Автопортрет Ф. Кондоглу в кн.: Астролябия. Керкира, 1935
Автопортрет Ф. Кондоглу в кн.: Астролябия. Керкира, 1935 Фотис (между 1892 и 1897, Айвалык, Турция — 13.07.1965, Афины), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель. В источниках указываются разные даты рождения К., наиболее вероятным можно считать 1895 или 1896 г. Его отец, Николаос Апостолелис, был моряком и умер, когда К. исполнилось 2 года, поэтому художник взял фамилию матери — Деспины Кондоглу. Воспитать мальчика помог брат матери Стефан (Кондоглу), игумен монастыря св. Параскевы. Он отправил племянника по окончании айвалыкской гимназии в Афины, в Школу изящных искусств при Политехнионе, т. к. у того с детства проявился талант к рисованию. Когда началась первая мировая война, К. уехал ненадолго в Мадрид, а затем в Париж и прожил там ок. 6 лет, зарабатывая на пропитание иллюстрированием книг и журналов. Он общался со скульптором О. Роденом и с писателем М. Метерлинком. Познакомившись с совр. течениями в изобразительном искусстве, К. не примкнул ни к одному из них, следуя реалистическим принципам живописи. Лишь впосл. в некоторых его работах заметно опосредованное влияние экспрессионизма. В 1918 г. К. написал 1-е лит. произведение — историю португ. пирата «Педро Казас». Ок. 1919 г. художник вернулся в Айвалык, преподавал франц. язык, искусство и рукоделие в жен. гимназии, а затем его призвали в греч. армию. Он был вынужден покинуть Родину во время переселения малоазийских греков из Турции в Грецию и обосновался в Афинах, где занялся написанием статей для энциклопедического словаря К. Элевтерудакиса и его иллюстрированием. Это событие было не случайным: К. отличался широким кругозором (одним из его лит. псевдонимов был Книгоед). В последние годы жизни К. участвовал в издании Религиозной и нравственной энциклопедии — 1-й правосл. энциклопедии на греческом языке.

Старец Апостолос с сетями. Рисунок. 1923 г. (коллекция О. Иоанну)
Старец Апостолос с сетями. Рисунок. 1923 г. (коллекция О. Иоанну) До 25 лет К. не использовал красок: все сохранившиеся произведения выполнены карандашом, чернилами, сепией, восковой пастелью или углем. В 1923-1924 гг. К. создал первые работы в цвете (портреты С. Дукаса в технике фрески, М. Филинтаса и Н. Хрисохоса — маслом). Предпринятое К. в 1923 г. путешествие на Афон и соприкосновение с визант. искусством оказало огромное влияние на его творчество. С этого времени началось увлечение К. Византией, в т. ч. в области истории, агиографии, святоотеческого наследия.

Итогом поездки стали книги «Искусство Афона: Копии и реконструкции Фотиса Кондоглу» с копиями визант. и поствизант. икон и фресок и «Васанта» c текстами и иллюстрациями К., а также выставки в Митилини и Афинах рисунков монастырей, афонских пейзажей и портретов насельников. Оригинальные произведения, как и копии, были выполнены в черно-белом цвете (большинство копий сделаны кит. тушью). В 1923 г. К. создал первую большую композицию на религ. тему — «Крещение», в которой прослеживается влияние византийской живописи, в т. ч. и в технике (воскомастичная живопись). Иконография «Крещения» восходит к визант. образцам, но цветовое решение нетрадиционно: преобладает охра и жженая сиена. В 1924 г. К. снова отправился на Афон, где занимался копированием и созданием собственных произведений. Он периодически возвращается к монохромному рисунку в книжной графике (напр., иллюстрации к соч. П. Дельты «Жизнь Христа»: «Ап. Нафанаил молится под инжирным деревом» и «Христос, рисующий на песке»), в портретах и жанровых сценах из жизни квартала Неа-Иония в Афинах, где жили беженцы из М. Азии. В 1924 г. К. сделал 2 рисунка, в к-рых прослеживается влияние Эль Греко («Иоанн Предтеча» и «Христос с учениками»), в 1925 г.- пейзажи акварелью и темперой и копии мозаик ц. Успения Пресв. Богородицы в Дафни (ок. 1100) в технике фрески. С 1925 г. художник принимал участие в издании посвященного искусству ж. «Дружеское общество».

Мученичество св. Лукии. Роспись домовой церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр. 1935 г.
Мученичество св. Лукии. Роспись домовой церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр. 1935 г. С 1926 г. исследователи отмечают серьезные изменения в творчестве К.- он написал картину «Участник борьбы за Македонию» (масло) и портрет прозаика Н. Велмоса (темпера), в которых впервые использовал приемы визант. живописи для изображений светской тематики. В том же году им был сделан ряд акварельных пейзажей, а также иллюстрации к книге Н. Мелас «Павлос Мелас». В 1927 г. К. написал первые иконы в византийском стиле для митрополичьего собора о-ва Кимолос. Во 2-й пол. 20-х гг. К. сотрудничал как автор и художник в ж. «Греческая литература» и иллюстрировал кн. «Сказки: Сборник Г. Мегаса». В 1928 г. вышла в свет его книга «Путешествия», в к-рой лит. описания Греции сопровождены рисунками. Целью иллюстрирования К. собственных произведений было не украшение, а смысловое дополнение текстов.

Стилю К. под влиянием визант. живописи, произведений критской школы, а также «народного» искусства поствизант. периода были присущи схематичность, плоскостность, линеарность. Цветовая гамма его произведений отличается приглушенными, «блеклыми» оттенками, к-рые он считал характерными для фресок визант. периода. Лишь в нек-рых поздних храмовых росписях, выполненных вместе с учениками, заметен более яркий колорит (церкви вмч. Георгия Победоносца в Кипсели и свт. Николая Чудотворца в Като-Патисии). Притом что К. хорошо знал (учитывая ранний период копирования) и любил визант. искусство, творчество мастера нельзя назвать подражательным: он переосмыслял и перерабатывал визант. наследие.

Вмц. Екатерина. Икона. 1935 г. (ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный крест» в Афинах)
Вмц. Екатерина. Икона. 1935 г. (ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный крест» в Афинах) Чуть раньше К. в визант. стиле начали работать Д. Пелекасис, К. Карагацидис, А. Виагинис, но, по словам худож. Н. Энгонопулоса, они стремились к воспроизведению визант. образцов, что придавало их произведениям вид музейных экспонатов, а К. возродил визант. искусство, сделав его живым и современным (Μνήμη Κόντογλου. 1975. σ. 36). Интерес к Византии начал пробуждаться у представителей греч. интеллигенции, с к-рыми К. поддерживал дружеские отношения, среди них — занимавшиеся возрождением визант. архитектуры А. Орландос и А. Захос, исследователь визант. музыки С. Каррас, археолог и искусствовед-византинист А. Ксингопулос. Духовным отцом К. был известный старец архим. Филофей (Зервакос).Мч. Христофор. Роспись ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Лиопеси. 1946 г.
Мч. Христофор. Роспись ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Лиопеси. 1946 г. Изучение древней техники живописи позволило К. стать востребованным реставратором. В 1930 г. он был приглашен на должность реставратора в Византийский музей в Афинах. В 1931 г. К. участвовал в раскопках в Спарте, расчистил, отреставрировал и выполнил копии росписи рим. гробницы. В 1932 г. он расчищал фрески собора мон-ря Кесариани, а в 1933 г. работал по приглашению егип. властей в Коптском музее в Каире. Впечатление, произведенное на К. файюмскими портретами, отразилось на его творчестве. К. успел поработать и в жанре миниатюры, по сути возродив визант. искусство украшения рукописей миниатюрами: в 1934 г. написал книгу «Астролябия» и создал иллюстрации к ней (издана в 1935 на Керкире; часть изображений выполнил Я. Царухис). В 1934-1935 гг. художник был приглашен для реставрации икон в музей Керкиры.

Во 2-й пол. 30-х гг. ХХ в. начался этап освоения К. монументальной живописи: он расписал домовые церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр (1935) и семьи Песмазоглу в афинском районе Кифисья (1939), начал росписи приходского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пеании (Лиопеси) в Аттике (1939-1940; прерваны из-за войны, возобновлены в 1946, завершены в 1951). Число икон, созданных в этот период, невелико; наиболее интересны 22 иконы иконостаса ц. Успения Пресв. Богородицы (или Пантанассы) в афинском квартале Монастираки (1932), образы «Вмч. Георгий» (1933, коллекция А. Кодзабасиса), «Три святителя» (1934, ц. Капникарея), иконы ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (1935-1937). В византийском стиле К. выполнил картины, посвященные античной и совр. тематике (напр., «Долина плача», 1930; «Аякс и Одиссей», 1935); 2 ансамбля светской живописи — в своем доме (1932, фреска) и сцены из истории греческого народа от мифологического периода до 1821 г. в здании Афинской мэрии (1937-1939, фреска и вмонтированные в стены картины).

Христос Пантократор. Икона. 1948 г. (коллекция А. Пападимитриу)
Христос Пантократор. Икона. 1948 г. (коллекция А. Пападимитриу) В кон. 30-х гг. ХХ в. (до 1940) К. работал в Мистре над расчисткой фресок ц. Пресв. Богородицы Перивлепты. В 1940 г. он написал кн. «Древние люди Востока» и сделал к ней 11 иллюстраций (изд. в 1945). Во время второй мировой войны К. не имел нормальных условий для работы, испытывал значительные материальные трудности, даже был вынужден продать свой дом. В 1942 г. он начал расписывать вост. часть ц. Капникарея, стремясь к тому, чтобы роспись по духу соответствовала архитектуре визант. храма. Впосл. наблюдается переход мастера от техники альфреско к клеевой живописи. Лит. сочинения, созданные в 40-х гг., посвящены героическим личностям прошлого («Мужи прославленные и забытые», 1942) или ужасам войны, которые он описывает символически, с помощью мифологических образов («Бог Конанос и его монастырь, называемый Потопление», 1943). Другая книга — «Таинственный сад» (1944) раскрывает духовное богатство Православия и содержит гл. обр. изображения святых.

В первые послевоенные годы им создано много икон, в т. ч. для иконостасов церквей свт. Николая Чудотворца (1947-1949) и ап. Андрея Первозванного (1948), расположенных в афинском районе Като-Патисия. Одновременно с церковной живописью в визант. стиле К. продолжал создавать реалистические портреты (напр., архиеп. Афинского Дамаскина, 1949). В 1947 г. он написал «Житие и подвижничество преподобного отца нашего Марка Отшельника из Афин» (с 12 миниатюрами) и «Жизнь и житие Блеза Паскаля, Христа ради юродивого».

Вмч. Феодор Стратилат. Рисунок. 1947 или 1948 г. (коллекция К. Диамандуру)
Вмч. Феодор Стратилат. Рисунок. 1947 или 1948 г. (коллекция К. Диамандуру) Наиболее активный творческий период К.- 50-е гг. ХХ в.: он создал много икон (напр., в 1955 — более 70), расписывал храмы: в 1948 г.- вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (вост. стена над апсидой), в 1950 г.- ап. Андрея Первозванного в Като-Патисии и вмц. Варвары в Эгалео (сев. и зап. стены), в 1953-1954 гг. продолжил росписи Капникареи.

К. известен как публицист и популяризатор византийского наследия. С 1950 г. он сотрудничал в газ. «Элефтерия», в разд. «Воскресные темы» помещал свои рассказы о морских и других приключениях, о православных традициях, праздниках, писал на патриотические темы. Кроме того, в 1952-1954 гг. вместе с богословом Василисом Мустакисом выпускал ежемесячную брошюру «Кивот», призывающую к борьбе за православные ценности. В 1952 г. К. перевел на греческий язык сочинение Л. А. Успенского «Икона: Несколько слов о ее догматическом значении» (Ouspensky L. L’Iсône: quelques mots sur son sens dogmatique. P., 1948).

Свой опыт иконописца К. обобщил в 2-томной книге «Изложение православной иконописи» (1960), к-рая до наст. времени используется иконописцами в качестве руководства. Для К. характерно особое внимание к иконографии и к житиям святых. Многие жития пересказаны им трогательно и назидательно (книги «Незыблемая основа», «Смиренные гиганты» и др.), к другим он написал предисловия (Житие прав. Николая Планаса) или раздел о чудесах (Житие прав. Иоанна Русского). В 1962 г. изд-во «Астир» начало публиковать 10-томное собрание сочинений К. В его лит. творчестве на протяжении мн. лет основными оставались 2 темы — Византия и морские приключения. Просветительская деятельность К. была нацелена на освоение визант. наследия и ознакомление с ним греч. аудитории, подбор сведений и способ их изложения имели задачи приобретения правосл. читателем не только знаний, но и душевной пользы.

В последние годы жизни К. продолжал публицистическую деятельность, в т. ч. печатал статьи в газ. «Орфодоксос Типос», издавал брошюры против экуменизма и церковного модернизма; в дек. 1963 г. и апр. 1965 г. он опубликовал 2 открытых письма К-польскому патриарху Афинагору.

В 60-х гг. ХХ в. К. был удостоен премии писателей и художников Афинской АН и ордена Феникса. После травм, полученных в автомобильной аварии в 1963 г., для К. начался период болезней. Он похоронен на 1-м кладбище Афин, впосл. останки были перенесены в мон-рь св. Параскевы в Неа-Макри.

Соч.: ῎Εκφρασις τῆς ᾿Ορθοδόξου Εἰκονογραφίας. ᾿Αθῆναι, 1960, 20004. 2 τ.; ῎Εργα. ᾿Αθῆναι, 1962-1986. Τ. 1-11.

Лит.: Θεοδωρακόπουλος Ι. Μνήμη Κόντογλου. Αθήνα, 1975; Χατζηφώτης Ι. Μ. Θ. Κόντογλου (1895-1965): Πέντε μελετήματα για τον λογοτέχνη, τον καλλιτέχνη, τον άνθρωπο. Αθήνα, 1975; idem. Κόντογλου, ο μεταβυζαντινός: Δοκίμιο. Αθήνα, 1978; idem. Θώτιος Κόντογλου. Αθήνα, 1978; Βρεττάκος Ν. Μνημονάριον του Θώτη Κόντογλου. Αθήνα, 1985; Ζίας Ν. Θώτης Κόντογλου ζωγράφος. Αθήνα, 1991; Θώτης Κόντογλους, εν εικόνι διαπορευόμενος. Αθήνα, 1995; Αθανασόπουλος Β. Θώτης Κόντογλου: Σημείον αντιλεγόμενον. Αθήνα, 1998; Κόρδης Γ. Δ. Παράδοση και δημιουργία στο εικαστικό έργο του Θώτη Κόντογλου. Αθήνα, 2006; Σκοτεινιώτη Ε. Θώτης Κόντογλου: Η γραφή του ως διακείμενο. Αθήνα, 2009.

О. В. Л.

Так, ребята, если вы думаете, что я помешана на книгах протоиерея Андрея Ткачева, то я вас разочарую – нет! Потому что я не фанат чего-либо или кого-либо. «Я, например, кот, сам по себе кот» — так говорил Матроскин. Ну, не заточен мой мозг на то, чтобы фанатеть от кого-то так, чтобы башню срывало, и мои мыслительные процессы не работали. Нет. Рациональное зерно, свое мнение, адекватность оценивания и другие важные логические качества у меня присутствовали всегда. Поэтому, пока у батюшки Андрея Ткачева нет новых книг, я решила почитать другого Андрея, тот, который архимандрит Конанос. Потому что я тоже отлично резанирую с ним, вернее, с его мыслями, мнением о Православии, вере в Бога, отношении к жизни. Читаю и понимаю – мое! На 100%.

И, конечно, мне хотелось бы поделиться своим мнением об одной из прочитанных книг отца Андрея (Конаноса) «Христос посреди нас». Это уже вторая книга батюшки, которую я читаю. Помните ли вы мою рецензию на его книгу «Не бойся радоваться» я не знаю. Поэтому повторюсь здесь то, что я писала в той рецензии. А именно – почему греческое Православие отличается от русского? Не обрядами, естественно. А восприятием Бога, жизни, супругов, детей и пр. Почему у нас только слова бойся, накажет, терпи и пр.? А в книгах архимандрита Андрея наоборот – не бойся, доверяй, радуйся, не терпи несправедливость (особенно от мужа, например), все возможно с Господом. Впрочем, это вовсе не означает, что можно вести себя как последняя скотина, а добрячок Бог все равно смилуется. Может и смилуется, конечно. Но разум и поступки всегда нужно держать в узде.

Но, позвольте перейти к конкретике.
В книге 7 глав и каждую из них я частично рассмотрю.

Глава первая называется «Христос нашего сердца». Из этой главы вы узнаете, что Бог должен быть не только по праздникам. Когда свечку поставил раз в год на Пасху и можно дальше жить как последняя сволочь без морали и принципов. Или с Богом каждый день, или никак. Третьего не дано. Да-да, я помню, что у нас у всех заботы, проблемы, дети подоконники грызут и начальник сволочь. Но, поверь, 10 минут на молитву выделить можно. Правда! Я по себе знаю.
Также батюшка здесь расскажет о том, есть ли плохие люди или просто у них недостаток любви, о благочестии и, самое главное, что Церковь – не казарма. И, если ты что-то сделал не так, то это не значит, что тебя сейчас активные старушки изобьют своей клюкой и вообще, ты попадешь в ад. )) Нет, этого не будет, ошибки совершают все. Я в Церкви 8 лет, а «косяки» до сих присутствуют.

Глава вторая. Ох, какое у нее классное название «Почему я люблю бунтарей». Прям елей на сердце, потому что я еще та бунтарка. Сейчас, правда, спокойней стала, но нет-нет, да и «зажгу огни на елках». Ладно, меньше обо мне, больше о книге. Так вот, в этой главе священник рассказывает, чем ему нравится сопротивление в людях, полезна ли снисходительность и о том, что делать, если ты выбрал семейный путь.

Третья глава «Успокойся и помолчи». Ага, побунтарили в предыдущей, а теперь давайте услышим тишину, а в ней еле слышный шепот Бога, который обязательно отзовется в твоем сердце, если ты уменьшишь шум этого мира. Ну и здесь батюшка рассказывает о том, что может дать человеку тишина, о наркотике мыслей (да уж, еще тот наркотик, особенно если дурные), о том, что Бога нельзя купить (кстати, да, молитва – это общение с Богом, а не попытка дать взятку Богу, чтоб Он «все порешал как надо»), об опьянении любовью.

Четвертая глава «Православие – не религия». Вот тебе на, ехали-ехали и приехали. А что же это такое? Ну а тут мы прочитаем изумительные мысли батюшки о том, как впадаем в ересь, о том, что священники тоже едят. Боже мой, меня так удивляют люди, которые критикую священников, я прямо не могу. Вот эта пресловутая фраза «Попы пьяные, на мерсах, разъезжают, жрут-пьют, Церкви надо закрыть, а попов запретить». Ага, а от себя добавлю «А то чей-то они не святые».
Так вот, милые мои, хорошие. Священник – он как врач, только врач души. Если один врач ошибся, повел себя плохо надо всех врачей запретить, а больницы закрыть? Так и это. Ну, и не будьте лицемерами, когда вы на службу приходите, с вас никто деньги не дерет, свечки можете и не покупать, можно просто постоять, помолиться и отчалить домой. Исповедь и Причастие – всегда бесплатны. Ах, да, если вы мне скажете, что, мол, крестины и отпевание платные, то я отвечу – услуги у врачей тоже платные, но вы ж платите за физическое здоровье, почему бы не заплатить и за духовное. И подле плохих батюшек вас никто не держит, ищите хороших, ищите тех, кто по душе. В чем проблема? Кстати, в этой главе есть материал о том, стоит ли копировать святых. А то неофитство порой доводит…

Глава пятая «Очень важно спастись». Серьезная тема началась, но рассказана с любовью. И тут батюшка нам расскажет, как жить среди людей, но смотреть на Него, когда исчезает Господь, о том, что Он любит, а не наказывает, о том, как полюбить молитву. Очень полезная и мудрая глава и рассуждения священника.

Глава шестая «Жизнь без боли не бывает». А вот сейчас было больно, правда? Но да, без боли, потерь, несчастий невозможно прожить жизнь, даже если ты веришь в Бога. Жизнь с Богом – это не билет в вагон люкс-класса без всяких стрессов, потерь, болезней. И монахи болеют раком, умирают от сердечных приступов и пр., что уж говорить о мирских. Вы же помнить, что человек смертен. В любом случае, с Богом он или нет, но он смертен. Просто жизнь с Богом и в Боге становится легче. А возвращаясь к книге, то в этой главе батюшка нам расскажет о том, почему мы нуждаемся в страданиях, о чудесах, о том, как маленькому человеку бывает страшно и о том, что…Другого пути нет. Уж коль родился, так живи.

Седьмая, завершающая глава, называется «От Рождества до Воскресения».
Здесь все про свет. Здесь про Христа, про то, Кто должен занимать первое место в сердце человека, про поступки вместо слов и про самое важное – проснись, сердце. Тут, конечно, аллегория. Но как часто наше сердце жить в «бессознательном» состоянии, копит негатив, хранит в себе то, что хранить не нужно.
На светлой ноте завершается книга, и на светлой ноте заканчиваю я свою рецензию. Хорошая книга. Добрая, светлая, радостная.

Архимандрит Андрей Конанос

Добрый день, Господи!

Книга о радостной вере

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

ИС Р18-717-0644

Серия «Радостная серия»

© ООО ТД «Никея», 2018

© Издательский дом «Никея», 2018

© Андрей (Конанос), архимандрит, 2016

© π. Ανδρέας Κονάνος 2016

* * *

Вступление

Изменение подхода к жизни – это самое главное. Смотрите на мир взглядом Христа, впустите в себя Его разум, Его надежду, Его радость, Его свет.

Христос не подвергал мир насильственным изменениям. Но всем, кто стремится к этому, Он дал возможность окрашивать мир в белый цвет, тогда как остальные погружают его во тьму. Христос дал молитву, счастье сердцу, даровал тишину той комнаты, где откроется взор души.

Нужно взглянуть на мир под другим углом, изменить себя, обрести новый разум, разум Христов. Если мы изменимся, изменится и мир вокруг. Если будет все в порядке с нами, то и все вокруг будет хорошо, мы обретем радость, справимся с трудностями, у нас появятся силы и желание действовать.

Мир таков, каков есть, со своими страданиями и радостями. Так всегда было и так будет. Миру свойственна трагичность. Жизнь и смерть, расцвет и упадок, падение и воскресение. Все неразрывно связано и будет продолжаться дальше во времени и пространстве. Наши внутренние метания не зависят исключительно от окружающего мира, гораздо больше на это влияет то, как мы сами «истолковываем» мир вокруг, с какой точки зрения мы смотрим на него. Какое значение придаем неудачам, склоняемся ли перед трудностями, сдаемся ли, когда нас бросают или предают, умеем ли ценить то, что имеем.

Христу тоже довелось жить в трагичном мире, в столь же сложное время. При этом Он постоянно общался со Своим Небесным Отцом, соприкасался с покоем в Его божественном сердце, с радостью Святого Духа, который переполнял Его. Поэтому Он справился со всеми невзгодами, любил всех людей, повсюду распространял Свой свет, и Его не страшила смерть и не сокрушило предательство.

Если и мы сможем изменить свой взгляд на мир, свой подход к жизни, свой разум, все останется так, как есть и сейчас, но мы станем более сильными, мы окажемся в другом измерении. Мы будем слышать в душе другие речи, будем ощущать неиссякаемый источник силы, который поможет нам высоко держать голову! И именно потому, что в нашей голове будут звучать иные слова, мы обретем новый опыт и новые познания.

Любовь, ощущение собственного достоинства, вера во Христа укрепят нас, сердце раскроется и наполнится свободой.

Да оживит нас Христос! Дай Бог! Да дарует нам покой и радость! Я желаю нам этого. Пусть Он лишит нас «сообразительности», которая разрешает все уравнения жизни и зачастую вносит в нее путаницу, пусть дарует нам простое сердце, «святую рассеянность» Христа, дарует иной мир, иные мысли, отличные от повседневных, дарует возможность иного восприятия обыденности, возможность петь, а не бормотать, твердо ступать, а не тонуть в болоте. Пусть каждый наш день пропитается благодарностью и молитвой и начинается с радостного приветствия: «Добрый день, Господи!» И пусть жизнь будет подобна танцу радостных ангелов Господних!

Архимандрит Андрей (Конанос)

Я простираю руки

к этой радости и говорю:

«Я благодарю Тебя!

Я принимаю радость,

которую Ты мне даруешь.

Я принимаю Твои таинства

и иду по жизни радостно!»

Глава 1

Игры разума,

или Как увидеть белье чистым

Жизнь – нечто большее, чем просто слова и даже самые умные слова, оформленные в книгу. Поэтому я часто говорю: давайте закончим слушать и читать, чтобы продолжать жить, дорогие мои друзья!

То, чем мы сейчас будем заниматься, читая эту книгу, – всего лишь небольшая пауза, небольшой перерыв в жизни. Но это не сама жизнь. Реальность гораздо более сложна, более прозаична. Однако и гораздо более привлекательна, так как речь идет об общении с реальными людьми, а не с буквами на бумаге или экране компьютера.

Отношения – это настоящий экзамен жизни. Именно в отношениях проявляются и сложности нашего характера, и его сильные стороны. Когда в отношениях с людьми все хорошо, это доставляет особую радость.

Христос не просто учил, Он общался с людьми. И особенно с двенадцатью, Своими ближайшими учениками. Каждый день Христос был с ними, и они были с Ним. Они видели, как Он ест, ходит, спит, беседует, как гневается, творит чудеса, проповедует, как идет на распятие, как воскресает. Но и Христос жил жизнью Своих учеников. Он наблюдал за ними в разные периоды их жизни, видел их недостатки и ошибки, взлеты и падения… И мы, общаясь, узнаем людей такими, какие они есть.

Давайте не забудем, закончив читать, начать жить подлинной жизнью!

Решать только тебе

Я хочу, чтобы вы знали: я читаю все письма, что мне присылают, и молюсь за авторов этих писем. Но не всегда отвечаю. Потому что, во-первых, писем слишком много. Во-вторых, иногда мне нечего сказать.

Мне нечего сказать тому, кто, как мне известно, и так трудится. Ты пытаешься бороться? Значит, ты на правильном пути. Продолжай, все получится. Я не отвечаю, потому что решение проблемы, которое ты ищешь, неполезно получить извне. Ты должен сам найти его. В жизни очень важно брать на себя ответственность. Решение, которое принимается ответственно, всегда несет радость. Ведь это твое решение! Естественно, Господь поможет, близкие друзья поделятся мнением. Но как ты поступишь в конечном итоге – решать только тебе.

Я не могу тебе посоветовать, какую профессию выбрать. Но я буду молиться. Ответственность за выбор спутника жизни тоже никто не может взять на себя, кроме тебя самого. Никто не скажет тебе: «Давай, женись. Возьми себе в жены именно эту девушку, потому что я так сказал». Ведь потом, если у тебя будут трудности, ты возмутишься: «Это ты виноват! Ты на меня надавил!»

В этом кроется красота жизни: ты свободен в своем выборе! Помолись, сделай обдуманный шаг. И осуществи то, чего желаешь и к чему стремишься. Великое дело, взяв на себя ответственность, уверенно идти по жизни. Но перед этим остановись. Опустись на колени. Прямо здесь, у себя дома. И помолись! Попроси Господа просветить тебя.

Все очень просто. У нас есть кладезь неистощимых даров, милости, благодеяний; есть источник просвещения. Это Сам Господь! Это святые, которые возносят за нас свои молитвы. Это Богоматерь, это ангелы Божьи. Проси помощи у всех них, и озарение снизойдет в твою жизнь. Стоит лишь подождать!

Проси и просто жди просвещения, жди, когда разум очистится, обретет благость и успокоится. Пусть Господь разрушит все ветхое в твоей душе и созиждет новое. Другими словами, пусть Он разрушит в тебе то, что построено плохо, и воздвигнет заново. И пусть Он возвратит тебе твое сердце обновленным.

Решение, которое ты ищешь, не стоит ждать от человека. Нужно самому найти его. Очень важно принять на себя ответственность.

Решение, которое ты примешь с чувством ответственности, доставит тебе радость. Потому что оно будет твоим. Конечно же, ты помолишься Богу, тебе дадут совет друзья. Но как ты поступишь в итоге, никто не сможет тебе указать. Это ты решишь сам!

Господь поможет тебе, найдет решение для твоей проблемы. Может быть, это произойдет не сегодня, а может, уже к вечеру что-то изменится. Может быть, завтра, может, через несколько дней. Самое важное при этом – верить. Верь! Доверься, обратись ко Христу. Слова твоей молитвы должны укреплять душу, а не приводить к отчаянию и безысходности.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *