Мы с вами предпримем удивительное путешествие в монашескую страну — святую гору Афон. Никогда женская нога не ступала на этот полуостров, — так повелела Божия Матерь, охраняя мир и покой монашествующих. Для православных всего мира гора Афон — одно из главных святых мест, земной удел Божией Матери.

Святая Гора Афон (греч. Аθως, в Греции — Άγιον Όρος — "Святая Гора") — географически полуостров в Восточной Греции, представляющий собой гору высотой 2200 метров над уровнем моря. Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата (с 1313 года). В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь (старостильный), в том числе в административных документах.

 

Узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Эгейское море, несколько к востоку от Салоникского залива, 40°40′ с. ш., 24° в. д. Длина полуострова около 60 км, ширина от 7 до 12 км; площадь — 335,637 кв. км. Высота собственно горы Афон — 2 033 метра. Климат — субтропический, с мягкой дождливой зимой и жарким летом.
Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены виноградом.

Почти двухтысячелетняя история христианства на Афоне вобрала в себя много великих имен и событий. В I веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, промыслительное явление определило судьбу и будущую историю Афонского полуострова: его посетила Пресвятая Богородица.

По преданию судно, на котором Она отправилась вместе со святым апостолом Иоанном Богословом и их спутниками на остров Кипр по приглашению кипрского епископа Лазаря Четверодневного, бурей было отнесено к Афону. Обращаясь к встречавшим Ее с благоговением местным жителям, узнавшим, что к ним прибыла Матерь Бога — Иисуса Христа, Пресвятая Богородица, как пишет святой Стефан Святогорец, произнесла:

 

«Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим! Да пребудет благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и благоговением сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего!.. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу».

 

Упоминания о первых иноках-подвижниках Афона относятся к IV веку. В VII веке после мусульманского вторжения в византийские области — Сирию, Палестину, Египет, уже многие отшельники и монахи перебрались на Афон. Византийский император Константин IV Погонат (668—685г) отдал полуостров в полное распоряжение монахов, и здесь начали возникать небольшие монастыри. В 681 году в одной из афонских пещер поселился святой Петр Святогорец (около 734г.), один из первых известных исихастов и прожил там 53 года.

В 1846 году 3 человека ходили на верх Афона, и зашли в пещеру, где некогда спасался преподобный Петр Афонский. Они узнали, что в ней живёт некий пустынник, но самого его увидеть не сподобились: ибо услышав, что идут люди, он вышел вон. Они посмотрели его имущество: одна икона, чётки, сосуд с водою и трава для пищи; хлеба не имелось; ложе — голая земля.

По этой узкой  полоске земли ступали когда-то ноги Матери воплотившегося Бога, и Её благословение до сих пор неотступно пребывает на Святой Горе. Здесь, начиная с IV века, не прекращаются монашеская жизнь и молитва. Всего лишь 60 километров в длину, — а сколько святынь сосредоточено на этом дивном полуострове! Сколько в каждом монастыре, в каждом скиту чудотворных икон и мощей величайших православных святых!

 

Фреска прпд. Петра Афонского.

Как рассказать о сокровенном? О том — чего не потрогать руками? Как помочь читателю ощутить объемлющую со всех сторон благодать Святого Духа, которой дышат воздух и даже камни этого небольшого клочка суши, с трех сторон окружённого водой? Действительно, где же ещё, как не на Афоне, почувствовать благодатное прикосновение Духа Божьего?

Сколько здесь мощей безвестных афонских монахов, посвятивших Богу всю свою жизнь без остатка. Их тысячи, нет — их десятки, их сотни тысяч! Только в XI веке, например, в 180 афонских монастырях подвизалось более 50 тысяч монахов. Пятнадцать веков рождала эта земля совершенно особых, качественно новых людей. Через послушание, смирение и молитву происходило очищение человека, его переход в новое качество, в «новую тварь» (2 Кор. 5, 17). Это было истинное духовное рождение свыше Духом Святым. Перерождалась душа подвижника.

 

Что же происходило с плотью тех, кто всю свою жизнь посвятил стяжанию Духа Святого? Их тела при жизни, и после смерти были и оставались источниками «воды живой» (Ин. 7, 38), источающими благодатные энергии Святого Духа. Вот почему даже сухие кости умерших праведников способны исцелять и передавать освящающую благодать Божию не только людям, но и всему окружающему пространству.

Пришлось претерпеть насельникам Святой Горы и тяжелые испытания. Так, в 1205 году Афон был оккупирован и разорен рыцарями IV Крестового похода, а в 1259 и 1285 годах он вновь подвергся нападениям латинян, с 1307 по 1309 год его захватывали и грабили католики-каталонцы. После падения Константинополя в 1453 году Афон переходит под власть турок, которые обложили афонцев денежной данью, не касаясь, впрочем, внутренней духовной жизни обителей.
Много раз Афон подвергался набегам и разорению от пиратов, разбойников и сарацин, что привело к необходимости возведения вокруг монастырей высоких крепостных стен и сторожевых башен, неоднократно обители страдали и от страшных пожаров.

В 1821 — 1829 годах, после того, как монахи поддержали греческое освободительное восстание, на Афон были введены турецкие войска. Лишь заступничество русского императора Александра I и победа России в войне с турками уберегли монастыри Святой Горы от полного разграбления.

Афон находился под властью Турции до победы греков в Балканской войне 1912 года. С 1913 года Афон вошел в состав Греции, будучи вполне автономным в своей внутренней жизни, и управляется центральным соборным органом — Священным Кинотом.

Конституционно-правовое положение и администрация св. горы Афон.

Герб Палеологов на флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне.

В 676 году  император Константин Погонат  передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.
До XVII века  управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος).
Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года  и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.
Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений».
Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: через 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (Καρυές). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из 4-х «наблюдателей» (επιστάτης), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с 3-я другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир.
Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона» (греч.

Святая гора Афон: 30 интересных фактов

Ιερισσού, Αγίου Όρους και Αρδαμερίου; с 1981 года  — митрополит Никодим (Анагнасту)), титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене   практиковалось возношение имени последнего на богослужении, подобное было прямо запрещено в конце 1980-х годов.

Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.
В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений.

В нём сохранились фрески XIVвека. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери "Достойно есть".
Статья 186-я Статуса гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы».

В Киноте представлены все 20 крупных монастырей Афона.

 

Иноки, официально проживающие на Афоне, должны иметь по афонскому уставу, который входит в Конституцию Греции, греческое гражданство. Однако ныне численный состав афонского монашества сильно сократился по сравнению с началом XX века, когда на Афоне проживало до 10 тысяч монахов различных национальностей, причём русские среди них преобладали.

На лето 1998 года в двадцати афонских монастырях было зарегистрировано всего 664 монаха. С учётом послушников, келлиотов и монахов на подворьях Кареи и на арсанах (пристанях) число афонцев составляет порядка 1000. Заметим, что даже во время катастрофического обнищания и упадка середины XVII века на Афоне оставалось 1500 монахов. В начале же XX века только в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре проживали около 1900 человек и одновременно останавливались до 1000 паломников со всех уголков России.

Святой Афон занимает особое положение среди святых мест, веками являясь оплотом и уникальной страной православного монашества.  

«Изначала, а особенно в эти последние времена, сия богоблагодатная Святая Гора есть пристань спасения всего нашего православного рода, так что ищущие душевного спасения, приходя, обретают сии двадцать святых монастырей с их скитами и кельями, словно двадцать лестниц, посредством которых они восходят в оное Небесное Царство» — писал в XIX веке секретарь Константинопольского Патриархата Кирилл, ранее – насельник Дохиарской обители. 

История подвижничества на Святой Горе Афон началась с посещения его Пречистой Покровительницей девства и монашества. Когда Богородица отправилась навестить святого Лазаря Четверодневного, епископа Кипра, поднялась буря и корабль, по воле Божией, был отнесен к берегам Афона. Когда он только еще приближался к берегу, на Афоне рухнули сами собой многочисленные идолы и деревья склонились перед Матерью Бога. Пресвятая Дева так полюбила это место, что просила своего Божественного Сына дать Ей его в удел. В ответ с неба раздался глас: «Все, о чем Ты просишь Меня, Мати Моя, будет исполнено Тебя ради. Место сие будет Твоим уделом, Твоим садом и раем, гаванью спасения для тех, кто желает спастись, тихой пристанью покаяния для людей, обремененных грехом».

Иноки поселились на Афоне с первых веков христианства; некоторые монастырские традиции и предания восходят в IV веку, когда святой равноапостольный император Константин пожелал построить возле Афона город, епископу той области явилась Божия Матерь и сказала: «Я избрала эту гору в удел Себе». Узнав об этом император покинул Афон, отдав его монашествующим. В конце X в. Император Алексий Комнин запретил женщинам посещать Святую Гору.

Афон многократно подвергался оккупации, бедствиям и разорениям, но монашество продолжало жить. На Святой Горе Афон явились величайшие подвижники: преподобные Петр и Афанасий Афонские, Нил Мироточивый, Гавриил Иверский, Георгий и Иоанн Хозевиты, Савва Сербский, Силуан Афонский и многие другие. Целые обители являли примеры святости, как например, Зограф, вся братия которого была сожжена заживо латинянами за отказ принять унию.

Монастыри Святого Афона

На Афоне учился подвижничеству Антоний Киево-Печерский, который явился основателем русского монашества. 

Сейчас в двадцати монастырях, в скитах и кельях Афона более полутора тысяч насельников. Здесь хранятся великие святыни: частицы Животворящего креста Господня, пояс Пресвятой Богородицы, сотни частиц святых мощей. Многие иконы Пречистой Игуменьи Афона и святых просияли на Святой Горе великими чудесами. 

Not Found (#404)

Святая гора Афон: как добраться, правила посещения, история

Гора Афон

Афонский полуостров – восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции. Он протянулся примерно на 60 км на юго-восток. Ширина его в среднем по прямой колеблется от 10 до 14 км, однако горный рельеф делает извилистые дороги от одного побережья до другого значительно длиннее. На юго-восточной оконечности полуострова на 2033 м над уровнем моря возвышается сама гора Афон.

Монашеству на Афоне более 1000 лет. Если рассматривать только так называемую культурную часть афонской истории, то, конечно, на земле больше нет такого места, где византийская культура сохранилась бы в таком же нетронутом виде. По сути, Афон – это живая Византия.

Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей 20 афонских монастырей. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

Все 20 монастырей делятся на пять групп, в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Священной Эпистасии. 
В первую группу входят Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.

Гора Афон – удивительное место Божьей благодати

Во вторую — Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита. В третью — Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. В четвертую — Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В пятую — Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Костамонит.

Афон, или Святая Гора, как его часто называют, — это самый восточный из трех полуостровов, являющихся продолжением полуострова Халкидики. Длина его – примерно 60 км, ширина – от 8 до 12 км, а площадь – примерно 360 кв. км. У основания полуострова чаще всего встречаются равнины и небольшие холмики, однако чем дальше от материка, тем выше становятся эти холмы, переходящие в скалы, а завершается полуостров величавой мраморной горой Афон высотой 2033 м.

Афон. Фото: michael clarke stuff

О том, откуда взялось название горы, доподлинно неизвестно. Очевидно только, что появилось оно задолго до того, как сюда пришли греческие племена. Согласно древнему мифу, Афоном звали одного из гигантов, восставших против олимпийских богов. В поединке он сошелся с самим Посейдоном. Но бог морских вод одолел его. Над тем местом, где Посейдон поверг гиганта, и возвышается будто бы гора, названная его именем. 

Впрочем, гора эта прославилась не только в мифах, но и в истории. Именно около Афона в 493 г до Р.Х. буря разметала флот Мардония, зятя персидского царя, который шел с несметным войском покорять Грецию. Ходят также слухи, что спустя полтора века после этого Дейнократ, придворный архитектор Александра Македонского, предлагал своему владыке создать из мраморной горы его изваяние, так что у одной руки статуи лежал бы многонаселенный город, а из другой в воды Эгейского моря стекала бы река. Однако Александр оказался не в восторге от этого тщеславного проекта, и Афон остался Афоном. Кроме этих исторических анекдотов о дохристианской истории полуострова нам известно крайне мало: только названия некоторых городов, таких как Сани, Фисс, Клеоны, Дион, Олоксиф, Акрофои, Аполлония. Однако точное их местонахождение определить так и не удалось. 

Христианская же история Афона начинается с благочестивого предания, согласно которому Божия Матерь и Евангелист Иоанн плыли в гости к Лазарю, первому Кипрскому епископу, тому самому, которого некогда воскресил сам Иисус Христос, и недалеко от Афона их корабль попал в бурю. Волны вынесли Деву Марию и ее спутника на берег неподалеку от того места, где сейчас находится монастырь Ивирон. Восхищенная красотой места, Божия Матерь попросила у Сына своего, чтобы он даровал ей этот край во владение. И с неба тотчас раздался голос: «Да будет место сие Твоим наследием и уделом и раем, а также спасительной гаванью для ищущих спасения». 

Существует предание, что первые монастыри здесь были основаны при Константине Великом, затем их разрушил Юлиан Отступник, а повторно они были восстановлены Феодосием Великим и Пульхерией. Впрочем, исторических доказательств этому нет. С точки зрения строгой науки, лишь в VII в. полуостров действительно начинает становиться местом стечения монашествующих.

По мнению историков, этому способствовали сразу три фактора: 1) упадок и распад древних городов, существовавших до этого на полуострове, 2) появление и усиление арабов, новых врагов Византийской империи, что привело к разрушению древних монашеских центров на Востоке и 3) преследование монашества и монахов императорами и жителями столицы, особенно в эпоху иконоборчества. А процесс превращения Афона именно в монашескую республику можно считать завершенным после выхода в 885 г. золотой буллы императора Василия I, которая разрешала проживание на полуострове только монахам, а белому духовенству и мирянам было предписано покинуть «незаконно занимаемый ими» удел Богородицы. Тогда же Афон получает статус особой области с самоуправлением. Примерно в это же время возникает второе название Афона – Святая гора. Появившись в среде простого населения, оно быстро приобретает популярность, и уже как юридический термин употребляется в золотой булле Константина IX Мономаха (XI в.).

Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов православной церкви.

Монастыри Афона — настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня — Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Женщины могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова. Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона.

Желающие посетить Святую Гору Афон должны получить специальное разрешение – «диамонитирион». Священнослужители должны иметь благословение Вселенского Патриарха либо местного архиерея.

Гора Афон, Греция на карте



Женские монастыри России

Широчайшие просторы России – это огромное разнообразие как природных зон, так и культурных, национальных и этнических особенностей их жителей. И одна из главных объединяющих сил всего этого многообразия – это, безусловно, православная вера. Ведь от Калининграда до Владивостока люди живут по одним заповедям, а многие из них даже целиком посвящают свою жизнь служению высшей силе. В этом материале мы рассмотрим несколько самых древних и интересных женских монастырей России.

Алексеевский монастырь в Угличе

Православная женская обитель на старинной Огневой горе у Каменного ручья, основанная еще в 1371 году иноком Адрианом с согласия самого Дмитрия Донского. Первые каменные строения начали возводить здесь в 1534 году, а после нашествия польско-литовских войск, перебивших всех монахов в 1609 году, была возведена неведомой красоты Успенская Дивная церковь. Здесь же в 1698 году держали бунтовавших против Петра Великого опальных стрельцов. Также на территории прихода располагается Алексеевская церковь XVI века, полностью переложенная  в XIX-ом, и собор Иоанна Предтечи, известный своими потрясающими изразцами.

Благовещенский Киржачский монастырь

История его основания началась в 1358 году, в котором Сергий Радонежский подвизался со своей братией на киржачской земле. Иноки поставили здесь деревянную церквушку Благовещения Богородицы и несколько скромных келий. Преемником Радонежского стал Роман Киржачский, приумноживший богатства храма и впоследствии причисленный к лику святых. К середине XVI века здесь подвизалось уже около сотни монахов, а владения обители вышли далеко за пределы Переславского уезда. В 1764 году она была упразднена указом Екатерины II, однако уже в 1823 году ее восстановление было инициировано императором России Александром I. Сегодня это действующая обитель, в которой хранится множество православных реликвий, в том числе иконы Благовещение, Спас и Никола.

Богородично-Рождественский Ильинский монастырь

Женская община при Ильинской церкви в Тюмени была основана в 1620 году и за полторы сотни лет успела несколько раз изменить название. При приходе была открыта просторная церковная школа, которая перестала существовать вместе с обителью с приходом Советской власти. До перестройки в зданиях обители размещались ломбард и ликеро-водочный завод, однако уже в 2003 году в свои кельи вернулись первые монахини. Сегодня в этой обители России проживает около 10 насельниц, работает библиотека, детский приют, богадельня и швейный цех.

Богоявленский Авраамиев монастырь

Старинная православная женская обитель, основание которой датируется еще концом далекого XI века. На месте, где до того находилось языческое капище Велеса, Авраамий Ростовский поставил деревянную церковь и основал мужской приход, и лишь к концу XVII века все постройки были переложены в камне и окружены стеной.

Долгое время здесь хранился святой жезл Авраамия, пока его не забрал в поход Иван Грозный. В период советской власти обитель передали под жилые помещения, а каменную крепостную стену попросту разобрали.

Афон: фото, которые перенесут вас на Святую Гору

С 2004 года эта обитель России возрождена как женская.

Николаевский Арзамасский женский монастырь

В конце XVI века на центральной площади основанного Иваном Грозным города Арзамаса поставили храм имени Николая, Мерликийского чудотворца. Весьма скоро при нем было решено образовать женскую общину, ради чего игумен Сергий даже пожертвовал в этот храм большую резную икону Святителя, которая была знаменита своими целебными свойствами. Храм дважды выгорал, и лишь в 1738 году был перестроен в камне. До прихода советской власти обитель была знаменита своими рукодельницами, заказы к которым на вязаную обувь приходили сов сей России. С 1928 по 1994 год кельи с храмы стояли в запустении, после чего вернулись к Церкви и были восстановлены.

Николаевский Клобуков женский монастырь

Эта православная обитель изначально закладывалась как мужская, и свой женский статус обрела лишь после возрождения в конце XX века. Сведения о ее существовании были найдены в источниках еще XIV века, а с 1420 года там подвизался Макарий Калязинский, над собственноручно выстроенной кельей которого в начале ХХ века была выстроена кирпичная часовня. Сегодня в этой женской обители России хранятся такие святыни как мощи и рамка святой Анны Кашинской, копия иконы Андрея Рублева Одигирия, мощи Макария Калязинского и более 200 других святых, а также старинные иконы разных лет.

Петро-Павловский женский монастырь

Основание этой женской обители России приписывают Олегу Брянскому в 1275 году, тем более что в храме до сих пор бережно хранятся частички мощей этого богобоязненного князя. Как и многие другие, был упразднен указом Екатерины Великой, однако восстановлен как община по просьбам меценатов. На их же деньги в приходе были построены соборный и надвратный храмы, организована богадельня и довольно богатое хозяйство, с садом и скотным двором. Там же работали чеканная и иконописная мастерские, рукодельня, больница и церковная школа. В советские годы здания обители пустовали, и возродился приход лишь в 2002 году.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *