Икона Божией Матери «Иверская» или «Вратарница».

Чудным образом наша святая обитель обрела икону Иверской Божией Матери – Защитницы и Покровительницы монашествующих. Ее история также замечательна. Принесла ее в монастырь женщина, у которой тяжело болела мать. Любящая дочь сорок дней читала над болящей акафист «Избавление от бед страждущих» и в первую ночь после того сподобилась удивительного сновидения. Во сне она увидела крестный ход вокруг храма женского, неизвестного ей монастыря с иконой Божией Матери «Иверская» и услышала слова о том, что эта икона исцелит ее маму и что от нее многие мусульмане обратятся в Православную веру. Женщина молилась, чтобы открылось ей название обители, которую она увидела во сне. И в следующую ночь во сне увидела святой храм изнутри, залитый ярким светом, а над входом в храм сиял Крест. Раба Божия, написав икону Иверской Божией Матери, принесла в дар Крестовоздвиженскому женскому монастырю. После того как был отслужен молебен, ее мама получила чудное исцеление. В настоящее время икона находится в нижнем Иверском храме.

Так и по сей день заботливо оберегает Пресвятая Вратарница древнюю обитель, ее новых, но таких же, как и предшественницы, скромных и трудолюбивых насельниц, которые чувствуют, что Божия Матерь рядом и всегда готова откликнуться на их горячие молитвы и всегда и скоро придет на помощь.

В красивом резном киоте рядом с Крестом – Голгофой стоит большая икона Божией Матери Иверская. Каждый прихожанин может прийти и помолиться перед ней, попросить помощи и поддержки.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Описание иконы Божьей Матери «ИВЕРСКАЯ» или «Вратарница».

В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона Богоматери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская»

Молитва 1-я

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва 2-я

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, приими недостойную молитву на­шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон­ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш­ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше­го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «ИВЕРСКАЯ»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: «Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит». Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; Радуйся, послушанием преслу- шание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 2

Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 3

Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; Радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благо-честивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; Радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4

Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4

Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше Небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; Радуйся, столпе огненный, на-ставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; Радуйся, еже како ниединаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; Радуйся, то многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5

Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою». Онже, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; Радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; Радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6

Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и Надеждо; Радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; Радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7

Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением; сребро и зла-то в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопи-ша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачую-щи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; Радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; Радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; Радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 8

Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвале; Радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 9

Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает деку, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неизчерпаемый; Радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; Радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; Радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде изоранный; Радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; Радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; Радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; Радуйся, к Горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленным бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; Радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас освобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели похищающая; Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 12

Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя. Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному Престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая Престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; Радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; Радуйся, крепкая Надеждо веч-наго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 кондак 1 )

Явление Светописанного образа Богоматери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне

1. Новый Cвятогорский панигир

Духовник обители отец Макарий (Макиенко) рассказывает: «В наших архивах сохранились письменные воспоминания о том, что незадолго до этого события некоторые из подвижников видели наяву Дивную Жену среди монахов. Они хотели показать Ея привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Это событие открыло еще одну страничку в священной летописи не только нашей обители, но летописи всей Святой Афонской горы. Можно сказать и так: это — новая глава в достопамятной истории неисчислимых благодеяний Богоматери всему человеческому роду».

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне появилась новая икона, посвященная этому явлению Пресвятой Богородицы, — «Образ Божией Матери Светописанный» (см. Фотокопию). Подготовлена и служба, посвященная чудесному явлению светописанного и самоизображенного образа Пресвятыя Богородицы. Она также опубликована в календаре на страницах 189 — 241. 
- Эта служба — наше благодарное приношение Богоматери за недоразумеваемое проявление Ея милости. Верим, — продолжает отец Макарий, — что все искренне любящие Пресвятую Богородицу как Богоданную Мать с радостью воспримут в свои сердце и память это новое празднование. Верим также, что молитвами и благодатию Пресвятой Девы это новоявленное чудо послужит многим недугующим сомнением для укрепления веры.

Отцом Макарием также написано на церковно-славянском языке «Слово в день празднования светописанного образа Божией Матери» (помещено в календаре на страницах 242 — 262).
В конце каждого месяца объемного календаря перечислены престольные праздники («панигиры») монастырей и скитов, находящихся на Святой горе Афон. В августе месяце (21/ 3 сентября) обозначен новый Святогорский панигир, посвященный иконе Божией Матери Светописанной в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. По словам насельника обители отца Философа, панагир в честь иконы Пресвятой Богородицы Светописанной широко опубликован впервые; Престольный праздник в память о чудесном явлении Божией Матери этом году будет отмечаться уже второй раз. 
2. «Сия гора, — рекла Царица, — да будет жребием Моим…»
— Всемилостивейшая Госпожа наша Богородица неоднократно повторяла Своим подвижникам радостное обетование о Ея Жребии, — писал иеромонах Пантелеимон (Сапожников). — Основателю и начальнику общаго иноческого жития на Афоне преподобному Афанасию изрекла Она: «Аз отселе буду вам Икономисса, имущая о вас попечение». Потом чрез преподобного Гавриила (Грузина), сподобившагося принять на море чудотворную икону, Преблагословенная Владычица повелела объявить: «Рцы монахом: не приидох хранима быти от вас, но наипаче да буду Аз Хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Елицы убо монаси жительствовати будут в сей горе со страхом Божиим и благоговением, и не пренебрегут еже по силе о добродетели, да имут дерзновение и надежду на благоутробие Сына Моего и Владыки, якоже испросих и даде Мне сие дарование». За два же века пред сим (1664 г.) Заступница иноков и всего рода христианского, по дарованию зрения молившемуся о том монаху Нилу, благоизволила в Своем Жребии нарещися Скоропослушницею (т.е. скорою послушательницею молящихся к Ней), причем изречены Ею следующия умилительные слова, полные Материнской любви и великого ко всем милосердия: «Пусть иноки и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства о них пред Ним» (См.: О чудесах Божией Матери. — В кн.: Афонский церковный календарь, 2003, с 177).

Промыслом Божиим Святой горе Афон предназначена особая роль в истории спасения человечества, и сюда не иссякает поток паломников со всех континентов. Здесь, в Уделе Пресвятой Богородицы, под Ее покровом, вот уже более тысячи лет непрестанно возносятся молитвы к Богу. По преданию, сама Божия Матерь указала место для монашеского подвига первому Афонскому святому — преподобному Петру: «Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу, и не оскудеет на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего милость Его до скончания века». 
Гонения на христиан привели в малодоступные места Афона первых отшельников. Число страждущих послужить Богу в ангельском чине в этом земном уделе Божией Матери множилось с каждым годом. Под благодатным покровом Богородицы и ныне пребывает монашеское братство Святой горы Афон, а Саму Пречистую Деву называют Игуменьей всех святогорцев. 
Некогда святитель Филарет, архиепископ Черниговский, зная о благодеяниях Владычицы насельникам Ея Жребия, и как бы провидя своими прозорливыми очами будущее событие, воспел гимн земному Уделу Божией Матери:
Сия гора, — рекла Царица, — 
Да будет жребием Моим. 
Отсель прострет Моя десница 
Всегдашний кров над местом сим.
Сего Я места не забуду, 
Всегда Заступница ему, 
О нем ходатайствовать буду 
Во веки Сыну Моему.

Святые отцы, удостоившиеся духовными очами видеть нашу землю, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из таких мест, постоянно излучающих это незримое сияние, — Святая гора Афон.
Царит Афон мой вожделенный 
Над морем огненным столпом, 
Пустынным инокам смиренным 
На все века родимый дом,
Так написал об Афоне автор «Писем Святогорца» иеромонах Серафим (1814-1854).
Многие поколения христианских подвижников подвизаются здесь в непрерывных трудах, посте и ночном молитвенном бдении. Со времен византийских императоров Афон представляет собой отдельное самостоятельное монашеское государство, совершенно автономное в своей внутренней жизни, управляемое Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати главных монастырей. По Божьему Промыслу Святая гора стала приютом и рассадником иноческой жизни не только для греков, но и для славян, подвизающихся в монастырях святых великомучеников Пантелеимона, Георгия и Богородичной Обители Хиландарь.
Глубокой ночью Святая гора с ее двадцатью монастырями, множеством скитов и каллив объята пламенем молитв, разгоняющих тьму. В нашем сознании навеки запечатлен образ Афона как некоего удивительного места на Земной шаре, где и мраморная вершина Святой горы, и православные кресты на монастырских куполах и колокольнях дотрагиваются до самого Неба. А ранним утром с мерцающей поверхности Эгейского моря срывается розово-желтая дымка или поднимается легкий туман. В этот час они нежно обволакивают зеленые горы Афона и белые монастырские постройки. Розовеющие с первыми лучами колокольня соборов и разновысокие позолоченные кресты Русского Свято-Пантелеимонового монастыря, кажется, вырастают у тебя на глазах. Они плывут вместе с розовыми чайками в перламутровом небе навстречу поднимающемуся солнцу, а потом, постепенно уменьшаясь, тают и совсем исчезают в поднебесной выси. 
Заоблачные братья-монахи Афона, имеющие в душе мир, в уме — ясность, а в сердце — смирение и любовь, после длинной ночной службы и последующего за ней краткого сна приступают к дневному труду, выполняя возложенные на них послушания. Оставив навсегда мир, они посвящают свою жизнь на Афоне только молитве, богослужению и труду. Сердце, воля и желание у них едины, а молчание уст является ключом их святогорской жизни.
Ежедневно в первой половине дня белой птицей из Уранополиса подплывает к монастырской пристани паром с паломниками на борту. Ослепительно голубое небо контрастирует с оранжево-желтыми цветами лимонов и апельсинов, воздух напоен тонкими ароматами афонских растений. 
Монахи-афониты, радушно принимая гостей, угощают их, по старому обычаю, кристально чистой водой, стопочкой ракии и рахат-лукумом. На столе — чай из горных трав и ломти монастырского хлеба, пахнущего яблоками. Неукоснительно соблюдается и иное правило: говорить с гостями — хорошо, а молча молиться за них, укоряя и смиряя себя, — еще лучше, ибо это душеполезно и спасительно паломникам, и хозяевам обители. 
…И тогда понимаешь, почему иные паломники не только останавливаются на несколько дней на Святой горе, но и воле Божией остаются здесь навсегда.
3. «И лик Свой там Она являет»
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с его сияющими на солнце куполами и маковками, позолоченными шарами и разновысокими крестами среди пальм и кипарисов создает у прибывающих на Святую гору паломников торжественно-приподнятое настроение. С монастырской пристани на территорию самой Обители можно попасть только через Великие монастырские ворота, устроенные в толще южной стены. Главный вход, именуемый по афонской традиции «порта», обрамлен куполообразной сенью, опирающейся на две мраморные колонны. Над аркой самого входа, в нише — величественный образ небесного покровителя русской обители св. великомученика и целителя Пантелеимона, чьи цельбоносные мощи находятся в главном соборе на монастырской площади. Слева на стене у Великих ворот висит большая каменная плита из лабрадора с черно-белыми силуэтами Богородицы, монахов и странников. Мемориальная плита на русском и греческом языках рассказывает о дивном чуде явления Божией Матери, произошедшем на этом месте ровно сто лет назад — 21 августа/ 3 сентября 1903 года. Само изображение на каменной плите является увеличенной копией старой фотографии, запечатлевшей чудо явления Святейшего Облика Пресвятой Богородицы, как сказал один из старых монахов , «в утешение и подтверждение Своего Промышления о нас, грешных».
Столетней давности монастырские рукописи, бережно хранящиеся ныне в библиотеке, повествуют о том, что Свято-Пантелеимонов монастырь, принимавший из России пожертвования, щедро делился милостынею с нуждающимися собратиями. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно-необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах (сельскохяйственных угодьях обители. — Примечание автора), келлиях (отдельная постройка из нескольких комнат. — Примечание автора) и каливах (монашеский домик без храма. — Примечание автора.) Святой горы.
Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца 19-го по начало 20-го века русские монахи еженедельно раздавали у порты милостыню. У Великих ворот собиралась толпа бедных монахов-сиромахов (отшельник-странник, не имеющий постоянного убежища и паломничающий из монастыря в монастырь, из келлию в келлию. — Примечание автора) и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600 — 800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки — череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа того же года из Кареи — своеобразной столицы монашеской «республики» и центра самоуправления Афона, где обычно в здании Протата заседает Священное собрание, или Кинот, поступило в монастырь письмо, в котором Кинот выразил недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой горы своим официальным письмом потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить доселе практикуемую раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи, что, кстати, со временем и было осуществлено. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда». Тем самым Кинот довел до руководства монастыря свое определение «о прекращении на будущее время раздаваемой таким бесполезным образом милостыни».
21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил неожиданно решил сделать фотоснимок на память.
Когда проявляли эту черно-белую, по тем временам, фотографию, то, к величайшему всех удивлению, на ней проявился … образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастьяна, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Один из афонских поэтов написал такие стихи о произошедшем чуде: 
Получен снимок без обмана. 
Он святогорцев поразил: 
Без всякой лжи или тумана 
Он Божью Мать изобразил.

Царица в длинном одеяньи, 
Неизреченной красоты, 
В чудесно-благостном сияньи 
Полна Любви и чистоты.

Укрух смиренно получила, 
За ней — афонцы-бедняки, 
Сим чудом братию учила 
Не отвергать Ее руки.

Она и прежде обещала 
Афон до века соблюдать. 
Гора досель не обнищала. 
Не оскудела благодать.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной, монастырь продолжал удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.
Монастырские рукописи свидетельствуют, что Богоматерь часто являлась святогорцам и в наши дни, что подтверждается устными и письменными преданиями. 
Однажды я попросил монастырского духовника отца Макария поведать что-либо о других известных ему или братии явлениях Божией Матери в наше время. Улыбнувшись, тот ответил: 
-Монахи без нужды об этом не говорят…

А потом, заметив мое смущение и, наверно, не желая опечалить паломника, отец Макарий продолжил: 
-У нас в обители издавна существует такой благочестивый обычай: когда братия замечает или слышит, что земные дни у такого-то брата уже сочтены, они собираются у его кельи и расспрашивают о прожитой жизни в монастыре, о допущенных ошибках и об исправлении их. О том, какое, кроме общего келейного, он имел еще и свое молитвенное правило, как боролся за стяжание благодатной молитвы, как преодолевал уныние и тоску по Родине, особенно в первые свои годы жизни на Афоне. И старцы назидают жаждущих спасения своими душеполезными наставлениями и примерами, предостерегают их от тайных бесовских козней. Для пользы братии они рассказывают о наставлениях и вразумлениях, полученных ими от святых угодников Божиих или досточтимых старцев, о Божией помощи и о пережитых ими явлениях Богородицы… 
Два рассказа о явлениях Божией Матери в Русском монастыре на Афоне мне, с Божией помощью, удалось записать. Дело было так… Однажды у монастырских ворот, где более ста лет назад произошло чудо, я с несколькими паломниками обсуждал: промышляет ли Богоматерь и в наши дни о подвижниках Своего Земного Удела; является ли Она им во сне или наяву, утешает ли и каким образом наставляет их? Рассуждая об этом вслух, мы не заметили подошедшего к нам пожилого монаха. Заметив нашу праздность, он строго оглядел нас, а потом спешно направился в сторону монастырского кладбища. Почувствовав свою неловкость и даже вину, я бросился его догонять, чтобы не только извиниться, но и спросить у него о чуде явления Богоматери. Тогда он пристально посмотрел на меня и спросил:
-Скажите, разве Бог не обещал любящим Его пребывать с ними «во вся дни до скончания века» (Мф. 28: 20)? Разве Пречистая и Преблагословенная Его Матерь не промышляет, подобно Сыну Своему, обо всех людях, призывающих Ее на помощь и посильно прославляющих Ее? Помните, уже в десятом веке, в Константинополе святой Андрей, Христа ради юродивый, лицезревший Небесные обители, не сподобился там увидеть вожделенную Заступницу рода человеческого? «Божия Матерь сошла на землю помогать призывающим Ее», — отвечали ему небожители.
— А Вам лично удавалось когда-либо видеть Пречистую Деву на Святой горе? — робко спросил я. 
- Да, — ответил он. — Однажды, на Новый год, после Всенощного бдения, я видел во сне великое множество монахов, поднимающихся к столице Афона, а впереди этого монашеского полка величественно, с букетом лилий в руках, шествовала Богоматерь. Я не видел Ее лица, но, следуя за Нею, дивился Ее неземной легкости: Она слегка касалась земли, и все впереди расступалось перед Нею. В другой раз, не так уж давно, накануне Престольного праздника обители, совершив келейное правило, я задремал со скорбью о том, что совсем скоро уже будет праздник, а в моем послушании весьма многое еще не готово. В дремоте вижу, а это было как наяву, будто нахожусь я где-то за монастырем со стороны моря, а по верхней дороге вереницею тянутся в нашу обитель гости. От всего увиденного я еще сильнее стал скорбеть, мол, праздник уже начинается, а я еще к нему должным образом не подготовился. Вдруг замечаю, как, поспешно обгоняя других, в черной монашеской одежде и с корзинкою в руке приближается к обители Женщина, похожая на Богоматерь, точно такая, как Она запечатлена на чудесной фотографии. От радости я воскликнул: «Матерь Божия!»
Остановившись на мой зов, Она посмотрела на меня, как бы спрашивая: «Что тебе нужно?» У меня тогда не нашлось слов, что сказать Ей, ибо я был несказанно рад, что опознал в идущей Женщине Богоматерь. Она поспешно повернулась в сторону спешащих гостей и вскоре оказалась в потоке людей, уже входивших в обитель. В этот миг ударили в монастырский колокол к началу утреннего Богослужения, а сердце мое ликовало от необыкновенной радости. Во время праздника я надеялся еще раз, уже наяву, увидеть Нашу Небесную Афонскую Игуменью, но, по грехам своим, не сподобился. Я убедился, однако, что Она действительно присутствовала на панегире, так называется наш Престольный праздник. Днем и ночью во время самого праздника я везде ходил по обители и удивлялся, как слаженно он проходит. Я чувствовал, что Кто-то чудесным образом организовывает сам праздник, хотя никаких словесных указаний не было слышно. Вся братия трудилась по зову своей совести, особенно на кухонно-трапезном послушании, о котором я переживал…
Мой собеседник на некоторое время умолк, глубоко вздохнул и, глядя в морскую даль, продолжил:
- Чудесного в моем рассказе, кажется, ничего и нет. Просто Матерь Божия по Своему величайшему смирению пришла в трудную минуту помочь нашей братии достойно провести Престольный праздник и утешить гостей. Она ведь — Хозяйка этого Святого места.
Во время моего пребывания в Обители я как-то заметил в одном их углов монастырского двора монаха преклонных лет, спешно перекладывающего и перебирающего какие-то вещи. Я подошел поближе и выразил свое желание помочь ему. Это был иеромонах Иаков, около двух десятков лет проживший в монастырском скиту Ксилургу, называемый греками «скитом Богородицы» из-за главного собора в честь Успения Божией Матери. Отец Иаков уезжал в метох Хромица, и он с радостью принял мое предложение помочь ему. И вот, взвалив на себя вещи, мы вышли из монастыря и, проходя мимо знаменитого места явления Богоматери, я спросил у отца Иакова, слышал ли он прежде от подвизавшихся здесь братьев о чуде этого явления и как он сам относится к нему? 
- Известное дело. Все это происходило здесь. И старцы не раз об этом говорили. Да и сам я получил подарок от Божьей Матери, — признался отец Иаков.
Перекрестившись и поклонившись на том месте, мы стали медленно спускаться от монастыря к морскому причалу. Отец Иаков далее поведал следующее:
- Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери «Честнейшую». В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого — приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. «Что же я принесу в дар Царице и Владычице?» — эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же, наконец, приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: «Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, чтобы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою «Честнейшую»? Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел… Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: «Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету.» Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок…
Закончив повествование, отец Иаков прослезился, а вместе с ним и я: так тронула мое сердце его история. Гудок рейсового судна разрядил длинную паузу. Я помог внести преклонному старцу его вещи на паром, и мы спешно простились…
Особые чувства и отрешенность от всего земного и суетного пережил и автор этих строк, слушая рассказы современных монахов Русской обители о чудесных явлениях Божией Матери уже в наши дни. 
4. Даждь силу рабом Твоим, Мати Пресвятая, и благословение славящим и хвалящим Тя
…Монахи-афониты называют Святую гору Афон «вертоградом, земным уделом или жребием Богородицы». Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, уподобляя Святую Афонскую гору земному раю, писал в 1876 году:
Я знаю, Кто тобой владеет, 
Кому в удел досталась ты: 
Тебя хранит, тебя лелеет 
Царица Горней высоты.
Этот духоносный Владыка воспел и явление Богородицы, запечатленное на чудесной фотографии:
И лик Свой там Она являет, 
Беседует к рабам Своим; 
Сама судьбы их управляет 
И бдит над бытом их земным. 
Под благодатным покровом Божией Матери — Игуменьи всех святогорцев — пребывает и ныне монашеское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. Длинные ночные богослужения в нем, поучительные рассказы его монахов и чуде явления Божией Матери у Главных монастырских ворот, произошедшее более ста лет назад и запечатленное на необыкновенной фотографии, укрепляют нашу веру в непостижимый Промысл Божий и попечение Царицы неба и земли о верных рабах Ея. Они врачуют наши духовные и телесные немощи, вселяют надежду в исполнение обетований Матери Господа, вызывают у паломников сильное эмоциональное и духовное переживание, молитвенно воздействуют на их душу, возводя ее от суетного мира к вечности.
Тропарь явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного 
Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.
Кондак явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного
Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.


Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом.
На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.
24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.
В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:
«Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.);
«Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
«Брашно духовное», (1661 г.);
грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).
Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.
16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».
Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…».
Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось:
«…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».
Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.
В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.
По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.
Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры.
Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.
Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII — XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 — 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в «великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Описи XVIII — XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:
соборная церковь во имя Успения Богородицы «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус — внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
слева от нее — двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
в западной части монастыря — двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
в северо-восточном углу — церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).
А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.
Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.
При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.
Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.
Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. «Это наш долг пред Царицей Небесной» — говорил братии отец Лаврентий.
Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.
Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 — 15 тысяч человек.
Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.
В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.
После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.
Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.
В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.
За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Идея передачи Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря в ведение Русской Православной Церкви возникла еще в конце 80-х годов прошлого века. Она нашла поддержку среди жителей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитектурного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Ее инициаторами были депутат Верховного Совета СССР Валерий Иванович Трофимов и житель города Валдая Пантелей Николаевич Прохоров. От них исходили первые обращения к тогда еще Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию о возрождении духовного центра на территории монастыря.
В 1990 году Новгородскую епархию возглавил тогда еще епископ, а ныне Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой проблемы он подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвященных решению судьбы монастыря. Милостью Божией, во многом его стараниями и по его молитвам в дальнейшем стало возможным знаменательное событие.
В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии.
Несмотря на неустройство и разруху, святыню — икону Иверской Божией Матери, покровительницу монастыря, перенесли из собора Петра и Павла г. Валдая в Иверскую обитель.
И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.
Первым и.о. наместника монастыря с благословения архиепископа Льва стал игумен Стефан (Попков). На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители.
Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было все же возрождение духовной монастырской жизни. Вся братия состояла тогда из шести насельников.
С благословения архиепископа Льва образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря:
6.00 – Подъем
7.00 – Братский молебен
7.15 – 9.00 – Утренние молитвы. Полунощница, Часы,
Божественная Литургия
9.30 – Завтрак
10.30 – 14.00 – Выполнение братией послушаний
14.30 – обед
15.30 – 17.30 – Выполнение братией послушаний
18.00 – 20.00 – Вечерня и Утреня
20.00 – Ужин. Келейные молитвы
20 января 1998 года, архиепископом Великого Новограда и Старорусским Львом, в обители состоялось первое освящение престола в церкви Богоявления.
С благословения архиепископа Льва в монастырь были привезены частицы мощей Новгородских святых, хранящихся в Софийском и Покровском соборах Великого Новгорода. Помимо этого в монастырь был привезен мощевик с частицами мощей многих святых, в том числе апостолов Петра и Иакова, Марии Магдалины, великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы. В 30-е годы прошлого века этот мощевик был передан Епископом Боровическим Никитой одному благочестивому мирянину, который впоследствии передал его в дар протоиерею Михаилу Пузанову. Эти святыни долгое время находились у протоиерея Михаила. Спустя 50 лет ковчег с мощами он передал в дар обители. Были привезены частички мощей всех святых Киево-Печерского монастыря. Для всех мощей была сделана единая рака и поныне они находятся в соборе монастыря.
В 2005 году было открыто монастырское подворье близ деревни Ново-Троица. На заброшенных полях в живописном месте построен большой и добротный дом для братии, работающей на подворье. В доме имеется домашняя церковь, в которой регулярно совершаются богослужения. Построен на подворье и большой скотный двор, в котором как в Ноевом ковчеге мирно уживаются разные домашние животные и птицы. Там есть козы, овцы, телята, коровы, бык, свиньи, лошадь, кролики, гуси, куры. Всех понемногу, но все заботливо ухожены. Помимо этого есть еще и пасека на 20 ульев. Подворье поставляет в монастырь молоко, сливочное масло, сметану, творог, яйца, мед, воск для свечей. Братия несет послушания по заготовке грибов и ягод.
12 января 2008 Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси, совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
19 сентября 2009 года Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.
В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Основателем и главным архитектором православного мужского Иверскийского монастыря или Иверона (греч. Μονή Ιβήρων, груз. ივერთა მონასტერი) был святой Иоанн Иверский. Монастырь основан в 980-983 годах. Иверон находится на северо-востоке полуострова. Иоанн Иверский советник грузинского царя Давида, отказался от царской жизни и стал иноком.
Название монастыря произошло от древнего грузинского королевства — Иберия.
По началу, монастырь являлся грузинским, но в 1357 году по указу Патриарха стал греческим, так как греки здесь численностью превосходили грузин, где последний грузинский монах умер в 1955 году.
Монастырь три раза подвергался пожару, но был восстановлен с помощью пожертвований со стороны России, Грузии, Сербии и Византии.
В монастыре Иверон хранятся больше, чем в любом другом монастыре на святой горе, святые мощи. Почитаемая с IX века Чудотворная икона Вратарница (Portaitissa), также находится в Ивероне и является главным сокровищем монастыря. Икона чудесным образом пришла по морю в Иверский монастырь во времена иконоборчества. Как говорит Предание, Портаитисса покинет монастырь, когда приблизится кончина мира, после чего монахи уйдут с Афона. Собор монастыря Иверон освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В соборе имеются 16 маленьких часовен и рака с мощами 150 святых: мощи апостолов Петра, святителя Афанасия Великого, Луки и Варфоломея, великомученика Георгия, святителя Василия Великого, мученицы Фотинии, Святителя Иоанна Златоуста и святых Космы и Дамиана и других.
Основная часть собора, которая построена в конце X века, реконструирована лишь в начале XI века, а восстановлена в 1513 году. В притворе храма, так же как в трапезной Великой Лавры, на фресках изображены древнегреческие философы.
Среди сокровищ Иверского монастыря художественной и исторической ценностью является лимонное дерево – серебряный семисвечник за святым престолом и дверь между притвором и папертью, которая сделана из черного дерева и отделана серебром. В монастыре хранится далматик (одеяние) императора Иоанна Цимисхия, а также епископские облачения Патриарха Дионисия IV, Евангелие, подаренное российским императором Петром Великим, священные сосуды и Евангелие VIII века, которое написано на пергаменте.
Сейчас в монастыре проживают около 30 монахов и послушников, здесь уже нет грузин, но недалеко от Иверона, в находящейся келье, живут около сорока грузинских иноков. Иверский монастырь имеет скит Иоанна Крестителя, 37 келий и 10 храмов за пределами монастыря.
В библиотеке Иверона насчитываются 15 литургических свитков, около 2.000 рукописей и более 20.000 печатных книг, большинство из которых на грузинском, латинском, греческом и еврейском языках.
Престольным праздником Иверского монастыря является 15 августа — день Успения Пресвятой Богородицы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *