Королевские игры

Андрей — и соавтор Александра Дюма, и постановщик, и балетмейстер, и художник по куклам.

Кукла, которую актер нес на руках, как ребенка, сползла вниз и, обратившись в костлявого горбатого старика в ветхом плаще, проскрипела: "Весь день минуты ждал, когда сойду в подвал мой тайный, к верным сундукам:" Или это сказал актер?

Андрей Денников завещал похоронить себя в Константинове

Лицо человека и лик куклы, таких разных, но творящих один образ,

высвечивал луч прожектора. Два существа, сойдясь на сцене, играли трагедию Скупости. И уже ничто не вызывало сомнений: ни подвал, казавшийся преисподней; ни человек-кукла, который, сгорбившись на страшных своих сундуках, лаял Цербером; ни его торжественно-отчаянный крик, когда, стуча мечом об пол, к

ак посохом, он возглашал: "Я царствую!"

Андрей Денников сам смастерил, а затем сыграл, спел, станцевал почти всех персонажей "Маленьких трагедий", включая Лауру с донной Анной, Сальери и Моцарта. Помню, как живой Моцарт после сцены отравления уходит за кулисы, а его кукла-мальчик, свернувшись кал

ачиком на крышке рояля, засыпает вечным сном. Во сне, под звуки "Реквиема", оживает, садится за рояль, играет: И кажется, что это она создает великую музыку.

Кто-то из могикан Образцова, всю жизнь игравших за ширмой, переживших тяжелый кризис после смерти Мастера, увидев на своей сцене "Маленьки

е трагедии", произнес: "Кажется, родился новый король". А тридцать лет назад, в дни открытия "Дома с живыми часами", в год семидесятилетия его создателя, я услышал от Сергея Образцова парадоксальное: "Если после меня явится человек, который пойдет по моим стопам, этот театр погибнет. Повторы всегда

хуже оригинала".

А ведь казалось, что кукольный мир Образцова — на вечные времена. Эти удивительные часы, увидеть которые стремился каждый "гость столицы". Этот зимний сад в фойе, где росли деревья, пели птицы и плавал живой крокодил. Феерические постановки, гротеск, эксцентрика, завораживающие

движения говорящих кукол, управляемых за ширмами блистательными актерами — Семеном Самодуром, Ириной Майзинг, Зиновием Гердтом: И все же создатель оказался прав: повторы оказались даже хуже, чем он предполагал. Казалось, империя Образцова рухнула.

В июне, 2001-го в дипломном спектакле "Молодость

короля Людовика ХIV", посвященном столетию Сергея Образцова, нынешний выпускник ГИТИСа Андрей Денников, убрав ширмы, вывел труппу театра прямо на сцену. В своем спектакле Андрей — и соавтор Александра Дюма, и постановщик, и балетмейстер, и художник по куклам: И, само собой, играет короля.

У Дюма

король — один из персонажей политического детектива, украшенного любовными приключениями. У Денникова — абсолютно главное действующее лицо. Весь его спектакль — о государе, который знает обо всем, что происходит в его стране и за все в ответе. Положа руку на сердце, признаюсь: мне нравится такой ко

роль.

Ему, конечно, повезло. Он пришел туда, где был действительно нужен.

— Меня поразило в театре Образцова ощущение былого величия. Коридоры пустые, ни души. На малой сцене полная темнота. На большой — мрак и тишина, за пять минут до спектакля — никого. Потом нехотя потянулись актеры, на л

ицах уныние, скука. Начался всем осточертевший спектакль. Представьте новогоднюю елку, увешанную игрушками, которые говорят между собой. И так полтора часа. А ведь это "Щелкунчик"! Я был потрясен. В театре, куда еще десять лет назад стремился попасть весь мир, актеры стали серой массой:

Андрей пр

инес с собой и показал "Маленькие трагедии" — как призыв к творческой свободе актера, задыхающегося за ширмой. Художественный совет театра отверг спектакль, заявив, что его концепция разрушает наследие Мастера. К счастью, на просмотре оказались и другие люди — из Союза театральных деятелей, Министер

ства культуры, поддержавшие молодого режиссера. А известный театральный продюсер Давид Смелянский и вовсе огорошил: "Я этот спектакль покупаю!" Дело довершили зрители, прочитав в "МК" восторженный клич Александра Минкина: "Спешите видеть!" На премьере зал стоя аплодировал Андрею Денникову. То был ег

о триумф. А ему нужен был спектакль, который станет триумфом для всего театра.

— Когда я прочел пьесу Дюма, сразу решил: ставим спектакль о короле и о подданных, которые счастливы со своим королем. И пусть это будет возможно хотя бы в нашем театре. Многие актеры сами попросились в "Людовика".

Юный король осваивает свой трон, и это вызывает ассоциации с театральной судьбой самого Андрея. Мальчик, певший на клиросе, замечен священником и призван в алтарь, где служит шесть лет. В те же годы танцует в детском ансамбле телевидения и радиовещания у Попова. В девятом классе приходит в театр,

Андрей Денников

Искренне наш

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *