Кафедральный собор Александрийской Церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии, 2006 г.

Александрийская Православная Церковь (или Александрийский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Египет за исключением юга Синайского полуострова и все прочие страны Африки
  • Богослужебный язык: византийский греческий, арабский, английский, французский, более 50 африканских языков
  • Календарь: новоюлианский
  • Кафедральный собор: Благовещенский в г. Александрии (патриаршие резиденции расположены в Александрии и Каире)
  • Предстоятель: Феодор II, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки
  • Место в диптихе: 2
  • Состав: 47 архиереев; 43 епархии; более 500 священнослужителей (ок. 2005) ; ок. 1000 приходов (нач. 2004) ; 3 монастыря (нач. 2000-х) ; 4 высших духовных школы; 5000 тыс. членов (нач. 2004)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Каноническое устройство

Александрийская Православная Церковь управляется патриархом. Под его председательством действует Священный Синод, членами которого являются митрополиты.

Церковь организована как Патриархат состоящий из епархий — архиепископии, управляемой патриархом, а также ряда митрополий и епископий. Существуют также титулярные кафедры.

Каноническое деление Александрийской Православной Церкви по состоянию с 23 ноября 2013 г. по 26 ноября 2014 г.

Епархии

  1. Александрийская архиепископия
  2. Митрополии

  3. Аксумская
  4. Аккрская
  5. Антананаривская
  6. Ботсванская
  7. Браззавильская
  8. Бурундийская
  9. Гвинейская
  10. Дар-эс-Саламская (Иринопольская)
  11. Ермопольская
  12. Замбийская
  13. Зимбабвийская
  14. Илиопольская
  15. Йоханнесбургская (Иоаннопольская)
  16. Камерунская
  17. Кампальская
  18. Карфагенская
  19. Катангская
  20. Канангская
  21. Кейптаунская (Мыса Доброй Надежды)
  22. Киншасская
  23. Киринская
  24. Леонтопольская
  25. Мванзинская
  26. Мемфисская
  27. Найробийская
  28. Нигерийская
  29. Нилопольская
  30. Нубийская
  31. Пелусийская
  32. Птолемаидская
  33. Триполийская
  34. Епископии

  35. Арушская
  36. Букобская
  37. Гоминская
  38. Гулуская
  39. Кисанганская
  40. Кисумская
  41. Малавийская
  42. Мозамбикская
  43. Ньерийская
  44. Тулиарская
  45. Эльдоретская

Исторический очерк

По преданию, основана около 67 года апостолом Марком в столице Северного Египта Александрии. С 451 года — патриархат, третий по значению после Рима и Константинополя.

История ее овеяна немеркнущей славой. Она дала христианскому миру великих учителей и борцов за Православие — святителей Афанасия Великого (+ 373) и Кирилла Александрийского (+ 444). Из этой Церкви вышли знаменитые богословы — пресвитер Климент Александрийский (+ ок. 216) и его преемник Ориген (+ 251), ставшие основателями научного богословия и положившие начало воцерковлению языческой эллинской культуры и философии.

Александрийская Церковь является родиной монашества. На ее священной земле подвизались основоположник восточного иночества преподобный Антоний Великий (+ 356), первый устроитель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий (+ 348), знаменитые египетские аввы Паисий Великий (+ 400), Пимен Великий (+ 450) и другие.

Однако уже в конце V — начале VI века Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской смутой. В VII веке она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, а в начале XVI века была завоевана турками и до последнего времени находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя.

Предстоятели

Статистика

  • 1999 — 250 тыс. членов
  • нач. 2000-х — более 1 млн. православных христиан; ок. 300 приходских священников; более 400 приходов; 3 действующих монастыря (Александрийский Саввинский, Каирский Никольский, Георгиевский в Старом Каире); литургия свт. Иоанна Златоуста переведена и опубликована на 50 африканских языках
  • нач. 2004 — 5 млн. православных христиан; более 1 тыс. храмов

Средства массовой информации

Учебные заведения

  1. Александрийская духовная семинария святого Афанасия
  2. Аласорская духовная семинария (с 2008)
  3. Киншасская духовная семинария
  4. Найробийская духовная семинария архиепископа Макария III

Учреждения

  • Патриаршии канцелярии в Александрии и Каире
  • Православный духовный Патриарший центр (ΟΠΠΚ)
  • Синодальные Комиссии:
    • финансовая
    • юридическая
    • каноническая
    • ревизионная
    • техническая
    • по общественным связям Патриархии
    • по печати
    • по периодике
    • по миссионерской деятельности
    • по межправославным и межхристианским вопросам
  • Патриаршая библиотека

Внешние связи

Александрийская Церковь владеет рядом подворий и представительств при братских Поместных Церквах: 2 подворья в Афинах (храм святых Афанасия, Николая и Фотия в Кипсели и монастырь св. Нектария Аттикийского), Патриаршая канцелярия в Афинах во главе с представителем патриарха, представительство на Кипре в Ларнаке, Александрийское подворье в России.

Использованные материалы

  • Статья «Александрийская Православная Церковь», Православная Энциклопедия, т. 1, М., 2000, 559-594:
  • Хронологический список Александрийских Патриархов:
  • Список епархий:

Краткий титул. Торжественный: Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной

«500 священников» согласно членской странице на сайте Всемирного совета церквей,

По словам патриарха Александрийского Петра VII — «свыше тысячи православных храмов». Липич Ольга, «В Африке проживают пять миллионов православных христиан,» РИА Новости, 21 января 2004,

«Александрийская Православная Церковь», Православная Энциклопедия, т. 1, М., 2000, 559-594,

Со слов патриарха Александрийского Петра VII. Липич Ольга, «В Африке проживают пять миллионов православных христиан,» РИА Новости, 21 января 2004,

См. статью Православной Энциклопедии, ; страницу проекта Православие.ру, .

Список составлен специалистами из «Православной энциклопедии». В основу списка положены исправленные и дополненные перечни В. Грюмеля, Дж. Нила, Г. Бека, И. И. Соколова, а также данные из официальных изданий Александрийского Патриархата. Восстановление преемства Александрийских Патриархов представляет большую сложность ввиду скудости источников, особенно когда речь идет о древнейшей эпохе и о второй половине XI-XV в. для которых нельзя установить точно не только даты правления, но даже имена Патриархов. Знаком «?» отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; курсивом — претенденты, оспаривавшие престол; «свт.» — Патриархи, почитающиеся в Александрийской Православной Церкви.

т.е. Тимофей Кошка.

т.е. Тимофей Белая Шапка или Тимофей Шаткая Шапка.

Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

Москва. 8 ноября. INTERFAX.RU — Предстоятель еще одной православной церкви — патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал украинскую неканоническую религиозную структуру — Православную церковь Украины (ПЦУ).

Как следует из размещенной в интернете видеозаписи литургии в храме Архангела Михаила в Каире, Александрийский патриарх впервые упомянул имя главы ПЦУ Епифания как предстоятеля одной из поместных православных церквей. Таким образом, Александрийский патриархат присоединился к церквям, признающим автокефалию ПЦУ.

Информацию о том, что Александрийский патриархат признал автокефалию ПЦУ, также подтвердил архиепископ Черниговский и Нежинский, заместитель главы управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий (Зоря). Об этом архиепископ написал в своем фейсбуке, опубликовав фото письма от Александрийского патриархата.

В конце октября ПЦУ признал глава Элладской православной церкви архиепископ Иероним II, несмотря на противодействие со стороны собственного епископата. После этого, в начале ноября Русская православная церковь (РПЦ) прекратила евхаристическое общение с главой Элладской церкви, обвинив Иеронима II в признании «украинского раскола».

Александрийский патриарх — «второй по чести» после Константинопольского среди предстоятелей поместных православных церквей мира. В молодости он учился в Одесском университете, с 1985 по 1990 годы был настоятелем Александрийского подворья в Одессе. До сих пор патриарх Феодор был известен как один их главных защитников канонического православия на Украине.

Год назад вскоре после того, как Константинопольский патриарх признал украинский раскол, Феодор II совершил визит в Одессу, чтобы выразить солидарность с канонической церковью этой страны, и обещал ей свою поддержку на международном уровне.

ПЦУ была создана в декабре 2018 года при содействии Константинопольского патриархата и тогдашнего руководства Украины. До недавнего времени она не была признана ни одной из православных церквей мира, за исключением Константинопольской.

Ветхий Рим, Вавилон и Александрия

Перемещение столицы империи из Египта в Византию

Вернемся к подробному обсуждению ключевых для нашей реконструкции отождествлений.

В этом разделе мы обсуждаем гипотезу о том, что до перенесения столицы в Константинополь, она находилась в Александрии.

Вспомним, что нам известно об Александрии из учебника по истории. Город Александрия в Египте был основан Александром Македонским как столица его Империи. Однако это продолжалось недолго. После смерти Александра, Империя разделилась и Александрия осталась столицей только Египта. Тем не менее, в Александрии правила старшая ветвь наследников Александра — династия Птоломеев.

Греческое слово Птоломей (Птолемей) в переводе означает Богоборец (см. ,т.4), то есть в точности Израиль (так как Израиль согласно Библии означает Боровшийся с Богом). Это уже само по себе наводит на мысль о связи между египетским государством и библейским Израилем. Кроме того, Птолемей — греческое слово, а сам Египет, как известно, до XV века был центром греческой культуры, множество следов которой сохранилось до сих пор (греческие надписи, византийские фрески и т. д.). Именно в Египте, при александрийском царе (фараоне?) Филадельфе Птолемее Библия была переведена с еврейского на греческий язык. До последнего времени в Египте существовала коптская греческая культура. Искусствоведам хорошо известно, что греческое византийское искусство (например — живопись и иконопись) являлось развитием древнеегипетского. Таким образом, греческая культура Византия являлась наследницей египетской культуры. Это — известный факт.

Обратимся теперь к истории Православной (византийской) церкви. Опять-таки — известный факт: история православного иночества (отшельников, монастырей) началась в Египте, затем центр передвинулся в Сирию, а затем — в Палестину (Палестина, как мы уже видели означает окрестность Иерусалима—Константинополя). Направление этого перемещения в точности совпадает с упомянутым выше направлением культурного влияния.

Возникает соответствие: Египет = Израиль = Византия, причем Египет — это старая Византия (как мы уже говорили, Византия и Израиль — это одно и то же). Но в то же время хорошо известно, что Византия была наследницей Римской империи и сама византийская столица — Новый Рим—Константинополь была перенесена из Ветхого Рима. Может быть Ветхий Рим — это была Александрия? И недаром в средневековой Византии «первым городом считался Константинополь, вторым — давно потерянная византийцами Александрия» (, c.187, прим. 74). Кстати, в Библии на иврите Египет назван Миц—Римом, т. е. высокомерным Римом (перевод Н. А. Морозова). Может быть, высокомерный Рим и Ветхий Рим это одно и то же? Есть ли подтверждения этой гипотезы?

Посмотрим на датировки. Династия Птоломеев в Египте датирована Скалигером IV в. до н. э. — I в. до н. э.: от смерти Александра Македонского до покорения Египта Юлием Цезарем. При основном сдвиге статистической хронологии — вверх на 1050 лет, — она займет на оси времени промежуток приблизительно 700–1050 гг. н. э., т. е. непосредственно перед событиями конца XI века, которые мы обсуждали выше (эпоха Христа, перенесение столицы, Первый крестовый поход). А начало этого промежутка (около 700 г. н. э.) попадает как раз в период темных веков византийской истории, когда культура Византии вдруг спустилась до примитивного уровня, чтобы затем снова подняться в IX–XII веках.

Итак, сформулируем нашу гипотезу.

1) Византийская империя до перенесения столицы в Константинополь при Константине Великом = Алексее I Комнине в конце XI века н. э. — это был Египет времен Птолемеев, он же библейский Израиль первых трех царей (Саула, Давыда и Соломона).

2) Столица Империи до Константинополя (так называемый Ветхий Рим, ошибочно отождествляемый сегодня с современным городом Рим в Италии) — это была Александрия в Египте. Первые византийские императоры — это египетские фараоны (само слово фараон — это просто греческое тиран, правитель).

Эта гипотеза подтверждается рядом наблюдений. Каждое из этих наблюдений по отдельности, конечно, ничего не доказывает и может быть чистой случайностью. Однако их совокупность выстраивается в достаточно четкий ряд.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции… Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

Интересные факты

— В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.

— В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *