16 октября Церковь чтит память священноисповедника Агафангела (Преображенского). В 1923 — 1925 гг. святитель проживал в селе Колпашево Нарымского края. Владыка Агафангел жил в районе Матьянги, по адресу: ул. Гоголя, 50 в двухэтажном доме на верхнем этаже. Архипастырю было запрещено совершать богослужения, но несмотря на запреты, к митрополиту приходило за молитвенной помощью и благословением множество людей. Сейчас мощи священноисповедника Агафангела находятся в Вознесенском соборе.

Среди сонма страдальцев, изведавших в годы послереволюционных репрессий тяготы ссылки в Нарымском крае, митрополит Ярославский Агафангел является одним из наиболее известных. Его святой патриарх Московский и Всероссийский Тихон, незадолго до этого избранный на Поместном соборе Русской Церкви, а затем и Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) на случай ареста или смерти видели в числе немногих своих преемников по управлению Церковью. Это свидетельствует о высоком авторитете святителя Агафангела. И такое уважение со стороны выдающихся иерархов и всего народа было вполне заслуженным.

Владыка Агафангел сочетал глубокую веру и преданность Христу и Его Церкви с прекрасным образованием и крайним милосердием даже к тем, с чьими взглядами и действиями он не мог согласиться. Отличало этого видного церковного деятеля и удивительное благородство души, в силу которого он был совершенно чужд карьерных амбиций и никогда не пользовался выгодами своего положения и даже законной возможностью получить высшую власть в Церкви. Являясь образцом христианского благочестия и православного пастырства, святитель Агафангел перед лицом тяжких лишений и смертельной опасности увенчал свой жизненный путь подвигом мужественной верности Тому, Кому служил с юных лет.

Канонизируя святых, Церковь предлагает всем людям верный образец (по-гречески — «канон») жизни, достойной звания человека, раскрывающей в полной мере данный Богом потенциал личности. У святых есть чему поучиться! А принесение мощей святого человека производит в нашей душе ощущение его близости, присутствия и молитвенного за нас ходатайства перед Отцом Небесным. Это — особое благословение для нашего края от Бога через его святого. Тем более, что святитель Агафангел бывал на Томской земле не только невольно, но и произвольно — в самом начале своего церковного служения в качестве преподавателя Томской духовной семинарии. Ныне он в третий раз посетит нас и незримо и видимым образом — в своих мощах — с тем, чтобы уже навсегда здесь остаться и быть помощником в несении земных и духовных трудов для всех, кто станет обращаться к нему с молитвой.

Епископ Колпашевский и Стрижевской Силуан.

Сщисп. Агафангел (Преображенский)

Святитель Агафангел ( в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился в 1854 году в Тульской губернии. Сын сельского священника, он в детства был мечтательным и религиозным мальчиком, как пишет автор жития митрополита Агафангела, игумен Дамаскин (Орловский).

Александр рано захотел стать священником. Впрочем, путь его к священству не был простым. Сначала духовному пути воспротивились родители. Зная не понаслышке о том, как тяжела и скорбна жизнь сельского пастыря на Руси, они уговаривали сына получить светское образование и устроить свою жизнь с большим комфортом.

Сын настоял на своем: поступил в Тульскую духовную семинарию. Однако к концу обучения желание стать клириком и в самом молодом человеке явно охладело. Он увлекся естественными науками, решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом. Так Александр начал готовиться к поступлению на медицинский, — но вдруг тяжело заболел.

Около года он боролся за жизнь, и пришлось забыть не только о подготовке к экзаменам, но и вообще о всякой учебе. А как только он оправился от болезни, пришло новое испытание — умер отец-священник. В то же самое время Александр, как лучший ученик семинарии, получил направление в Московскую Духовную академию для продолжения богословского образования. И не неожиданно для себя самого не стал отказываться.

Игумен Дамаскин (Орловский) в житии святителя Агафангела пишет, что уже в годы обучения в Академии и проживания в Троице-Сергиевой Лавре Александр получал отчетливый призыв от Господа — становиться монахом: «Часто, с благоговением склоняясь перед мощами преподобного Сергия, он молился и вопрошал: не остаться ли навсегда в стенах обители? И внутренний таинственный голос ему отвечал: «Добро есть здесь быти, останься, останься здесь». Но, увы, не послушался он этого внутреннего голоса. Заманчивые предложения мира обольстили его, и он отказался от вступления на монашеский путь».

По окончании Академии Александр отказался от мыслей о священстве и монашестве и захотел стать семейным человеком. Но счастливая супружеская жизнь длилась всего 11 месяцев. В январе 1885 года в жизни Александра Лаврентьевича произошло несчастье, которое определило весь его дальнейший жизненный путь. Вскоре после родов от заражения крови скончалась его супруга, умер и новорожденный сын.

Все случившееся Александр Лаврентьевич принял как волю Божию. Спустя два месяца после смерти жены, уже в марте 1885 года 31-летний вдовец принял монашество. Епископ Рязанский и Зарайский Феоктист постриг его в мантию под именем Агафангел и рукоположил в сан иеромонаха.

Митрополит Агафангел Преображенский. Фото: ruguard.ru

Далее были годы службы в Сибири — работа в Томской духовной семинарии, затем в Иркутской. Уже через 4 года после пострижения в монахив возрасте всего 35 лет он был архиереем: сперва, в 1889-м, был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, затем, в 1893-м, получил самостоятельную кафедру в Тобольске. «Здесь ему пришлось трудиться не только как епархиальному архиерею, но и как миссионеру. Каждый год он предпринимал дальние и долгие путешествия по самым отдаленным уголкам епархии, не предполагая тогда, что через тридцать лет ему снова придется пройти по этим местам, но уже в качестве узника», — рассказывает игумен Дамаскин (Орловский).

Потом была служба на западе империи, в Прибалтике — 13 лет (1897–1910) в Рижской и Митавской епархии, затем 3 года в Литовской и Виленской. Здесь владыка приобрел славу «либерального» архиерея. В 1905, будучи епископом Рижским, он созвал Епархиальный собор, на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, об изменениях и сокращениях богослужения в латышских и эстонских приходах.

В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Когда при новоизбранном патриархе Тихоне был образован Священный Синод, митрополит Агафангел был избран в его постоянные члены.

В период пребывания на ярославской кафедре, совпавший с Мировой войной, взгляды владыки претерпели существенные изменения. Митрополит Агафангел стал более консервативным, присоединился к монархическому движению. Он сблизился с семьей председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова, стал помогать армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.

Некогда «либеральный» архиерей, ратовавший выборность священства, вскоре после большевистского переворота он увидел наглядные примеры того, к чему в российских условиях может привести «демократия на приходах». Так, в 1919 году священник села Никольско-Троицкое Тутаевского уезда Немиров овдовел и спустя два года вступил в гражданский брак, за что, в соответствии с церковными канонами, был митрополитом Агафангелом запрещен в священнослужении.

Немиров пренебрег запретом, собрал прихожан и убедил их, что в Священном Писании нигде не сказано, что вдовый священник не может жениться. Прихожане Никольско-Троицкого собрали сход и постановили — приступить Немирову к исполнению обязанностей священнослужителя.

Митрополит Агафангел через викарного епископа Вениамина пытался увещевать членов общины, разъясняя им суть церковных канонов, — тогда сторонники Немирова написали жалобу Ленину (!), в которой потребовали предать митрополита суду за нарушение декрета о гражданском браке, а также «через подлежащие советской власти юридические органы выяснить… вопрос о праве лиц вдовьего духовенства свободно вступать в гражданский брак».

Письмо почитателей Немирова было переслано в 5-й отдел Наркомюста, а затем в секретный отдел ГПУ. Там отреагировали мгновенно: «Дать срочно указание Губотделу о том, чтобы по установлении этого факта подобрали дополнительный материал на архиерея, арестовали и предали суду».16 мая 1920 года в ярославском ГПУ завели дело на митрополита Агафангела и с тех пор за ним началась целенаправленная слежка.

После того, как состоялась беседа митрополита Агафангела с Красницким, в кельях Толгского монастыря, где проживал владыка, был произведен обыск. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), «изъяли семнадцать писем частной переписки владыки. Осмотрев имущество и хозяйство митрополита, увидели, что мебель у него довольно скудная, а хозяйственного имущества и вовсе нет, так что отбирать по сути дела нечего».

Митрополит Агафангел (Преображенский), ярославская тюрьма, 1922 год. Фото: pstbi.ru

14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. На вопрос об отношении к советской власти владыка ответил:

— Против существующей власти ничего решительно не имею, все ее распоряжения я исполнял и исполнять буду. Национализации крупной промышленности и крупного землевладения я сочувствую, но признаю желательным это отчуждение компенсировать, признаю необходимым предоставление права на мелкую собственность, то же и в отношении церквей и монастырей. Против запрещения преподавать Закон Божий в школах ничего не имею, но не согласен с запрещением преподавания его лицам, не достигшим 18 лет, потому что оно противоречит декрету отделения Церкви от государства. Против изъятия церковных ценностей, имеющих второстепенное значение, если оно не нарушает существенно интересов религии, как, например, изъятие сосудов, в которых совершалось таинство, и снятие риз с особо чтимых икон, — я не протестую.

Спрашивали о церковной власти. Владыка ответил:

— Власть Патриархом передана мне. Распоряжения Высшего Церковного Управления считаю незаконными.

После допроса владыка был выпущен на свободу. Однако он прекрасно понимал, что находится под угрозой ареста. Под домашним арестом был патриарх Тихон, шел процесс по делу митрополита Петроградского Вениамина. Осознавая, что Церковь в ближайшее время может остаться без законного управления, 5(18) июня 1922 года митрополит Агафангел составил послание к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви.

В нем он подтвердил, что остается законным главой церковного управления и не признает обновленческого ВЦУ: «как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Церковью русскою. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными».

Также, ввиду своей невозможности прибыть в Москву, митрополит Агафангел благословил всем епархиям перейти на временное самоуправление: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге, впредь до восстановления высшей церковной власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению».

28 июня 1922 года митрополит Агафангел был заключён под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. Вопреки просьбам, митрополита не допускали в храм на богослужение. Каждый день у входа в келью владыки собирались десятки и сотни верующих с требованием выпустить владыку или хотя бы разрешить желающим взять у него благословение. Опасаясь народных волнений, 22 августа власти перевели митрополита Агафангела в одиночную камеру Ярославской тюрьмы.

5 сентября 1922 года помощник уполномоченного Секретного отдела Ярославского ГПУ Куликов составил обвинительное заключение по делу митрополита Агафангела. Его обвиняли в написании воззвания, «в котором он объявляет себя преемником Патриарха Тихона, главой Российской Церкви и вместе с тем объявляет Высшее Церковное Управление властью незаконной и самочинной со всеми вытекающими отсюда последствиями». В дополнение к этому Куликов напомнил про историю с запрещением попа Немирова — как гласило обвинение, митрополит «проявил насилие над гражданской свободой совести… к гражданам Николо-Троицкой волости».

Обвинитель отмечал, что «благодаря старческому возрасту судебное наказание не может быть применено». «Принимая во внимание, — писал Куликов, -… что Агафангел пользуется громаднейшей популярностью, … дальнейшее его содержание под стражей является нецелесообразным, оставление же на свободе… грозит поводом к новому возрождению старой реакционной церкви и подавлению обновленческого в ней движения». Таким образом, обвинитель предлагал применить к митрополиту Агафангелу меру административного наказания и выслать его «в один из отдаленных монастырей, где бы он спокойно и без вреда для советской власти мог провести свои старческие дни».

Однако вместо монастыря осенью 1922 года 70-летний старец был заключен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. Узнав об этом, верующие Ярославля обратились к председателю ГПУ с ходатайством. «Усерднейше просим оказать нам великую милость, — писали они, — возможно скорее освободить из-под стражи томящегося в заключении… нашего старца -митрополита владыку Агафангела, о котором мы по чистой совести свидетельствуем, что он страдал совершенно напрасно, являясь лишь жертвою отвратительной злобы некоторой части духовенства». Ходатайство было оставлено без внимания.

25 ноября 1923 года владыку приговорили к трем годам ссылки. В 1923 — 1925 гг. он проживал в селе Колпашево Нарымского края. Владыке было запрещено совершать богослужения, однако большим утешением для него в годы ссылки была встреча с ссыльными иноками и священниками из Ярославля.

По окончании срока ссылки, в августе 1925 года, владыку не отпустили в Ярославль. Вплоть до весны 1926 года его незаконно содержали в тюрьме г. Перми. Все это время с владыкой «работал» Тучков…

«В это время секретный отдел ГПУ строил дальнейшие планы раскола Русской Православной Церкви. Была организована группа архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским), которая готовилась для захвата церковной власти после ареста митрополита Петра. Преследуя цель раскола и уничтожения Церкви, ГПУ отводило в этом замысле место и митрополиту Агафангелу. Предполагалось в нужный момент предложить ему как второму кандидату вступить на пост Патриаршего Местоблюстителя в соответствии с завещанием Патриарха Тихона, с тем, чтобы якобы спасти Православную Церковь от анархии и церковной разрухи, а на самом деле породить этим еще один раскол», — пишет игумен Дамаскин (Орловский).

Тучков задался целью расколоть «тихоновское» духовенство, устроив между различными архиереями «битву за местоблюстительство». С этой целью он льстил митрополиту Агафангелу и уговаривал его «взять власть в свои руки»: «Среди верующих растет смятение, — пересказывает речи Тучкова игумен Дамаскин, — Между тем советское правительство готово изменить свое отношение к Православной Церкви и легализовать церковное управление. Но в данный момент это невозможно, потому что власти не знают, с кем вести переговоры и кто стоит во главе управления Церковью.

Лично он, Тучков, не видит выхода из создавшегося положения, если не примет на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя митрополит Агафангел; митрополит — старейший архиерей Православной Церкви, он был назначен заместителем Патриарха еще в 1922 году, в конце концов, он обладает среди архиереев огромным авторитетом…. Тучков обещал, что если митрополит возьмет на себя обязанности Местоблюстителя и войдет в переговоры с правительством о легализации церковного управления, то со стороны ОГПУ возражений не будет. Тучков призывал митрополита к жертвенности — ради благоустроения Церкви».

Введенный таким образом в заблуждение, 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел составил в Перми воззвание, в котором объявил, что он вступает в права Патриаршего Местоблюстителя (на самом деле таковым на тот момент уже являлся митрополит Петр (Полянский).

Начались распри и столкновения между духовенством по всей России — повсюду вопрос о высшей церковной власти вызывал споры и прения. Довольный результатом, Тучков распорядился выпустить митрополита Агафангела из тюрьмы. 1 мая 1926 года владыка прибыл в Ярославль.

Епархия встретила митрополита Агафангела в состоянии раздробленности. Одни приходы признавали Патриаршим Местоблюстителем его, вторые — митрополита Петра, третьи — митрополита Сергия (Страгородского), которых, в свою очередь, также активно «обрабатывал» Тучков…

«Все эти события сильно расстроили здоровье владыки Агафангела, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — и, желая его поправить, он в середине июня уехал из Ярославля в деревню, неподалеку от Толги. Здесь он снял комнату. Сам хозяйствовал, колол дрова для печи, варил обед. В это время казалось, что все епархиальные и общецерковные дела отошли для него на задний план». Ради церковного мира, митрополит Агафангел уступил права Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), о чем 8 июня он уведомил гражданскую власть.

В декабре владыка вернулся в Ярославль. Он снял небольшую комнату в частном доме, которая одновременно служила ему и столовой, и спальней, и канцелярией. Здесь он принимал приходящих к нему по духовным делам священнослужителей и мирян. Состояние здоровья владыки стремительно ухудшалось. Незадолго до его кончины верующие выстроили митрополиту отдельный домик, где у него были три небольшие комнаты.

Икона святителя Агафангела (Преображенского) в храме святых новомучеников и исповедников Российских в Бутово. Источник: sr.isa.ru

Тем временем план ГПУ по умножению путаницы в церковном управлении успешно приводился в жизнь. 29 октября 1926 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) был арестован. В управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Иосиф (Петровых), но 8 декабря 1926 года он издал распоряжение о передаче власти одному из трех назначенных им заместителей: архиепископам Екатеринбургскому Корнилию (Соболеву), Астраханскому Фаддею (Успенскому) и Угличскому Серафиму (Самойловичу).

Архиепископ Корнилий не смог приступить к своим обязанностям, так как находился в ссылке. Архиепископ Фаддей был задержан Тучковым на пути в Москву, и во временное управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Серафим. «Странное положение установилось в епархии. Митрополит Агафангел был правящим архиереем, а подчиненный ему викарий, архиепископ Серафим, был главой всей Российской Православной Церкви, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — Но митрополит не возражал. Он правил Ярославской епархией в тех условиях, в которые его поставил Господь, понимая, что при богоборчестве, принятом властями за официальную идеологию, многими расколами могли кончиться разномыслия архипастырей, пастырей и православных мирян».

Окончательный удар по церковному миру России нанесла печально известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского). Митрополит Агафангел решительно отказался поддерживать про-советскую позицию митрополита Сергия. Позицию митрополита Агафангела разделили три его викария: архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), временно управляющий Любимским викариатством бывший архпиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), а также находившийся в Ростове Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых). Они совместно составили и отправили митрополиту Сергию «акт отхода» — послание от 6 февраля 1928 года.

Митрополит Агафангел и митрополит Сергий неоднократно переписывались, спорили о проблемах церковного управления, однако к компромиссу так и не пришли.

В середине сентября 1928 года владыка Агафангел слег в постель. 9 октября он причащался уже только святой Кровью, так как к этому времени никакой пищи принимать не мог. После причастия ему стало значительно лучше. Улучшение было и на следующий день, так что у окружающих появилась надежда на его выздоровление. Однако владыка чувствовал, что приближается конец его земной жизни, и отдавал последние распоряжения.

«Предчувствуя близость смерти, владыка просил протоиерея Димитрия Смирнова съездить к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, попросить у него церковного мира и сказать, что он, конечно же, находится в его подчинении, а если что не так было, то просит его простить, — сообщает игумен Дамаскин (Орловский), — Отец Димитрий собрался не сразу, и владыка вынужден был торопить и просить, чтобы тот не откладывал поездку и перед митрополитом Сергием подчеркнул, что он желает совершенно с ним примириться; одновременно он наказывал о. Димитрию, что когда митрополит Сергий пришлет после его смерти архиерея для управления епархией, то обязательно бы его приняли. Отец Димитрий съездил и все передал…»

Казанский собор г. Ярославля, в котором находятся мощи святителя Агафангела. Фото: temples.ru

16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Проститься с архипастырем пришли многие тысячи верующих. Владыка был похоронен в склепе Леонтьевской церкви г. Ярославля.

В 1931 году Леонтьевская церковь была передана в пользование общине обновленцев. Однако ввиду ее немногочисленности (около 30 человек) община оказалась не в состоянии нести все необходимые расходы по содержанию церковного здания, и 7 декабря 1940 г. исполком Ярославского Горсовета упразднил Леонтьевскую религиозную общину. Храм превратили в склад, а могилу святителя — в мусорную яму.

В 1993 году Леонтьевская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. С тех пор в храме служатся Божественные литургии и панихиды по митрополиту Агафангелу.

На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года митрополит Агафангел был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

День памяти 16 октября (3 октября ст.ст.)

Сщмч. Агафангел (Преображенский), архиеп. Рижский
Сщмч. Агафангел (Преображенский), архиеп. Рижский

(Преображенский Александр Лаврентьевич; 27.09.1854, с. Мочилы Венёвского у. Тульской губ.- 16.10.1928, Ярославль), исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея, с отроческих лет стремился служить Церкви в священном сане. В 1871 г. поступил в Тульскую ДС, в 1877 г.- в МДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью канд. богословия. Служил преподавателем лат. языка в Раненбургском ДУ, затем — помощником смотрителя Скопинского ДУ. Овдовев, 7 марта 1885 г. принял монашество, 10 марта был рукоположен во иеромонаха. С 4 дек. 1886 г. инспектор Томской ДС, с 20 янв. 1888 г. ректор Иркутской ДС с возведением в сан архимандрита. Снискал доверие и благорасположение как сослуживцев, так и воспитанников семинарии. 10 сент. 1889 г. А. был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, 17 июля 1893 г. переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. 4 окт. 1897 г. назначен епископом Рижским и Митавским, 6 мая 1904 г. возведен в сан архиепископа. С 13 авг. 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский, с 22 дек. 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, с апр. 1917 г. митрополит. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., с 6 марта 1918 г. член ВЦС при свт. Тихоне, Патриархе Московском.

После того как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении свт. Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая Первосвятитель направил председателю ВЦИК М. И. Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)». Должность Заместителя Патриарха принял на себя А. С 6 мая Патриарх Тихон находился под домашним арестом, 1 июня был арестован митр. Вениамин, 10 июня над ним и частью петроградского духовенства начался судебный процесс, существовала угроза ареста А. 18 мая 1922 г. при прямом содействии властей было образовано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), занявшее Троицкое подворье — резиденцию Святейшего Патриарха Тихона. 16 июня было опубликовано заявление, подписанное митр. Сергием (Страгородским), архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) (см. «Меморандум трех»), в к-ром названные архипастыри признавали обновленческое ВЦУ единственной канонически законной верховной церковной властью. В этих тяжелых условиях А., будучи Заместителем Патриарха, 18 июня 1922 г. составил послание «К архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви», в к-ром призывал строго придерживаться церковных канонов и не подчиняться обновленческому ВЦУ. А. рекомендовал архиереям впредь, до восстановления высшей церковной власти, самостоятельно управлять епархиями, сообразуясь с канонами и архиерейской присягой. 28 июня ярославское ГПУ произвело у А. обыск, а затем заключило его под домашний арест в ярославский Спасский монастырь. Вскоре А. был переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве, где 28 нояб. 1922 г. ему был объявлен приговор: ссылка на 3 года в Нарымский край.

Несмотря на окончание срока ссылки, власти продолжали удерживать А. в заключении до 1926 г. 7 апр. 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон. В составленном им 7 янв. 1925 г. завещании было указано, что после его кончины права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю митр. Кириллу (Смирнову), в случае невозможности для него вступить в должность — А. и, наконец, митр. Петру (Полянскому), если и А. окажется лишенным возможности принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Поскольку митрополиты Кирилл и А. находились в ссылке, Местоблюстителем Патриаршего Престола стал митр. Петр. 6 дек. 1925 г. митр. Петр составил распоряжение, в соответствии с к-рым исполнение обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола переходило к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому) в случае невозможности митр. Петру самому исполнять указанные обязанности. 9 дек. митр. Петр был арестован, 14 дек. митр. Сергий сообщил из Н. Новгорода еп. Гавриилу (Красновскому), викарию Московской епархии, о своем вступлении во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя.

Комиссия по проведению в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» при ЦК РКП(б) совместно с ОГПУ реализовывала планы по разрушению и расколу РПЦ и с этой целью пыталась создать как можно больше адм. церковных центров. При поддержке властей был образован Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием (Яцковским). В марте 1926 г. А. был доставлен в Пермскую тюрьму, в апреле состоялась его встреча с начальником 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучковым. Сознательно вводя А. в заблуждение, Тучков сообщил ему, что получившие от митр. Петра благословение на возглавление рус. церковной иерархии митр. Сергий и ВВЦС ведут между собою борьбу за власть, к-рая вызвала раскол в епископате, и это обстоятельство не дает возможности гос. органам зарегистрировать ни митр. Сергия, ни архиеп. Григория в качестве Главы Церкви. Для преодоления этого раскола Тучков предложил А. как можно скорее вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Ревнуя о прекращении церковных распрей, 18 апр. 1926 г. А. выпустил в Перми обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам РПЦ, в к-ром объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. Обращение вызвало неоднозначное отношение епископов, большинство заявило, что действия митрополита незаконны и они будут по-прежнему признавать Патриаршим Местоблюстителем только митр. Петра. Группа архиереев укр. епархий обратилась к А. с просьбой отказаться от намерения возглавить РПЦ при законном Местоблюстителе. 1 мая 1926 г. А. прибыл в Ярославль и здесь обнаружил, что викарные архиереи и духовенство Ярославской епархии разделились в оценке его действий: викарные архиепископы Иосиф (Петровых) и Серафим (Самойлович) стали убеждать святителя отказаться от полномочий Местоблюстителя ради церковного мира.

13 мая А. и митр. Сергий встретились в Москве для обсуждения создавшегося положения. А. настаивал на передаче ему церковной власти, митр. Сергий согласился, но просил А. отсрочить вступление в должность Патриаршего Местоблюстителя до освобождения митр. Петра. Однако 16 мая митр. Сергий отправил А. письмо, в к-ром отказывался от достигнутого соглашения, поскольку оно было заключено за спиной законного Первоиерарха (митр. Петра), сохранявшего должность Местоблюстителя. В течение месяца продолжалась активная переписка. Наконец, опасаясь усиления церковной смуты, 27 мая А. направил митр. Сергию телеграмму, в к-рой сообщал, что ради мира церковного намерен отказаться от Местоблюстительства. Спустя неск. дней А. получил от митр. Петра письмо, написанное еще 22 мая, в к-ром последний соглашался с намерением А. вступить в права Местоблюстителя. А., вновь укрепившись в решении возглавить Русскую Церковь, сообщил о письме митр. Петра митр. Сергию. Однако митр. Сергий считал, что полученное из тюрьмы распоряжение Первоиерарха могло быть реализовано лишь под ответственность реально правящего Заместителя, обладавшего всей полнотой информации, необходимой для принятия правильного решения. Столкнувшись с непреклонной позицией митр. Сергия и единомышленных с ним архиереев, А. во избежание умножения распрей 8 июня 1926 г. объявил, что отказывается от притязаний на пост Местоблюстителя.

В кон. 1927 — нач. 1928 г. возникло новое смятение в Церкви, связанное с Декларацией митр. Сергия, опубликованной 29 июля 1927 г., и с частыми перемещениями архиереев с кафедры на кафедру по требованию гражданской власти, что рассматривалось епископатом как прямое вмешательство в жизнь Церкви. Викарии Ярославской епархии убедили А. отделиться от Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия. 6 февр. 1928 г. было составлено соответствующее обращение к митр. Сергию, подписанное А. и рядом архиереев. 10 февр. митр. Сергий направил А. письмо, в к-ром просил не разрывать церковного общения и своим авторитетным именем и мудрым советом поддержать его усилия, направленные на устроение церковных дел. После продолжавшейся в течение 3 месяцев переписки 10 мая 1928 г. А. и его викарии направили Заместителю Местоблюстителя митр. Сергию письмо, в к-ром сообщили, что не прерывали и не прерывают молитвенного общения с ним.

Осенью 1928 г. здоровье А. ухудшилось. Предчувствуя близость кончины, он послал священника к митр. Сергию, испрашивая у него прощения и церковного мира, а также заявляя о своем безусловном подчинении. 2 окт. А. пожелал принять таинство Елеосвящения. При совершении таинства он почувствовал себя бодро и радостно, будто приблизились светлые пасхальные дни. Подозвав еп. Любимского, вик. Ярославской епархии Варлаама (Ряшенцева), А. сказал: «Передайте всем — и духовенству, и мирянам — мое благословение, у всех прошу прощения, если кого обидел или огорчил, и сам всех прощаю, ни на кого ничего не имею, прошу у всех святых молитв». «Молитесь и вы о нас Богу»,- просили присутствующие. «Да, если получу дерзновение у Господа, буду и я молиться»,- ответил митрополит. 16 окт. в половине 11-го утра А. скончался. Погребен в склепе под храмом свт. Леонтия Ростовского в Ярославле. 12 нояб. 1998 г. были обретены мощи А., к-рые в наст. время находятся в храме во имя свт. Леонтия Ростовского. Канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 74.

Лит.: Высокопреосвященный Агафангел, архиепископ Литовский и Виленский. Вильна, 1910; Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… Сортавала, 19932. С. 80-121, 175-177; Дамаскин. Кн. 2. С. 370-400.

Игум. Дамаскин (Орловский)Поделиться

Святитель Агафангел, митрополит Ярославский.

После ссылки Патриарха Тихона в 1922 году советская власть пыталась разрушить единство Русской Православной Церкви, поставив во главе Её послушную властям группу епископов. Поддавшись давлению государственных органов, несколько архиереев подписывают документ, в котором они создают и признают единственной законной властью в Церкви новое обновленческое Высшее Церковное Управление или ВЦУ. В это время, не побоявшись угроз власть имущих, одним из очень немногих возвысил свой голос и выступил против ВЦУ митрополит Ярославский Агафангел. Он призывал духовенство и народ не подчиняться обновленцам, всеми силами стараясь предотвратить раскол в Церкви. Вскоре шестидесятивосьмилетний Владыка был арестован и после заключения в ряде тюрем отправлен общим этапом с уголовными преступниками в ссылку. По возвращении ОГПУ стало манипулировать лучшими побуждениями митрополита для создания смуты в церковной иерархии. В 1927 году к нему приезжает начальник секретного отдела по борьбе с религиозными организациями в СССР Евгений Тучков. Тучков пытается оказать давление на митрополита Агафангела. Он предлагает Святителю воспринять высшую церковную власть. Цель предложения агента — столкнуть ведущих иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы в Церкви и тем самым лишить Церковь законной иерархии.

Вскоре Владыка попросил секретаря своей епархии протоиерея Димитрия Смирнова съездить к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, попросить у него церковного мира и сказать, что он, конечно же, находится в его подчинении, а если что не так было, то просит его простить. Отец Димитрий собрался не сразу, и владыка вынужден был торопить и просить, чтобы тот не откладывал поездку и перед митрополитом Сергием подчеркнул, что он желает совершенно с ним примириться; одновременно он наказывал о. Димитрию, что когда митрополит Сергий пришлет после его смерти архиерея для управления епархией, то обязательно бы его приняли. Не совершая расчетливых поступков, Владыка, с его душевной чистотой и открытостью, до конца жизни старался служить делу церковного единения. Переживания за родную Церковь и народ привели к нескольким сердечным приступам. 3 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Евгений Тучков за пятнадцать лет разработал многие планы уничтожения Православной Церкви, которые проводились в двадцатых-тридцатых годах. Однако в 1957 году умирающий от опухоли Тучков пригласил в свою больничную палату патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Ведущий безбожник страны исповедовался несколько часов. Митрополит Агафангел причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Митрополит Агафангел (Саввин)

Агафангел (Саввин) (род. 1938), митрополит Одесский и Измаильский, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, доктор богословия, почётный член Киевской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Алексей Михайлович Саввин, родился 2 сентября 1938 года в селе Бурдино Тербунского района Курской области в крестьянской семье.

В 1956 году окончил среднюю школу.

В 1958-1960 годах учился в Киевской духовной семинарии, в 1960-1962 годах — в Одесской, а между 1962-1966 и годом — в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии”. Впоследствии учёным советом Киевской духовной академии от 27 декабря 1999 года ему была присвоена учёная степень доктора богословия.

В 1965 году он поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. 2 апреля 1965 года принял постриг с именем Агафангел.

18 апреля 1965 года архиепископом Минским и Белорусским Сергием (Петровым) был рукоположен в иеродиакона, а 22 апреля 1965 года – в иеромонаха.

С 1966 года – старший помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии. Одновременно делопроизводитель Одесского епархиального управления.

7 апреля 1967 года возведен в сан игумена.

С 29 мая 1967 года по ноябрь 1975 года – ректор Одесской духовной семинарии. 1 июня 1967 года возведен в сан архимандрита.

С января 1968 года – член епархиального совета Одесской епархии.

В 1971 году был членом Поместного Собора Русской Церкви от Одесской духовной семинарии. 11 ноября 1975 года на заседании Священного Синода определено быть епископом Винницким и Брацлавским. Хиротонисан 16 ноября 1975 году.

С 16 ноября 1975 по 1990 год – управляющий Хмельницкой епархией.

7 сентября 1981 года был возведен в сан архиепископа, а 10 марта 1989 года — митрополита.

Народный депутат Украины 12-го созыва (1990-1994 годы). Член правления и президиума Украинского республиканского фонда мира, член Винницкого областного комитета защиты мира, член правления и президиума Украинского республиканского фонда культуры, член правления Одесского областного совета мира.

7 августа 1991 года был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру, но отказался ехать в результате беззаконных действий тогдашнего предстоятеля Украинской Православной Церкви Филарета (Денисенко).

7 сентября 1991 года был уволен на покой согласно поданному прошению, но в апреле 1992 года восстановлен на Винницкой кафедре.

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел

С июня 1992 года – митрополит Одесский и Измаильский, Постоянный Член Священного Синода Украинской Православной Церкви.

С 1993 по 1998 годы вновь состоял ректором Одесской духовной семинарии.

В эти переломные годы владыка был неизменным участником Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви — в 1988, 1990, 1991, 1992, 1994 и 1996 годах.

С 27 августа 1995 года по 8 мая 2008 года был председателем Учебного Комитета при Священном Синоде Украинской Церкви.

Еще до принятия архиерейского сана активно участвовал во многих международных форумах: в июле 1969 года – член делегации Русской Православной Церкви на Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами. В сентябре 1969 года участвовал в четырех собеседованиях богословов Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии (ФРГ). В 1987 и в 1989 годах – член советской делегации в международных «Круизах мира по Днепру”. В 1988 году – член советской делегации в «Круизе мира” по реке Миссисипи (США). В 1992 году – член международной встречи «Люди и религия”, имевшей место в Лювене, Бельгия, под девизом «Европа и религия”.

С миссией мира во главе делегаций религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе делегации Советского Комитета защиты мира Украинского фонда культуры трижды посетил США, Италию, Бельгию, дважды – ФРГ, Францию, Болгарию, Швейцарию. Во главе паломнической делегации посетил Святую Гору Афон, трижды Иерусалим, Кипр.

За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре, открыты Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский, Свято-Константино-Еленинский мужские монастыри, а также Свято-Михайловская и Свято-Преображенская женские обители. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые, Одесской митрополии возвращено 3-этажное здание Свято-Андреевского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах, восстановлен Спасо-Преображенский кафедральный собор.

В 1995-1997 годах по представлению митрополита Агафангела решением Украинского Священного Синода причислены к лику святых преподобные Кукша Одесский, Гавриил Афонский, Иона Одесский, святитель архиепископ Иннокентий (Борисов), священномученик и исповедник Анатолий (Грисюк), митрополит Херсонский и Одесский.

В 1992 году в Житомире под председательством митрополита Агафангела состоялось совещание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей церковных братств и мирян Украинской Православной Церкви, осудившее антиправославные раскольнические замыслы и деяния тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко).

Почетный гражданин городов Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США.

С 2000 года, по поручению Священного Синода Украинской Православной Церкви, митрополит Агафангел представляет Украинскую Церковь на переговорах Русской и Константинопольской Православных Церквей по уврачеванию раскола на Украине.

С 27 июля 2009 по 23 октября 2014 года входил в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

С 23 декабря 2011 по 8 мая 2012 года, на основании п. 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви, как старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода УПЦ, был председательствующим в заседаниях Священного Синода Украинской Православной Церкви (председательствовал 23 декабря 2011, 26 января и 21 февраля 2012 года) на период болезни митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) . 24 февраля 2014 года вновь председательствовал на заседании Синода УПЦ, на котором ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) управлять Украинской Православной Церковью, тайным голосованием был избран местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

С 15 октября 2018 года включён в состав членов комиссии по церковному праву Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .

Митрополит Агафангел имеет 4-томные печатные труды: праздничные пасхальные и рождественские послания, обращения, приветствия, доклады, на различные темы слова, речи, проповеди, рефераты и др., многие из которых помещены на страницах «Журнала Московской Патриархии», в «Богословских Трудах» и «Православном Вестнике».

  • Церковные:
    • орден св. блгв. кн. Владимира 3-й степени (1968)
    • орден св. блгв. кн. Владимира 2-й степени (1969)
    • орден св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени (от Александрийской Православной Церкви, 1969)
    • орден св. ап. и евангелиста Марка 1-й степени (от Александрийской Православной Церкви, 1981)
    • орден Святого Креста (от Иерусалимской Православной Церкви, 1981)
    • орден св. равноап. Нины 2-й степени (от Грузинской Православной Церкви, 1981)
    • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1985)
    • орден св. блгв. кн. Владимира 1-й степени (1988)
    • орден св. князя Даниила Московского 2-й степени (1998)
    • право на ношение второй панагии (1998)
    • орден святителя Московского Иннокентия 2-й степени (2000)
    • юбилейный орден «Рождество Христово — 2000» 1-й степени (2000)
    • орден свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2000)
    • орден прп. Нестора Летописца 2-й степени (2001, УПЦ)
    • орден прп. Нестора Летописца 1-й степени (2003, УПЦ)
    • орден свт. Алексия, митр. Московского 2-й степени (2008, в связи с 70-летием со дня рождения)
    • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2013, в связи с 75-летием со дня рождения)
    • почетный знак Предстоятеля Украинской Православной Церкви (2013, за особые заслуги перед УПЦ и в связи с 75-летием со дня рождения)
    • орден «За церковные заслуги» (2013, Молдавская митрополия)
    • орден Стефана Великого 2-й степени (Молдавская митрополия)
    • орден Антиохийской Церкви и медали других Церквей

  • Светские:
    • медаль мира ООН (1988)
    • Почетная Грамота Президиума Верховного Совета УССР (1988)
    • Почетная грамота Президиума Верховного Совета Грузинской ССР (1989)
    • знак отличия Одесской областной госадминистрации и Почетная грамота (1990)
    • Почетная Грамота и Медаль Кабинета Министров Украины (1998)
    • орден «За заслуги» 2-й степени — знак отличия Президента Украины (1999)
    • орден Почета (2000, Приднестровская Молдавская Республика)
    • орден «За заслуги» 1-й степени — знак отличия Президента Украины (2003)
    • орден Дружбы Российской Федерации (2003)
    • орден «Чернобыльский крест» (2003, награда Всеукраинской общественной организации «Союз чернобыльцев Украины»)
    • орден Суворова (2003, Приднестровская Молдавская Республика)
    • орден св. Георгия Победоносца 1-й степени (2004, награда Российской Палаты личности при Президенте РФ)
    • Почетная грамота Президента Российской Федерации (11.07.2013, Российская Федерация, за заслуги в укреплении духовных связей народов России и Украины)
    • орден князя Ярослава Мудрого 4-й степени (2013, Украина)
    • «За духовное подвижничество» (2013, награда Украинского фонда культуры)
    • Почетный знак Одесского городского головы им. Г.Г.Маразли 1-й степени (2013)
    • памятный знак Национального университета «Одесская юридическая академия» (2013)
    • почетный гражданин г.Одесса, г. Ильичевск (2013), г. Белгород-Днестровск (2013)
    • орденский знак «Слава на верность Отчизне” 3-й степени, за высокие трудовые достижения и заслуги перед украинским народом
    • серебряная медаль «10 лет независимости Украины” 2-й степени
    • орден «Казацкая слава” 1-й степени
    • памятная медаль Президиума Верховного Совета Армянской ССР
    • почетная медаль «Борцу за мир” Советского комитета защиты мира
    • золотая медаль Советского фонда мира
    • почетная медаль Советского комитета защиты мира
    • почетная грамота, почетная медаль и почетный знак Советского фонда мира
    • шесть Почетных грамот Украинского Совета мира с вручением памятных медалей
    • почетная грамота общества «Украина”
    • почетные грамоты Винницкого и Хмельницкого областных отделений фонда мира
    • почетные грамоты Винницкой и Хмельницкой областных организаций Украинского общества охраны памятников истории и культуры
    • орден Г. Маразли 3-й степени (награда Одесской городской мэрии)
    • знак отличия Министра внутренних дел Украины

Использованные материалы

  • «В Киеве прошло заседание Священного Синода УПЦ», 12 мая 2008 года, сайт Православие.Ru:
  • Биография на официальном сайте Московской Патриархии :
  • «Состоялась торжественная Академия по случаю юбилея Митрополита Агафангела», 2 сентября 2013 года, сайт Одесской епархии УПЦ МП :

С 18 января 1935 по 6 января 1954 года — в составе Курской области. См. «История Тербунского района», официальный сайт администрации Тербунского района Липецкой области,

Журнал № 73, журналы заседания Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2011: , Журнал № 24, журналы заседания Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012:

Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям, официальный сайт Русской Православной Церкви,

Патриаршее поздравление митрополиту Одесскому Агафангелу с 70-летием со дня рождения:

Патриаршее поздравление митрополиту Одесскому Агафангелу с 75-летием со дня рождения:

В день празднования 75-летнего юбилея митрополита Агафангела Блаженнейший Владимир возглавил праздничную Божественную литургию в Спасо-Преображенском Одесском кафедральном соборе, 1 сентября 2013 года, сайт Одесской епархии УПЦ МП:

Распоряжение Президента РФ от 11.07.2013 N 273-рп «О поощрении»:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *