали этого момента — решено было вырастить два сосуда для Михаила и Люцифера, один из которых должен убить другого.

Описание Править

Архангелы, наряду с Метатроном, Тьмой и Смертью, были единственными, кто утверждал, что видели Бога. Большинство людей, которые были сосудами младших архангелов, не смогли жить дальше, они просто «изнашивались». Михаил умеет пользоваться сосудами, поэтому его сосуды остаются целы и невредимы. Архангелы считаются хранителями пророков, и если к тем приблизится демон или возникнет другая угроза, то архангел устранит её. Также архангелы обладают всеми способностями ангелов, но гораздо сильнее их, и могут использовать другие, не подвластные обычным ангелам способности.

Известные архангелы Править

  • Михаил — самый старший архангел, предводитель Небесного Воинства и первое создание Бога, выступающий как его заместитель. Недавно выбрался из клетки Люцифера.
  • † Люцифер — падший архангел, король Ада и создатель демонов. Был изгнан Амарой из сосуда Кастиэля. После этого у него были другие сосуды, например, рок-звезда Винс Винсенте и президент США Джефферсон Руни, будучи в котором он зачал нефилима с Келли Клайн. Позже был убит Дином Винчестером.
  • † Рафаил — заместитель Михаила, который стал управлять Небесами после его заключения. Убит мутировавшим Кастиэлем.
  • † Гавриил — младший брат Михаила и Люцифера. В ходе беспорядков на небесах Гавриил сбежал на Землю, чтобы избежать участия в конфликте за любую из сторон. Считалось, что он был убит Люцифером, когда решил встать на сторону людей. Впоследствии выяснилось, что он выжил. Позже был убит Михаилом из альтернативной реальности.
  • † Альтернативный Михаил — старший архангел альтернативной вселенной, где произошёл Апокалипсис. Он победил своего брата и стал править миром. Узнав о существовании другой вселенной, решил захватить и её. Заключил сделку с Дином и, сделав его своим сосудом, помог ему убить Люцифера, а после взял свой новый сосуд под полный контроль. Убит Джеком.

СпособностиПравить

  • Могущество — архангелы самые могущественные создания Бога. Сила архангелов настолько велика, что последствия битвы между Михаилом и Люцифером могли бы уничтожить все человечество и саму планету. По силе архангелы превосходят всех существ, кроме Бога, Тьмы, Смерти и Джека. Им также не нужна связь с Небесами, чтобы поддерживать свои силы. Даже когда Метатрон, сбросив всех ангелов на Землю, закрыл Небеса, архангелы не утратили своей мощи. В частности, крылья Люцифера полностью целы. Они способны только своим появлением вызывать различные ураганы, штормы, катаклизмы, землетрясения (Люцифер при выходе из клетки вызвал мощные катаклизмы по всей планете).
  • Использование сосуда — несмотря на их мощь, им нужно согласие сосуда для нахождения на Земле. Причём стать их сосудом может только очень ограниченное число людей. Михаилу и Люциферу нужны потомки Каина и Авеля, только они могут достаточно долгое время выдерживать архангелов. Временные сосуды долго не выдерживают и разрушаются. Гавриил, судя по всему, нашёл свой истинный сосуд, а Рафаил — нет.
  • Неуязвимость — причинить вред архангелу практически невозможно. Только другой архангел, меч архангела, серп Смерти, святое масло могут навредить архангелам и убить их. Среди существ их могут убить только Бог, Тьма, Смерть и Джек.
  • Воскрешение — они способны воскрешать людей. Рафаил сказал, что Люцифер может воскрешать ангелов. Сам же Люцифер говорил, что может воскрешать и демонов.
  • Сверхсила — обладают невероятной силой, превосходя по мощи любых демонов, ангелов, языческих богов, монстров и даже левиафанов.
  • Хронокинез — архангелы могут легко управлять временем, тем самым его останавливать, замедлять, ускорять, а также могут передвигаться во времени.
  • Искривление реальности — они способны изменять реальность или создавать предметы из воздуха. Особенно преуспел в этом Гавриил, который умел создавать целые миры. Этому его научил Люцифер.
  • Святой Белый свет — этот свет гораздо сильнее того, что используют серафимы. Также архангелы могут регулировать его мощь и интенсивность, чтобы убить или ранить кого-нибудь. Рафаил таким образом отбросил от себя Кастиэля, а Люцифер оглушил его.
  • Манипуляции погодой — Рафаил (равно как и другие архангелы) может контролировать погоду. Он сумел своим появлением создать мощнейшую грозу на всём Восточном побережье. Рафаил может создавать гром такой силы, что выбивает стёкла. Также он почти мгновенно создал ураган вперемешку с ливнем.

Люцифер убивает Кастиэля щелчком пальцев

Михаил убивает Анну прикосновением

  • Подавление — они способны подавлять своим присутствием силы и способности других существ, кроме Бога, Тьмы и Смерти
  • Телепатия и Эмпатия — как и все ангелы, архангелы могут читать мысли, а также чувствовать человеческие эмоции.
  • Телепортация — они способны мгновенно переместиться в любую точку Вселенной.
  • Ментальные манипуляции — они способны влиять на разум людей.
  • Предвидение — они способны предсказывать будущее, но не способны увидеть всю картину.
  • Убийство сверхъестественного — им не нужно использовать свой меч архангела, чтобы убивать других ангелов и демонов. Достаточно щелчка пальцев или прикосновения, чтобы их уничтожить. Исключение составляет Каин, которого они не смогут убить из-за Метки.
  • Огромные знания — архангелы сведущи во многих областях знаний и об устройстве Вселенной.
  • Исцеление — архангелы могут вылечить любое заболевание или ранение.
  • Вызов/Изгнание — как показали Михаил и Гавриил, архангелы могут или призвать к себе ангела, или отослать прочь.
  • Пирокинез — архангелы могут контролировать огонь, за исключением Святого Огня.
  • Восприимчивость к сверхъестественному — архангелы могут видеть истинные лица демонов и ангелов (и т.д.) как бы те ни были скрыты.
  • Усыпление — как и ангелы, архангелы могут усыплять людей.
  • Телекинез — они способны силой мысли воздействовать на материю.
  • Регенерация — они способны заживлять свою оболочку.
  • Изменение образа — Люцифер, когда приходил к Нику, явился к нему в образе его жены, и к Сэму — в образе Джесс. Также Гавриил принимал образ многих людей.
  • Невидимость — если Кастиэль смог стать невидимым, то архангелы тоже способны на это.
  • Терракинез — архангелы могут создавать землетрясения и трещины в почве. Михаил, когда явился к Захарии, уничтожил бар своим появлением и убил всех людей, которые там были.
  • Электрокинез — архангелы способны контролировать электрические заряды, способны создавать гром и молнию.
  • Термокинез — Михаил может изменять температуру окружающего мира. Он мгновенно накалил ручку дверей зелёной прихожей до состояния плавления. Также могут менять температуру окружающего мира: например, в присутствии Люцифера всегда холодно.
  • Биокинез — Михаил способен вызвать кровотечение силой мысли.
  • Левитация — Дин Винчестер с Михаилом внутри дрался с Люцифером, левитируя в воздухе.

СлабостиПравить

  • Бог, Тень, Тьма, Смерть, Джек — самые могущественные существа во Вселенной, могут убить любого архангела.
  • Серп Смерти, Меч архангела, копьё Михаила, копьё Люцифера— оружие, способное убить архангела.
  • Уравнитель — сможет убить любого архангела.
  • Клетка Люцифера — клетка, созданная для Люцифера, достаточно прочна, чтобы сдерживать их. Она смогла сдержать даже двух старших архангелов.
  • Оружие небес — особое оружие, которое способно причинить вред архангелу. Камень Лота, например, смог превратить оболочку Рафаила в соль.
  • Святое масло — огонь из святого масла смертелен для всех ангелов, за исключением Михаила и, возможно, Люцифера. Может использоваться в качестве ловушки для архангелов. Однако не может надолго сдержать старших архангелов.
  • Енохианские символы — особые символы, способные скрыть существо от любого ангела и даже архангела на Земле. Также с помощью них можно изгнать любого архангела.
  • Десница Господа — Кроули намеревался убить Люцифера посохом Аарона, но того спасла Симмонс. А значит, артефакт может причинить архангелу вред или даже убить.
  • Кольт, клинок ангела — причиняют боль и временно задерживают.
  • Гиперболический генератор импульсов — способен изгнать архангела из сосуда.
  • Копьё Кайи — способно причинить вред архангелу.

Появления Править

2.15 «Небылицы» Править

Гавриил появляется в образе фокусника. Винчестеры звонят Бобби Сингеру, и он выдвигает предположение, что это фокусник, и чтобы они были аккуратней, ведь фокусники могут создавать предметы из воздуха. Также фокусники очень любят сладости — именно по сладостям удалось установить, что фокусник — это дворник. Также Бобби рассказал, как его убить.

Гавриил говорит, что он убивал лишь тех людей, которые причиняли вред другим, а Сэм и Дин ему нравятся, поэтому он не хочет их убивать. Но когда Дин начинает «ломаться», в зал заходят Бобби и Сэм с кольями в руках, и Гавриил понимает, что его могут убить, поэтому он создаёт убийцу с бензопилой и заставляет девчонок на кровати бить Дина. Когда фокусник отвлекается, Дин вонзает ему в живот кол, и все иллюзии исчезают. Винчестеры с Бобби уходят из зала и уезжают, а тело фокусника испаряется, рядом с тем местом, где лежал труп, появляется другой фокусник, и выясняется, что это тоже была проекция.

3.11 «Заколдованный круг» Править

Винчестеры оказываются в загадочном месте, где события одного дня повторяются снова и снова. Сэму предстоит вновь и вновь переживать смерть брата. Оказывается, что всему виной является Гавриил.

Приход Рафаила.

Править

Кастиэль сообщает Дину про 66 печатей и про то, что если их сломать, то Люцифер восстанет из Ада, и на Земле наступит Апокалипсис.

4.18 «Монстр на последней странице» Править

Рафаил появляется в виде лучей света, чтобы защитить пророка Чака Ширли от нависшей угрозы — демона Лилит.

Восстание Люцифера

4.22 «Восстание Люцифера» Править

Рафаил убивает Кастиэля, так как тот изгнал Захарию и восстал против Небес. В этом же эпизоде Сэм убивает Лилит и взламывает последнюю печать. Из её крови собирается портал, после чего раздаётся громкий, ужасный звук, из-за которого у Винчестеров раскалывается голова, а Люцифер восстаёт из своей клетки и оказывается на свободе.

5.01 «Сочувствие Дьяволу» Править

Люцифер занял сосуд

Люцифер ищет подходящий для себя сосуд. Он находит Ника и убеждает его, после чего, тот соглашается и впускает в себя Люцифера. Позже Люцифер является Сэму и говорит, что он является его истинным сосудом, а тот сосуд, который он занимает сейчас — лишь временная оболочка.

5.03 «Будь самим собой» Править

Кастиэль и Дин приходят в больницу, где лежал бывший сосуд Рафаила — Донни Финнерман, и пытаются вызвать его. Дин отмечает его плохое состояние и спрашивает, как будет выглядеть он, Дин, после вселения Михаила. Кас отвечает, что архангел Михаил гораздо могущественнее Рафаила, и Дину будет во много раз хуже.

Рафаил.

Но в больницу Рафаил так и не явился, и они возвращаются домой. Но там их ожидал Рафаил, своим появлением вызвав ухудшение погоды и перепады с электричеством на всём Восточном побережье. Но архангел попадает в ловушку из святого масла и не может пройти вперёд. Кас спрашивает ангела о местонахождении Бога, но Рафаил сказал, что Бог мёртв. Однако Кастиэль настаивает на том, что Бог жив, так как Каса кто-то оживил, хотя Рафаил и убил его. Рафаил говорит, что, возможно, это сделал Люцифер, потому что он такой же падший ангел, как и Кастиэль. Дин и Кастиэль разворачиваются и уходят.

Люцифер в теле Сэма

5.04 «Конец» Править

Захария забрасывает Дина в будущее (на пять лет вперёд), в мир пост-Апокалипсиса, чтобы продемонстрировать последствия отказа старшего Винчестера помогать ангелам. Оказывается, что в будущем Люцифер находится в теле Сэма.

5.08 «Переключая каналы» Править

Фокусник забрасывает Сэма и Дина в телевизор, где они становятся участниками различных шоу. Если они не продержатся сутки, то останутся там навсегда. Кастиэль, пытается сообщить им, что Фокусник — не тот, за кого себя выдает, потому что он слишком уж силен, для существа этого вида. Фокусник рассказывает, что на самом деле он — Архангел Гавриил.

5.10 «Оставь надежду» Править

Кроули отдаёт Винчестерам Кольт, чтобы те убили им Дьявола. Вместе с Эллен и Джо Винчестеры предпринимают попытку добраться до Дьявола.

Люцифер решает привязать к себе Смерть, чтобы тот подчинялся ему. Винчестеры берут с собой Кастиэля, Джо и Эллен и отправляются к Люциферу с кольтом, чтобы убить его. Кастиэль видит на улицах десятки жнецов, — это может означать только то, что готовится событие, которое унесёт множество жизней. Но Люцифер ловит Кастиэля ловушкой из святого масла и предлагает примкнуть к нему. Кастиэль отказывается. Тем временем, Люцифер приходит для ритуала призыва Смерти. Дин стреляет ему в голову из Кольта. Он падает, но тут же встает и обиженно говорит, что на свете есть несколько существ, которых нельзя убить из кольта, и сам он — один из них. Люцифер отбрасывает Дина к дереву и продолжает ритуал. Он заставляет демонов, которые вселились в жителей Карфагена, принести себя в жертву, и те умирают один за другим; это шокирует Сэма, но Люцифер говорит, что это всего лишь демоны. Кастиэль забирает Винчестеров. Люцифер видит это, но не мешает, а заканчивает ритуал, поворачивается и приветствует Смерть.

5.13 «Старая песня о главном» Править

Анна перемещается в 1978 год, чтобы убить Мэри и Джона Винчестеров, чтобы не родился Сэм. Анна убивает Сэма и направляется к Мэри, однако появляется Михаил и убивает Анну, воскрешает Сэма. Михаил сказал, что сотрёт память Мэри и Джона о недавних событиях, произошедших с ними, чему Дин воспротивился (Дин сказал Мэри, чтобы она не входила в комнату Сэма 2 ноября 1983 года, ведь в эту ночь там был Азазель, и он бы убил Мэри). Архангел в ответ сказал, что Мэри всё равно настигла бы такая участь, так как судьба — это тысячи различных вариантов того, что будет, но в итоге все они ведут к одному исходу.

5.18 «Точка невозврата» Править

Дин решает сказать «Да» Михаилу, так как он не видит другого способа спасти планету, но Михаил нашёл другой способ вселиться в человека: он воскресил Адама Миллигана, сводного брата.

5.19 «Молот Богов» Править

Люцифер убивает Гавриила

Языческие боги собрались, чтобы решить, что делать с нависшим апокалипсисом. Они взяли себе двух козырей: сосуды Михаила и Люцифера. В этом же эпизоде появляется Гавриил, чтобы спасти Винчестеров. Он отправляет их в комнату, а сам пытается договориться с богами, которые знают его как Локи, но не знают, что он архангел. Гавриил объясняет богам, что драться с Люцифером бесполезно, и он сотрёт их в порошок одним пальцем, но один из богов — Меркурий, позвал Люцифера, и он убил всех божеств, кроме Кали, за которую заступился Гавриил. Но Люцифер убивает Гавриила, так как знает, что тот, что стоит перед ним, не настоящий. Он повернулся и вонзил в Гавриила его же меч архангела.

5.21 «Две минуты до полуночи» Править

Смерть говорит, что Люцифер приковал его к себе при помощи заклинания.

5.22 «Лебединая песнь» Править

Сэм решается дать согласие Люциферу и вместе с Дином едет в Детройт. План Сэма заключался в том, что он даст Люциферу согласие и удержит сознание, в это время Дин кинет ключ от клетки и откроет врата, а Сэм прыгнет туда. Но Сэму не удалось это сделать, и Люцифер в теле Сэма ушёл. Люцифер появился на кладбище Сталл, где должна была состояться последняя битва. Там стоял Михаил в теле Адама. Люцифер предложил Михаилу свернуть с пути, но тот, хоть и не хотел убивать брата, всё же отказался, рассердившись при этом на попытку Люцифера подтолкнуть его к восстанию против приказа Бога.

Сэм тянет за собой Михаила

Но в этом моменте на кладбище приезжает Дин. Михаил говорит, что он не должен вмешиваться в их судьбу, так как больше не является сосудом, однако тогда на кладбище приходят Бобби и Кастиэль, последний кидает в Михаила коктейль Молотова со святым маслом и на некоторое время убирает его. Это разозлило Люцифера, и он убил Кастиэля, после чего, убил и Бобби.

Далее Люцифер пошёл разбираться с Дином, но в Сатану начинает стрелять Бобби из кольта (безуспешно), Люцифер сворачивает ему шею. После этого Люцифер начинает избивать Дина возле машины, случайно кидает взгляд на пепельницу в салоне и видит там солдатика, которого в детстве туда положил Сэм. Сэму удаётся взять верх над Люцифером в своем сознании, и он кидает ключ от клетки на землю, открывает врата; тут появляется Михаил и пытается отговорить Сэма от прыжка, но Сэм хватает Михаила и втягивает его за собой в клетку.

6.03 «Третий человек» Править

Сэм и Дин расследуют убийство трёх полицейских, которые умерли по непонятным причинам, и приходят к выводу, что это три египетских казни. Кастиэль объясняет, что в этой анархии на Небесах было украдено одно оружие, а Рафаил непременно хочет его заполучить, чтобы получить преимущество в гражданской войне против Кастиэля и вызволить Михаила и Люцифера из клетки, чтобы наконец свершился Апокалипсис.

Рафаил выслеживает Бальтазара, друга Кастиэля, и ангела, который украл оружие. Солдаты Рафаила нападают на Винчестеров и Кастиэля, но они убивают ангелов. Тогда появляется Рафаил и нападает на Кастиэля, тут появляется Бальтазар с камнем Лота и превращает сосуд Рафаила в соляную глыбу.

6.15 «Ошибка по-французски» Править

Рафаил в новом сосуде

Бальтазар отдаёт Винчестерам ключ от комнаты с оружием и заклинанием посылает их в параллельную реальность. За ними отправляется ангел Вирджил, один из приспешников Рафаила. Когда Винчестерам удаётся выйти из того мира, они встречают Рафаила в новом сосуде, но появляются Кастиэль и Бальтазар и говорят, что это была лишь приманка, а на самом деле они в это время прятали оружие. Рафаил исчезает, признав свой промах.

6.20 «Человек, мечтавший стать королём» Править

Рафаил говорит Касу, что завтра тот склонится перед его знаменем, и тем самым искупит свою вину, и тогда Рафаил начнёт Апокалипсис вновь. Кастиэль отказывается и говорит, что помешает начать конец света, но у Кастиэля мало сил, и Рафаил насильно возвращает его в Рай аутиста и угрожает, что если ангел не подчинится, то Кастиэля и его друзей ждёт смерть.

6.22 «Человек, который слишком много знал» Править

Рафаил с Кроули образуют «союз» против Кастиэля из-за того, что Кастиэль не захотел делиться душами из Чистилища. Кроули угрожает Кастиэлю и требует отдать ему ингредиенты, и Кастиэль отдаёт. Кроули читает заклинание для открытия Чистилища, но ничего не выходит. Появляется Кастиэль и говорит, что это была не та кровь и о том, что он уже забрал души Чистилища. Кроули быстро телепортируется прочь, но Рафаил не может. Он спрашивает у Кастиэля, почему он позволил демону бежать. Тогда Кастиэль говорит, что у него есть планы на Кроули, но не на Рафаила, и убивает его щелчком пальцев.

7.01 «Встречайте нового Босса» Править

Из-за того, что Кас стёр защитный барьер Сэма, у него начинаются видения, в которых Люцифер сводит его с ума. Сэм уже не отличает реальность от галлюцинаций.

9.18 «Метапроза» Править

Гавриил Появляется во «сне» Кастиэля, который создал для него Метатрон. Гавриил говорит Касу, что хочет возглавить ангелов и вернуть их на небеса. Спустя какое-то время Кастиэль понимает, что всё это сон и вонзает в Гавриила ангельский клинок, но тот лишь проходит сквозь него. Перед тем, как развеять сон, Кас спрашивает, мёртв ли он на самом деле, но Гавриил, лишь безответно ухмыльнувшись, исчезает.

11.01 «Из тьмы, в огонь» Править

Один из демонов говорит Кроули, что Михаил или Люцифер пытались предупредить о Тьме, при этом по-прежнему находясь в клетке.

11.09 «О, где же ты, брат?» Править

Сэм, Кроули и Ровена, отправляются в Ад, а вернее в первый его круг — Лимб, чтобы вызвать Люцифера. Сэм пытается заставить архангела помочь им победить Тьму, в ответ на это, Люцифер просит освободить его из клетки и чтобы Сэм согласился стать его сосудом. Сэм отказывается, Люцифер в свою очередь переносит Сэма к себе в клетку, когда защита начинает слабеть. Он говорит, что все это время видения ему посылал не Бог, а он сам — из-за того, что при освобождении тьмы клетка «дала трещину». Сэм говорит, что ни за что не согласится быть сосудом Люцифера.

Защита клетки разрушается, и Сэм оказывается в клетке, после чего, Люцифер говорит Сэму, что на самом деле, это он вызывал в его голове видения.

11.10 «Дьявол кроется в деталях» Править

Оказавшись в клетке с Сэмом, Люцифер предлагает ему выход — он останется в клетке, или же согласится быть его сосудом. Чтобы убедить Сэма, Люцифер проводит его по разным воспоминаиям, и говорит ему, что он уже не тот Сэм, который был раньше. Ведь в прошлом, он был очень сильным и решительным, а сейчас, он не такой. Сэм не соглашается, но Люцифер говорит, что он является его последней надеждой, ведь уже не осталось никого, кто мог бы победить Тьму.

Сэм снова говорит «нет». В этот раз Люцифер не выдерживает и переходит к «плану В», он начинает бить Сэма. В этот момент Кас и Дин приходят к Сэму, но Люцифер телепортирует их в клетку. Люцифер включает музыку, а Кастиэль, Сэм и Дин начинают битву с Люцифером. Тем временем, Ровена читает заклинание и загоняет Люцифера обратно в клетку. Но, оказывается, что Кастиэль впустил в своё тело Люцифера, чтобы остановить Тьму. Он возвращается в Ад теле Каса, к Кроули и Ровене. Чтобы избежать освобождения Михаила, Люцифер убивает Ровену и приветствует Кроули, начиная с ним беседу.

11.11 «В Мистике»Править

Люцифер наслаждается жизнью на свободе. Когда он кормил уток возле озера в парке, его заметил другой ангел. Он начал преследовать Люцифера, и хотел его убить клинком ангела, но сам Люцифер говорит, что не хочет сражаться. Он говорит, что он — единственная надежда победить Амару, но ангел ему не верит. Он накидывается на Люцифера, но Люцифер убивает его щелчком пальцев.

Позже, Люцифер приходит в Бункер, чтобы узнать информацию о Тьме. Его замечает Дин, но он не знает про то, что в Кастиэле сидит Люцифер. Дин говорит Касу (Люциферу) что когда он находится с Амарой рядом, то ничего подобного в жизни никогда не ощущает. Когда Дину звонит Сэм, старший Винчестер идёт к нему. Кас говорит, что когда в следующий раз он будет с Амарой, то будет не один. Когда Дин уходит, Люцифер начинает улыбаться.

11.14 «Сосуд»Править

Надеясь найти оружие, способное победить Амару, Дин убеждает «Кастиэля», в теле которого Люцифер, отправить его обратно в прошлое, к моменту последнего появления Руки Господа. Люцифер подсчитывает весь потенциал обладания таким оружием, поэтому притворяется Кастиэлем и отправляет Дина в 1944 год в подводную лодку, в которой утонула и Рука Бога. При перемещении Люцифер теряет Дина из-за того, что лодка защищена от ангелов. Сэм и Кас ищут способ вернуть Дина. А тем, точнее не тем временем Дин находит Дельфину и говорит, что он из будущего. Дельфина ему верит и даёт ему Руку. Чтобы вернутся, Дину нужно стереть все анти-магические символы, но, как оказывается, последним символом, который нужно стереть оказывается жизнь самой Дельфины. Дин не хочет её убивать. Дельфина использует силу Руки и снимает с себя символ.

При возвращении, Люцифер берёт Руку, надеясь получить от неё энергию, но, как оказывается, вся энергия иссякла. Сэм чертит кровавый символ и изгоняет Люцифера.

Интересные фактыПравить

  • В сериале представлено четверо архангелов, хотя в иудаизме их семь (в древнеиудейском апокрифе «Книга Еноха», который датируется II в. до н.э., приводится такая семёрка архангелов: Михаил — главный Архангел, Люцифер — Падший архангел, Уриил — властвующий над небесными светилами, Рафаил — властитель мысли человека и его исцелитель, Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил, Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех, Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям), а в христианстве их число разнится, хотя чаще всего встречается именно семь архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Иногда к ним добавляется или же кого-либо из них заменяет архангел Иеремиил). Также в христианстве известны имена таких архангелов, как Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил. В исламском вероучении присутствует пять архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Азраил и падший архангел Иблис (Люцифер).
  • Учение о семи ангелах есть и в книгах Библии. В неканонической книге Ветхого Завета Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20).
  • Вероятно, семь архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесным воинством) называются также в христианской традиции архистратигами.
  • Согласно классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала).
  • Архангелы не нуждаются в связи с Небесами и их силами.
  • По сюжету сериала из архангелов в живых остался только Михаил — из основной вселенной.
  • Считалось, что Метатрон является архангелом. Но, по утверждению самого писаря, он является простым ангелом, которого Бог выбрал для того, чтобы тот написал скрижали (на каждой скрижали есть способы закрытия врат Ада и Рая). Хотя, по своим способностям, Метатрон скорее является серафимом.
  • Все архангелы, кроме Люцифера, имеют ярко синие глаза. У Люцифера они красные.
  • Из всех архангелов, только Рафаил и Михаил из Мира Апокалипсиса использовали женские сосуды.
  • Гавриил единственный из архангелов, кто использовал только один сосуд, в то же время Люцифер использовал самое большое количество сосудов из всех архангелов.
  • Только у Михаила и Люцифера из Основной Вселенной были показаны или упоминались альтернативные версии.

Небесная иерархия

Мы уверены, что неплохо знаем жизнь наших ближайших соседей — обитателей морей и океанов. Ее старательно изучают, исследуют и классифицируют ученые-океанологи. Но что мы знаем про другой океан — Небесный? А ведь великие мистики, философы и пророки, видевшие ангелов и говорившие с ними, немало потрудились, чтобы описать нам эту чудесную жизнь. Так, еще в V веке н.э. Псевдо-Дионисий, опираясь на учения древних мистиков и список Апостола Павла, написал фундаментальное исследование «О небесной иерархии». Он перечислил девять ангельских чинов. Серафимы, Херувимы и Престолы — по нисходящей — образуют Первую Иерархию. Вслед за ними идут Господства, Власти и Силы, за которыми следуют Начала, Архангелы и Ангелы.

Считается, что ангел — самая низшая степень иерархии — сопутствует каждому человеку. Его направляющая и оберегающая рука всегда на нашем плече. Это лучше всех чувствуют дети. Но мы взрослеем и к 30-40 годам ангел отступает от нас, чтобы не мешать свободному развитию индивидуальности.

После 40 лет ангел возвращается, чтобы открыть нам Духовный мир. Об этом рубеже в жизни каждого человека известно и астрологам: в 40-42 года складывается так называемая «Урановая оппозиция». И если человек не готов измениться или, как говорят «родиться в Духе», то жизнь начинает преподносить множество неприятных сюрпризов. Но так или иначе необходимые изменения происходят, для многих, возможно, не без участия ангела.
Иногда ангелы являются нам как видения, сны или как сверкнувшие в уме мысли. Они могут послать нам свои Знаки и помощь в виде птиц, животных или людей. У ангелов нет своего конкретного места обитания, как нет его и у Бога. Они живут в пространстве вечности, в наших сердцах, и все мы, возможно, служим Богу или ангелами. Есть ли хоть один человек, не переживший ситуации, когда помощь приходит таинственным образом от других людей? У ангела есть одна примета: он приносит спокойствие и умиротворенность. Он умеет слушать и не командует. После встречи с ним многое меняется.

О чём поведали ангелы

Ангелы являлись Данте, Мильтону, Гете. Они беседовали с Эммануилом Сведенборгом и Циолковским. Их видели наши космонавты на борту орбитальной станции…
Ангелы поведали о себе очень многое. Например, что душа в теле пребывает не как птица в клетке, а как вода в губке, заполняя все поры; что после смерти пол человека сохраняется, мужчина остается мужским духом, а женщина — женским. Если люди любили друг друга на земле, то не разлучатся и на небе. Ангелам не нужна логика и память, они созерцают все вещи целокупно. Как утверждает Сведенборг, ангелы выражают свои чувства гласными звуками, а идеи — согласными звуками или цифрами.
Высокое Средневековье полагает, что ангелам подчинены четыре стихии — Огонь, Воздух, Вода и Земля. Ангелы движут звездами, хранят растения, ведают воплощением всех живых существ. Свой ангел-покровитель есть у каждого времени года, астрологического знака, дня недели, часа. Земля управляется 360 ангелами, и каждые четыре минуты один из них оказывает свое особое влияние. Кстати, замечено, что дети на земле рождаются с интервалом как раз в 4 минуты. То есть все, что мы думаем, пишем или наблюдаем, управляется тем или иным ангелом.
Сфера Луны, которая связана с нашей эмоциональной жизнью, подвержена влиянию 28 начальников и сотен подчиненных им ангелов. Так называемой Зоне Меркурия подчиняются 72 гения, которые тоже имеют влияние на человека и его развитие. Эти 72 тесно связаны с нашим мышлением и мыслеформами. Каждый из них связан с одним из ветхозаветных псалмов и может быть через этот псалом призван. Если верующий человек даже ничего об этом не знает, все равно, когда он при искренней молитве читает псалом, то связывает себя с одним из ангелов. Известно, например, что псалом 106 «Хвалите Господа, ибо добр (он), ибо вовеки милость его» связан с великим ангелом лечения Хабуйя.
Выше этой зоны существуют другие духовные уровни, которые тоже контролируются очень могущественными сущностями. У ангелов есть имена. Так, поименно, названы в библейских преданиях четыре ангела у Престола. Эти четыре, связанные тесными узами с землей, возглавляют весь список ангелов в иудаизме, христианстве и исламе — это Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил.

Архангел Михаил

Самый известный из ангелов и, без сомнения, самый великий — архангел Михаил. Он восседает по правую руку от Господа, стихия им управляемая — Огонь. Ему подвластны Юг, полдень, красный цвет, его символ — Посох, свойство — Свет, знаки Зодиака — Овен, Лев и Стрелец. Михаил является архангелом заступничества и умиротворения. Он настолько важная фигура в религиозной жизни, что даже имеет свой собственный праздник — сиесту Микаэлмас, которую католики и англикане отмечают 29 сентября. В Великобритании это один из четырех дней в году, когда издаются законы, начинается очередной триместр заседания суда и академический триместр в Оксфорде и Кембридже.
Православная церковь отмечает день Святого Михаила 8 ноября.

Архангел Гавриил

Второй после Михаила — архангел Гавриил — восседает по левую руку от Господа. Считается, что это единственный архангел женского пола, хотя по этому вопросу по сей день ведутся ожесточенные споры. В ведении Гавриила стихия Вода, Запад, сумерки, осень, символ — Чаша, цвет серебряный, свойство — любовь, знаки — Рак, Скорпион, Рыбы. Считается, что Гавриил ведает образованием душ младенцев в течение 9 месяцев внутриутробной жизни, готовя их к вступлению в мир. Гавриил является архангелом надежды, просвещения и любви, наделяет нас пониманием собственных сновидений. Это ангел хороших новостей. Это он объявил Марии о рождении Иисуса.

Католики отмечают сиесту Святого Гавриила, причисленного к лику Святых, 24 марта.

Архангел Рафаил

Третий архангел — Рафаил — «тот, который лечит». Он стоит за Престолом, позади Господа. Господь наделил Рафаила чудесным даром исцеления и способностью выручать из беды. Он часто посещает больных и раненых, и многие подтверждают его присутствие в больницах и госпиталях В Ветхом Завете Рафаил избавляет Авраама от боли во время обрезания; вручает Ною книгу ангела Разиили, содержащую не только исчерпывающие медицинские знания, но и тайную информацию, необходимую для постройки ковчега. Он пробуждает чувство творчества и красоты, стимулирующие более высокие умственные способности. Пробуждает жизненную энергию и стремление к успеху. Католики отмечают праздник Святого Рафаила 18 мая. Под управлением Рафаила: стихия Воздух, Восток, рассвет, весна, синий цвет, символ — меч, свойство — жизнь, знаки — Близнецы, Весы, Водолей).

Архангел Уриил

И замыкает эту четверку Ангел Пред стояния Уриил. Он известен также как ангел раскаяния, его имя означает «пламя Божие». Он является архангелом алхимии и духовного видения. По преданию это он дал еврейскому народу мистическую каббалу.
По христианской традиции Уриил — покровитель Музыки и Поэзии. Под его началом стихия Земля, Север, ночь, зима, коричневый цвет, символ — щит, свойство — закон, знаки — Телец, Дева, Козерог.
Но главной заботой всех ангелов является Человечество. С этим согласны и католики, и христиане, и иудеи.

В последние годы мир заново открывает для себя ангелов, учится узнавать их присутствие. Откуда такой «планетарный» интерес? В последнее время появилось много разнообразных украшений и игрушек в виде ангелов, фильмов и книг о них. Проходя недавно вдоль книжных лотков, я набрела на толстую, красиво оформленную книгу. Оказалось, что это — «Энциклопедия ангелов»! Может, и в самом деле, человечество готовится вступить в новую фазу своего развития, когда граница между «плотным» (материальным) и «тонким» (духовным); исчезнет? И тогда каждый наконец-то сможет вспомнить облик и имя своего ангела?

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *