При употреблении спиртных напитков негативное воздействие алкоголя сказывается не только на самочувствии, но и на общем состоянии организма. Негативное воздействие крепкой выпивки проявляется не только в мутном сознании и головных болях, но и в том, что со временем изменяется работа основных органов, таких как сердце или печень.

Ученые говорят, что высокие объемы алкоголя часто становятся причиной развития разных видов рака, а как следствие и смерти. Рак может поразить пищевод, печень или молочные железы человека. При этом частое употребление спиртных напитков приносит вред всем органам.

Какие органы страдают от алкоголя: головной мозг; сердце; печень; поджелудочная железа; почки.

Этиловый спирт, который содержится в спиртных напитках, негативно действует на головной мозг человека. При употреблении алкоголя замедляется передача информации в коре головного мозга, что часто становится причиной изменения поведения и настроения человека. Потеря памяти, мутное сознание, нарушения координации — это главные последствия воздействия на этот орган.

Что страдает от алкоголя, как не сердце. Спиртные напитки при длительном злоупотреблении делают сердечные мышцы слабыми, что становится причиной нарушения кровообращения. Такие изменения приводят к возникновению одышки, утомленности и кашля. Регулярное употребление может стать причиной возникновения инфаркта или инсульта.

Негативное воздействие алкоголя отражается и на работе пищевода. От постоянного наличия спирта в крови вены становятся слабыми, что может привести к возникновению внутреннего кровотечения. Обычно такая ситуация требует срочного реанимационного вмешательства, чтобы спасти человека, поэтому медики применяют медикаментозное лечение больного.

Клетки крови также изменяются под воздействием наличия спирта в организме. За короткое время появляются комочки в крови, которые распространяются по всему организму, что приводит к обезвоживанию. Вследствие этого ускоряется старение тела и организма в целом.

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ПЕЧЕНЬ

Печень страдает от алкоголяв первую очередь. Удар для печени будет негативным при употреблении любой дозы, поскольку со временем она разрушается. Печень отвечает за множество процессов внутри организма: регуляция пищеварения: борьба с инфекциями; вывод токсических веществ.

При наличии спирта в организме клетки печени отмирают, а их место занимает жир и ткань. При этом алкоголь становится причиной жирового перерождения печени, что приводит к возникновению заболеваний, таких как гепатоз или цирроз, которые часто приводят к смерти. Со временем может возникнуть и рак.

1. Сердце

Проведенное недавно исследование показало, что один стакан красного вина, за счет содержащихся в нем антиоксидантов, может снизить риск сердечнососудистых заболеваний. Но что может произойти, если один стакан превратится в одну бутылку? Со временем оно (вино) ослабит сердечные мышцы и приведет к нарушению кровообращения. Многим из алкоголиков и тех, кто злоупотребляет спиртными напитками, знакомо состояние под названием кардиомиопатия, когда сердце начинает расширяться и сжиматься. Это состояние сопровождается одышкой, аритмией сердца (нерегулярная работа), утомленностью, увеличением печени и непрекращающимся кашлем. Злоупотребление алкоголем может также привести к инфаркту, инсульту и гипертензии.

2. Головной мозг

Кроме чувства эйфории спиртные напитки могут оказать также сильное негативное воздействие на мозг. Содержащийся в них этанол (этиловый спирт), благодаря свойству замедления передачи информации между нервными передатчиками, представляет серьезную угрозу для многих частей этого органа. Периодические повреждения нервных передатчиков могут привести к изменениям в поведении и настроении человека – депрессии, потери памяти. А вот алкоголизм в сочетании с недоеданием может вызвать синдром Вернике-Корсакова, «отек мозга», который характеризуется депрессией, потерей памяти, спутанностью сознания, галлюцинациями, потерей мышечной координации и неспособностью формировать новые воспоминания.

3. Печень

Люди часто недооценивают важность этого органа. Но, тем не менее, люди с алкогольной зависимостью могут подсказать, какие функции выполняет печень. Речь идет о регулировании пищеварения, поглощении питательных веществ, борьбе с инфекциями и выводе токсичных веществ из организма. Более 2 млн. жителей США в настоящее время страдает от заболеваний печени, вызванных злоупотреблением алкоголя. Достаточно отметить, что в 2009 г. в списке наиболее распространенных причин смерти цирроз печени занял 12-ое место. Приведём еще один показатель: в Соединенных Штатах один из 3 ждущих трансплантации органа, оказался в таком крайнем положении вследствие злоупотребления спиртными напитками.

4. Поджелудочная железа

Большое количество алкоголя может привести к нарушению работы поджелудочной железы. В частности, энзимы, выделяемые для тонкой кишки, не выводятся из органа и, накапливаясь, вызывают воспаление. Это заболевание, имеющее название панкреатит, может возникнуть внезапно (острый панкреатит), в этом случае боли в области живота и тошнота сочетаются с учащенным сердцебиением, поносом и повышенной температурой. А хронический панкреатит, во время которого поджелудочная железа постепенно разлагается, может привести к сахарному диабету и даже летальному исходу.

5. Почки

Под воздействием алкоголя организм начинает вырабатывать мочу в большом объёме, что может спровоцировать нарушения работы почек. Эта пара органов уже затрудняется в регулировании потока жидкости и, следовательно, распределении натрия, калия и хлоридных ионов, в результате чего может возникнуть электролитный дисбаланс. Кроме этого, чрезмерное употребление алкоголя может привести к высокому кровяному давлению – вторая по значимости причина почечной недостаточности.

Самым беззащитным органом перед алкоголем является печень. Что делает алкоголь с печенью? Под его воздействием погибают печеночные клетки, и в место них появляется рубцовая ткань, которая не может выполнять основные функции органа. Самое распространенное заболевание среди алкоголиков – это цирроз печени. Цирроз проявляется в уменьшении печени в размерах, вследствие чего начинается застой крови в сосудах и повышение давления в них. Нередко сосуды разрываются, и начинается кровотечение, результатом которого становиться смерть. Влияние алкоголя на организм не бывает положительным и всегда приносит только неприятности.

Большое воздействие спиртное оказывает на мозг и психическое состояние человека. Под действием алкоголя происходит разрушение коры головного мозга и постепенное отмирание его участков. В местах омертвевших участков возникают кисты. Нервная система страдает под действием спиртного не меньше чем все органы. Отрицательное влияние алкоголя на человека и его психическое состояние уже давно доказано медициной. В результате злоупотребления алкоголем у больного начинаются проблемы с памятью, теряется концентрация внимания, падает умственное развитие и происходит деградация личности. Алкоголь, принятый в большой дозе, может привести к смерти.

Спиртные напитки отравляют нам жизнь и калечат наше будущее потомство. В особенности это касается женщин.

Что делает алкоголь с организмом женщины? В отличие от мужчин женские половые клетки даются женщине сразу все и на всю жизнь. С каждым выпитым бокалом вина или бутылкой происходит поражение половых клеток. Чем больше употребляется спиртного, тем больше клеток страдает. Эти клетки остаются в организме на протяжении всего времени жизни, и в момент оплодотворения никто не гарантирует, что будет задействована именно здоровая яйцеклетка. Таким образом, на свет может появиться олигофрен, дебил или физически неполноценный ребенок.

Теперь вы имеете небольшое представление о том, что с человеком делает алкоголь. Если бы каждый перед употреблением спиртных напитков, задумывался об их влиянии на организм, то больных было бы намного меньше. Если вам требуется помощь в борьбе с алкоголизмом, позвоните и проконсультируйтесь

Жизнь — это самое дорогое, что мы имеем.

Берегите и будьте здоровы!

Заведующая 2-м терапевтическим отд. Савченко Е.П.

Священное Писание и Святые отцы о пьянстве

Писание предостерегает: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21,34). Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни… пьянству, ни… распутству (Рим. 13, 13). Пьянство лишает людей Царства Небесного: ни блудники… ни прелюбодеи… ни пьяницы… — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). Дела плоти известны; они суть… блуд, ссоры… убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5,19-21).

Пьянство приводит к бедности: Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет (Притч. 21, 17). Где пьянство, там распутство, всякая неправда, забвение дел Божиих: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5,18). Не царям… пить вино, и ни князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых (Притч. 31,4-5).

Преподобный Ефрем Сирин говорил по поводу пьянства следующее: «Царство Небесное принадлежит не беспечным, не возлежащим и почивающим, не восходящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим и кающимся.

Будем убегать роскоши сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Избегай пиров, чтобы не стать блудником.

Не расслабляй тела своего винным воспламенением, чтобы не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно; богатство свое, как чужое, расхищает и сам отдает врагам, — потому что упиение омрачило у него ум.

Не делай так, чтобы сегодня – поститься и воздерживаться, а наутро – ходить упившимся, кружась там и здесь и служа для всех посмешищем.

Однажды отрезвившись, не погружайся в опьянение. Во всякое время бойся вина, юный, потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания. Старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели, Если сами чревоугодники или преданы пьянству, или сребролюбивы, — то как младших себя научим воздержанию и терпению?

Если начнешь не радеть, предаваясь объедению и пьянству, то погибнешь вместе с пресыщающимся роскошью и, во-первых, удалишь тем от себя Божию благодать, во-вторых, осудят, тебя за сие и видящие твое бесстыдство; а, в-третьих, и рукоделий у каждого из нас недостанет на такие издержки; наконец, отсюда рождаются развлечения, хлопоты, лжи, неправды, частые отлучки, ласкательство пред высшими и вес тому подобное.

Как добрыми делами Бог прославляется, так, наоборот, деяниями лукавыми хулится и бесчестится; потому что и неверные язычники, смотря на христиан и видя, что они подобно язычникам и неверным проводят время в объедении и пьянстве, не рассуждают, что это – несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди Христовы, но в хулу христианскую говорят: «что передал и заповедал им Христос, то они и сохраняют»».

Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке по Р.Х. писал: «Итак, умоляю, не заражайтесь этой болезнью, а тех, которые уже заразились, похищайте из беды, дабы не было между вами людей, которые хуже бессловесных. Ибо скоты не требуют ничего более того, что нужно; а эти становятся бессмысленнее их, преступая границы умеренности. Все животные вообще — едят ли, пьют ли — знают предел довольства и не простираются далее нужды, и хотя бы принуждали их, никогда не дадут себе дойти до неумеренности. Итак, невоздержные хуже бессловесных в этом отношении. И не только в тот день, когда пьян, ты страдаешь от пьянства, но и после этого дня. Подобно, как и после того, когда пройдет горячка, остаются еще следы пагубного влияния ее, так и у тебя и после того, как пройдет хмель, и в душе, и в теле свирепствует буря. Бедное тело лежит расслабленное, как корабль, разбитый бурей, а еще беднее его душа, потому что и в расслабленном теле воздымает бурю и возжигает похоть.

Как по укрощению волнения во время бури остаются следы разрушительного действия ее, так и здесь. Как там товары, так и здесь почти все доброе выбрасывается. Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, кротость ли, смирение ли — все это пьянство повергает в море нечестия. А что еще после этого делает пьянство, того нельзя ни с чем сравнить. Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного. Не обманывайтесь, — говорит Апостол, — ни пьяницы, ни лихоимцы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). И что я говорю — Царствия Небесною! Пьяный не видит и настоящих предметов, потому что пьянство дни для нас превращает в ночи, свет — в тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами. И не это только зло рождается от пьянства, но и после пьяницы подвергаются другой, жесточайшей казни: безумному унынию, неистовству, расслаблению, насмешкам, поношению.

Какого же помилования ждать тем, которые убивают себя такими бедствиями? — Совершенно никакого.

Итак, потщимся избегнуть этого недуга, чтобы получить нам настоящие блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков».

СВЯТЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ О ГРЕХЕ ПЬЯНСТВА

Св. Иоанн Златоуст .’’ Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия.

Пьяный жалок более мертвого: тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла, а этот способен делать зло. Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется.’’

ИЗ «ОТКРОВЕННЫХ РАССКАЗОВ СТРАННИКА СВОЕМУ ДУХОВНОМУ ОТЦУ»

Мы сели за стол, капитан начал рассказывать: — Я с молодых лет служил в армии, а не в гарнизоне; знал службу и любим был начальством как исправный прапорщик. Но лета были молодые, приятели тоже; я, по несчастью, и приучился пить, да под конец так, что открылась и запойная болезнь; когда не пью, то исправный офицер, а как закурю, то недель шесть в лежку. Долго терпели меня; наконец, за грубости шефу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, с перемещением в гарнизон; а если не исправлюсь и не брошу пить, то угрожали Строжайшим наказанием. В сем несчастном состоянии я сколько ни старался воздержаться и сколько от сего ни лечился, никак не мог покинуть моей страсти, а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты. Услышав сие, не знал я, что с собою делать. В одно время я с раздумьем сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах с книжкой для сбора на церковь. Кто что мог — подали. Он, подошедши ко мне, спросил: «Что ты такой печальный?»

Я, разговорившись с ним, пересказал мое горе; монах, сочувствуя моему положению, начал: — Точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие да и накрепко приказал, чтобы он, когда захочет вина, то нимало не медля прочел бы главу из Евангелия; если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. Поступай-ка и ты так, увидишь пользу. У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе. Выслушав это, я сказал ему:

— Где же помочь твоему Евангелию, когда ни какие старания мои, ни лекарственные пособия не могли удержать меня? — Я сказал сие так, потому, что никогда не читывал Евангелия.

— Не говори этого, — возразил монах, — уверяю тебя, что будет польза. На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал да и говорю: — Не возьму я его; тут ничего не поймешь; да и печать церковную читать я не привык.

Монах продолжал убеждать меня, что в самых словах Евангелия есть благодатная сила; ибо писано в нем то, что Сам Бог говорил. Нужды нет, что не понимаешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал: если ты слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут; а ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению бесов. Да вот тебе еще скажу: Иоанн Златоуст пишет, что даже та самая храмина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы и бывает неудобь приступна для их козней. Я, помню, что-то дал оному монаху, взял у него сие Евангелие да и положил его в сундучок с прочими моими вещами и забыл про него. Спустя несколько времени пришло мне запить, смерть захотелось вина, и я поскорее отпер сундучок, чтобы достать деньги и бежать в корчму. Первое попалось мне в глаза Евангелие, и я вспомнил живо все то, что говорил мне монах, развернул и начал читать сначала 1-ю главу Матфея. Прочитавши ее до конца, именно ничего не понял; да и вспомнил, что монах говорил: нужды нет, что не понимаешь, только читай прилежно. Дай, думаю, прочту другую главу; прочел, и стало понятнее. Дай же и третью; как только ее начал, вдруг звонок в казарме: к местам на койки. Следовательно, уже идти за ворота было нельзя; так я и остался.

Вставши поутру и расположившись идти за вином, подумал: прочту главу из Евангелия, что будет? Прочел и не пошел. Опять захотелось вина; я еще стал читать, и сделалось легче. Это меня ободрило; и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче; наконец, как только окончил всех четырех евангелистов, то и страсть к питию совершенно прошла и сделалось к ней омерзение. И вот, ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка.
СЛОВО СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО

Что значит — не упивайтесь вином, в нем же есть блуд? Блудными мы называем тех молодых людей, которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, без разбора: и одежду, и золото, и серебро, словом, все отцовское богатство расточают на блудниц и развратников. Так и пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношей, и, пленив их рассудок, заставляет расходовать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности. Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открывает рот, нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет располагать речей своих с благоразумием, не умеет распоряжаться богатством мыслей, не умеет одно беречь, а другое издержать, но все тратит и извергает. Пьяный не видит и настоящих предметов, потому что пьянство превращает дни в ночи, свет в тьму; пьяный не видит даже того, что у него под ногами. Сверх сего, пьяницы подвергаются безумному унынию, неистовству, расслаблению, насмешкам, поношению. Пьянство есть добровольное неистовство, извращение мыслей; пьянство есть несчастье, достойное смеха, болезнь, достойная осмеяния, произвольное беснование, которое хуже умопомешательства. Хочешь ли знать, как пьяница бывает хуже бесноватого? Бесноватого все мы жалеем, а от пьяницы убегаем, тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем, потому что у того болезнь бт несчастья, а у этого от беспечности, у того от злоумышления врагов, а у этого от дурного настроения мыслей. Пьяный терпит то же, что и бесноватый; так же трясется, лежа на земле, испускает изо рта пену, и уста его наполняются невыносимым зловонием. Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается, слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных. Бессловесные животные пьют столько, сколько чувствуют жажды, а этот по невоздержанию своему становится безрассуднее бессловесных. Особенно же тяжело то, что эта болезнь, производящая столько зол и столько несчастий, не считается пороком. За столами богачей бывает даже соперничество и состязание, кто более осрамит себя, кто более возбудит смеха, кто более ослабит свои нервы, кто больше изнурит свои силы; кто больше оскорбит общего Владыку. Пьяный жалок более мертвого. Тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла, а этот способен делать зло.

Хочешь ли я скажу еще нечто важнейшее и ужаснейшее всего этого: пьянствующий человек не может войти в Царствие Небесное. Кто говорит это? Павел. Слышал ли ты, в какой сонм он поместил его? Вместе с развратниками, блудниками; с идолослужителями, с прелюбодеями, с хульниками, с любостяжателями, с грабителями.

ДЕСЯТЬ ГОРЬКИХ ГРОЗДОВ ПЬЯНСТВА

Знаменитый у древних еллинов мудрец Анахарсис говорит, что виноградная лоза приносит три грозда: первый грозд услаждения, второй упоения, а третий печали.

Философ сие толковал так: умеренное употребление вина служит человеку в удовольствие и во здравие, ибо и жажду утоляет, и желудок укрепляет, и сердце веселит; неумеренное же порождает ссоры, возжигает гнев, возбуждает на брань и побои, затем следует обыкновенно немало скорбей.

А мы, если захотим внимательно рассмотреть силу пьянства и если назовем его виноградного лозою, то найдем на ней не три нравственных грозда, приносящих человеку вред и печаль, но гораздо более, а именно десять.

Первый грозд его есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря сознания, ибо от желудка, переполненного вином, винные пары поднимаются в голову, действуют на мозг и возмущают ум. Потому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, точно безумные, и каково бы ни случилось зло, бесчестие ли, или побои, назавтра они ничего не помнят. Над таковыми исполняется пи- санное в Притчах: биша мя и не поболех, и поругашася ми, аз же не разумех (Притч. 23, 35).

Второй грозд есть бесстыдство: пьяный никого не стыдится, но, потеряв совесть, произносит скверные, хульные, нелепые, оскорбительные для целомудренного слуха речи; уста его бывают подобны стоялищу скотскому, наполненному смрадною нечистотою, а язык — лопате, которою выбрасывают эту нечистоту… Что же другое сердце этого человека, как не вместилище многих зол, из которых не может ничего выходить, кроме зла, по слову Евангелия: злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца глаголют уста его (Лк. 6, 45).

Третий грозд с лозы пьянства есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны, свои и чужие, которые тщательно скрывал в глубине своей души, сохраняя их в молчании, когда был трезв. Этого мало: что давно уже прошло и предано забвению, и то он припоминает. И как обычно пьяному извергать пищу из желудка, так же обычно и тайны отрывать: и то, и другое — и пища, и тайны в пьяном не держатся.

Четвертый грозд содомской лозы пьянства есть возбуждение плотской похоти, почему и увещевает Апостол: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Ефес. 5, 18).

Пятый грозд, полный яда змеиного, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития. Упившись вином, люди восстают с яростью друг против друга. Вот почему и говорит с укоризною Приточник: кому горе? кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающим ли в вине? и не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23, 29 — 30). И премудрый сын Сирахов увещевает: в вине не мужайся, многих бо погуби вино (Сир. 31, 29).

Шестой желчный грозд с лозы пьянства есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдания желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть.

Седьмой грозд — расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод: делатель пьяный, говорит сын Сирахов, не будет богат (19, 1).

Как много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету. Пример сему — блудный сын, описанный в Евангельской притче.

Восьмой горький грозд — утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи. Какого греха трезвый гнушается, боится или стыдится, того самого греха не стыдится делать, не боится, не гнушается, когда бывает пьян. Есть повесть в книге Отечник (или Патерик) об одном египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет более тревожить его никакими искушениями, если он однажды сделает который-нибудь из трех грехов, и предлагал на выбор: убийство, блуд и пьянство… «Один какой-нибудь из них сделай, говорит бес, или убей человека, или соблуди, или упейся однажды, и будешь после того жить в мире: я уже не буду искушать тебя никакими соблазнами». И рассуждал сам с собой пустынник так: «Человека убить страшно, ибо это большое зло и за него угрожает казнь смертная и по Божию, и по человеческому суду. Сотворить блуд стыдно, да и жаль осквернить хранимую дотоле чистоту телесную: мерзко оскверниться человеку, когда он еще не познал этой скверны. А напиться однажды, кажется, небольшой грех: ведь человек скоро сном отрезвляется.

Пойду напьюсь, чтобы бес не докучал мне больше и чтоб после спокойно было жить в пустыне». И вот взял он свое рукоделие, пошел в город, продал его, вошел в корчму и стал пить, и напился; по действию сатаны, пришлось ему разговаривать с одной бесстыдною женщиной, и он прельстился и согрешил с нею… Вдруг приходит муж сей женщины и, застав пустынника в греху с нею, стал бить его, а он в свою очередь схватился с ним, одолел его и убил… И сделал пустынник тот все три греха: блуд и убийство, а начал с пьянства! И те грехи, коих боялся и гнушался трезвый, теперь без страха совершил, будучи пьян, и погубил многолетние труды свои… Так пьянство дерзает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетель. Хорошо о сем говорит св. Златоуст: «Если в ком пьянство найдет и целомудрие, и стыдливость, и благоразумие, и кротость, и смиренномудрие оно все повергает в пучину законопреступления!» А человек, который чрез пьянство лишился всех добродетелей, разве не лишает себя спасения и не отчуждает себя от небесного наследия? Справедливо говорит Апостол: «пьяницы Царствия Божия не наследят» (Кор. 6, 10).

Девятый желчный грозд — гнев Божий: пьяница, преступая заповеди Божий, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исайя пророк: «горе восстающим заутра, и сикер гонящим, пиющим до вечера: вино бо сожжет их» (Ис. 5, 11).

Десятый, самый горький плод пьянства, есть всеконечная погибель души…

Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о грехах своих, потому что их ум трезв; а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния геенна неизбежна.

Вот каковы нравственные грозды сего содомского винограда, т. е. пьянства; хотя на вкус они и кажутся вначале сладкими, но потом эта сладость превращается в горечь желчи, в яд змиев и аспидов!

Справедливо святый Златоуст считает пьяниц хуже псов и других бессловесных животных: «Никакое животное,- говорит он,- не ест и не пьет более того, сколько нужно, и никто не может его принудить есть или пить, чем сколько требует его природа. А пьяница и без принуждения все больше и больше наполняет свое чрево, пока не повредит сам себе».

Как вылечить алкоголизм

Самостоятельно изучив программу АА, я запомнила, что мне, как и всем алкоголикам, нельзя быть злой, голодной, одинокой и… что бы ни произошло — не пить первую рюмку сегодня. Много узнала на форуме notdrink.ru, в частности то, что нас, алкоголичек, больше, чем я думала, и что проблемы у нас одинаковые: непоследовательность, нестабильная самооценка, лень, уныние, нелюбовь к себе. Я осознала, что, оставаясь прежней, рискую снова сорваться. Поэтому, хоть и страшно не хочется, придется менять образ жизни. Делать другие вещи, думать другие мысли. Прокачать силу воли, где-то раздобыть уверенность в себе. Заняться спортом, улыбаться, учиться думать позитивно, завести хобби. И, разумеется, не пить совсем, никогда, даже на Новый год. От подобных советов хотелось спать. В начале пути без алкоголя жизнь напоминала квартиру без мебели: пусто, скучно, гулко. И одиноко — никаких вечеринок. Неделями сидела дома, выбираясь только в магазин и к родителям. Сутками серфила в интернете, часто плакала. Но не пила. Отсидевшись, начала читать: открыла для себя мир внутренних конфликтов, детских травм и личностных границ. Поняла, что сломана, и решила себя починить.

Помогло ведение дневника. Просто размышлять не пойдет — даю ­гарантию, что уже через две минуты ваши мысли перекочуют с великих трезвеннических идей на меню завтрашнего ужина. Поэтому пишите и лучше от руки. Встретьтесь с собой. Ищите и выкорчевывайте все, что гниет, не дает дышать, мешает дальнейшему росту. За свой первый трезвый год я исписала несколько общих тетрадей: списки целей, терапевтические письма из серии «я прощаю Машу, которая…», дневники, сны, советы, цитаты. В результате моя голова стала чище, старый хлам я безжалостно выкинула. Но даже сейчас, спустя 4 года, я продолжаю эпистолярные упражнения, но уже в своем «трезвом» блоге, nondrinker.ru. Welcome. Ревизия коснулась и моего окружения. Я удалила из друзей тех, кто мешал моей трезвости, пытаясь вернуть обратно, и тех, с кем мне было интересно только пить. За исключением нескольких старых друзей, на 90 % мой круг общения изменился. Первое время было одиноко, а потом с появлением новых интересов пришли и новые люди. Моими помощниками были муж и ­родители, которые из солидарности со мной перестали пить, а также мой психотерапевт, с помощью которого я кардинально улучшила отношения с родителями, а впоследствии написала книгу. Однажды я поняла, что на ­самом деле люблю себя — вместе со своим диким прошлым и всеми ­своими трещинками.

Вернитесь мысленно в детство: ­каким вы были ребенком, о чем мечтали? Достаньте старые фотографии. Неужели вы позволите этой малышке погубить свою жизнь? Она просто запуталась. Поговорите с ней. Мне очень помогли такие «встречи». Я мысленно приходила в рощу, где в детстве гуляла с собакой, и обращалась к детской части себя. Рассказывала о жизни, плакала, просила прощения. Когда становилось легче, прощалась и уходила. И ­однажды ­поняла, что свободна. «Люди не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно». Эти слова Кастанеды — чистая правда! Так я выбросила алкоголь, никотин, мясо, фастфуд, колу и даже жвачку. Секрет прост: не кормите своего алкоголика (любую вредную привычку), и с каждым разом он будет становиться слабее. Концентрируйтесь на самых обычных действиях: как ровными полосками сходит с клубня кожура, когда вы очищаете картофель, какая вы молодчина, что варите суп. Наблюдайте и отслеживайте эмоции: я грустная, потому что на улице серо; это нормально, я могу грустить, а могу включить свет — и станет веселее. Не усложняйте! Трезвость может быть легкой и без ломки. Все начинается с мыслей. Просто скажите себе: «Теперь я живу трезво. Я больше не стану обманывать себя, я не позволю алкоголю разрушить мою жизнь: душу, тело, карьеру и семью. Нет больше мохито, пива и односолодового шотландского виски. Есть этанол, этиловый спирт, яд, который для меня смертельно опасен». Настройтесь на перемены и помните: в вашем случае даже самый никчемный диванный день — победный, если вы провели его трезво. И победный вдвойне, если этот день — пятница.

P.S.

Если вы не в состоянии контролировать количество выпитого, частично не помните, что с вами происходило, когда вы пили, наутро у вас похмелье, которое вы предпочитаете лечить «подобным», — у вас алкоголизм. Это плохая новость. А теперь хорошая — вы можете это исправить. Моя жизнь отнюдь не Диснейленд, а порой бывает совершенно несносной. За 4 года у меня была тысяча поводов напиться. Но я всегда помнила, что алкоголь ничего не меняет. Только делает еще хуже. И, что бы ни произошло, я не ищу других миров — мне нравится обустраивать этот. Иногда мне снится, что я напилась. И каждый раз, просыпаясь с чувством отчаяния, я думаю: «Боже, ну зачем я это сделала, ведь я же не пью?!» А потом, оглядевшись, понимаю, что это был сон, что вот же она, моя хорошая, чудесная, трезвая жизнь — с мужем, котами и овсянкой на завтрак. И я, насвистывая, иду ­делать кофе.

Пьянство и алкоголизм не синонимы. Между ними имеется принципиальное различие.

Пьянство — это дурная привычка, которая не стала еще порабощающей человека страстью. От этой дурной привычки человек при желании способен отказаться самостоятельно.

Алкоголизм — это качественно иное состояние, хотя и формируется из пьянства. Алкоголизм — это страсть, от которой ни один человек не способен самостоятельно избавиться, не повредив своей душе. Если бы страдающие от алкоголизма люди могли по своей воле в любой момент прекратить злоупотребление спиртного, то наша книга была бы не нужна.

Алкоголизм — это прогредиентное (то есть прогрессирующее) заболевание. Заболевание многостороннее, но, прежде всего, духовное.

Если возникли первые симптомы этой страсти, то она будет неуклонно развиваться в человеке, неизбежно возникнут новые закономерные проявления алкоголизма.

Отметим признаки наличия страсти к спиртному:

Регулярное злоупотребление спиртным (чаще одного раза в 20 дней).

Неоднократные случаи «возлияний» во время депрессии, безпокойства, безсонницы, после стрессов, а также для того, чтобы заставить себя делать тяжелую, утомительную или обыденную работу.

Факты неспособности выполнить обещание или взятую на себя ответственность из-за спиртного.

Хотя бы один раз были проблемы с членами семьи или на работе, прямо или косвенно связанные со злоупотреблением спиртным.

Конфликты с органами власти, случаи попадание «по пьяной лавочке» в отделение милиции или вытрезвитель. Вождение автомобиля в нетрезвом виде.

Раздражительность и агрессивность в состоянии опьянения.

Приходится сожалеть о том, что было сказано или сделано в пьяном виде.

Случаи «перебора лишнего» в компании, тяжелого опьянения (где бы то ни было).

Способность выпивать значительно большее количество спиртных напитков, чем несколько лет назад.

Исчезновение ранее имевшейся рвотной реакции при приеме больших доз спиртного.

Эпизоды многодневного пьянства.

Старание скрыть или преуменьшить количество выпиваемых спиртных напитков и частоту «возлияний».

Пьющая компания друзей и знакомых кажется предпочтительнее трезвой.

Попытка приспособить работу или изменить ее график под необходимость выпивать.

Случается прятать спиртное и использовать его тайком, если обстоятельства не позволяют пить открыто.

Случалось давать кому-либо слово больше не пить, но обещание было не выполнено. Одна или несколько безуспешных попыток прекратить злоупотребление алкоголем.

Провалы в памяти на какой-то период опьянения.

Проблемы со здоровьем на почве пристрастия к алкоголю.

Субьективная неудовлетворенность алкоголика степенью своего опьянения. Стремление пьющего человека быстрее достичь опьянения, «жадность» к спиртному.

Патологическое влечение к алкоголю (тяга к спиртному).

Если у вас или у членов вашей семьи присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то эта книга вам будет необходима. Она станет вашим помощником на пути избавления от страсти к спиртному (алкоголизма), от которой, как мы отмечали выше, самостоятельно избавиться не удастся ни вам, ни вашим близким.

Если у вас или ваших близких страсть к спиртному не превратилась в алкоголизм, то книга также окажется очень полезной. Лучше не ждать, когда сформируется заболевание, а разобраться с чего оно начинается и как развивается. Лучше вовремя спохватиться, чем тогда, когда страсть уже овладеет душой.

Что такое страсть? Страсть — это злокачественный недуг души, пагубный навык, образующийся при многократном исполнении каких-либо порочных влечений, которые становятся потребностью человека, входят в его привычку, влияют на его образ жизни, властвуют над ним.

Страсти (или демоны, падшие духи, бесы), уловляя человека в свои сети, предлагают ему в качестве приманки временное удовольствие. Но за все удовольствия такого рода людям приходится расплачиваться страданиями, болезнями тела, души и духа.

Укажем на характерные черты страстей (демонические приемы):

Страсти (демоны), уловив человека на крючок временного удовольствия, стремятся все более и более укрепляться в человеке.

Страсть становится трудно контролируемой. Со временем не человек контролирует свою страсть, а она контролирует человека, побуждает его к дурным поступкам.

При попытках человека отказаться от своей страсти, она незамедлительно проявляет себя в различных болезненных для человека способах сопротивления. Страсти (демоны), поработив человеческую душу, без боя не сдают своих позиций.

Вредят физическому, душевному и духовному здоровью человека. Подталкивают к отчаянию. Стремятся уничтожить человека (довести до преждевременной смерти от болезней или до самоубийства). Желание погубить духовно, а по возможности и телесно, — отличительный характер падших духов.

Искажают или подменяют восприятие человеком реальности. Стараются поддерживать в человеке иллюзии, ложные убеждения, занимают его самообманом, заставляют бездумно прожигать свою жизнь, «закручивают» в жизненную суету.

Понуждают сопротивляться покаянию, молитве, посту, участию в Богослужении. Предлагают человеку перекладывать с себя ответственность за содеянное на других людей, искать оправдания своей порочной жизни.

Мешают человеку обрести истинную Веру, высший смысл своего бытия, очищать душу, бороться с пагубными влечениями. Демоны знают, что всегда будут держать в рабстве людей, не имеющих спасительной веры и желания оставить свои грехи.

Когда страсть сформировалась, то избавляться от нее намного сложнее, так как в теле, психике и душе происходят пагубные изменения. Изменения затрагивают все сферы человека и при пьянстве, хотя и не так сильно. Потому-то ученые утверждают: не бывает употребления спиртного, есть только его злоупотребление.

Больной алкоголизмом уже никогда не сможет вернуться в исходное состояние и снова стать бытовым пьяницей.

Выдающийся невролог В. М. Бехтерев указывал: «Алкоголизм не есть простая привычка, от которой человек мог бы освободиться без посторонней помощи. Алкоголизм — болезнь, и притом болезнь тяжелая» (Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды / Сост. В. С. Воробьев. М.: Медицина, 1988. Стр. 117).

Примерно на такое количество времени алкоголь «задерживается» в организме человека.

Преподобный Иоанн (сподвижник преподобного Варсонуфия Великого) указывает: «Страсти суть демоны».

В советское время воинствующие атеисты называли православных христиан «религиозными мракобесами». Но «мрак» и «бес» властвуют не в душах верующих людей, а в безбожниках. Людей, сознательно противящихся Христианской Вере, можно характеризовать как «атеистических мракобесов».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *