. А – 7
Аборт – 7. Апостасия – 10. Аскетизм – 11.
Б – 13
Бездетность – 13. Безопасность – 15. Безразличие – 16. Беременность – 18. Бесовское воздействие – 19. Бесстыдство – 24. Благоговение – 25. Благоговение к святыне – 27. Благодарность Богу – 28. Благодать – 29. Благой пример – 31. Благотворительность – 35. Богатство – 36. Божественное просвещение – 37. Божественное утешение – 39. Болезнь – 39. Борьба с грехами – 42. Борьба со злом – 49.
В – 55
Вера – 55. Власть диавола – 56. Внимание – 59. Воздаяние – 60. Воздержание – 61. Воспитание детей – 62. Восточные учения – 72. Выбор жизненного пути – 74.
Г – 77
Главенство мужа – 77. Гнев – 79. Гнев Божий – 80. Гордость – 81. Государство – 84. Грех – 84.
Д – 87
Добрачная жизнь – 87. Доброта – 89. Добрые дела – 90. Добрый помысел – 92. «Добрый способ» – 94. Доверие Богу – 95. Дурные помыслы – 100. Духовная борьба – 101. Духовная жизнь – 102. Духовная жизнь детей – 107. Духовная леность – 109. Духовное единство – 111. Духовное поведение – 113. Духовное преуспеяние – 114. Духовное разложение молодежи – 114. Духовное родство – 116. Духовные законы – 117. Духовные радости – 119. Духовный наставник – 119. Духовный рост – 128.
Е – 129
Евангелие – 129.
Ж – 131
Женитьба – 132. Жертвенность – 135. Житейские радости – 140.
3 – 140
Зависть – 140. Зло – 141. Злоба – 142.
И – 143
Избалованность – 143. Искушения – 144. Исповедь – 147. Испытания – 154.
К – 156
Клевета – 156. Колдовство – 157. Комфорт – 159. Кормление ребенка грудью – 160. Косметика – 161. Крест – 163. Крестное знамение – 164.
Л – 165
Лень – 165. Лечение – 165. Лицемерие – 166. Ложь – 167. Лукавство – 168. Любовь – 169. Любовь Божия – 172. Любовь к ближним – 175. Любовь к Богу – 177.
М – 180
Материальное благополучие – 180. Материнская любовь – 182. Милосердие – 184. Милостыня – 185. Милость Божия – 186. Мирской дух – 187. Многодетная семья – 192. Многозаботливость – 193. Молитва – 197. Молитва к Богородице – 203. Молитва за усопших – 204. Монашеская и семейная жизнь – 207. Монашество – 209. Мужество – 216.
Н – 218
Надежда – 218. Наказание – 218. Наследственность – 219. Наука – 220. Неблагодарность – 221. Неведение – 221. Неверие – 222. Негодование – 225. Неизлечимая болезнь – 226. Необходимость жертвенной любви – 227. Несправедливость – 229. Нестяжательность – 235. Нравственное разложение – 236.
О – 238
Обвинение других – 238. Обличение – 239. Образование – 242. Общительность – 243. Осуждение – 244. Отношение к родителям – 247. Отношения с ближними – 249. Отчаяние – 251. Очищение души – 253.
П – 255
Плотские грехи – 255. Плотское мудрование – 255. Подростковый возраст – 256. Покаяние – 261. Помощь ближнему – 269. Помощь Божия – 271. Послушание – 279. Пост – 279. Похвала – 282. Права – 283. Православие – 285. Правосудие Божие – 286. Превозношение – 287. Предки – 287. Прелесть – 288. Пример родителей – 290. Принуждение детей – 291. Причащение – 293. Проклятие – 293. Промысел Божий – 296. Проповедь – 297. Простота – 299.
Р – 300
Работа – 300. Работа в праздники – 304. Работа над собой – 305. Равнодушие – 307. Радость – 307. Развод – 310. Разрыв поколений – 311. Рай – 312. Рассеянность – 313. Рассудительность – 313. Родительские обязанности – 316. Родительское благословение – 317. Рождение детей – 317. Ропот – 324.
С – 326
Самооправдание – 326. Самопознание – 331. Самоуверенность – 332. Самоукорение – 333. Сатанинские учения – 334. Свобода – 335. Своеволие – 342. Священное Писание – 343. Священство – 343. Семейная жизнь – 344. Семейные обязанности – 345. Семейные пары – 346. Семейные проблемы – 347. Сила воли – 349. Скорби – 351. Скупость – 357. Служение ближнему – 358. Смерть – 360. Смирение – 365. Смиренномудрие – 373. Смысл жизни – 374. Сны – 376. Совесть – 377. Сострадание – 382. Спасение души – 384. Справедливость – 386. Сребролюбие – 388. Ссоры – 388. Старость – 389. Страстность – 392. Страх – 393. Стяжание – 394. Суетность – 394. Суетные помыслы – 398. Супруга священника – 398. Супружеские отношения – 399.
Т – 402
Талант – 402. Телевидение – 403. Телесная красота – 404. Телесные наказания – 405. Терпение – 405. Терпение неблагодарности – 409. Трезвение – 409. Труд – 410. Трудности – 411. Трудолюбие – 414. Тщеславие – 415.
У – 417
Уважение – 417. Увечье детей – 419. Удаление от Бога – 420. Уныние – 421. Усердие – 422.
Ф – 422
Фанатизм – 422.
X – 423
Хульные помыслы – 423.
Ц – 426
Цель брака – 426. Цель жизни – 427. Церковь – 428.
Ч – 431
Человеческая правда – 431. Чистота души – 432. Чревоугодие – 433. Чудеса – 434.
Ш – 435
Шутки – 435.
Щ – 436
Щедрость – 436.
Э – 437
Эгоизм – 437. Экуменизм – 438.
Ю – 440
Юношеские годы – 440.
Я – 441
Ясность ума – 441.

Причащение

Один паломник спросил у отца Паисия, почему он не переживает причащения так, как в детстве. Старец объяснил ему: «Если у тебя есть дети, ты поймешь. Когда ребенок маленький, отец дает ему сладости, а когда он вырастет, то должен будет покупать их себе сам. Так и Бог поначалу дает нам Свою благодать даром, но позже хочет, чтобы мы сами приложили усилие, дабы ощутить Божественное причащение».

Проклятие

Верующие не должны никого проклинать, учитывая, что по попущению Божию проклятие может воплотиться в жизнь, правда, только если действительно было допущено зло. Если же этого не было, тогда проклятие падает на голову того, кто его произнес, — со всеми последствиями.

Когда проклятие вырывается из глубины сердца, несправедливо оскорбленного, тогда оно может стать реальностью. Это страшно! В молодости мне довелось видеть, как умирает женщина, которую ктото заслуженно проклял, сказав: «Чтоб ты лопнула!» За несколько часов она очень сильно раздулась и действительно буквально лопнула.

Проклятие в действительности имеет силу, если оно вызвано несправедливостью, то есть если мы делаем комунибудь зло и он нас изза этого проклинает, то его проклятия обладают реальной силой. Однако если не было причинено зла, то проклятие падает на того, кто его произнес. Если человек, пострадавший от проклятия, поймет, что его прокляли из–за его неправедного поступка, раскается и исповедует свой грех, его проблемы разрешатся. Если виновный скажет: «Господи, прости меня, я совершил такоето беззаконие», — и с сокрушением, без утайки признается в этом духовнику на исповеди, то Бог по своему милосердию простит его.

Если человек страстно, возмущенно желает комуто зла, то он тем самым проклинает его.

Диавол смеется над теми людьми, которые называют себя чуткими и считают, что имеют тонкую, любвеобильную душу и терпеливо переносят несправедливости со стороны других, но при этом говорят: «Пусть Бог им воздаст» — и таким образом «учтиво» проклинают ближних. В этой жизни все мы держим экзамен, чтобы в жизни иной попасть в райские обители. И я думаю, что такое «учтивое» проклятие ниже духовного «проходного балла».

Промысел Божий

Тот, кто держит домашнюю скотину, например, козу, обычно сначала привязывает ее на одной стороне луга, чтобы она съела траву в этой части пастбища, затем отводит ее подальше, и она пасется на другой части луга, и так до тех пор, пока не выщиплет весь луг и пока на первом участке трава снова не вырастет. Хороший хозяин не позволяет животному пастись, где ему вздумается, потому что иначе оно начнет бегать взад–вперед, одно съест, другое затопчет, и так без пользы пропадет весь корм. Так же поступает с нами и Господь, промышляя о нашей душе: понемногу дает нам духовную пищу и дары, лишь после того, как приведет нас в безопасное место смирения. Ведает Бог, что делает!

Господь нередко позволяет случиться чемуто такому, что принесет пользу сразу многим людям. Как правило, Он не творит только одно доброе дело, но по несколько сразу. И Он никогда не попускает произойти злу, если не знает, что оно станет причиной многого добра. Бог и опасность, и наши промахи обращает нам на пользу. Добро и зло перепутаны друг с другом. Было бы лучше, если бы они существовали по отдельности, но вмешательство собственных интересов людей перемешивает их между собой. Но Бог извлекает выгоду для нас даже из этой неразберихи, поэтому мы не должны сомневаться, что Он позволяет произойти только тому, что может принести пользу, потому что любит Свое творение. К примеру, Он попускает какоето незначительное искушение для того, чтобы избавить нас от искушения серьезного.

Проповедь

Мы должны научиться жить по–православному, а не только излагать свои мысли как православные. Если у того, кто берется за проповедь, нет собственного опыта, то его слова не трогают душу, не заставляют людей каяться. Легко мыслить, как православный, но надо много потрудиться, чтобы сделать православной свою жизнь.

Не нужно упорно навязывать свои убеждения другим, чтобы не биться потом над проблемой, как их убедить, ибо мы неоднократно говорим им об истине, а они знать ее не хотят, а принимают только ложь. Это то же самое, что настойчиво заводить часы со сломанной пружиной. И тех, которые знают истину, но толкуют ее на свой лад, обосновывают с помощью своих идей, нам лучше избегать, чтобы не тратить сил впустую и не касаться всуе великих истин, потому что к глиняной стене не пристает штукатурка из извести, а только из глины, перемешанной с соломой.

Лукавая светская обходительность приносит немало зла, потому что, полагаясь на нее, человек обманывается, открывает свою душу мирским людям и впустую растрачивает свое благоговение на того, кто вообще не понимает, что такое благоговение. Это все равно что давать золотые монеты тому, кто не видел ничего кроме медяков. Не стоит также напрасно терять время, ведя духовные беседы с людьми, которых привлекают лишь мирские споры, в которых они могут самолюбиво высказывать свои суждения.

Простота

Жить нужно просто, не стремясь к роскоши, полностью доверившись Божественному Промыслу. Но и тут нужен разумный подход, чтобы вы не поступали так, как один врач, который, желая упростить жизнь, выбросил из дома мягкую мебель и вместо нее поставил лавки и пни. Но это привело к большим проблемам, потому что его жена была сильно возмущена. Когда он рассказал об этом, я говорю ему:

— Ну что тебе сказать, что ты тоже пень? Я говорил о простоте, что нужно иметь поменьше беспокойства, но не надо бросаться в крайности. Не нужна шикарная мебель, но и не пни же!

Р

Работа

Каждый человек своей благочестивой жизнью, своей молитвой должен освящаться сам и освящать свой труд. Если же на работе у человека есть подчиненные, за которых он отвечает, то он должен духовно поддерживать и их. Когда ктото имеет правильное внутреннее устроение, то его работа тоже освящается.

В наше время многие люди измотаны, потому что работа тяготит их. Они нетерпеливо поглядывают на часы в ожидании момента, когда можно будет идти домой. А если у человека есть усердие и ему небезразлично его дело, то чем больше он трудится, тем сильнее в нем разгорается рвение. Человек погружается в работу, и когда рабочий день заканчивается, он удивляется, как быстро пролетело время.

Он забывает и о еде, и о сне, но не мучается от голода или недосыпания, потому что работа для него — праздник.

Когда человек трудится со смирением и любовью, то дело его рук становится чистым, освященным, благодатным, а сам он чувствует прилив сил. А вот ублажая себя гордыми мыслями о том, что он работает лучше другого, человек может испытывать некоторое удовлетворение, но оно не наполняет его душу покоем. К тому же, делая свою работу без любви, человек устает. Радость, которая наполняет человека, с удовольствием и радением исполняющего свою работу, — хорошая радость. Этот дар — восстановление сил через «правильную» усталость — дал нам Бог, чтобы не утомлялось Его создание.

— Очень часто люди возвращаются с работы во взвинченном состоянии.

— Я обычно советую мужчинам по дороге с работы зайти в храм, поставить свечку и побыть десять–пятнадцать минут на службе или посидеть в парке и прочитать отрывок из Евангелия, чтобы успокоиться, а после этого идти домой в мирном и радостном настроении. А иначе они будут возвращаться взбудораженными и затевать ссоры. Не надо нести в семью те проблемы, с которыми вы сталкиваетесь на работе, их надо оставлять за порогом своего дома.

— Некоторые люди оправдывают свою нервозность тем, что у них ответственная работа, которая лишает их покоя.

— Работа наполняет их душевным беспокойством потому, что они не удосуживаются обращаться к Богу за помощью в своих делах. Бездельник со своей неизменной присказкой «да ладно, Бог не оставит…» лучше таких людей.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец хорошо известен и любим в современном христианском мире. Многим его книги оказали огромную духовную пользу. Он не проповедовал, не катехизировал. Простой монах, который успел получить всего лишь начальное образование, жил по Евангельским заповедям. Он снискал мудрость от Бога, а всего себя отдал служению человеку. Любовь стала отличительной чертой жизни праведника.

Крещен отец Паисий был с именем Арсений святым Арсением Каппадокийским, позднее стал его духовным чадом и получил благословение на монашество. В своих беседах с приходившими к нему людьми старец Паисий часто вспоминал о своем духовном наставнике. Один из разделов данной книги и посвящен святому Арсению Каппадокийскому.

Глубокий след в сердце читателя оставит повествование отца Паисия о великом афонском святом, много пострадавшем от людей и увенчанном Господом, старце Ходжи-Георгии. Судьба его тесно переплелась с судьбами нашей страны и насельников Святой Горы, выходцев из России.

Еще один раздел книги – это истории о насельниках Святой Горы, со многими из которых Старец лично был знаком. Короткие рассказы подвигнут читателя и самому встать по путь спасения, следуя примеру афонских монахов. В отдельной главе собраны наставления Старца, адресованные современному человеку.

Содержание книги: Творения. Старец Паисий Святогорец

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕОРГИЙ (ХАДЖИ-ГЕОРГИЙ), АФОНСКИЙ СТАРЕЦ

Предисловие
Житие преподобного отца нашего Георгия (Хаджи-Георгия)
Дух ревности по Богу
Послание Хаджи-Георгия митрополиту острова Хиос
Духовные предшественники старца Хаджи-Георгия
Духовные законы
Послесловие

СВЯТОЙ АРСЕНИЙ КАППАДОКИЙСКИЙ

Деяние патриарха и Священного Синода Константинопольского Патриархата «О причислении к лику святых иеромонаха Арсения Каппадокийского»
Введение
Житие святого Арсения (Хаджефендиса)
Как выглядел отец Арсений
Обретение мощей отца Арсения
Чудеса святого Арсения
Тропаръ
Кондак
Величание

ОТЦЫ-СВЯТОГОРЦЫ и СВЯТОГОРСКИЕ ИСТОРИИ

Предисловие
Отец Тихон
Отец Евлогий (послушник старца Хаджи-Георгия)
Отец Пахомий (послушник отца Евлогия и духовный внук Хаджи-Георгия)
Отшельник Афонской вершины отец Серафим
Неизвестный отшельник (видимо, один из скрытых, афонских отшельников)
Иеромонах Анфим, Христа ради юродивый
Отец Даниил дивный
Отец Косма (виноградарь) из монастыря Пантократор
Отец Филарет, игумен монастыря Констамонит
Отец Пётр (Петруша)
Отец Августин
Отец Георгий, отшельник
Старец Филарет
Старец Ефрем «окаянный»
Старец Константин, Христа ради юродивый
Отец Савва Эсфигменский
Иеромонах N, потерпевший искушение за один гордый помысел
Клирики, которые не были готовы к совершению Божественной литургии, и которых Бог не допустил до служения
Старец Аввакум
Два самонадеянных монаха, которые впали в прелесть
Своевольный послушник
Благоговейный и послушный монах
Своевольный и нерадивый новоначальный монах
Нерадивый молодой монах
Нерадивый пожилой монах
Ангел укоряет особножителъный монастырь Ксиропотам
Брат, спасшийся без труда, потому что никого не осуждал
Откровение о смерти отца Мефодия и отца Иоакима
Послушник, который не был послушен своему старцу, но спасся, потому что уповал на Бога
Кате певчий встретился на празднике с братом, умершим шестью месяцами раньше
Старец Трифон
Отец Кирилл, отшельник скита монастыря Кутлумуш, а позже игумен этой же обители
Божия Матерь помазывает благоговейного новоначалъного монаха
Христос исцеляет молодого монаха, имеющего сильную веру и ревность
Болезни доставляют пользу и небесное воздаяние, когда мы переносим их с терпением
Послушник, который роптал
Неосторожное слово простодушного монаха, за которое он получил от Бога вразумление
Божия Матерь, как Добрая Мать, заботится о монахах в Своём уделе
Преподобномученик Дамиан исцеляет молодого монаха
Достоинство монашества
Сила монашеской молитвы
Сила молитвы по чёткам
Сила молитвы Иисусовой
Молитва с утруждением
Мирские удобства приносят монаху духовные скорби
Мирской образ мысли приносит духовное разорение
Безмолвие и беспопечителъностъ — главные условия духовной жизни, которая радует Божию Матерь
Монах должен быть добрым примером для мирян
Святой Георгий заботится о своём престольном празднике
Святой Спиридон заботится о своём престольном празднике
Бог подаёт нам Своё благословение, когда мы подаём благословение
Попечение иконы Божией Матери «Сладкое лобзание» о монастыре Филофей
Немилосердный монах, впавший в прелесть оттого, что подвизался без любви и рассуждения
Монах, спасшийся от великой прелести
Радостные события
Ангел восьмого дня
Возвращение к Богу — с земли на Небо

Параметры книги: Творения. Старец Паисий Святогорец

Размер книги: 14,4 см x 23,2 см x 2,3 см

Количетво страниц: 325

Переплет: твердый

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 550 гр.

Год издания: 2013 год

Тираж: 3000

Издательство: Святая Гора

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *