Старинный монастырь с размытой и длинной историей. Андреевский храм находится в Москве недалеко от Воробьевых гор. Самый красивый вид на достопримечательность открывается со стороны Москва реки и Воробьевых гор. Отличается он тем, что здесь была открыта первая в Москве просветительская школа для мирян еще в середине XVII века. Традиция до сих пор сохранилась, духовная школа при Андреевском монастыре работает и по сей день регулярно набирает и готовит учащихся по основным направлениям. Андреевский монастырь расположился в тихом уютном месте, он скрыт в зелени и новостройках.

© Oleg N.

История

Здание повидало множество событий и несколько раз было переориентировано: тут находилась тюрьма, сумасшедший дом, дом для сирот, богадельня, метрологическая лаборатория, клуб, дома-коммуны.

До конца XVI века местность у Воробьевых гор и реки пустовала. В 1591 году Москва была освобождена от нашествия хана Кызы-Гирея, и случилось это в день мученика Андрея Стратилата. В честь этого события был возведен деревянный храм, который в 1675 году сменился каменным. Он был назван во имя святого мученика Андрея Стратилата, поэтому монастырь носит название «Андреевский». В течение XVIII столетия монастырь трижды переориентировался и закрывался. В найденных документах того времени было указано: «Бывший Андреевский монастырь», то есть, упраздненный.

В 1900 году настоятель Николай Молчанов открыл при монастыре церковно-приходскую школу, она закрылась в 1918 году, после чего в корпусах расположились дома-коммуны Московской фабрики, в 1925 году был открыт клуб. С 1967 по 1971 годы велись работы по реставрации объекта. И только в 1996 году правительство Москвы постановило о передаче Андреевского монастыря в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

Архитектура и территория

В 1648 году была построена Воскресенская церковь, в 1675 — церковь мученика Андрея Стратилата. Фасадная часть второй церкви была создана белорусскими мастерами. Недалеко от Воскресенского храма велись работы по строительству Покровской церкви, но она вскоре была снесена, на ее месте началось построение корпусов. В 1748 году на территории появилась колокольня по заказу графа Шереметева. Изначально она была четырехгранная с арочными проемами и четырехскатным шатром, на вершине которого располагался шар и крест. В самой колокольне в нижнем ярусе была открыта церковь Иоанна Богослова.

Теперь монастырь представляет собой прямоугольное строение из нескольких зданий. Внутри располагается колокольня постройки XVII столетия в стиле барокко (в XVIII веке она была перестроена). Она украшена капителями, карнизами, прорезными окнами, лепниной. Под колокольней находится церковь архангела Михаила. Воскресенская церковь была отреставрирована, после чего сменился декор под куполом, но стиль нарышкинское барокко сохранился. Надвратный храм мученика Стратилата подвергся реставрации в 1961 году, в ходе которой были незначительно изменены декоративные элементы. Три богадельни сохранились по сей день еще с 1805 года.

В начале XXI столетия около монастыря отстроили элитный жилой квартал «Грин Хиллс», но территория достопримечательности осталась нетронутой. Здесь высажены декоративные кустарники, цветы, газон, местность выглядит ухоженной, но весьма скромной. На небольшой территории находятся фрагменты старого кладбища, подземелий, три храма.

На фоне быстрой жизни Москвы и шумной Набережной достопримечательность остается тихим, спокойным и умиротворенным местом, куда можно прийти и отдохнуть от суеты, посетить храм или просто ознакомиться со старой архитектурой. Посетители могут вкусно пообедать в местной недорогой столовой.

Расписание богослужений в Андреевском монастыре в Москве

На территории монастыря есть 3 храма, которые действуют и проводят богослужения ежедневно с понедельника по пятницу в 08:00, в субботу и воскресенье — в 09:00, в 17:00 в субботу и воскресенье — Вечерня и Всенощное в праздники. Посетить храм может любой желающий.

Видео «Андреевский монастырь у Воробьевых гор»

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Как добраться до Андреевского мужского монастыря

От метро «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) пешком добираться 15 минут.

Автобус № 144, 255, М1, 905, Т47, 308, 907, М6 останавливается непосредственно у Андреевской набережной. В пешей доступности находится остановка «Хамовнический Вал 2», добраться до которой можно на автобусах и маршрутном такси № 132, 255, 64. На автобусе № 64, 216, 255, Т79, С12 следует доехать до «Лужнецкая набережная», а через мост и реку будет находиться Андреевский монастырь.

На такси можно быстро добраться до ворот монастыря из любой точки столицы, оформив заказ автомобиля в приложениях Uber, Yandex taxi, Maxim taxi, Gett. В Москве доступны следующие службы такси: «Две столицы», «Уютное такси», «Славянское», «такси-Апельсин», Optimal, VeryWell.

Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика.

Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков.

В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны.

В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила).

По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом».

Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых.

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью.

В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен. С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы.

14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были возобновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года.

В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность.

В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа.

На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

Определением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы. В настоящее время в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы.

В Вознесенском переулке на фоне невысоких зданий ярко смотрится выполненная из красного кирпича стройная башня с вытянутыми готическими окнами и остроконечными завершениями на углах. Здесь можно беспрепятственно окунуться в атмосферу Англии, которая царит в этих стенах уже много лет.

Несмотря на весьма продолжительную историю русско-английских связей, начавшихся ещё в середине XVI века с экспедиции мореплавателя Ричарда Ченслера, жившие в Москве выходцы с Туманного Альбиона долгие годы не имели собственного церковного здания. Живя вместе с другими уроженцами Западной Европы за пределами города, в Немецкой слободе, англичане использовали помещение реформатской церкви, в которой для них была выделена комната. После пожара 1812 года община перебралась ближе к центру, наняв на углу Тверской и Малого Гнездниковского дом княгини Анны Михайловны Голицыной. Но уже в 1829 году у наследников гвардии прапорщика Наумова в Вознесенском переулке близ Большой Никитской улицы был приобретён участок с домом, который после перестройки превратился в англиканскую часовню. Однако в конце 1870-х годов в связи с существенным увеличением британской колонии в Москве было решено построить полноценный храм, способный вместить всех членов общины.

Проект заказали английскому архитектору Ричарду Нилу Фриману, но он в Россию даже не приехал, просто прислал один из своих типовых проектов церкви в стиле викторианской готики. Практическое воплощение задуманного англичанином оказалось поручено московскому архитектору Б.В. Фрейденбергу. Возведение началось в 1882 году и всего через два года было завершено. В январе 1885 года Москву посетил англиканский епископ Титкомб, освятивший новую церковь и давший ей имя святого Андрея – покровителя Шотландии. Это было символично: с одной стороны, шотландцы составляли немалую часть британской колонии в Москве (настоятель церкви, Гарри Бернард, тоже принадлежал к ним), а с другой, главный орден Российской империи был назван в честь святого Андрея Первозванного. Кроме того, морской флот России и тогда, и сейчас в качестве флага использует изображение Андреевского креста.

Здание представляет собой однонефную псевдоготическую базилику с башней из красного кирпича, увенчанной четырьмя маленькими остроконечными башенками. В башне не было колоколов, поэтому она использовалась как приходская библиотека, архив, а также хранилище ценностей, для чего в ней располагались сейфы. Вход в церковь украшают две терракотовые фигурки ангелов, держащих в руках чертополох – ещё один шотландский символ. По некоторым данным, эти элементы специально привезли из Англии.

Чуть позже, в 1894 году, ансамбль владений англиканской общины дополнился каменной оградой с небольшими щитами, несущими английский и шотландский кресты, а также домом пастора. Последний появился на средства Джейн МакГилл – представительницы известной в Москве шотландской фамилии, в чьём владении были цементный, механический и чугуннолитейный заводы. Строительство дома пастора было памятником Джейн МакГилл её покойному мужу Роберту – соответствующая надпись на английском языке и сегодня украшает дом. Над памятной табличкой красуется стилизованный четверочастный герб с символами составных частей Соединённого Королевства (роза – Англия, чертополох – Шотландия, клевер – Ирландия), а также Георгием Победоносцем – гербом Москвы.

Именно в Вознесенском переулке Джейн МакГилл нашла своё последнее земное пристанище: зимой 1918 года новая власть выгнала её из собственного дома на Спиридоновке, после чего прихожане общины приютили свою благодетельницу в доме пастора Андреевской церкви. Однако вдова МакГилл не смогла пережить шок от выселения и очень скоро умерла.

Во время боёв в Москве в октябре-ноябре 1917 года Андреевская церковь оказалась в эпицентре событий: большевики брали соседнее здание дома генерал-губернатора и использовали церковную башню для пулемётных обстрелов. Настоятель церкви позднее вспоминал, что после окончания боёв во дворе были лужи крови, а земля оказалась покрыта гильзами. Ценности из сейфов в башне вскоре изъяли. Последним событием в жизни общины стало состоявшееся 11 апреля 1920 года бракосочетание прихожан Андреевской церкви Фрэнка Альберта Уэйла и Елены Балаковой – на этом записи в её документах обрываются. После прекращения служб здание стало использоваться в качестве жилья, потом здесь расположились различные конторы, пока в 1960-х годах просторное помещение не было передано всесоюзной фирме «Мелодия» – многие знаменитые грампластинки записывались именно здесь. В ХХ веке храм понёс потери: так, во время Великой Отечественной войны в результате немецких авианалётов оказались полностью утрачены витражи. Отсутствуют росписи, исторический орган. В то же время сохранился уникальный деревянный потолок с псевдоготическими прорезями, и сегодня создающий в церкви хорошую акустику.

В «завуалированном» обличье англиканская церковь святого Андрея мелькает на страницах романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: в нём нет ни слова про храм, башня превратилась в «посольство крохотной державы», но её расположение напротив «общежития имени монаха Бертольда Шварца», списанного с реально существовавшего в Вознесенском переулке общежития, не оставляет никаких сомнений.

Возрождение богослужений в церкви святого Андрея началось в 1991 году: первая служба состоялась 14 июля, а уже через два года сюда был назначен постоянный священник. Вскоре после визита Королевы Великобритании Елизаветы II в Москву здание оказалось полностью передано новой англиканской общине. Сегодня здесь каждое воскресенье проводятся богослужения на английском языке, также организуются органные концерты.

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь

Описание:

Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII в., но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI в. До конца XVI в. обитель называлась Преображенской пустынью.

Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 г., случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 г. — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

История обители связана с размещением в ее стенах с середины XVII в. учительного братства, объединившего образованнейших монахов «ради учения книжного», ставшего по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве.

В 1764 г. обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен».

В 1923 г. по представлению Замоскворецкого райсовета г. Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой Московского Патриархата священник Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 г. вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Протоиерей Борис Даниленко освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора б. Андреевского монастыря и Патриаршего подворья. Наместником Андреевского монастыря назначен управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы епископ Дмитровский Феофилакт.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 119334, г. Москва, Андреевская наб., д. 2 Телефон: +7 (963) 770-10-30 Web-сайт: http://andreevskymon.ru E-mail: asmm_2013@mail.ru Наместник: Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич)Поделиться

Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная дом 2

Москва. Город-мегаполис с безумным ритмом жизни.
И все-таки есть в столице места, где можно прекрасно отдохнуть душой. И одно из таких мест…
Почему бы нам не прокатиться на Воробьевы горы?
Итак. Метро «Воробьевы горы». Первый вагон из центра. И – по Воробьевской набережной, не торопясь… Слева — воды Москва-реки с проплывающими белыми теплоходами. Справа — поросшие деревьями холмы. А Воробьевская набережная плавно переходит в Андреевскую…
Собственно, а откуда название?
А вот если пройти еще дальше, то справа можно увидеть Андреевский монастырь.
До конца 16 века монастырь назывался Преображенская пустынь. Но в 1593 году в день великомученика Андрея Стратилата от стен Москвы бежали войска хана Казы-Гирея. В честь этого события на территории монастыря выстроили храм в честь Андрея Стратилата, и монастырь стали называть Андреевским. Монастырь, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами вписался в Южное защитное кольцо Москвы. Вместе со столицей монастырь пережил и Лжедмитрия I, и восстание Болотникова, и наводнение 1607 года, и Лжедмитрия II, и свирепые пожары, и Соляной бунт… Но череда этих трагических для Руси событий привела к упадку обители.
Было здесь и ученое монашеское братство и созданный по указу Петра Великого детский дом. Позже — богадельня для престарелых монахинь, Вдовий дом, коммерческое училище, … И, казалось бы, какое отношение имеет Андреевский монастырь к Московскому государственному Университету? А вот имеет. Причем самое непосредственное.
Основатель монастыря, большой любитель просвещения боярин Федор Ртищев, основал здесь и самое первое в Москве ученое монашеское братство, в котором преподавали приехавшие из Киева знаменитые ученые-богословы Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский. Позже члены ученого монашеского братства стали костяком Славяно-греко-латинской Академии. А она, в свою очередь, положила начало Московской Духовной Академии и Московскому Университету.
В-общем, почти вся история обители Ртищева была с вязана с образовательной и благотворительной деятельностью. И сегодня, спустя много веков, во дворе монастыря можно услышать звонкие голоса детишек, выходящих из расположенной тут православной школы. А для этого достаточно с набережной свернуть за угол монастыря, и через небольшие ворота надвратной церкви Андрея Стратилата вы можете попасть внутрь, в уютный тихий дворик в котором стоят ещё два красивейших храма:, колокольня церкви Иоанна Богослова и церковь Воскресения в Пленницах. Зайдите и послушайте музыку Андреевского монастыря. Местный звонарь считается одним из лучших в Москве. Так что по воскресеньям и в дни церковных праздников у вас есть уникальная возможность услышать здесь то, что стало такой редкостью в наше время – искусно исполняемые колокольные звоны.

Контакты Андреевского монастыря:

119334, Андреевская наб., д. 2
телефон: 8 (963) 770-10-30

Общая информация

Многие монастыри имеют славную многовековую историю и являются великолепным украшением Москвы. Большинство из них было основано в шестнадцатом или семнадцатом столетии. Монастыри, расположенные в центре, выполняли только религиозную функцию, а те, которые строили на окраинах, выступали еще и в качестве защитных крепостей, поэтому были отлично укреплены.

Конечно, сегодня их оборонительное значение утрачено. Несколько монастырей, расположенных на территории столицы, благодаря своей богатой истории и из-за наличия в них значимых христианских религий заслуживают пристального внимания. Во многие из них ежегодно приезжают армии паломников. В данной статье мы расскажем о таком старейшем культовом сооружении, как Андреевский монастырь (фото прилагаются).

Советские годы

Первая четверть двадцатого века стала для Андреевского монастыря временем великих испытаний. Власть большевиков вообще закрыла этот храм. Постепенно Андреевский храм стал приходить в упадок: разбирались корпуса и другие постройки, некоторые из них просто рушились. Большая часть некрополя, захоронения в котором велись с тринадцатого до девятнадцатого века, была уничтожена.

Вскоре подножье Воробьевых круч превратилось в неприглядную территорию.

Адрес

Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.

Нынешний статус Андреевского монастыря – ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.

Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.

Как добраться

Монастырь стоит на зеленой Андреевской набережной, в 6 км от Московского Кремля. Рядом проложено Третье транспортное кольцо, по которому до обители удобно доехать на автомобиле. От станции метро «Ленинский проспект» до монастыря около 1,4 км. До набережной нетрудно дойти вдоль Третьего транспортного кольца или по улице Сергея Капицы. Возле монастыря находится пристань, где в период навигации делают остановку курсирующие по реке прогулочные теплоходы.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 3.00

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫ МОСКВА →

Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.

Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева – мецената, благодетеля и высоконравственного человека.

Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей — крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

Первая Московская академия

Андреевский монастырь, расположенный на Воробьевых горах, в 1648 году превратился в первое пристанище «Учительного братства». Так назывался духовно-образовательный центр, в котором собирались наиболее грамотные по тем временам монахи и изучали имеющуюся духовную литературу.

Они также переводили с греческого языка христианские книги, создавали религиозно-просветительские тексты. Сами служители говорили, что собираются в монастыре ради «книжного учения». По своей сути Андреевская обитель являлась первой Московской академией.

Дореволюционное время

Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.

Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.

Примечания

  1. Точное происхождение названия места «Пленницы» неизвестно. По одной гипотезе, И. Е. Забелина, оно объясняется тем, что излучина Москвы-реки напротив Лужников была удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке брёвен в плоты-«поленницы».
  2. В книге «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» (М., 1831) было указано, что впервые о существовании монастыря упоминается в летописи в период царствования Иоанна Грозного, однако О. А. Иванов о. Кроме того, на Несвижском плане Москвы на месте Андреевского монастыря показана группа строений, похожая на боярскую усадьбу.
  3. Церковь эта была воздвигнута в честь необъяснимого бегства войск крымского хана Кызы-Гирея 1 сентября 1591 года, что было расценено как чудо.
  4. Древняя российская вивлиофика. — Ч. V. — С. 21.
  5. Козловский И. П.
    Ф. М. Ртищев. — Киев, 1906.
  6. * В. Корсакова.
    Ртищев, Феодор Большой Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. 12
    ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  8. Андреевский мужской монастырь
  9. 12
    Журнал Московской Патриархии 10-2007

Архитектура

Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.

На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.

Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней. Ее возвели в 1748 году на средства, пожертвованные графом С. Б. Шереметевым.

В 1997 году восстановили и звонницу, колокола для которой отлили в баварском городке Пассау. Старейший храм св. Андрея Стратилата имеет под куполом барабан, а его четверик украшен красивыми изразцами типа «павлиний глаз», изготовленными белорусскими мастерами.

История

Небольшой живописный Заяцкий остров, отстоящий от Большого Соловецкого на 5 км и площадью чуть больше 1 кв. км, был освоен человеком еще в глубокой древности. С тех времен — II-I тысячелетий до н. э. — здесь осталось одно из крупнейших на Севере Европы языческих «святилищ», включающее 13 лабиринтов и около 900 каменных груд и различных выкладок. На Большом Заяцком острове находится один из самых больших в мире лабиринтов. Сохранились здесь и древние памятники саамской культуры — сейды.

В первое время существования монастыря здесь, вероятно, было становище для монастырских промышленников, добывавших морского зверя и рыбу.

Но уже в середине XVI века, при игумене Филиппе, на острове «монастырскими людьми да игумновыми наймитами» были построены каменные палата, поварня и гавань, которые и сегодня встречают нас при въезде на остров, так же, как встречали летом 1566 года английских мореплавателей Томаса Соутона и Джона Спарка, оставивших сведения об этих сооружениях в своих путевых заметках.

Гавань Большого Заяцкого острова — древнейшая из сохранившихся на территории России. Интересен текст надписи, сделанный святителем Филиппом на одном из многочисленных крестов, в ту пору установленных здесь. Она призывала всех приезжающих на остров, чтобы они «по силе своей каменья же носили бы на заднюю сторону становища на угол от моря, для того, чтобы волнами морскими не располоскало».

В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера, имеющий интересную и необычную историю.

В XVIII векев Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие.

В XIX веке на острове жили всего два-три монаха. На лето сюда обычно отправляли пастись монастырских баранов. В 1854-1855 годах, во время Крымской войны, пустынь подверглась нападению со стороны английских судов, церковь была разграблена.

Во времена СЛОНа на острове был устроен штрафной изолятор для женщин.

Современность

После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года, в Андреевском храме начали совершаться богослужения.

5 августа 2006 года на Большом Заяцком острове в память всех погибших подводников был установлен поклонный крест, изготовленный стараниями участников Соловецкой регаты (самой известной гонки северных яхтсменов), которая ежегодно в начале августа проходит вблизи Соловецких островов.

Осенью 2009 года на Большом Заяцком острове были завершены реставрационные работы в храме апостола Андрея Первозванного. В этом храме один раз в году, 13 июля, в праздник собора 12-ти апостолов, братия монастыря обязательно совершает Божественную литургию.

Силами реставраторов Соловецкого музея проводились восстановительные работы, но только в 2009 году под руководством В.В. Сошина была завершена реставрация Св. Андреевской церкви. В том же году и.о. скитоначальника был назначен игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель Кемского подворья Соловецкого монастыря.

В настоящее время ведутся работы по воссозданию древнего иконостаса Свято-Андреевской церкви.

Надеемся, что после возрождения скит, как и прежде, будет служить приютом для путешественников, а ищущим монашеской жизни даст возможность молиться в уединении и обретать душевный мир и покой.

Праздники скита:

30 ноября / 13 декабря — апостола Андрея Первозванного;

30 июня / 13 июля — собор славных и всехвальных 12 апостолов.

Контакты

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *