ÁКСИОС , торжественное восклицание (см. Аккламация), произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого (ср. с возглашением Аминь в конце молитв), часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротоний.

В вост. традиции А. возглашается после рукоположения. Древнейшее упоминание об этом встречается в сир. памятнике III-V вв. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (I 21), где А. трижды произносится народом после хиротонии епископа. Чины хиротоний визант. Евхологиев старше XI в. возгласа А. не имеют, подтверждение хиротонии выражается через лобзание новопоставленного. В Евхологиях, отражающих богослужебную практику К-поля X-XI вв. (Paris. Coislin. gr. 213, 1027 г.- см. Стратигия Евхологий; Crypt. Gr. Gb. I, XII в.- см. Виссариона Евхологий), в чине епископской хиротонии появляется А., возглашаемый только при возложении омофора на рукоположенного. Такой же порядок указывается и в рус. архиерейском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. № 1056), где возглашение по-слав.- . Облачение новохиротонисанных диакона и пресвитера по этим памятникам завершается целованием и еще не сопровождается никакими возгласами. Однако уже в Евхологии XII-XIII вв. б-ки мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. Gr. 713) указано пение А. при целовании новопоставленного диакона. Начиная с XIV в. А. указывается в греч. Евхологиях и при хиротониях пресвитера и диакона: в первом случае А. возглашается во время перенесения заднего конца ораря с левого плеча рукополагаемого на правое (т. е. облачения его в епитрахиль) и во время облачения в фелонь (Hieros. Gr. 362 (607), XIV в.; Alex. Patr. gr. τλα´ 48 (208), 1407 г.; Ath. Laur. Gr. 31, 1457 г., и др.); во втором — при возложении на поставленного во диакона ораря и вручении ему рипиды. Описание Симеоном, архиеп. Фессалоникийским (ок. 1400), хиротоний диакона, пресвитера, епископа и поставления Патриарха («О храме Божием» // PG. 155. Col. 361-470; Симеон Солунский. Соч. С. 206-314) соответствует этим Евхологиям. Такой же порядок указывается в рус. архиерейских Служебниках XVI в. (напр., ГИМ. Син. 310, 680), здесь слово «А.» встречается как в переводе на церковнослав. язык, так и без перевода.

В отличие от Евхологиев к-польского происхождения неск. Евхологиев александрийского происхождения (см. Александрийское богослужение) XIV-XV вв. предписывают петь А. не только при хиротониях в священные степени, но и при поставлениях низших клириков, причем пение предваряется возглашением епископа: « » — по окончании хиротесии (Alex. Patr. Gr. ρμθ´ 104 (94), XIV в.; Ath. Dionys. Gr. 489, XV в., и др.. Возглас » » присутствует в чинах хиротесии т. н. Евхология Алляция (Vat. Barberini. Gr. 390, 1575 г.). Ж. Гоар, ошибочно датировавший эту рукопись XIII в., поместил выдержки из нее в свой «Евхологион» (Paris, 1647). Поскольку в ходе рус. богослужебной справы сер. XVII в. «Евхологион» Гоара использовался в качестве одного из основных источников, возглас » » попал в рус. Чиновник архиерейского священнослужения начиная с «Чиновника архиерейского служения» изд. 1677 г. Этот возглас рус. справщики поместили в чины возведения в чтеца и певца, архи- и протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита; во всех этих чинах указанный возглас сопровождается пением А. (кроме чина поставления чтеца или певца).

Греч. рукописные Евхологии XVII в. и принятый в грекоязычных Церквах печатный «Большой Евхологий» (Εὐχολόγιον τὸ μέγα) указывают тот же порядок пения А. при облачении рукоположенных епископа, пресвитера, диакона, что был принят в XV в. Однако в практике греч. Церквей пением А. сопровождаются: при хиротонии диакона — вручение ему поручей, ораря и Служебника или Диаконикона (диаконского Служебника); при хиротонии пресвитера — вручение ему епитрахили, пояса, фелони и Служебника; при хиротонии епископа — облачение последнего в святительские одежды. Письменное изложение порядка пения А., близкое к указанному, можно найти уже в южнорус. архиерейском Служебнике 1665 г. (ГИМ. Син. № 271), принадлежавшем свт. Димитрию Ростовскому. В Чиновнике, изданном Московской Патриархией (1982-1983. Т. 1-2), указан такой же порядок с тем отличием, что новопоставленному диакону вручается не Служебник, а рипида.

Рукополагающий архиерей возглашает: «Аксиос!» — вручая рукополагаемому очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть). Напев А.- простой и торжественный.

Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям.

Согласно толкованию блж. Симеона Солунского, смысл возглашения А. заключается в следующем: «Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать , подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей», «возглашается аксиос, так как он сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела ; и поэтому сие слово: «аксиос» он принимает как бы молитву «, » возглашает аксиос, так как Распятый соделал его достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне , так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати» («О храме Божием» № 208, 210, 236 // PG. 155. Col. 421, 424, 453; Симеон Солунский. Соч. С. 269-271, 298). В визант. традиции, т. о., возглашение «А.» служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана (ср. молитвы о крещаемом при Крещении — Требник. Ч. 1-2. С. 54, 58-61). Это то достоинство, о к-ром говорится в молитвах рукоположения: напр., в Апостольских Постановлениях: «Дай ему… явиться достойным» (о чтеце — VIII 23), «Удостой его» (о диаконе — VIII 18); в «Завещании Господа»: «Да… достойно станет» (о диаконе — I 38); в Серапиона Евхологии: «Сотвори его… достойным наследия апостолов» (о епископе — I 14); в молитвах визант. Евхология: «Удостой его» (о диаконе), «Да будет достойно предстоять… жертвеннику Твоему!» (о пресвитере).

В зап. традиции возглас «А.» (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу «Dignus est» соответствует возглашение протодиакона «Повелите!» (Κελεύσατε) перед началом хиротонии. Евсевий Кесарийский свидетельствует о возглашении А. при избрании Фабиана папой Римским (Евсевий. Церк. ист. VI 29). Сократ Схоластик пишет о возгласе А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении «Dignum est, justum est» при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).

В амвросианском обряде на вопрос о достоинстве кандидата в епископы клир отвечает: «Dignus est, justus est»; франк. Миссал (Missale Francorum) предписывает народу возглашать при избрании епископа: «Dignus est». В рим. обряде последования рукоположений диаконов и пресвитеров включают в себя диалог архидиакона и епископа, во время к-рого архидиакон свидетельствует о достоинстве ставленников. Возможно, здесь обнаруживается родство рим. и александрийских литургических традиций, где возглас «А.» употреблялся гораздо шире, чем в к-польских.

В церковной истории известны случаи употребления возгласа «Анаксиос» (ἀνάξιος — недостоин). При поставлении Димофила Патриархом К-поля «весь находившийся при этом народ вместо аксиос закричал анаксиос» (370) (Philostorgius. HЕ. IX 10). Указанный возглас не раз использовался при процедурах снятия сана со священнослужителей (см. Извержение из сана), напр. при совлечении священных одежд с Патриарха К-польского Игнатия (Nicetas Paphlagonis. Vita Ignatii). Многократные возглашения «Анаксиос» содержатся в «Чине извержения из сана», печатавшемся в униатских архиерейских служебниках (Понтификал, си есть Служебник святительской. Супрасль, 1716. Л. 40об.- 41об.).

Изд. Евхологиев: Goar. Euchologion. P. 197, 209, 217, 232, 235, 238, 243, 251 ; Lodi. Enchiridion. P. 345-437 , 511-514 , 985-987 , 1069-1074 , 1214-1216 , 630-634, 708-712, 1563-1575, 1665-1666, 1669-1680 , 1348-1370 ; Johnson. Sarapion; Апостольские Постановления. Каз., 1864; Testamentum D. N. J. C. / Еd. I. E. Rahmani. Mainz, 1899; Arranz. Eucologio; Дмитриевский. Описание. Т. 2; Τρεμπέλας Π. Ν. Μικρὸν Εὐχολόγιον. ̓Αθῆναι, 1998р. Τ. 1. Σ. 194-258; Εὐχολόγιον τὸ μέγα; Чиновник.

Ист.: Сократ. Церк. ист. 7; Augustini Hipponensis Epistola 213 // PL. 33. Col. 968-969; Симеон Солунский. О храме Божием // PG. 155. Сol. 208, 210, 389, 421, 424 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 236, 269-271, 276, 298); Philostorgius. Historia ecclesiastica // PG. 65. Col. 576; Nicetae Paphlagonis Vita Ignatii // PG. 105. Col. 520.

Лит.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. СПб., 1881. С. 158-160; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; Неселовский А. З. Чины хиротоний и хиротесий: Опыт ист.-археол. исслед. Каменец-Подольск, 1906; Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств. Л., 1978.

М. С. Желтов

Межсоборное присутствие направило в епархии для обсуждения новые проекты документов, которые будут утверждаться на предстоящих Архиерейских соборах.

Наибольшую полемику в церковной среде вызвал документ «О подготовке ко Святому Причастию». О дискуссии, развернувшейся вокруг сердцевины христианской жизни — Таинства Евхаристии — рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

— В чём, на Ваш взгляд, состоит важность работы Межсоборного присутствия?

— Эта работа очень важна; даже в нашей епархии, если говорить, в частности, о Таинстве Евхаристии, существуют разные традиции. Можно ли причащать людей, которые живут семейной жизнью, имеют детей, но не венчаны? Я знаю тех, кто не причащает, отказывает; а есть те, кто причащает, потому что Церковью этот брак признан, просто люди ещё не доросли до венчания. Как готовиться к Причастию на Светлой седмице? Некоторые практики явно противоречат друг другу, и прихожане, попав в другой храм, иногда возмущаются — почему тут так, а там иначе. И то, что Межсоборное присутствие готовит проекты соборных документов и передает их на обсуждение в епархии — это прекрасная возможность выработать единую взвешенную позицию по важнейшим церковным вопросам.

— Что Вам представляется наиболее важным в проекте документа «О подготовке ко святому Причащению»?

— О чём сегодня идут споры? Первые христиане причащались почти каждый день, и можно понять почему. Вся их жизнь была как плавание на корабле в бурю, они каждый день могли быть схвачены и казнены; молитва и Таинства помогали им укрепиться. Мы тоже живём в очень сложное время, в эпоху соблазнов, такого мир ещё не знал. И современный человек, плывя по бурному житейскому морю, просто не успевает, не умеет бороться с этими соблазнами, они настолько разнообразны, что духовных сил на борьбу не хватает. В документе же говорится о возможном частом приобщении, которое порой встречает возражения многих батюшек: «Достаточно 4-5 раз в год, во время поста, в день Ангела…» Нет, документ чётко обозначает, что в сегодняшнее непростое время причащаться можно чаще, с этой мыслью трудно не согласиться. Действительно, во время духовной войны без укрепления выжить практически невозможно.

— С другой стороны, документ вызвал достаточно резкую критику некоторых мирян и священнослужителей, одна из главных претензий — что в нём не утверждается обязательное Причащение за каждой Литургией…

— Понятно, что в такое время причащаться надо чаще. Но надо и хорошо понять, что Причастие ко многому обязывает. Мы должны помнить о страшной болезни последних времён — теплохладности, когда человек духовно не растёт. Дело не в том, что он делает попытки, но ничего не получается. Даже попыток нет — он ходит в церковь, соблюдает посты, читает правило, соблюдает какие-то общие каноны, но это продолжается год, два, три, пять, десять… И хочется сказать — если ребёнок в первом классе знает, что «дважды два равно четыре», и в десятом — «дважды два четыре», что же он делал десять лет? В духовной жизни происходит то же самое. И если мы дерзаем касаться Святых Христовых Таинств, мы тем самым берём на себя некий обет, что мы будем преображать свою душу. Повторяю, пусть неудачно, но мы попытаемся. Если человек находится в таком состоянии, что он этого делать не может или не хочет, тогда причащаться не надо. Тогда действительно можно оставить 4-5 раз в год — чтобы совсем низко не упасть. Но, повторяю, мы призваны к преображению души, и Причастие в это непростое время должно быть регулярным, но каждый раз человек должен делать попытку преображения души и учиться бороться с окружающими соблазнами.

— А если этого не происходит, человек причащается впустую?

— Это становится неким привычным действием, как, например, время от времени ходить в баню. Так нельзя, Евхаристия — это великое Таинство! И на священника Господом возложена большая ответственность — помогать своим чадам причащаться достойно. Грань очень тонкая. Если человек действительно готовился и стремится к преображению, а ты не поймёшь этого и не допустишь — грех. Не менее страшный грех — допустить того, кто не собирается меняться, но дерзает приступать к Таинствам.

У святителя Иоанна Златоуста есть страшные слова, обращенные к пастырям: «Поэтому ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать это Тело, смотри, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему — не бойся. Бойся Бога, а не человека… Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно» (Святитель Иоанн Златоуст.82-я беседа на Евангелие от Матфея).

— Проект документа критикуют в том числе за тезис, что исповедь является необходимой частью говения перед Причащением. Многие возражают, что это два разных Таинства, что исповедь нельзя превращать в пропуск на Причастие, что исповедоваться нужно, только когда есть потребность, а если этой потребности нет, то можно причащаться так и т.п… Ваше мнение?

— Здесь надо ответить совершенно чётко: исповедь — это некая гарантия того, что человек находится в рамках канонов. Но не надо забывать, что и обычные, повседневные грехи — осуждение, рассеянная молитва и т.д. — опустошают душу. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что рассеянность окрадывает молитву. «Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Из этого состояния рождается холодность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в отношении к вечной, духовной жизни. Все это вместе взятое служит явным признаком что такая молитва не принимается Богом» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты). Мне кажется, когда православный христианин утверждает, что у него нет потребности в исповеди — это тревожный сигнал.

— А нельзя просто прийти и сказать — «Батюшка, благословите причаститься, у меня нет ничего особенного»? Без исповеди?

— Нет, исповедь нужна, ведь мелкие грехи остаются… По свидетельству святителя Игнатия, «одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным» (Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты).

— Однако критики называют обязательную исповедь перед Причастием профанацией Таинства. По их словам, верующий и так каждый вечер читает исповедание грехов — и этого достаточно, чтобы ему приобщиться.

— Давайте вспомним, как проходит исповедь. Читается разрешительная молитва, человек целует Евангелие, крест, священник его благословляет. Само чинопоследование Таинства содержит как бы клятву, «целование креста»: «я постараюсь исправиться». Я говорю об этом на лекциях: каждый, кто дерзает причащаться, даёт обещание попробовать стать святым. Иначе, простите, и причащаться, может быть, не надо.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что литургийный возглас «Святая святым» — это не только призыв к святости, но и отлучение от Чаши тех, кто недостоин к ней приступить: «Священник, словно некий глашатай, подняв руку вверх, встав на возвышении, будучи видим всеми, в страшной тишине, громким голосом произносит грозное воззвание, которым одних призывает, а других отлучает» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 17).

— В полемике о подготовке к Причастию священника нередко сравнивают с «собакой на сене» — сам он безо всяких ограничений, без исповеди и поста причащается за каждой Литургией, но не допускает к этому мирян. Получается разделение на некую элитную «касту» священников, которым всё позволено, и всех прочих, что в корне противоречит самой природе христианской общины.

— Здесь надо понять, что священник несёт крест своего служения. В том числе он всё время должен поднимать, вести за собой своих пасомых, а для этого должен сам постоянно духовно расти.

То, что все священники якобы редко исповедуются, не совсем так. Например, у меня был период, когда нужно было ухаживать за тяжело больным родственником. Конечно, не всегда хватало терпения, прорывалось раздражение, и исповедоваться приходилось чуть ли не по несколько раз в неделю, потому что жить с сознанием греха невозможно, жжёт. Если же батюшка не идет на исповедь, забывает про соблюдение поста — это не самый лучший пример.

— Вам приходилось видеть, чтобы священник часто причащался без исповеди и духовно не рос? Вероятно, могут быть и очень серьёзные последствия…

— Конечно. Давайте вспомним: «по причине беззакония во многих охладеет любовь» (Мф 24:12). Проблема, прежде всего в нас, пастырях. Не пытаясь оправдывать, попробую объяснить: в условиях, когда поголовно вырезают десятки тысяч священников, когда нам обещают показать по телевизору «последнего русского попа», очень трудно сохранить духовную преемственность. Мы остались без корней. И многие молодые батюшки, искренне желающие служить, не умеют правильно бороться с соблазнами, и так мало старцев, мало духоносных пастырей, которые бы их этому научили. И это тоже нужно терпеть. Об этом Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). Что же делать в этой ситуации? Обратиться к Святым отцам. Преподобный Нил Сорский говорит, что «чтение отеческих писаний, по умалению духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства» (Преп. Нил Сорский. Правила).

Духовная аскеза обязательна для пастыря, если он хочет помочь пастве. Это подразумевает и соблюдение постов, и регулярное молитвенное правило, и доброделание, богомыслие, иначе не получится правильно пасти вверенное тебе стадо, а это огромный грех. Такие пастыри встречаются, никто не спорит. Но это не повод, указывая на одного, предлагать всем быть такими же. Если двоечник получает двойки, это не значит, что троечники должны радоваться своим тройкам.

— Исповедь и личная аскеза важны для священника не менее, чем для мирянина?

— Конечно, без исповеди не очистить душу. Сегодня выходишь на улицу — непристойная музыка, люди непристойно одеты, нецензурная брань… Всё это бьёт по душе, провоцирует на осуждение, лишает мира. А служить можно, только когда в душе мир. Исповедь помогает его обрести, духовная работа служит для преображения, а чтобы были силы, человек прибегает к Таинству Евхаристии. Священник в данном случае отличается от мирянина только тем, что на нем лежит больший груз ответственности. И Господь с него спросит гораздо больше.

— Приводится также аргумент, что для преображения души как раз и нужно Причастие за каждой Литургией…

— Пастырь должен видеть, растёт его прихожанин духовно или нет. У меня был случай — человек попросил о частом Причастии. Я согласился, но через восемь месяцев сказал, что больше не буду его причащать, потому что он совершенно не изменился и даже стал из-за частого приобщения превозноситься над другими. То есть результат, к сожалению, получился обратным.

— Получается, священник должен смотреть, помогает частое Причастие возрастать или наоборот, становится препятствием, привычкой?

— Да, именно. Бывает, правда, что человек настолько слаб, настолько грешен, настолько порочен, хотя с болью исповедует свою немощь, что причащаешь его, не требуя особой духовной работы, просто чтобы он не впал в большую пагубу. Но до определённого предела, пока он не встанет на ноги, и тогда уже необходимо указать на то, что Причастие должно служить преображению. Мы не просто учимся не грешить, мы стремимся приобрести что-то положительное — большее смирение, терпение, более сосредоточенную молитву. Заботиться нужно и о том, и о другом.

— То есть, вы согласны с позицией, изложенной в проекте документа Межсоборного Присутствия, что вопрос частоты Причастия нельзя регламентировать — это дело духовника и его духовного чада.

— Конечно, жизнь слишком разнообразна. Вспомним общину Сретенского храма в Заостровье. 20 лет там по заветам о. Георгия Кочеткова еженедельно причащались, без частной исповеди и соблюдения поста. Результат — гордыня, обособление, пафос «мы не такие, как все», нападки на архиерея и священнослужителей, ложь и грязь в интернете. Но не возрастание в любви, в молитве, в смирении, в послушании, в милосердии — чего как раз никто не увидел. Механическое частое приобщение само по себе ничего не даёт.

— А, например, на Светлой Седмице, когда можно причащаться ежедневно?

— Насколько я знаю, на Светлой Седмице многие священники дают общее благословение на Причастие тем, кто готовился к нему. Документ чётко говорит об этом. То же самое в Великий пост, особенно на первой седмице — можно исповедоваться во вторник, а причаститься в воскресенье, если ничего серьёзного не случилось…

— Ваш пастырский опыт показывает, что обязательная исповедь и говение перед Причастием необходимы?

— Конечно. Иначе, нарушив одно правило, очень легко уклониться дальше. Даже имея какой-то более или менее серьёзный грех, очень легко убедить себя, что это мелочь. С собой легко договориться. Исповедь — это и проверка своей совести, и действие благодати Святого Духа, очищающей сердце человека. По Святым отцам, если душа не подготовлена, Причастие хуже усваивается. Святитель Иоанн Златоуст приводит в сравнение расстройство желудка, когда и полезная пища приносит человеку вред.

— Говорят, что необязательно вычитывать три канона, только последование. Если человек причащается каждую неделю или раз в две недели, то каждый раз вычитывать каноны тяжело, особенно пожилым людям…

— Если человек болен, его можно благословить на короткое правило, если он сам говорит, что не выдерживает, устаёт и прочее. Ведь и посты мы соблюдаем по силам, не одинаково. Есть гипертоники, есть люди с больной пищеварительной системой, и им благословляются какие-то скоромные продукты, даже в Великий пост. Но отменять пост вообще — это как раз профанация. Вы знаете, сегодня у нас достаточно разнообразных постных продуктов, так что хочется спросить — что мешает поститься?

Радикально, повторюсь, подходить к этому вопросу ни в коем случае нельзя. У каждого свои условия, свои возможности, состояние здоровья. Например, если семья неверующая, человек не может долго поститься, близкие его не поймут.

В целом могу сказать, что нельзя опускать границы: сокращать службы, отменять посты, исповедь, молитвенное правило. Это только ухудшит ситуацию. Мы уже видели пример католиков, которые сделали именно это, и в итоге храмы опустели.

Беседовал Михаил Насонов

Пресс-служба Архангельской епархии

Впервые опубликовано на сайте Архангельской и Холмогорской епархии

2 февраля 2020 года в Соборной палате Московского епархиального дома — главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел очный тур XV Многопрофильной олимпиады ПСТГУ «Аксиос», в котором приняли участие около 650 учащихся из 33 регионов России.

За 15 лет, прошедшие со времени первой олимпиады «Аксиос», в ней приняли участие около 30 000 школьников, многие из которых впоследствии окончили ПСТГУ и стали священнослужителями, преподавателями, теологами, религиоведами, регентами, дирижерами, иконописцами, программистами, филологами, переводчиками, журналистами, историками, социологами и педагогами.

Традиционно очный тур олимпиады «Аксиос», который провели восемь факультетов ПСТГУ, был посвящен памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России: в этом году 1 февраля исполнилось 155 лет со дня его рождения, 7 апреля исполняется 95 лет со дня кончины святителя.

Перед началом олимпиады в храме равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме была совершена Божественная литургия. С приветственным словом к участникам олимпиады обратился заместитель декана богословского факультета по воспитательной работе иерей Иоанн Воробьев. Он напомнил собравшимся о Святейшем Патриархе Тихоне и об историческом Поместном Cоборе 1917-1918 гг., который проходил в стенах Соборной палаты, и что многие участники Собора приняли подвиг исповедничества. Отец Иоанн призвал молиться новомученикам и обращаться к ним в трудных ситуациях. Он также подчеркнул, что Церкви нужны образованные люди и выразил надежду увидеть участников олимпиады в числе студентов университета. В заключение священник пожелал присутствовавшим успехов в выполнении заданий.

Для участников олимпиады до начала испытаний были организованы экскурсии в Музей новомучеников и исповедников российских, сопровождающие участников взрослые смогли посетить музей во время выполнения школьниками олимпиадных заданий.

Очный тур для школьников 6-11 классов прошел по следующим профилям: основы христианства, русский язык, английский язык, церковнославянский язык, литература, обществознание, история России, математика, музыка, живопись, география.

Для школьников 9-11 классов были организованы дополнительные испытания по социологии, педагогике и экономике.

Традиционно на выполнение заданий олимпиады участникам отводится 2,5-3 часа, при этом желающие имеют возможность, сдав одну работу, попробовать свои силы и в другой области знаний. Многие участники пишут по две работы, но есть и такие, кто выполняет задания по трем и даже четырем предметам.

Результаты очного тура будут опубликованы на сайте ПСТГУ в начале марта. 15 марта состоится закрытие XV Многопрофильной олимпиады ПСТГУ «Аксиос».

Олимпиада проводится на основе общеобразовательных школьных программ и включает два тура — очный и заочный. Участие в олимпиаде учитывается при поступлении в ПСТГУ. Олимпиадные профили «Литература» и «Обществознание» входят в перечень Министерства просвещения Российской Федерации, что позволяет участникам получать дополнительные баллы при поступлении в другие вузы.

Участие во всех турах олимпиады бесплатное. Все участники получают сертификаты, призеры — грамоты, победители — грамоты и призы. Педагогам, подготовившим победителей и призеров, вручают благодарственные грамоты; благодарственными письмами отмечаются успехи школ, учащиеся которых регулярно показывают хорошие результаты.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Аллилуйя (древнеевр. הַלְּלוּיָהּ, halləlûyāh; греч. αλληλουϊά — «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») — богослужебный возглас из Ветхого Завета, прославляющий Бога. В современном богослужении обычно повторяется три раза, воздавая честь всем Лицам Святой Троицы. Звучит во время наиболее важных моментов богослужения. Например: малый и великий вход, перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни, после причастия.

Аминь (от евр. ן‎אמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμὴν) — богослужебная формула, которая подчеркивает верность сказанного. «Аминь» обычно стоит в конце молитв, но не означает дословно «конец». Например, Христос часто говорил «Аминь» в начале фразы «Аминь глаголю вам — Истинно говорю вам…». В Откровении святого Иоанна Богослова «Аминь» — одно из имен Бога (Откр 3:14).

Аксиос (греч. «достоин») — возглас при рукоположении (поставлении) дьякона, священника или архиерея. Рукополагать может только архиерей, и он первый возглашает «Аксиос!», одевая на ставленника священные одежды, соответствующие его новому сану. Далее возглас подхватывают священнослужители, клир и прихожане. Этим возгласом присутствующие свидетельствуют о высокой нравственной жизни поставляемого и говорят, что человек достоин своего сана.

Вонмем (греч. Πρόσχωμεν — «будем внимательны») — богослужебный возглас, который произносит дьякон или священник перед чтением Священного Писания или важными моментами богослужения. Таким образом священнослужители акцентируют внимание прихожан во время службы.

«Паки и паки миром Господу помолимся», призывает нас много раз за службу священник или дьякон. «Паки и паки» в дословном переводе с церковнославянского — «снова и снова». Так начинается малая ектения — короткая молитва с несколькими прошениями (просьбами) к Богу помочь, спасти, защитить и так далее. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *