Исмаил, сын Авраама (и Исмаэлиты), ישמעאל‎. — В Библии. Сын Авраама от рабыни египтянки Агари (Бытие, 16, 16). Первоначально И. вместе со своей матерью жил при Аврааме, но однажды, когда, играя с Исааком, он стал над ним издеваться (מצחצ‎), разгневанная Сарра, бывшая свидетельницей этой сцены, потребовала от Авраама, чтобы он удалил обоих — и мать, и сына (Быт., 21, 9 и сл.). Авраам сначала не соглашался изгнать их, но по настоянию Бога должен был исполнить требование Сарры и, снабдив Агарь кое-какими припасами, отпустил ее. В пустыне Беер-Шебы И. угрожала смерть от жажды, но Господь сжалился над ним и указал Агари на близлежащий источник. — Из Библии известно об И. еще, что он остался жить в пустыне Паран и был замечательным стрелком, רנה צשת‎; он был женат на египтянке, которую выбрала ему его мать (Быт., 21, 20—21). Вместе с Исааком он похоронил Авраама в пещере Махпеле (Бытие, 25, 9); впоследствии оба брата, по-видимому, примирились и забыли о столкновении, вызвавшем их разрыв. Исмаил умер в глубокой старости — 137 лет от роду (Быт., 25, 17), оставив двенадцать сыновей.

— Взгляд критической школы. — С точки зрения библейских критиков И. является олицетворением группы племен, которые находились в близком родстве с израильтянами. Что эти племена вели дикий и, по-видимому, охотничий и хищнический образ жизни, явствует, по их мнению, из той характеристики, которую Библия дает их родоначальнику, И.: «И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на нем, и перед лицом всех братьев своих разместится он» (Бытие, 16, 12). Согласно многочисленным указаниям Библии, первоначальной родиной Исмаила, а через него и всех хищнических бедуинских племен, была южная часть Палестины, пограничная с Египтом. Когда Агарь уходит с сыном из дома Авраама, ей в пустыне Беер-Шебы является ангел (Быт., 21, 14), а по другому сообщению — «между Кадешом и Бередом» (Бытие, 16, 14), т. е. в той части Палестины, которая примыкает к Египту. Третье указание на то, что И. жил в пустыне Паран, פרן‎ (Быт., 21, 21), в сущности, не противоречит вышеприведенному взгляду (см. Паран). Такое географическое положение И. не только помещало его между Египтом с одной стороны и Эдомом — с другой, но и влекло за собою возможность смешения с местными народами. На это указывает то, что, во-первых, мать И. была египтянкой, во-вторых, что он сам был женат на египтянке, и в-третьих, на дочери И. женился родоначальник эдомитов Исав (Быт., 16, 3; 21, 9, 21; 28, 9; 36, 3). Таким образом племя исмаилитов, первоначально родственное израильтянам, по-видимому, скоро смешалось с окружающими племенами, в особенности же с египтянами, влиянию которых оно не могло противостоять. — Согласно Быт., 25, 13 и сл. и I Хрон., 1, 29 и сл., у И. было двенадцать сыновей, которые должны рассматриваться, как синонимы кланов или местностей. Число «двенадцать», напоминающее двенадцать колен Израилевых, является только случайностью, из которой не следует делать никаких выводов; возможно, что в древности эти двенадцать родственных племен составляли одну общую религиозную конфедерацию под именем «И.» («Господь услышит»). Имя И., очевидно, играло значительную роль в древние времена; однако вскоре оно стушевывается. В I Хрон., 27, 30 главным надсмотрщиком над верблюдами при Давиде является исмаилит «Обил», имя которого может быть объяснено, как еврейская форма арабского слова «ābil», означающего «верблюжье стадо». Другой исмаилит женился на сестре Давида и был отцом военачальника Амасы (I Хрон., 2, 17). История Иосифа относит тех купцов, которые купили его у братьев с тем, чтобы перепродать его потом в Египте, к исмаильтянам, тогда как другая версия называет их мидианитами (Быт., 37, 25, 27, 28б; ср. 28а). Возможно, впрочем, что ввиду смешения исмаилитов с кочевыми потомками Кетуры, на что указывает выражение, что И. «поселился среди всех своих братьев», על פני כל אחיו נפל‎ (Быт., 25, 18), названия «исмаилиты» и «мидианиты» стали синонимами, так что здесь вовсе нет двух версий. Повествователь сообщает еще об исмаилитах, как о купцах, перевозивших из Гилеада в Египет различные пряности, что, по-видимому, свидетельствует о его знакомстве с их караванами, производившими указанный род торговли. В позднейшие времена уже ничего более не слышно об исмаилитах, как о действительно существующем народе, ибо упоминание о них вместе со многими другими народами в Пс., 83, 7, относимом библейскими критиками к эпохе Маккавеев, но который по своему содержанию скорее подходит ко времени Нехемии, является, по их мнению, исключительно фигуральным выражением, в котором имеются в виду современные автору этого Псалма враги еврейского народа. Напротив, некоторые из «сыновей Исмаила», נני ישמעאל‎, упоминаются еще долгое время спустя не только в библейской литературе, но и в надписях. Эти 12 сыновей И. назывались: Небаиот — ננית‎, Кедар — צדר‎, Адбеель — אדנאל‎, Мибшам — מנשם‎, Мишма — משמע‎, Дума — דומה‎, Масса — משא‎, Хадад — חדד‎, Тема — תימא‎, Иетур — יטור‎, Напиш — נפיש‎, Кедема — צדמה‎. Имя Исмаилова первенца — Небаиота — нередко встречается на ассирийских надписях в виде Nabaitu (Делич, Шрадер), как, напр., в большой надписи царя Асурбанипала. Это племя, по-видимому, жило в Сирийской пустыне или южнее ее (его не следует смешивать с набатейцами). Целый ряд отрывков в пророческой и поэтической литературе Библии упоминает про племя Кедар, которое при этом описывается, как «народ пустыни». О нем же неоднократно упоминают и ассирийские надписи под именем Kidru или Kadru; в одном случае, а именно в надписи Асурбанипала, это имя употребляется даже, как синоним Аравии (Keilinschr. Bibliothek, II, 15 и сл.). Наконец, Плиний (Naturalis historia, V, 11, §65) говорит, по-видимому, об этом племени, когда сообщает об арабском народе Cedrei, жившем по соседству с набатейцами (ср. также Onom. Sacra, CXI, 17). Из этих и многих других сообщений можно с достоверностью вывести заключение, что шатры кедарцев были раскинуты в Сирийской пустыне и, возможно, захватывали даже часть самой Аравии. Адбеель отождествляется Деличем с племенем Dshaiba’ila или Dibi’ila, упоминающемся в надписи Тиглат-Пилессера III; родиной их, по мнению указанного ученого, была юго-западная полоса у Мертвого моря, близкая к египетской границе, т. е. та именно область, которая считалась древней территорией Исмаила. — Дума, вероятно, является эпонимом оазиса, в древности известного под именами Duma или Duniat el-Dshandal, а ныне называемого обыкновенно el-Dshof на южной границе Сирийской пустыни. У Плиния эта местность известна под именем Domatha, у Птолемея — Δουμαιθα, а у Стефана Византийского под названием Δουμαθα — Масса встречается в ассирийских надписях под именем Mas’u (упоминается рядом с Тема) и означает одно северно-арабское племя. — Тема тождественна с нынешним Teima или Tema (в северной части Геджаса); это был наиболее в древности значительный пункт на торговом пути из Йемена в Сирию. Иетур служит эпонимом довольно большого племени, жившего, как полагают, недалеко от израильской Переи (Peraea), а по указаниям Страбона, называющего их итуреями, в южной части Антиливана. В древности это племя, отличавшееся диким и воинственным характером, находилось во враждебных отношениях с израильтянами, жившими в Заиорданской области (I Хрон., 5, 19), но позднее оно было подчинено ими и даже вынуждено принять еврейскую религию (Флавий, Древн., XIII, 11, §3). Цицерон называет иетуритов «omnium gentium maxime barbaros» (ср. подробно Итурия и Иетур). — О племени Напиш известно только то, что оно враждовало с Заиорданскими израильтянами (I Хрон., 5, 19); другие источники молчат о нем, равно как о племенах Кедар, Хадад, Мибшам и отчасти Мишма. — Вопрос о том, был ли язык И. и его потомков более близок к еврейскому или арабскому, остается открытым. Однако большинство ученых полагает, что он стоял ближе к одному из арабских наречий, хотя и не был свободен от влияния на него и арамейских наречий. Так, имя кедаритского божества Atar Sämaia, упоминающегося в одной из ассирийских надписей (Keilinschrift. Bibliothek, II, 216), носит характер чисто арабского происхождения, тогда как множество других собственных имен носит смешанный характер — арабский и арамейский.

Г. Кр.‎1.

И. в агадической литературе. — Агада, усматривающая в лице И. исключительно араба, относится к нему отрицательно. Даже имя И., которое буквально означает «Бог услышит» (ישמע אל‎), она толкует в том смысле, что Бог услышит плач Израиля, когда тот будет находиться под игом Исмаила. Авраам желал воспитать Исмаила в духе праведности; чтобы приучить его к гостеприимству, он велел ему изготовить блюдо из мяса теленка (Ber. rab., XLVIII, 14; Быт., 18, 7). Однако согласно предсказанию Божию, И. навсегда остался «диким», פרא‎. Неясное выражение מצחצ‎, которое может одинаково означать «насмехается» и «играет» (Быт., 21, 9), толкуется одними агадистами в том смысле, что И. был идолопоклонником, другими, что И. обратил свой лук против Исаака. Согласно толкованию р. Симона бен-Иохаи, И. смеялся над теми, кто говорил, что Исаак будет главным наследником Авраама, и утверждал, что он, как перворожденный, несомненно, получит две трети наследства (Toc. Сота, V, 12; VI, 6; Пирке р. Элиез., XXX; Ber. r., LIII, 15). Предвидя опасность для Исаака, Сарра, ранее расположенная к И., настояла на том, чтобы Авраам удалил И. (Древн., I, 12, 3). Авраам вынужден был взвалить его на плечи Агари, так как И. заболел под влиянием дурного глаза Сарры (Ber. rab., LIII, 17). И., брошенный матерью, в припадке отчаяния, под кустом, молил Бога принять его душу и не дать ему испытать муки медленной смерти (ср. Targ. Pseudo-Jonathan к Быт., 21, 15). Тогда Бог приказал ангелу указать Агари источник, который специально для того был создан в шестой день сотворения мира пред самым наступлением субботы (ср. Абот, V, 6); этот источник мог переноситься с места на место и впоследствии сопровождал Израиля по пустыне (Pirke rabbi El., XXX). Нашлись и протестующие против этого между ангелами, которые говорили: «Как можно дать воды человеку, потомки которого заставят Израиль умереть от жажды?» (ср. Иер. Таан., IV, 8; Echa r., II, 5). Бог ответил: «Но ведь теперь он не виновен, а Я сужу человека, каким он является в данный момент» (Pirke r. El., l. c.; Ber. r., l. c., и др.). — И. имел четырех сыновей и одну дочь. Он еще в юности так умело стрелял из лука, что считался учителем всех стрелков (Targ. Pseudo-Jonathan к Быт., 21, 20; Ber. r., LIII, 20). Однажды Авраам пришел проведать И. и, согласно обещанию Сарре, остановился у шатра И., не слезая с верблюда. И. не было дома, и его жена отказала Аврааму в пище, била своих детей и проклинала мужа. Тогда Авраам велел передать И., что здесь был один старик и просил переменить гвоздь в шатре. И. понял, что то был его отец, принял к сведению его намек и расстался с женою. Позже И. женился на Фатиме (Петима; Targ. Pseudo-Jonathan, l. c.), которая, спустя три года, когда Авраам вторично посетил сына, приняла его благосклонно; тогда Авраам просил передать И., что теперь гвоздь хорош. Позже Исмаил прибыл в Ханаан и поселился вместе с отцом (Pirke rabbi El., loc. cit.; Sefer ha-Jaschar). Это вполне совпадает с сообщением Талмуда (Баба Б., 16б), что И. покаялся в грехах еще при жизни отца.

Ср.: Beer, Leben Abrahams nach Auffassung der jüdischen Sage, 49 и сл., 1859. .

И. в арабской литературе. — Мусульманские предания об Исмаиле настолько тесно связаны с легендами об Аврааме и Агари, что почти неотделимы от них (см. соотв. статьи). Магомет называет И. пророком (Коран, 19, 55). В мусульманской традиции он, кроме того, всегда изображается образцом правоверия. И. изготовлял стрелы и был выдающимся охотником. В качестве пророка он обладал даром совершать чудеса, благодаря чему и склонил многих язычников к поклонению Господу Богу. После И. осталось 12 сыновей, из коих Кедар считался прямым предком Магомета. Прожив 130 лет, И. умер и был погребен в Мекке близ Каабы. Потомство его, впрочем, впало в язычество, и только Магомет обратил его в правую веру — Ислам. .

Большая часть этой главы посвящена Агари – ничем не прославившейся египетской женщине, истории которой мы никогда не услышали бы, если бы провидение не ввело ее в семью Аврама. Возможно, она было одной из тех рабынь, которыми царь Египта, среди прочих подарков, одарил Аврама (Быт 14:16). Относительно ее эта глава сообщает:

(I) о ее браке с Аврамом, ее господином (ст. 1-3).

(II) О ее неправильном поведении с Сарой, ее госпожой (ст. 4-6).

(III) О ее разговоре с ангелом, встретившимся ей во время скитаний (ст. 7-14).

(IV) О спасении ее и ее сына (ст. 15-16).

Стихи 1-3. Эти стихи описывают брак между Аврамом и Агарью, ставшей его второй женой. Хотя в его адрес можно привести некоторые доводы, но нельзя оправдать, ибо сначала не было так; а когда вошло в обычай, то, похоже, причиной тому было неправильное желание образовывать семьи для скорейшего наполнения мира и Церкви. Конечно, так не должно было быть. Христос ограничил семью первым учреждением брака, что делает семьей единственный союз между мужем и женой. Обратите внимание:

I. Организатором этого союза (кто бы мог подумать?) была сама Сара. Она сказал Авраму: «Войди же к служанке моей» (ст. 2). Отметьте:

(1) тактика сатаны сводится к тому, чтобы искушать нас со стороны самых близких родственников или друзей, чье мнение воздействует на нас. Искушение представляет самую большую опасность тогда, когда посылается рукой, от которой мы его меньше всего ожидаем, поэтому мы поступим мудро, если задумаемся не столько о том, кто говорит, а что говорит.

(2) Божьи заповеди содействуют утешениям и почестям намного лучше, чем наши собственные хитроумные планы. Для Сары было бы намного лучше, если бы Аврам придерживался правил Божьего закона, а не следовал ее безрассудным планам, но мы часто сами причиняем себе зло.

II. Стимулом к этому послужило бесплодие Сары.

1. Сара, жена Аврамова, не рождала ему. Она была очень красивой (Быт 12:14), покорной и исполнительной женой и разделяла с ним все его большое богатство, но в то же время не имела детей. Отметьте:

(1) Бог распределяет Свои дары по-разному, одаривая, но не обременяя нас; те или иные трудности предназначены, чтобы быть противовесом для наших великих радостей.

(2) Милость иметь детей часто даруется бедным, но в ней отказано богатым, часто она даруется нечестивцам, но в ней отказано благочестивым людям, хотя богатым есть что оставить детям, а благочестивые больше внимания уделяли бы их образованию. Бог поступает так, как Ему угодно.

2. В этом страдании она признала Божье провидение: «Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать». Отметьте:

(1) там, где рождаются дети, их дает Бог (Быт 33:5), а там, где их нет, их не дает Бог (Быт 30:2). Эта беда от Господа.

(2) Мы также должны признать, что можем вынести ее и использовать с пользой, как страдание по Его воле для мудрых и святых целей.

3. Она использовала свое бесплодие как аргумент, чтобы убедить Аврама жениться на своей служанке; и этот аргумент убедил его. Отметьте:

(1) когда наши сердца слишком сильно привязываются к земным утешениям, то нас очень легко склонить к использованию нечестных методов для их получения. Неумеренные желания очень часто побуждают к неправильным усилиям. Если наши желания выходят из подчинения Божьему провидению, то наши усилия будет очень трудно удержать в рамках ограничений Его заповедей.

(2) Из-за отсутствия твердого упования на Божье обетование и терпеливого ожидания Божьего времени мы уклоняемся от пути нашего долга, чтобы обрести ожидаемую милость. Верующий не поторопится.

4. У нас есть повод полагать, что согласие Аврама с предложением Сары исходило от искреннего желания иметь обетованное потомство, которому будет передано право на завет. Бог сказал, что его наследником будет сын от его тела, но не сказал, что этого сына родит Сара, поэтому он подумал: «Почему ею не может быть Агарь, раз Сара сама предлагает ее?» Отметьте:

(1) непотребные искушения очень часто могут иметь благочестивый вид и благовидный предлог.

(2) Плотская мудрость, предвкушая время Божьей милости, уводит нас с Божьего пути.

(3) Ее действия можно благополучно предотвратить, если мы будем спрашивать волю Божью с помощью слова и молитвы, прежде чем совершим важный и ответственный поступок. Вот чего не хватало Авраму: он женился без Божьего согласия. Такое убеждение не от Призывающего вас.

Стихи 4-6. Эти стихи описывают мгновенные печальные последствия несчастливой женитьбы Аврама на Агари. Довольно быстро она принесла много бед. Когда мы поступаем неправильно, то грех и беда ложатся у двери, и мы можем благодарить самих себя за чувство вины и скорбь, которые преследуют нас, когда сходим с пути долга. Проследите за этим в данной истории.

I. Сара испытывает на себе презрение Агари, которое провоцирует ее к недовольству (ст. 4). Как только Агарь зачала ребенка от своего господина, она начинает смотреть презрительно на свою госпожу, укоряя ее в бесплодии, оскорбляет, чтобы вызвать у нее раздражение (как в 1Цар 1:6), и хвалится обретенной перспективой родить Авраму наследника для этой хорошей и обетованной земли. Теперь она считает себя лучше Сары, более любимой небесами и, возможно, более любимой Аврамом. Поэтому она отказывается подчиняться, как раньше. Отметьте:

(1) когда низкие и раболепные духи испытывают благоволение со стороны Бога или человека и успешно продвигаются, то они становятся заносчивыми и дерзкими, часто забывая свое место и происхождение (см. Прит 29:21; 30:21-23). Довольно сложно достойно носить славу.

(2) Мы часто страдаем со стороны тех, кому греховным образом потакали, и Бог поступает праведно, делая инструментами наших бед тех, кого мы сделали инструментами своего греха, чтобы уловить нас нашими собственными злыми замыслами. Этот камень вернется к тому, кто откатил его.

II. Аврам возмущен и не может быть спокоен, пока Сара пребывает в плохом настроении. Она страстно бранит его и очень несправедливо обвиняет в обиде (ст. 5): «В обиде моей ты виновен», абсолютно безрассудно и ревниво подозревая, что он одобряет оскорбительное высокомерие Агари; и как человек, не желающий слушать, что Аврам хочет сказать, дабы исправить ошибку и снять с себя подозрения, она в данном случае опрометчиво взывает к Богу: «…Господь пусть будет судьею между мною и между тобою», словно Аврам отказывается поддержать ее. Так Сара в раздражении говорила как одна из безумных. Отметьте:

(1) люди, подверженные страстям, часто виновны в ссорах с другими, за что впоследствии они будут винить себя. Сара не могла не признать, что это она отдала свою служанку Авраму, но в то же время возмущалась: «…в обиде моей ты виновен…», в то время как должна была сказать: «Какую глупость я совершила!» То, что произнесено с гордостью и во гневе, не может быть мудрым; когда страсти восседают на престоле, тогда разум находится за дверью, к нему не обращаются и не прислушиваются.

(2) Не всегда правильно поступает тот, кто громко и дерзновенно взывает к Богу. Поспешные и дерзкие проклятия чаще всего являются доказательствами вины и негодного повода.

III. Агарь страдает и вынуждена бежать из дому (ст. 6). Обратите внимание:

(1) кротость Аврама передает права по решению дела служанки в руки Сары, в чью компетенцию входило управление этой частью семьи: «Служанка твоя в твоих руках». Хотя она была его женой, он не собирался ни поощрять, ни защищать ее в том, что выглядело неуважительно по отношению к Саре, к которой сохранил те же чувства, что и раньше. Отметьте: тот, кто хочет сохранить мир и любовь, должен кротко отвечать на жестокие обвинения. Мужья и жены должны соглашаться и прилагать усилия, чтобы не гневаться. Согласие умиротворяет великие обиды (см. Прит 15:1).

(2) Страсть Сары мстит Агари; она стала притеснять ее, не только ограничив прежним местом и работой как служанку, но, возможно, заставив ее служить в суровых условиях. Отметьте: Бог обращает внимание и недоволен трудностями, которыми жестокие господа безрассудно обременяют своих слуг. Они должны воздерживаться от угроз, размышляя вместе с Иовом: «Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его?» (Иов 31:15).

(3) Гордость Агари не могла вынести такого отношения, ее гордый дух стал нетерпим к порицаниям, и она убежала от нее. Она не только пыталась избежать ее гнева в настоящее время, как Давид убежал от Саула, а полностью оставила свое служение и убежала из дома, забыв,

какое зло сама причинила своей хозяйке, чьей служанкой была, и своему господину, чьей женой она была. Отметьте: гордость очень трудно обуздать какими-либо узами долга, как и многими.

Что она сама первая спровоцировала хозяйку, выразив к ней пренебрежение. Отметьте: тот, кто страдает за собственную ошибку, должен нести свои страдания терпеливо (1Пет 2:20).

Стихи 7-9. В этих стихах Писание впервые говорит о явлении ангела. Агарь была прообразом закона, который был дан при служении Ангелов, но не Ангелам Бог покорил будущую вселенную (Евр 2:5). Обратите внимание:

I. Как ангел остановил ее во время бегства (ст. 7). Похоже, она направлялась в свою страну, так как была на пути к Суру, ведшему в Египет. Хорошо, если страдания побуждают нас думать о своем доме, о лучшей стране. Но Агарь находилась не на своем месте, не исполняла свой долг и уходила все дальше, когда ей встретился ангел. Отметьте:

(1) великая милость – быть остановленным на греховном пути то ли совестью, то ли провидением.

(2) Бог позволяет сходящим со своего пути блуждать какое-то время, дабы они увидели собственную глупость, потери, к которым привели себя, и обрели расположение вернуться. Агарь не была остановлена до того момента, пока не оказалась в пустыне и не села, достаточно уставшая и обрадованная, у источника с чистой водой, чтобы освежиться. Бог приводит нас в пустыню, а затем встречается там с нами (Ос 2:14).

II. Как он испытывал ее (ст. 8). Обратите внимание:

1. Он назвал ее «Агарь, служанка Сарина», (1) чтобы испытать ее гордость. Хотя она была женой Аврама и поэтому должна была вернуться, в то же время он называет ее служанкой Сариной, чтобы смирить. Отметьте: хотя вежливость учит нас называть других по самому важному титулу, в то же время смирение и мудрость учит нас называть самих себя по наименьшему званию.

(2) В качестве порицания за ее побег. Служанка Сары должна находиться в шатре Сары, а не блуждать в пустыне и прохлаждаться у источника воды. Отметьте: очень полезно для нас почаще вспоминать о своем месте и родстве (см. Еккл 10:4).

2. Вопросы, поставленные ангелом, были очень правильными и уместными.

(1) «Откуда ты пришла? Подумай о том, что ты убегаешь и от своего долга, к которому была привязана, и от привилегий, которыми была благословлена в шатре Аврама». Отметьте: великое преимущество – жить в религиозной семье. Об этом должны задуматься те, кто имеет это преимущество, и в то же время при малейшем побуждении стремится бросить его.

3. Ее честный ответ и правдивое исповедание: «Я бегу от лица Сары, госпожи моей». Этими словами (1) она признает собственную ошибку, когда решила бежать от своей госпожи, но в то же время (2) оправдывает свой поступок тем, что бежит от лица, от недовольства своей хозяйки. Отметьте: со слугами и детьми нужно обращаться с мягкостью и снисходительностью, чтобы не спровоцировать их пойти неверной дорогой и таким образом стать соучастником их грехов; это осудит нас, хотя и не оправдает их.

4. Как он отсылает ее обратно правильным сострадательным советом: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей (ст. 9). Вернись домой и смирись, потому что поступила неверно; попроси прощения и прими решение в будущем вести себя лучше». Он уверен в том, что ее доброжелательно примут, хотя из этого не следует, что Аврам послал за ней. Отметьте: тот, кто оставил свое место и долг, но убедился в собственной ошибке, должен поскорее вернуться и измениться, с какими бы унижениями это ни было связано.

Стихи 10-14. Мы можем предположить, что, получив добрый совет от ангела (ст. 9) возвратиться к своей госпоже, Агарь сразу пообещала последовать ему и повернула к дому. Затем ангел решил ободрить ее, дав уверенность в милости, которую Бог хранил для нее и ее потомства, ибо Господь дарует милость тем, кто возвращается к своему долгу. «…Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину» (Пс 31:5).

I. Ей было рассказано пророчество о ее потомстве, чтобы утешить в нынешней беде. Особое внимание уделено ее положению: «…вот, ты беременна, поэтому это неподходящее место для тебя». Отметьте: огромное утешение для женщины, носящей ребенка, знать, что она находится под особой заботой и вниманием божественного провидения. Бог милостиво продумывает ее ситуацию и должным образом оказывает поддержку. Отметьте:

(1) ангел убеждает ее в благополучных родах и рождении сына, которого так желал Аврам. Ее страх и скитания могли погубить надежду иметь ребенка, но Бог не поступает с ней так, как того заслуживает ее безрассудство: «Ты родишь сына». Ее беременность была спасена не только благодаря провидению, но и по обетованию.

(2) Она назовет своего ребенка, что было честью для нее и его, Измаил, услышал Бог. Основание для этого в том, что Бог услышал, и поэтому Он будет слышать. Отметьте: опыт прежних Божьих своевременных милостей, проявленных к нам в беде, ободряет нас надеяться на получение такой же помощи в подобных крайних ситуациях (Пс 9:38). Услышал Господь страдание твое (ст. 11). Отметьте: даже в том случае, когда в вопле присутствует мало религиозного рвения, Бог сострадания иногда милостиво слышит в вопле страдания. Слезы говорят с той же силой, что и молитва. Страдающие утешаются от того, что Бог не только видит их страдания, но и слышит их слова. Отметьте далее: мы всегда с благодарностью Богу должны помнить о своевременной помощи, оказанной в день страдания. В такое-то время, в такой-то беде Господь услышал голос молитвы моей и помог мне (см. Втор 26:7; Пс 30:23).

(3) Он пообещал ей многочисленное потомство (ст. 10): «Я весьма умножу потомство твое (англ. пер.);

умножая умножу потомство твое (евр. и рус. пер.), то есть буду умножать его в каждом веке, чтобы оно сохранилось». Предполагается, что в то время от Измаила произошли турки, которые сейчас являются великим народом. Это исполнилось в соответствии с обетованием, данным Авраму: «Сделаю потомство твое, как песок земной» (Быт 13:16). Отметьте: многие дети благочестивых родителей ради их благополучия разделяют внешние общие благословения вместе со своими родителями, хотя, подобно Измаилу, они не включены в завет; многие из умноженных не являются освященными.

он будет между людьми, как дикий осел (дословный перевод), грубый, дерзкий, не имеющий страха перед людьми, необузданный, непокорный, живущий на свободе, нетерпимый к служению и ограничению». Отметьте: дети рабыни, не состоявшей в завете с Богом, от самого рождения становятся подобны детенышам дикого осла. Именно благодать перевоспитывает человека, делает цивилизованным, мудрым и годным для доброго дела. Эти стихи предсказывают,

что он будет жить в борьбе, в состоянии войны: «…руки его на всех — и в этом его грех; и руки всех на него – и в этом его наказание». Отметьте: тот, кто имеет беспокойный дух, чаще всего имеет беспокойную жизнь; тот, кто провоцирует, раздражает и причиняет зло другим, должен быть готов, что ему ответят той же монетой. Тот, чья рука и язык направлены против каждого человека, увидит, что рука и язык каждого направлены против него; и у него не будет повода жаловаться на это. Но в то же время он будет жить в безопасности и владеть своим имуществом пред лицом всех братьев своих. Хотя ему будут угрожать и атаковать соседи, но он удержит свою землю и ради Аврама, а не себя самого, будет хорошо справляться с ними. Соответственно, мы читаем (Быт 25:18), что он умер, как и жил, пред лицем всех братьев своих. Отметьте: многие, которые из-за собственного безрассудства должны лишиться защиты, в то же время странным образом сохранены божественным провидением; Бог обращается с ними намного лучше, чем они заслуживают, когда своим грехом они не только лишаются жизни, но и рискуют ею.

II. Благочестивая реакция Агари на милостивое явление Бога к ней (ст. 13,14). Обратите внимание: в ее словах проявилось:

1. Благоговейное восхищение всемогуществом и провидением Божьим. Под воздействием происшедшего нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, то есть исповедала Его имя и сказала, чтобы прославить Его: «Ты Бог видящий меня». Теперь это имя будет с ней всегда; оно будет напоминать ей о нем; по этому имени она узнает Его и будет помнить Его, пока живет: «Ты Бог видящий меня». Отметьте:

(1) Бог, с которым мы имеем дело, Бог видящий, всевидящий. Бог (как говорили древние), который все видит.

(3) Отношение к Господу, как к Богу, который видит нас, очень поможет нам, когда мы будем возвращаться к Нему. Вот правильные слова раскаявшегося грешника:

«Ты видишь мой грех и мое безрассудство». «Я согрешил перед Тобою», — говорит блудный сын. «Я согрешил в глазах Твоих», — говорит Давид.

«Ты видишь мою скорбь и мое страдание», — именно на это ссылается Агарь. Если мы собственной глупостью накликали на себя беду, то и тогда Бог не оставляет нас.

«Ты видишь мою искренность и решимость вернуться и покаяться. Ты видишь мою тайную скорбь из-за греха и тайные движения к Тебе».

«Ты видишь меня, если когда-либо я удаляюсь от Тебя» (Пс 43:21,22). Эта мысль должна постоянно удерживать нас от греха и побуждать к долгу: Ты Бог видящий меня.

2. Ее смиренное восхищение Божьим благоволением к ней: «Неужели я не видела здесь Видящего меня (ст. 13, англ.пер.)? Видала ли я сзади Того, кто видел меня?» — это место можно прочитать и таким образом, ибо слова очень схожи с Исх 33:23. Она не видела Его лицом к лицу, а словно сквозь тусклое стекло (1Кор 13:12). Возможно, она не знала, с Кем разговаривает, пока Он не удалился (как в Суд 6:21,22; 13:21), и тогда она проследила за Ним с теми же мыслями, что двое учеников (Лук 24:31,32). Или можно прочитать так: «Разве я не видела видящего меня?» Отметьте:

(1) общение, которое святые души имеют с Богом, заключается в том, что их глаз веры направлен на Него, как на Бога, который смотрит глазами благоволения на них. Общение поддерживается с помощью глаз.

(2) На привилегию своего общения с Богом мы должны взирать с восхищением и удивлением,

Задумываясь о месте, где были подобным образом облагодетельствованы: «Здесь тоже? Не только в шатре Аврама или у его жертвенника, а даже здесь, в этой пустыне? Здесь, где я не ожидала ничего подобного, где отошла от пути долга? Господи! что это?» (Иоан 14:22). Некоторые придают отрицательный оттенок этому вопросу, и поэтому воспринимают его, как раскаянное размышление: «Неужели я не видела здесь, в моей беде и страданиях, видящего меня Бога (англ.-пер.)? Нет, я была так же легкомысленна и невнимательна к Нему, как и раньше, но Он чудесным образом посетил меня и позаботился обо мне». Бог часто проявляет к нам Свое благоволение и заботится о тех, кто не ищет Его (Ис 65:1).

III. Название, которое было дано этому месту — Беэр-лахай-рои – источник Живого, видящего меня (ст. 14). Возможно, Агарь так назвала это место, и название сохранилось в течение долгого времени, став in perpetuam rei memoriam – долгим напоминанием об этом событии. Это было место, где Бог славы проявил особую заинтересованность и заботу о несчастной женщине в беде. Отметьте:

(1) Всевидящий является вечно Живым; Он живет и видит нас.

(2) Тот, кто милостиво допущен к общению с Богом и принимает от Него своевременные утешения, должен рассказывать другим, что Бог сделал для его души, чтобы они тоже ободрились искать Его и уповать на Него.

(3) Милостивые явления самого Бога к нам должны вечно храниться в нашей памяти и никогда не должны быть забыты.

Стихи 15-16. Эти стихи подтверждают, хотя об этом четко не записано, что Агарь поступила так, как ей велел ангел: возвратилась к своей госпоже и смирилась; и тогда при полноте времени она родила сына. Отметьте: тот, кто повинуется божественным повелениям, получит утешение божественных обетований. Это был сын рабыни, рожденный по плоти (Гал 4:23), представлявший неверующих евреев (ст. 25). Отметьте:

(1) многие, кто называет Авраама отцом, рожден по плоти (Мат 3:9).

(2) Плотское потомство в Церкви воспроизводится быстрее, чем духовное. Проще убедить людей принять вид благочестия, чем подчиниться силе благочестия.

АГА́РЬ (הָגָר, Хагар), в Библии служанка Сарры, египтянка. История Агари изложена в двух эпизодах книги Бытие.

В Быт. 16:1–16 говорится, что Сарра предложила Аврааму войти к ее служанке, чтобы иметь от нее детей. Когда Агарь зачала, она стала относиться пренебрежительно к своей госпоже. В ответ Сарра, с разрешения Авраама, стала притеснять Агарь, и та убежала от своей хозяйки (4–6). В пустыне у источника воды ее нашел ангел и велел ей вернуться, обещав умножить ее потомство и предсказав ей рождение сына, которого следует назвать Ишма‘эль (Исмаил).

Второй эпизод (Быт. 21:9–21) рассказывает, что, родив Исаака, Сарра, недовольная поведением Исмаила, потребовала от Авраама выгнать Агарь вместе с ее сыном. По указанию Бога Авраам нехотя отправил Агарь и отрока в пустыню, дав им хлеба и воды. Вскоре запас воды иссяк, но ангел Божий предотвратил гибель Агари и ее сына, указав им на колодец. Он предсказал, что от Исмаила произойдет великий народ (15–21).

В юридической системе Месопотамии, родины Авраама, упоминаются ситуации, аналогичные описанным в библейском повествовании об Агари (как во многих других повествованиях, связанных с периодом патриархов). Так, кодекс Хаммурапи (§146) устанавливает, что при определенных обстоятельствах наложница, родившая от своего господина и потребовавшая равенства со своей госпожой, может быть наказана, но не продана.

Когда Исаак, сын Авраама от Сарры, стал подрастать, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сарры были изгнаны из дома Авраама (Быт 21:1-21).

Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.

Авраам и Агарьunknown, Public Domain

В арабской литературе сохранилось много легенд об Агари, в живописи сцена изгнания Агари и Измаила из дома Авраама многократно воспроизводилась художниками всех времён.

Агарь и Ангел в пустынеGheorghe Tattarescu (1820–1894), Public Domain

В честь Агари назван астероид (682) Агар, открытый в 1909 г.

Ислам

В исламском предании Агарь называют Хаджар. Также, как и в библейской истории, Хаджар является женой Авраама (пророка Ибрахима) и матерью его старшего сына Измаила (Исмаила).

Когда Сара вместе с Ибрахимом прибыла из Вавилона в Египет, египетский Фараон подарил ей Хаджар, а та в свою очередь сделала её своей служанкой.

Сара на протяжении длительного периода не имела детей, и по этой причине, Сара рекомендовала Ибрахиму жениться на Хаджар.

После того, как Хаджар родила от Ибрахима сына Исмаила, Сара стала ревностно относиться как к младенцу, так и к Хаджар. По этой причине Аллах приказал Ибрахиму увести мать с сыном в район Мекки и оставить их там. Ибрахим повиновался и перевёз их в безводную пустыню, а сам вернулся к себе домой.

Агарь и Измаил в пустыне (Быт. 21:14-20)Doré’s English Bible, Public Domain

Через некоторое время у Хаджар закончились запасы воды и она была вынуждена пойти на поиски воды. В этот момент под ногами маленького Исмаила появился источник, который называется Замзам.

Хаджар с Исмаилом поселились возле Замзама и спустя некоторое время в район Мекки подошло йеменское племя джурхумитов. Они попросили у Хаджар разрешения поселиться здесь и она разрешила им остаться. Достигнув совершеннолетия, Исмаил женился на джурхумитке, от которой у него родились 12 сыновей. Хаджар умерла и была похоронена недалеко от Каабы в местности Хиджр.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *