, еретическое движение в Лангедоке XII-XIII вв.; часто понятие «А.» используется как синоним катаров и вальденсов. В действительности с сер. XII в. А. стали называть тех из них, кто подчинялся южнофранц. диоцезу церкви катаров. Придерживаясь обычного для катаров дуализма, они, кроме того, восприняли радикализм богомильства. Окончательно структура А. оформилась ок. 1170 г., когда на собрании А. в г. Сен-Феликс главой общин (perfectus) был признан богомил Никита, выходец с Балкан. А. создали 4 местные общины с центрами в Альби, Тулузе, Каркассоне и Валь-д’Аране. Для борьбы с ересью А. в Лангедок в разное время специально приезжали Бернард Клервоский и Доминик. Их проповеди в среде А., видимо, не остались незамеченными, но не возымели должного действия, как и диспуты, проводившиеся папскими легатами в 1165 и 1178 гг.

Крестовый поход против А. был объявлен Латеранским III Собором в 1179 г., но из-за недостатка сил закончился безрезультатно: войска ограничились разорением нек-рых областей. В 1208 г., после убийства А. папского легата, Иннокентий III принял решение возобновить войну. На папский призыв откликнулись северофранц. рыцари во главе с бароном Симоном де Монфором. Латеранский IV Собор (1215) объявил новый крестовый поход, приняв ряд кардинальных мер против еретиков и феодалов, не преследовавших ересь в своих владениях: их объявляли низложенными, владения конфисковывали и передавали верным католикам, вассалов освобождали от клятвы сеньорам. По этому постановлению большая часть графства, отнятая у Раймонда VI Тулузского, перешла к Симону де Монфору, к-рому пришлось фактически завоевывать эти территории; при осаде восставшего г. Тулуза он погиб (июнь 1218). Боевые действия затянулись до 2-й пол. 20-х гг., пока в «альбигойские войны» активно не вмешался кор. Франции Людовик VIII. По подписанному в г. Мо мирному договору (1229) Лангедок потерял независимость, а графы Тулузские сохранили свою власть лишь в Каркассоне и Бокере.

Распространение ереси было прекращено только взятием франц. войсками крепости Монсегюр (1244). В кон. XIII в. предпринимаются попытки «рекатаризации» Лангедока скрывавшимися в Италии вождями А. К сер. XIV в. инквизиции, в частности инквизитору Бернарду Ги, в целом удалось искоренить ересь А.

Ист.: COD. Р. 203-247; Pierre des Vaux-de-Cernay. Hystoria Albigensis / Éd. P. Guebin et E. Lyon. P., 1926-1939. 3 vols.; La chanson de la Croisade albigeoise / Éd. E. Martin-Chabot. P., 1931-1961. 3 vols.

Лит.: Осокин Н. А. История альбигойцев и их времени. Каз., 1869-1872. 2 т.; Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII веков. СПб., 1912; он же. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб., 19972; Holmes E. The Albigensian or catharist Heresy. L., 1925; Wakefield W. L. Heresy, Crusade and Inquisition in Southern France. L., 1974; Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 à 1324. P., 1975; Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции. СПб., 2000.

О. С. Воскобойников

Кто создал наш Мир – Всевышний или Сатана? Кому мы обязаны изуверскими проявлениями знакомого до боли бытия – Творцу или Падшему Ангелу? Вопрос – сам по себе – настолько глобальный, что даже попытка ответить на него в рамках спонтанного философского экзерсиса должна (просто обязана) вызывать взрыв гомерического хохота. Речь не о высших пределах Истины, отнюдь. Задача сего исследования – намного скромнее и конкретнее, а посему – намного интереснее: «Почему ересь дуализма в нашем сознании намертво связана именно с альбигойцами?» Крайних нашли?
Для того, чтобы определиться с терминологией, обратимся к энциклопедиям: «Альбигойцы – участники еретического движения в южной Франции XII—XIII вв., приверженцы учения катаров». Странно. Оказывается альбигойцы – вовсе и ни при чем, это катары во всем виноваты.
Ну, катары так катары. Прекрасно, давайте их сюда, разберемся: «Катары (от греч. Katharos — чистый) — приверженцы ереси XI—XIII вв., распространившейся в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции)… Вероучение катаров легло в основу ереси альбигойцев». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день: Хома кивает на Федота, Федот кивает на Хому. Так кто же есть кто? Кого уничтожала католическая церковь с невиданной даже для средневековья жестокостью – альбигойцев или катаров? Что за игра в прятки с терминологией?
Попытаемся отойти от «новизны» трактовок. Обратимся к «политически и конфессионально нейтральным» источникам. Словарь Брокгауза и Ефрона, как и в большинстве практически значимых случаев, оказывается более конкретен: «Альбигойцы — заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы катаров и их позднейших последователей — вадьденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале XI-го столетия и вообще считались преемниками манихеев…». Вот это – уже интересно. Кроме катаров появились еще и вальденцы, и манихеи. А сторонники этого направления, оказывается, «явились» почти за двести лет до резни альбигойцев. Иными словами – ребята жили себе, по своим правилам, почти в три раза дольше, чем Советский Союз, а уже – только потом – пришло справедливое возмездие…
Видимо, светские книги, что называется, «слышали звон…». Попробуем подойти к предметной области поближе и обратиться к словарям и энциклопедиям религиозным: «Катары – христианская ересь XI — XIV веков в Западной Европе; догматика катаров заимствована как из богомильства, так и у оригенизма с обрывками манихейства…». А вот это уже – очень интересно, и очень серьезно. Не слишком ли много врагов оказывается у католической церкви – в таком простом вопросе, как обычная «мелкопоместная» ересь альбигойцев? И за что на ребят повесили, что называется, «всех собак», если тут – явно преступная группа, сговор, организованная банда? И, кстати — а как хронологически расположились подозреваемые на дороге истории?
Хронология же получается следующая :
— манихейство – III-VIII вв.;
— оригенизм – IV–VI вв.;
— богомильство – IX-XIV вв.;
— катаризм –XI-XIV вв.
— альбигойская ересь –XII-XIV вв.
Так, оказывается, у дуализма – огромная история, буквально тысячелетняя история, с этапами, стадиями, с освоением громадных территорий и многомиллионных народов… Вот оно оказывается, как…
В этом месте, по законам жанра, Церковь должна возопить : «Нет никакой такой тысячелетней истории! Это все – разрозненные секты, не более того! Всего-навсего — отступники, что пытаются отгородиться бредом греховным от «генеральной линии партии»,.. пардон, от «генеральной линии Церкви».
Возражение – существенное. Настолько существенное, что оставить его без внимания – значит погрешить против истины. В таком случае обычно обращаются к помощи свидетелей, к тем, кто знает проблему «не понаслышке», как говорится. И такой свидетель есть. Александр Мень уделил указанной проблематике достаточно много внимания, чтобы можно было опереться на его вполне авторитетное мнение:
— «…картина борьбы между извечными принципами Порядка и Хаоса вырисовывалась еще в древнейших мифах человечества; наиболее последовательно это представление было развито в религии иранского пророка Заратустры, от которого его заимствовали гностики, манихеи и альбигойцы…»;
— «…эта религия пришла из Ирана, из древней персидской религии Заратустры. Ее усвоили гностики, манихеи, христиане; манихейство распространялось неудержимо; в Европе манихеи назывались альбигойцами или катарами…»;
— «…дуализм представляют собой гностические учения, резко противопоставляющие материю и дух; их доктрины получили развитие в средневековых религиях и сектах (манихейство, богомильство, катаризм)…»
Извольте – и преемственность не отрицается, и параллельность исторического развития, и «неудержимость» распространения. Побочный же результат «опроса свидетеля» — устранение путаницы в терминологии : нет отдельных «альбигойцев» и отдельных «катаров». Просто манихеев в Европе, оказывается, называли «альбигойцами или катарами». Интересно, а составители энциклопедий об этом – до Александра Меня – что, не догадывались? Все эти кандидаты и доктора наук «прошляпили» такую путаницу — как студенты-первогодки? Надо понимать так?
Что там говорил Фома Аквинский в подобных случаях? Если память не изменяет, то примерно следующее: «Замалчивать истину – все равно, что отвергать и порочить ее». Вот оно, оказывается, как: порочить ее. Ну, что ж вы так неосторожно, граждане «доценты с кандидатами»… ТщательнЕе надо уши-то прятать, тщательнЕе. Вопрос-то ведь – серьезный.
Действительно, все-таки — за что альбигойцев (катаров) подвергли физическому уничтожению? Должна же быть причина – у крестового похода. Это же – не банальный спор с соседями по поводу формы межи. Тот же словарь Брокгауза и Ефрона дает следующую трактовку мотивации: «…Альбигойцы — учили, что для совершения и действенности таинств требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения… По учению католической же церкви, от достоинства и качества лиц, совершающих и приемлющих таинства, не только не зависит действительность таинств, но не зависит и спасительное действие их…».
При всем уважении к догматам – жидко. Весьма жидко. Ни один прокурор – на основании такой фактологии – ордер не подпишет. То есть как повод для крестового похода – сойдет вполне. Как повод. А реальная причина – в чем? Ведь поголовному уничтожению был подвергнут целый народ – не только «распространители заразы» (жрецы, сановники, вожди, воины) – а и дети, женщины, старики. Геноцид – во всей своей мерзости. Геноцид – энциклопедического значения, несмываемое пятно жестокости в истории человечества. В дискуссиях о природе оной вообще, и о жестокости, религиозно окрашенной – только ленивый сегодня не цитирует «знаменитую» инструкцию по обращению с населением еретических областей: «Режьте всех подряд. Господь узнает своих». При этом некоторые источники приписывают авторство папскому легату Арнольду Амальрику, иные же – самому папе Иннокентию III. О том, как сия инструкция выполнялась, указанный легат сообщал папе же в письме следующими словами: «…в расчет не принимались ни возраст, ни пол, ни занимаемое положение…». Ну должна же существовать причина для подобного зверства! Должна. В противном случае — остается поверить в то, что излагают учебники истории, цитируя аргументацию «подстрекателей» кровавой расправы: «Официальная католическая церковь обвиняла их в страшной ереси. О катарах говорили как о кровожадных разбойниках, их обвиняли в разнузданном разврате и всяческих гнусностях. Инквизиция поставила им в вину служение дьяволу. Им приписали полный набор мерзостей: совокупление с демонами и оргии в альбигойских церквях, каннибализм и осквернение святынь, кровь и зажаренные младенцы». Нужно ли спрашивать – способен ли нормальный человек поверить в реальность подобных обвинений?
…Ларчик – как оказалось – открывался вовсе просто. Никуда за «исчезнувшими» фактами далеко ходить не пришлось. Они – остались там же, где и были. Катарские замки – даже то, что от них осталось на сегодняшний день — произведения фортификационного искусства. Строились они с таким расчетом, чтобы, как сказали бы современные генералы, «занять стратегическую позицию, господствующую над местностью». Замки «контролировали» дороги, перевалы, ключевые узлы «экономико-географического» пространства, располагаясь с таким расчетом, чтобы осуществлять «надзор» за громадной территорией. И отнюдь – не только на юге Франции, а практически по всей Западной Европе. Катары жили, оказывается, и в Испании, Германии, Англии, Греции, Турции, на Балканах. Интересно, а составители энциклопедий об этом – до редакторов экскурсионных путеводителей – что, тоже не догадывались? О, как все, оказывается, запущено…
Небольшой экскурс в историю катаров – расставил все по своим местам. Катары были прекрасно организованной и хорошо оснащенной военной силой. Но : организованной по принципу локальных гарнизонов. Предназначенной для контроля территории. Если добавить к этому историю возникновения катаризма, то становится понятным, что сила это была не просто «военная», это была «пришлая военная сила». Вот и все. Вот теперь понятно, для чего нужно было уничтожать не просто войско, а именно народ – включая детей, женщин и стариков. Нужно было «вырезать под корень раковую опухоль», метастазы которой досаждали, видимо, не столько Церкви, сколько Государству. При этом не стоит забывать – не одному государству — многим государствам.
Для пущей убедительности, необходимо, все же, удостоверится в том, что термины «альбигойцы» и «катары» — с точки зрения религиозных войн – близки друг к другу, и достаточно далеки (оба) от термина «манихеи». Проведем следующий эксперимент: для нескольких, наиболее популярных, поисковых машин выполним три запроса – «альбигойская ересь», «катарская ересь» и «манихейская ересь». А затем – сравним результативность поиска. Для Яndex, Google и AltaVista получим следующие сравнительные характеристики результативности (числа найденных страниц):
— Яndex – 575/195/81;
— Google – 561/452/329;
— AltaVista – 134/94/68.
Комментарии – почти излишни. Альбигойцев «выложили на алтарь» борьбы с ересью в качестве «образцово-показательных» катаров. Крестоносцы – уничтожили целый этнос, христианский этнос, но – представлявший огромную угрозу для Западной Европы. А служители храмов Божьих и храмов академической науки — санкционировали отношение к вопиющему братоубийству, как к благому делу. Знакомая ситуация.
Оставим в покое воинов — катаров. Они, надо полагать, оружие свое использовали не для того, чтобы колбасу на привале ломтиками нарезать. Сильные, здоровые, специально обученные и, соответствующим образом экипированные, мужчины – пусть сами решают, кто из них прав. Такова доля мужчин. Во все времена.
Но – прежде чем поганить уста свои хулой на единоверцев своих, истово веривших в апостольское учение, пусть в чем-то и заблуждавшихся при этом – прежде чем поганить уста, братья и сестры, вспомним сотни тысяч невинно убиенных детей, женщин и стариков, все грехи которых заключались в том, что они не могли принять пастыря, деяния, речи и помыслы которого не соответствовали в полной мере идеалам паствы. Сия вольность – нарушение правил, вне всякого сомнения. Но – всего лишь – нарушение правил. А спокойное «пережевывание» фразы «альбигойская ересь» — это смертный грех. Смертный грех равнодушия, глупости и жестокосердия.
Не остави, Господи, воздаянием память нашу дырявую, тупость нашу непомерную, и не обойди гордыню нашу сатанинскую гневом праведным Своим…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *