Лето — время формирования групп в детсадах на новый учебный год, а для многих малышей — возможность сделать первые, «адаптационные» шаги в новую взрослую жизнь.

Однако многие мамы беспокоятся о том, что ребенок пусть пока на несколько часов, но попадет в неизвестную ему обстановку, к незнакомым людям и, как следствие, испытает огромный стресс. Страхи усугубляют рассказы «бывалых»» мам: про злых воспитателей, изощренные наказания за непослушание и обкаканные штанишки, в которых малыши якобы ходят по полдня.

Interfax.by собрал самые популярные советы педагогов и психологов, которые помогут детям лучше адаптироваться в саду.

Шаг первый. Перестаньте нервничать

Именно так. Вы ведь наверняка слышали и видели по другим жизненным ситуациям, что нервозность родителей передается детям. И чем больше мама боится детского сада, тем сложнее переступить порог группы и остаться наедине с незнакомым воспитателем будет ее ребенку.

Не можете сами справиться с эмоциями? Воспользуйтесь легкими успокоительными. Или займитесь чем-то совершенно отвлеченным от детского сада. Ведь если мама сама накаляет обстановку своими негативными эмоциями или воспоминаниями о собственном не совсем приятном посещении детского сада, чего можно ожидать от ее ребенка?

Шаг второй. Сходите в садик без ребенка

Не обязательно впервые идти в детский сад вместе с ребенком 1 сентября. Сходите туда без него, одна. Во время вечерней прогулки детей зайдите на территорию детсада, пройдитесь по площадкам, понаблюдайте, как увлеченно играют дети и как некоторые из них совершенно не хотят уходить домой с родителями. Обратите внимание на общение с подопечными и тон разговора воспитателей. Поговорите, в конце концов, с другими папами, мамами и бабушками. Многие из них с радостью поделятся с вами своими впечатлениями о детском учебном заведении.

Шаг третий. Приучите ребенка к горшку

В яслях дети, которые не ходят на горшок, могут стать проблемой для воспитателей и других членов группы. Не везде вам разрешат приносить из дома подгузники, чтобы облегчить адаптацию ребенка. И не каждый воспитатель сможет уделять вашему ребенку столько же внимания, сколько вы дома для приучения того к горшку. Так что, чтобы избежать проблемы мокрых штанишек, которые могут не поменять вовремя, уделите оставшееся до сада время приучению малыша к горшку.

Шаг четвертый. Еда и одежда

Если ваш малыш хорошо ест сам и самостоятельно одевается-раздевается, ему будет намного легче адаптироваться, чем тому ребенку, который не умеет этого делать. Нет, его не бросят на произвол судьбы голодным и голым, отнюдь. Просто, возможно, каши ему придется ждать чуть дольше, чем соседу по столу, которого начнут докармливать первым.

Конечно, дома гораздо удобнее помогать ребенку. И он доволен, и ваши нервы целы. Но объективно ему будет гораздо проще в детском саду, если он освоит основные навыки самообслуживания до того, как туда пойдет. А обучить им ребенка как раз таки в ваших силах. Было бы желание

Шаг пятый. Садовский режим

Вы сова и привыкли вставать в 10 утра, и ребенка за время декрета приучили ложиться за полночь и спать до 11? Возможно, это было удобно в период круглосуточного пребывания малыша с мамой. Но у детского сада свой режим работы, и лучше начать приучать к нему ребенка постепенно и плавно, чтобы минимизировать стресс.

Подъем каждую неделю лучше смещать на 10-15 минут и постепенно прийти к времени утреннего подъема в 7.00. Завтрак в 8-8.30, прогулка в 10-12, обед в 12.30, дневной сон с 13 до 16, после чего полдник и еще одна прогулка на улице. Все, казалось бы, просто. Но не очень удобно большинству мам. Иначе как объяснить, что многие дети в возрасте до 3 лет живут совсем по-другому режиму дня?

Шаг шестой. Адаптационные группы

Во многих детских садах есть адаптационные группы. Смысл их в том, чтобы малыши перед посещением детсада успели понять, куда они придут и что им там будет интересно. Детей приводят в садик несколько раз в неделю на несколько часов. В течение этого времени они вместе с мамой занимаются в музыкальном и физкультурном залах, лепят и делают аппликации в группах с воспитателями и получают заряд хорошего настроения, слыша словосочетание «детский сад».

Узнайте, есть ли такие адаптационные группы в вашем детском саду. Они – очень хорошее подспорье для тех, кому предстоит только сделать первые шаги в саду.

Шаг седьмой. Друзья по песочнице

Ваш ребенок играет с другими детьми? У него есть друзья по песочнице, детской площадке или компания приятелей-сверстников? Общение с детьми – огромный позитивный момент, который может привлечь вашего ребенка в детсад и помочь ему там максимально быстро адаптироваться. Постарайтесь, чтобы в преддверии посещения детского сада он проводил с друзьями побольше времени. А если еще окажется, что кто-то из них будет посещать ту же детсадовскую группу, что и ваш ребенок, то вообще будет здорово!

В общем, не сидите последние месяцы и недели перед садом взаперти и в одиночестве. Устанавливайте садовский режим, приучайте малыша к горшку и самообслуживанию, при необходимости пейте успокоительное, читайте ребенку позитивные книжки о зверятах и детках, которые пошли в детский сад, и им там было очень весело и хорошо (да, такие тоже есть, и их немало). И помните: постепенное привыкание – это нормально, и кратковременные слезы у ребенка, который расстается с вами на пороге группы, – тоже. Но во многом от вас и вашего настроения зависит, пройдет адаптация у малыша легко и быстро, или затянется на несколько месяцев.

Нет – детским слезам! Безболезненно приучить маленького человека к детскому саду помогут советы практикующих педагогов. Тех, кто не единожды сталкивался с таким проблемами и успешно преодолевал их.

Профессионалы раскрывают секреты успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Педагоги рассказывают об игровых технологиях и психологических приемах для «мягкого» привыкания. На страницах этого раздела – консультации для воспитателей и родителей.

Содержится в разделах:

  • Консультации для воспитателей

По группам:

  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 3897.
Все разделы | Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду

Новое

Адаптация детей младшего дошкольного возраста Малыш поступил в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь. Но не всем детям это дается легко и просто. Наша задача состоит в том, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Чтобы это произошло, нужно чтобы между всеми участниками установились…

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» в первой младшей группе Вид проекта: информационно- творческий. Продолжительность: краткосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь) Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели. Актуальность: Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него…

Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду — Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»

Публикация «Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому…» Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к детскому саду». Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Развитие речи в период адаптации ребенка к детскому саду Особое значение приобретает общение с ребёнком в первые дни пребывания его в детском саду. Для малыша с мамой или другим взрослым, который привел ребёнка, надо провести экскурсию по группе. Сначала надо назвать имена воспитателей, которые работают в группе, показать шкафчик для…

Консультация «Сложности адаптации ребенка к детскому саду. Как их избежать» Сложности адаптации ребенка к детскому саду. Как их избежать. Период адаптации это довольно сложный психологический процесс и не у всех детей он проходит легко. Обычно адаптация занимает от 3-4 недель до 2-3 месяцев. От родителей требуется помощь и поддержка при освоении нового…

Консультация по адаптации малышей к детскому саду «Утро добрым бывает!» Адаптация к детскому саду — это не только само нахождение ребёнка в садике, но и пробуждение, утренние сборы и, соответственно, поход в садик. Можно даже сказать, что это ключевой момент в процессе адаптации. Поэтому эмоциональное состояние ребёнка в садике напрямую зависит от…

Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду — Конспект занятия по ознакомлению детей с детским садом в период адаптации (младшая группа)

Статья «Конспект занятия по ознакомлению детей с детским садом в период…» Составитель: Соколова Г.В. Конспект по ознакомлению детей с детским садом в период адаптации (младшая группа. Программное содержание: Создать у детей хорошее радостное настроение, развивать интерес при ознакомлении детей с детским садом, уточнить знания, почему наш д/с…

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» Подготовила воспитатель: Карпова М.Ю. С- Пб. 2020 Адаптация детей раннего возраста…

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных…

Адаптация детей во второй младшей группе Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных…

Страницы: 2 3 4 … 390

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Посещения детского сада с двух – двух с половиной лет с одной стороны и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики), или негативных (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение десяти – пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью пять – семь дней, есть признаки психического стресса.

3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

В процессе формирования ребёнок проходит две стадии: биологическую и социальную в различных формах социального развития и воспитания. В возрасте от года до трёх лет один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребёнком социального опыта, развитие его физических функций, психических свойств и процессов.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребёнок получает опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

Работая с детьми раннего возраста в течение многих лет, и соприкасаясь с этой проблемой ежегодно, передо мной встала задача максимально улучшить работу с детьми и родителями в период адаптации. Поэтому я решила рассмотреть тему «Проблемы адаптации и пути их решения».

Из этой темы выделила следующие задачи:

1. Выделение основных критериев адаптации ребёнка в условиях яслей.

2. Организация предметно – развивающей среды.

3. Специфика организации деятельности детей в период адаптации.

4. Сотрудничество с родителями в адаптационный период.

При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям детского сада в течение двадцати – тридцати дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе. К основным критериям адаптации относятся:

— поведенческие реакции;

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (две – три недели), не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений. Увеличение длины и массы тела соответствуют возрастным показателям.

Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, в течение трёх шести месяцев, то можно этот период отнести к тяжёлой адаптации.

В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни, происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима укладывания, кормления и так далее, а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка, и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Например: укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей произвести знакомое действие, как малыш начинает зевать, закрывать глаза, то есть реагировать на первый же раздражитель. Стереотипы помогают действовать не задумываясь, не тратя лишней энергии.

Хочется отметить, что возникновение стереотипов не всегда оправдано. Часто при поступлении ребёнка в детский сад выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложиться мама, или мама укачивает малыша на руках.

Если ребёнок лишён общения со сверстниками и круг его общения – своя семья: мама, папа, старший брат. Придя в детский сад, ребёнок вообще не замечает вокруг него детей, видит только взрослых. У такого ребёнка навык общения со сверстниками отсутствует.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим, формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют. Однако одни родители сажают при этом ребёнка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи – за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям. Подготовительный этап к адаптационному периоду нужно начинать дома за один – два месяца до прихода ребёнка в детский сад. В это время необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни. В первую очередь нужно привести в соответствие распорядок дня с режимом дня детского сада, то есть в одни и те же часы кормить, укладывать спать, гулять и так далее. Тогда с приходом ребёнка в детский сад он не будет испытывать неудобства. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки. Дома нужно приучать ребёнка самостоятельно есть, самостоятельно засыпать, а также приучать есть разнообразные овощные блюда, супы и так далее.

Ребёнок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту переживаний. Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

При играх с другими детьми полезно научить ребёнка делиться игрушками, ждать своей очереди, например: покачаться на качели или покататься на машине.

Советую, чтобы родители рассказывали ребёнку о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться – отведу в детский сад.

Ребёнка нужно заранее (хотя бы за неделю) предупредить о том, что он пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче.

И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду – трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому. Во-вторых, детский сад для него дополнительная нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования воспитателя, не всё так получается как у других детей.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно, когда он плачет. Это естественно… Однако, расставание не следует затягивать, так как ребёнок видит, что мама волнуется и начинает ещё больше плакать. Советую маме приободрить малыша, пообещать, что скоро придёт и уйти. Чаще всего ребёнок откликается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее, находиться весь день в детском саду ребёнку трудно, по этому в первые дни советую забирать ребёнка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду. Например: первый день – два часа; второй — четыре часа и так далее в зависимости от того как ребёнок чувствует себя на новом месте.

Родителям говорю, что ребёнок устаёт от новых для него условий и поэтому дома нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации ребёнка рекомендую родителям не ходить в гости с ребёнком и не принимать их у себя дома. Игры предпочтительно тихие, не возбуждающие.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него требуется другое поведение. Всё это может вызвать стресс в виде различных негативных реакций, плача и так далее. Можно ли избежать этого?

Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищённым. Но ведь в жизни ему придётся преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо:

— с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности;

— учёт индивидуально психологических особенностей;

— учёт факторов риска, усложняющих адаптацию;

— организация общения детей в совместной деятельности;

— формирование самоконтроля, развития самостоятельности и инициативности.

Для успешного социального развития ребёнка, требуется ещё и создание развивающей среды, соответствующей условиям микро социума, а также в установлении контактов с другими детьми и взрослыми.

Я стараюсь устранить всё, что может сделать среду враждебной детям (не достаточность игрового материала, не доступность, не соответствующие уровню развития игрушки) и предусматриваю предупреждение возможных конфликтов с детьми связанных с обращением с игрушками. В группе имеются игрушки: дидактические, сюжетно – образные, театральные, спортивные, игрушки – забавы. Все они доступны детям. Игровой зоне отвели светлое место. Организацию предметно-развивающей среды определили как зоновую.

Игровая зона (мебель, пособия, предметы заместители).

Зона сенсорного развития (шароброс, сенсорный слоник, мозаика, «Лего», крупный и мелкий строители, несколько видов пирамидок, «геометрик» и т.д.).

Театральная зона (пальчиковый театр, кукольный театр).

При поступлении новичка в ясли, я придерживаюсь установки: теперь все проблемы ребёнка – мои проблемы и не перекладываю вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе. А начинается решение проблемы адаптационного периода с организации приёма вновь поступающих детей.

Приём вновь поступающих, проводиться по графику в период с июня по сентябрь. Начинается с беседы с заведующей. Разговор сводиться к тому, чтобы родители увидели, что ребёнку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители – всегда желанные гости, к их мнениям и пожеланиям охотно прислушиваются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребёнке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

Другая задача разговора – убедить родителей в том, как важно дать ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Следующий этап работы – знакомство родителей с воспитателями группы. Во время знакомства я беседую с родителями об особенностях поведения, о привычках ребёнка, о состоянии здоровья, о том, чем больше всего любит заниматься ребёнок, как ласково называют его дома, как ребёнок кушает дома, как приучен засыпать, есть ли у него любимая игрушка, и если есть, разрешаю приносить её с собой. Знакомлю малыша и его родителей с группой, показываю, где он будет есть, спать, с какими игрушками играть. Родителям рассказываю о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, о навыках, которые необходимо формировать у детей.

С приходом ребёнка в детский сад стараюсь установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Заведующая принимает в группу одного-двух детей в неделю, чтобы мы могли уделить каждому ребёнку максимум внимания.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Стараюсь продемонстрировать малышу достоинства его «нового мира»; с тем, чтобы ребёнок мог убедиться, что он гораздо шире и интереснее. Показываю дошкольное учреждение. Сотрудники вступают в дружеский контакт с малышом, угощают, ребёнок должен чувствовать, что его здесь любят. Ласкаю ребёнка, особенно, во время укладывания. Если вижу, что ребёнок всё же расстроен, переключение на пищевую реакцию, на время помогает забыться ему. Предлагаю ребёнку попить или погрызть сухарики. В группе всегда стоит блюдо с сухариками.

Учитываю индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные и ни в коем случае не перевоспитываю его. Еда и сон относятся к наиболее критическим моментам. Промахи в их организации могут вызвать невроз, стресс. Помню, что с поступлением ребёнка в ясли все проблемы ребёнка становятся лично моими профессиональными проблемами. Максимально учитываю вкусы, привычки и желания детей, оказываю помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами. Стараюсь сделать каждый режимный момент интересным, используя игровые приёмы, художественное слово: песенки, потешки, прибаутки.

В адаптационный период беседую с родителями о том, как ребёнок ведёт себя дома по приходу из детского сада, как ест, спит. С каким настроением просыпается, как реагирует на то, когда говорят ему, что сейчас пойдём в детский сад. Также информирую родителей о том, как провёл ребёнок день в детском саду, чем мы занимались, в какие игры играли.

Ниже представлен график адаптации детей, посещающих группу в которой я работаю в 2010 — 2012 учебных годах, в процентном соотношении от общей численности детей.

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие. Психолог Интересного детского сада Павел Тарунтаев рассказывает, как всей семье пережить период адаптации к саду.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад — это совсем не страшно. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

В моей практике часто встречаются случаи, когда родители подсознательно саботируют процесс адаптации. К счастью, в большинстве случаев удаётся разрешить все их страхи и тревоги.

1. Начинайте привыкание до того, как ребёнок начнёт ходить в сад

Когда до начала посещения садика ещё есть время, начинайте жить по его режиму. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. На этапе привыкания придерживайтесь нового режима и в выходные.

К нам в садик ходит одна девочка, которая в самом начале очень много плакала и до обеда была в плохом настроении. Как выяснилось, она поздно ложилась и не высыпалась. Когда режим выправился, девочка с удовольствием и без всяких проблем адаптировалась. Теперь у родителей другие проблемы — как её из сада забрать.

Заранее рассказывайте, как здорово в садике, как много там всего интересного. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки ребёнка. Это будет подогревать его интерес.

Если есть возможность, посещайте разные дополнительные занятия в том садике, в который планируете пойти. Ребёнок начнёт привыкать к обстановке, научится действовать самостоятельно и будет потихоньку отпускать родителей.

Такие занятия в детских садах, как правило, проводит психолог. Он поможет разработать индивидуальный план привыкания к саду. И к тому же ребёнку гораздо проще прийти в туда, где его будет ждать человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. На таких занятиях у вас обязательно будет возможность очень ненавязчиво познакомиться с воспитателями и детьми, с которыми ребёнок будет вместе в одной группе.

2. Знакомьтесь с детским садом правильно

Если вы не ходите ни на какие занятия, то всё равно познакомьте ребёнка с воспитателем и детьми до первого дня в садике. Это уберёт страх неопределенности. Ведь идти туда, где уже был, намного спокойнее.

Родителям тоже надо наладить контакт с воспитателями. Если ребёнок увидит, что вы хорошо с ними общаетесь, доверяете им, ему будет гораздо легче и самому начать доверять.

3. Первые недели в саду

В самый первый день постарайтесь оставаться спокойными, дети хорошо чувствуют родительскую тревогу. Настраивайтесь на радостное событие.

Время в саду нужно увеличивать постепенно. Самая общая схема может выглядеть примерно так:

1-2 неделя — ребёнок остается до обеда;

2-3 неделя — ребёнок остается на сон;

3-4 неделя — ребёнок остается на полный день.

В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.

В первое время с ребёнком должен оставаться кто-то из близких. Адаптация и постепенное отделение от «своего» взрослого — это очень тонкий, индивидуальный процесс. Здесь нет готовых схем.

Как можно быстрее обозначьте границы: помещение группы — это территория детей и воспитателей. Родители могут находиться в раздевалке, и первое время ребёнок может выходить к ним столько, сколько ему нужно. Он постепенно будет включаться во всё, что происходит в группе. Некоторые дети легко отпускают родителей в первый же день, а другие неделю держат близкого взрослого в раздевалке сада.

Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. Часто родители и воспитатели стараются чем-то увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти. Внезапное исчезновение близкого взрослого — сильный стресс, который вызывает общую тревожность. Поэтому заранее обсуждайте свой уход и говорите, что будете делать (поедете по делам, на работу, в магазин). И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать.

Будьте готовы к слезам при расставании. Слезы при расставании — это нормально, и практически все дети через это проходят. Когда нахождение в группе ещё не стало привычным, дети выражают слезами грусть от ухода родителей.

Не затягивайте прощание и с самого первого дня придумайте свой ритуал

Например, целуйте, обнимайте, говорите, когда придёте, машите рукой и уходите. Если ребёнок капризничает, избегайте критики, угроз и шантажа, будьте спокойны. Взрослые тоже испытывают дискомфорт от нового коллектива на работе или во время переезда. Просто мы научились контролировать свои эмоции, а дети выражают их слезами.

Слёзы при расставании могут быть очень долго — месяц или больше. Самым важным показателем будет то, как после вашего ухода ребёнок чувствует себя в группе. Хорошо, когда такие моменты отслеживает воспитатель. И если ваш ребёнок через 15 минут уже весело играет, значит процесс привыкания идет как надо.

Постарайтесь первые один-два месяца ходить в сад постоянно. Если посещать его через раз, давать ребёнку время «на отдых», то адаптация будет идти тяжелее и медленнее. Конечно, это не касается моментов, когда ребёнок заболел.

4.Как правильно забирать из детского сада

Обязательно хвалите ребёнка за то, что он стал взрослым и ходит в садик. Интересуйтесь, как прошёл день. Рассказывайте о своих делах. Вы будете знать настроение ребёнка и продемонстрируете, как изменился его социальный статус. У него теперь тоже есть свои «дела». Акцентируйте внимание на положительных и интересных моментах в саду.

Будьте готовы к капризам, пониженной или повышенной активности. Это нормально, ребёнок сильно устаёт от привыкания к новому распорядку жизни. Сейчас могут обостриться некоторые поведенческие особенности, или появиться несвойственные ему реакции. Не волнуйтесь, со временем всё стабилизируется.

В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: сократите походы в театр, цирк, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.

Думайте о том, как много хорошего вы делаете для него. Даже если вы не хотели отдавать ребёнка в сад, но жизнь изменила ваши планы. Ищите хорошие моменты. Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными и независимыми.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог учреждения дошкольного образования. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т.д

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптапция средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

В период адаптации воспитатели дошкольного образования, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада педагоги стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями дошкольного образования о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от педагогов и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия учреждения дошкольного образования – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

  1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
  2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
  3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
  4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
  5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
  6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».
  7. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты — в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день — до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог — психолог нашего учреждения всегда ждёт вас!

Желаем вам успехов в подготовке ребенка к важному событию в его жизни!

У вас все получится!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *