«Ренганеши» (ресторан в Нью-Йорке) субботней ночью, картина Джона Слоана, 1912 г. У этого термина существуют и другие значения, см. Суббота (значения).

Суббо́та (от ивр. ‏шабба́т‏‎) — день недели между пятницей и воскресеньем.

Этимология

Римская статуя Сатурна, бога, от которого идёт традиция наименования субботы в честь бога времени и его планеты на части языков мира

Еврейское слово шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת шаба́т‏‎) связано с корнем швт — «покоиться», «прекращаться», «воздерживаться»; в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Еврейское название для субботы через латинское или греческое посредство вместе с христианством распространилось в Римской империи и по всей Европе. От ср.-греч. σάμβατον и ср.-лат. sabbatum происходит русское и все славянские названия субботы: чешский, словацкий, польский, словенский языки — sobota (из латинского); белорусский, сербский, украинский — субота (из греческого).

Той же традиции следуют романские языки: итальянский — sabato, французский — samedi, испанский и португальский — sábado, румынский — sâmbătă. Аналогично происхождение слова в армянском — (շաբաթ — šabatʿ), грузинском (შაბათი — шабати), венгерском (szombat), башкирском (шәмбе), таджикском (шанбе), татарском (шимбә), казахском (сенбі) и чувашском (Шăматкун — «день шăмат») языках.

Первоначально у древних римлян этот день был посвящён Сатурну, отсюда происходит название этого дня в некоторых европейских языках.

В Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит, возможно, к эллинистическому периоду. В Римской империи между I и III столетиями эта традиция укоренилась, постепенно заменив восьмидневную римскую неделю семидневной восточной. Ассоциация дней недели с соответствующим божеством является, таким образом, косвенной, дни названы по имени планет, которые были, в свою очередь, названы по имени божеств.

Таким образом, латинским именем для субботы было dies Saturni («День Сатурна»), которое вошло в древнеанглийский язык как Saeternesdaeg (в современном английском — Saturday). В германских диалектах Вестфалии, Нижней Саксонии, и в восточнофризском языке, где было сильным латинское влияние, суббота именуется Satertag, что также родственно голландскому Zaterdag.

Кельтские языки также называют этот день в честь Сатурна: ирландский — Satharn или dia Sathuirn, шотландский гэльский язык — Disathairne, валлийский — dydd Sadwrn, бретонский — Sadorn или disadorn.

Основанное на китайском корейское слово для обозначения субботы 토요일 (то-йо-ил — «день земли») или, от присоединения китайского иероглифа 土 — «земля», но также весома отсылка к иероглифам 토성 (To-Sung 土星), что означает «Сатурн».

«Суббота» в буквальном переводе с японского, — «день земли»,.

В Индии суббота Шанивар, по имени Шани, ведийского бога, чьим проявлением является планета Сатурн. В Таиланде, суббота названа на языке пали, и также означает Сатурн как планету.

В скандинавских странах суббота называется lördag, lørdag, или laurdag, имя происходит от староскандинавского слова laugr/laug — «купание», таким образом Lördag — двусоставное слово, означающее «банный день». Это название, вероятно, появилось из-за традиции викингов купаться по субботам.

Суббота официально именуется Samstag во всех немецкоговорящих странах: исключительно в этом варианте используется в Австрии, Лихтенштейне, в немецкоязычной части Швейцарии, в южной и западной Германии. Слово происходит от древневерхненемецкого sambaztac, непосредственно происходящего из греческого Σάββατο, в свою очередь вытекающего из еврейского שבת (Шаббат). Второе имя субботы в Германии — Sonnabend, которое происходит от древневерхненемецкого sunnunaband, и тесно связано с древнеанглийским sunnanæfen. Это слово буквально означает «Канун (дня) солнца», то есть, «День перед воскресеньем». Наименование Sonnabend используется в северной и восточной Германии, и даже являлось официальным названием субботы в ГДР.

В западнофризском языке есть также два слова для обозначения субботы: saterdei (день Сатурна) — на «лесном фризском» и sneon — на «глиноземельном фризском», второе получено из snjoen, слова составленного из древнефризского sunne — «солнце» и joen — «канун».

На современном языке маори название субботы, «Рахорои», буквально означает «день стирки» — остаток эпохи английской колонизации, когда новообращённые христиане-маори выделяли в субботу время, чтобы постирать своё бельё и одежду для воскресного посещения церкви. Общее альтернативное имя у маори для именования субботы — «Хатареи».

Место субботы в календаре

Седьмой день («суббота») недели творения, «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Василий Корень, 1696 г.

По традиции, унаследованной от иудаизма, суббота — последний день недели. Это соглашение остаётся стандартом в США и в Израиле, но в современной Европе многие люди рассматривают субботу как шестой (предпоследний) день недели, а воскресенье как последний. Современное европейское понимание закреплено в ISO 8601. По нецерковной традиции, суббота у славян также называлась шесток (шестой день).

Страны с сильными христианскими традициями продолжают рассматривать субботу как седьмой день недели. Это коррелирует с поздней античной традицией, в которой дни недели увязывались с семью классическими планетами (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн), и первый день недели был посвящён Солнцу как самому важному светилу, остальные дни посвящались светилам в порядке убывания их величины в представлении древних.

Англоязычные квакеры традиционно именует субботу «Седьмым днём», чуждаясь языческого по происхождению названия — Saturday.

В Непале суббота — последний день недели и единственный официальный еженедельный выходной.

В большинстве арабских стран, где практикуется ислам, субботу, Sabt, рассматривают как первый день недели.

Религиозное соблюдение

Суббота в Бней-Браке (Израиль), автодороги свободны, верующие направляются в синагогу

Впервые Библия об особом статусе «дня седьмого» упоминает во второй главе книги Бытия, когда Бог благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). В дальнейшем «седьмой день» был включён в число Десяти заповедей в качестве регулярного дня отдыха, посвящённого поклонению Богу, остальные шесть дней были заняты работой.

Согласно этому установлению, по еврейской традиции суббота — это Шаббат, данный «сынам Израиля» в качестве заповеди. Для язычников, согласно Талмуду, трудам Маймонида и прочих толкователей Торы, если они не желали становиться иудеями, было достаточно соблюдения Семи законов потомков Ноя, которые не включают заповедь о субботе как обязательную для исполнения. Для иудеев же еженедельный отдых в субботу — святая обязанность. По религиозной причине суббота является официальным днем отдыха в Израиле, когда все государственные учреждения и большинство предприятий, в том числе общественный транспорт, не работают. Еврейская суббота начинается с заката солнца в пятницу.

Согласно концепции Католической церкви, воскресенье в христианской Церкви полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».

Православная церковь проводит различие между заповедью о субботе для евреев и «днём Господним» (воскресеньем) для христиан, по православным представлениям, «празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы». В Православии субботы посвящены «всем святым», а также являются днями для молитвы о мёртвых, поскольку в субботу тело Иисуса Христа находилось в гробнице, а Его дух — в «преисподних местах земли». Октоих содержит гимны, согласно этим темам, устоенные по восьминедельному циклу, которые поют по субботам в течение года. Для православных верующих большие посты, охватывающие субботы, бывают в этот день облегчёнными, допускающими употребление растительного масла, иногда — рыбы. Единственным исключением является Великая суббота — суббота страстной недели: воспоминание погребения тела Иисуса Христа, в этот день читаются псалмы и совершается крестный ход с плащаницей. Среди суббот в православии особенно выделяются «родительские субботы» — дни, в которые по установлению церкви повсеместно совершается поминовение усопших, а также Лазарева суббота — суббота шестой седмицы Великого Поста, день накануне Вербного воскресенья.

В протестантизме времен Реформации практиковался взгляд на воскресенье как на заповедь «христианской субботы». Подобное понимание характерно и в настоящее время для некоторых протестантских конфессий. Большинство же современных протестантов полагает, что библейская заповедь о субботе была «исполнена», то есть дополнена и расширена в Новом Завете, и сегодня относится не к одному, но ко всем дням недели, которые верующий святит (отделяет) для Господа.

Первые протестанты, соблюдающие субботу в качестве буквальной заповеди, появились в среде анабаптистов. В XVII веке возникли первые общины баптистов седьмого дня. В настоящее время крупнейшая протестантская конфессия, практикующая празднование субботы — адвентисты седьмого дня. Существуют также небольшие группы соблюдающих субботу пятидесятников (субботствующие пятидесятники).. День соблюдается членами религиозной организации «Всемирная церковь Бога».

В России в конце XVIII века зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдение субботы в качестве заповеди. Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с ересью жидовствующих XV—XVI вв., отсутствуют. На начальном этапе субботничество развивалось как радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали православное учение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет, в котором их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (в противовес Троице) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять предписания Торы Израилю (обрезание, празднование субботы и иудейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение имело свои специфические особенности.

Культурные традиции субботы

Всероссийский субботник в Кремле 1 мая 1920 года (с участием В. И. Ленина)

Суббота — выходной день в большинстве стран мира (см. рабочая неделя).

Традиционно суббота воспринимается как «банный день», что также нашло своё отражение в поговорке: «Ходи в баню по субботам», то есть делай всё в своё время.

Существовал обычай отдавать долги по субботам. В школах и семинариях царской России по субботам проводилась экзекуция (порка) провинившихся в течение недели учеников, которую называли субботками. А на седьмую субботу по Пасхе (клечальную) в южных губерниях сеяли коноплю, ценную техническую культуру.

В России и в некоторых странах бывшего СССР с советских времён (с 10 мая 1919 года) существует традиция «субботников», добровольного бесплатного труда для общего блага. Обычно подобные мероприятия проводятся весной, когда территория, прилегающая к домам, общественным и образовательным учреждениям очищается от мусора, скопившегося зимою, и происходит посадка новых деревьев.

7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Суббота в СССР официально стала нерабочим днем.

Утренний субботний телеэфир в США посвящён детской аудитории, в это время на телеканалах идёт трансляция мультфильмов. Американские ночные клубы, бары и рестораны в субботу открываются позже, чем в другие дни. Выражение «ночь субботы» отразилось в названиях фильмов «Лихорадка субботнего вечера» (в котором показаны дискотеки Нью-Йорка) и «Субботний вечер на окраине города», а также в названии песен (см. ниже). Субботний вечер — популярное время для показа юмористических передач по телевидению. Например передача «Субботним вечером в прямом эфире», появляется на телеэкранах США почти каждую неделю с 1975 года. Эта практика отразилась в названии кинофильма о жизни комика — «Мистер субботний вечер». По субботам в полдень, как правило, проходят проверки системы оповещения, еженедельно или ежемесячно. Это событие обычно сопровождается ударом церковного колокола каждый час.

Австралийская Футбольная лига традиционно проводит финальную игру в последнюю субботу сентября. По субботам также происходит значительное большинство футбольных игр в Великобритании. Влияние протестантских религиозных традиций на футбол в Нидерландах отмечается в существовании «субботних клубов», членам которых не позволялось играть в футбол в воскресенье. В «воскресных клубах» и «клубах рабочего класса» играли католики и рабочие Нидерландов, которые должны были работать в субботу и поэтому имели возможность играть лишь по воскресным дням.

В Швеции, суббота обычно — единственный день недели, когда детям разрешают есть конфеты (lördagsgodis). Эта традиция была введена в 60-х годах XX века, чтобы ограничить распространение зубного кариеса.

Согласно тайскому солнечному календарю, с субботой связан фиолетовый цвет.

В Австралии и Новой Зеландии, а также в американском штате Луизиана, суббота — традиционный день выборов.

В фольклорных представлениях суббота была подходящим днём для охоты на вампиров, поскольку в этот день, по европейским поверьям, они отдыхали в своих гробах. На Балканах также верили, что человек, родившийся в субботу, обладал сверхъестественными способностями: мог толковать сны и видеть вампира, который был скрыт от взора остальных, и что такие люди были особенно склонны к тому, чтобы стать охотниками на вампиров. Соответственно, в этом контексте, людей, рождённых в субботу, называют «sabbatianoí» в греческом и «съботници» в болгарском.

События, связанные с субботой

  • Чёрная суббота — день 7 февраля 2009 года, названный так по причине сильнейшего кустарникового пожара в австралийском штате Виктория, в результате которого погибли 174 человека. Это был самый большой пожар, зафиксированный в современной истории страны.

Суббота в именах и названиях

  • В средневековой Руси было весьма популярно мужское «мирское» имя Собота, Соботко или Суббота, которое давали мальчикам, рождённым в этот день, считающийся счастливым для появления на свет. В церковных святцах ему соответствовало одинаковое по значению имя Савватий.
  • Суббо́тник — название синодика, поминальной книги, которая читалась в православных монастырях по субботам.
  • «Суббота» — театр в Санкт-Петербурге, созданный в 1969 году по инициативе театральной группы молодёжи. В субботу 18 марта родственникам ими были показаны «Этюды по мотивам известным и неизвестным», этот день и был признан официальной датой основания коллектива.
  • «Суббота, 13» — команда игр «Что? Где? Когда?» из Нью-Йорка, четырёхкратный чемпион США. Согласно официальной мифологии, была создана в 1999 году, в одну из суббот, выпадавших на 13-е число.
  • Количество преступной деятельности, которая имеет место по субботам ночью, привело к сленговому прозвищу «Saturday night special» любого недорогого пистолета в Соединенных Штатах и Канаде.
  • The Saturday Evening Post («Почта субботнего вечера») — название американского периодического журнала.
  • Saturday (Fall Out Boy song) («Суббота») — песня из музыкального альбома «Take This to Your Grave» американской рок-группы «Fall Out Boy».
  • Saturday («Суббота») — песня из музыкального альбома «Smart Casual» рок-группы из Кардиффа «Kids in Glass Houses».
  • «The Saturdays» — британско-ирладская женская поп-группа.

Интересные факты

  • Жаргонизм «шаба́ш» (в значении: конец работы), как и слово «ша́баш», восходит к слову «шаббат» («суббота»).
  • На шестой неделе Великого поста, православной церковью отмечается день воскресения Лазаря, так называемая «Лазарева суббота», в связи с чем существует русская загадка: «Когда суббота бывает в воскресенье (или воскресенье в субботу)?» Загадка основывается на созвучии «воскресенья» как дня недели и как события оживления человека из мёртвых.

См. также

  • Субботник
  • Суббота в христианстве
  • Субботники — течение в христианстве
  • Шаббат — иудейская традиция празднования субботы

Примечания

  1. Статья Суббота в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Symbol 29:16 Архивировано 10 августа 2011 года.
  3. ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
  4. Солнце не является планетой
  5. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452, Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  6. James Gibbons. The Faith of Our Fathers Архивировано 29 августа 2006 года.
  7. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии
  8. William Bradford’s Of Plymouth Plantation: 1620—1647
  9. Mourt’s Relation: A Journal of the Pilgrims at Plymouth, 1622
  10. «Братский вестник». (недоступная ссылка)
  11. Г. М. Риггл. Суббота
  12. С. Новикевич. Суббота или воскресенье?
  13. В. Филат. Изменил ли Спаситель IV заповедь?
  14. Дэн Корнер. Шесть фактов для размышления субботников.
  15. Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (GAMEO)
  16. Пятидесятники Архивная копия от 26 октября 2006 на Wayback Machine // Энциклопедия «Народы и религии мира»
  17. Субботники — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  18. Суббота- так же имя и праздник Барона Samedi. Очень почитаемого на Гаити ЛОА. См. Грем Грин «Комедианты»
  19. 1 2 3 4 Суббота // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  20. McClelland, Bruce A. Slayers and Their Vampires: A Cultural History of Killing the Dead. — University of Michigan, 2006. — P. 62–79. — ISBN 9780472069231.
  21. 1 2 Димитрова, Иваничка. Българска народна митология (Bulgarian) (недоступная ссылка — история) (1983). Архивировано 8 марта 2016 года.
  22. Abbott, George F. Macedonian Folklore. — 1903. — P. 221–222. In Summers, Montague. The Vampire: His Kith and Kin. — Forgotten Books, 2008. — P. 36.
  23. Лев Успенский «Ты и твоё имя» (недоступная ссылка)
  24. Истоки. Театр-клуб «Суббота»

Ссылки

Суббота в Викисловаре

Суббота в Викицитатнике

Суббота на Викискладе

  • М. С. Красовицкая. Суббота в Богослужебном Круге
  • Шаббат — еврейская суббота: Обзор статей

Спрашивает Юлия
Отвечает Александра Ланц, 15.12.2014

Мир вам, Юлия!
Вам, выросшей на русской семидневной неделе, привычно считать так:
1. понедельник
2. вторник
3. среда
4. четверг
5. пятница
6. суббота
7. воскресенье (этот вроде как седьмой, да?)
Но вы упускаете из виду, что имеете дело с языческим распределением дней.
Давайте попробуем разобраться?
Иисус был распят и воскрес 2 тысячи лет назад. Книги Нового Завета были написаны на греческом языке приблизительно столько же лет назад. Все события, описанные в новозаветных книгах, неразрывно связаны с историей еврейского народа. Именно этому народу Бог доверил хранить свет истины о Нем Самом, именно от этого народа по плоти пришел Господь Иисус. Так вот, чтобы увидеть верный порядок дней, надо помнить, что еврейский народ никогда не давал названия дням Божьей недели, точнее, они дали названия только двум дням: шестой называется днем приготовления, седьмой субботой. Все остальные идут по номерам, соответственно дня Господнего — субботы:
1. Первый день по субботе
2. Второй день по субботе
3. Третий день по субботе
4. Четвертый день по субботе
5. Пятый день по субботе
6. День приготовления к субботе
7. Суббота (она является главной, она — венец всей недели)
Это верный (библейский) порядок следования дней недели.
Далее мы знаем, что когда прошла тысяча лет после распятия и воскресения Господа славы, некие язычники, которых мы сейчас называем древними русичами, решили, что им необходимо принять монотеистическую религию (т.е. религию, которая утверждает, что Бог только один и нет других Богов). Во главе этого движения стоял князь Владимир. Он выбрал христианство. В то время Русь была не только языческая, но еще и без собственной письменности. Дни недели считали так:
1. Неделя (этот день был главным, считался началом)
2. Первый по неделе (понедельник)
3. Второй по неделе (вторник)
4. Середина недели (среда)
5. Четвертый по неделе (четверг)
6. пятый по неделе (пятница)
7. (древнерусское название неизвестно)
Все семь дней назывались не неделей, а седьмицей. Счет вроде бы тот же самый, но главный день другой, не так ли?
Чтобы христианство прочно установилось на Руси, Кирилл и Мефодий придумали алфавит и перевели для древних русичей Псалтырь и одно из Евангелий.
Для того, чтобы закрепить в сознании новоиспеченной христианской страны суть того, что произошло на Голгофском кресте, служители церкви заменили русское название седьмого дня на «субботу» и русское название первого дня на «воскресенье».
Оказалось невозможным избежать слова «суббота», потому что оно в Библии повсюду, а слово «воскресенье» было введено в воспоминание славного воскресения Господа Иисуса, хотя, как вы понимаете, ни у греков, ни тем более у евреев такого слова никогда не было. Оно есть только у русских и появилось через тысячу лет после Голгофских событий.
Теперь, зная все это, давайте восстановим точную картину последних дней Господа Иисуса?
шестой день -пятница — Его распяли
седьмой день — суббота — Он покоится в могиле
первый день — (по-русски, воскресенье) — Он воскрес.
Давайте прочитаем Писание внимательно?

(Лук.23:46-56) 46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. …54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
Матф.28:1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
С уважением,
Саша.

Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.

Реклама

Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.

7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.

В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14–16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.

Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.

Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.

Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.

Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.

close

Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.

Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.

И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.

К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.

В 1930 году английский экономист Джон Кейнс предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.

К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.

Последние преобразования в законе, регулирующие время труда, были сделаны в 1991 году, когда вышел Закон РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно ему, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В 2010 году миллиардер Михаил Прохоров предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Государственной думы Олег Шеин назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.

Практически на каждой экскурсии по Иерусалиму меня спрашивают: «Таня, что такое шабат?» Предлагают порой свои варианты, весьма ошибочные. Иногда даже проводят аналогию с шабашем. Поэтому я решила написать на эту тему для тех, кто собирается приехать в Израиль.

Шабат – это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу «шабат шалом» то есть «мирной субботы» или «здравствуй суббота». Главное правило субботы (шабата) – человек не должен работать. Не правда ли, чудесное условие. Но все не так-то просто, поскольку, у евреев называется работой в шабат то, что у вас с ней может совершенно не ассоциироваться. Например, писать (хотя, читать можно, но религиозную литературу), или развешивать белье, или включать/выключать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. Но то, что можно, для еврея вполне достаточно, поскольку нужно посвятить этот день Богу и семье. Вы можете подумать, что невозможно посвятить день семье, если нельзя по-человечески приготовить еду и повезти детей в парк аттракционов? Но, оказывается, куда важнее для семьи: любовь, общение и внимание. А для этого в Шабат есть все условия.

Шабат евреи встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает благословение на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) либо виноградный сок, преломляется хала – специальный хлеб для Шабата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат – общаются, кушают, поют песни. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца. Для еврея, соблюдающего традиции, Шабат – Священный день, поэтому его не только встречают, но и провожают. Церемония называется «Авдала» от слова «отделить» – нужно отделить святой день от будней.

Шабат для еврея – одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай (читаем библию), которые необходимо выполнять. В Израиле традиция очень сильна и многие евреи соблюдают субботу.

У Шабата есть мощная философская, духовная подоплека. Существуют очень много трактовок значения Шабата. Но основа следующая:

В Библии сказано, что Господь создавал все сущее 6 дней, а на седьмой день он отдыхал от процесса созидания. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2-3)

Так он завещал и евреям: «Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу» (Исх.31:13-16)

И по сей день евреи стараются по мере возможностей и желания соблюдать Священную Субботу. А значит и турист, прибывающий в Израиль и например, желающий побывать на экскурсии в Иерусалиме с гидом по Иерусалиму или без, должен учесть несколько моментов.

1. Уже в пятницу, ближе к вечеру, начинают закрываться большинство заведений в городе: магазины, рестораны, многие музеи. Откроются они либо на исходе субботы (вечером), либо на следующий день (в воскресенье).

2. Общественный транспорт в Шаббат не работает, поэтому при планировании дня нужно это учесть. Если вы остановились не в Иерусалиме и хотите приехать на экскурсию по Иерусалиму в пятницу, то планируйте первую половину дня, чтобы успеть на последний автобус до начала Шабата или приезжайте на своем транспорте (как вариант, на экскурсионном трансфере). Если у вас запланирована экскурсия в Иерусалиме на субботу – рассчитывайте либо на такси, либо заказывайте экскурсию с трансфером (удобно, не дешево), либо возьмите в аренду машину накануне и приезжайте на ней.

3. Шабатний лифт. Очень забавно слушать недоумевающих туристов, которые не подозревая того, воспользовались таким лифтом. Дело в том, что дабы не нажимать кнопку лифта в Шабат (не нарушать заповедь — не работать и не зажигать огня), были созданы лифты, которые в шабат передвигаются самостоятельно, постоянно, останавливаясь на каждом этаже. Такие лифты есть во многих израильских гостиницах и туристы порой начинают паниковать попав в него. Так вот: не паникуйте – лифт вас доставит на нужный этаж, но времени у него возьмет больше, чем обычно. Кстати, как правило, есть в гостинице и обычный лифт, для туристов – не евреев.

4. Ну и, конечно же, если вам посчастливилось побывать на экскурсии в Иерусалиме в пятницу или субботу, то обязательно посетите Стену Плача (Западную Стену). Особые, незабываемые впечатления вы получите, если будете там на кануне Шабата, часиков в 4 — 6 пополудни, в пятницу.

Таня Кондратьева (Дипломированный экскурсовод по Израилю)

Субботы многие люди дожидаются с нетерпением. Ведь в большинстве организаций этот день является выходным, либо укороченным. С субботы официально начинаются выходные, и радуясь приближению законного выходного, любознательные люди задаются вопросом, почему он назван именно так. Тем более, что в некоторых европейских странах этот день носит совершенно другое название. Итак, почему же суббота названа именно этим словом?

Если разобраться в деталях, ответить на него будет вовсе не сложно. Это вполне закономерное название, пришедшее из древнееврейского языка вместе с христианской религией.

Языки и происхождение слова суббота

Шаббат – время отдыха

В большинстве своем дни недели в русском языке названы производными от числительных. Понедельник и вторник – это производные от числительных первый и второй, среда – это середина рабочей недели, четверг – четвертый день, а пятница – пятый. Среди пяти основных рабочих дней все вполне понятно и закономерно, а вот суббота выбивается из этой логической цепочки. Для того, чтобы понять суть этого отклонения, имеет смысл обратиться к Ветхому завету, где говорится, что шесть дней Бог был занят сотворением земли и всего сущего, а на седьмой день он отдыхал.

Этот седьмой день носил название «шаббат”, что переводится дословно как «отдых”. Считается, что этот день был благословлен именно как выходной, на него полагается ходить в гости или принимать гостей, общаться с близкими. Но ведь выходит, что он седьмой по счету, а суббота в рамках современной недели – шестая, седьмым днем является воскресенье.

Название дней недели

Так сложилось исторически, что иудейским днем отдыха является суббота, в которую не положено заниматься трудом. В рамках этой культуры работать в субботу можно только в случае риска для жизни при отказе. В славянской же культуре днем абсолютного отдыха исторически считается воскресенье. Разница главным образом заключается в том, что у иудеев неделя начинается не с понедельника, а с воскресенья, которое является рабочим днем. Ведя счет с рабочего воскресенья «ришон”, они признают выходными пятницу и субботу. Поэтому суббота у них это седьмой день недели. Аналогичным образом дни считают в рамках европейской и американской сложившихся традиций, но здесь выходными остается воскресенье, открывающее неделю, и предшествующая ему суббота.

Иудейская неделя

Таким образом, название первого дня выходных перешло в язык, а его полноценная функция – нет, в силу российской традиции считать дни с понедельника. Кроме того, концепция православной и католической церквей устанавливает именно воскресенье днем отдыха, это одно из типичных отличий христианства от иудейской религии. Воскресенье в прошлом носило иное название, которое полностью отражало функцию этого дня, это название фигурировало еще в дохристианскую эпоху. Его называли «неделя”, то есть, день, в который ничего не делают. А «понедельник” можно считать производным даже не от слова «первый”. Это «первый день после недели”, то есть, после воскресенья. Сама же неделя в современном понимании этого слова называлась седьмицей.

Интересный факт: имеет смысл рассмотреть названия дней недели в славянских языках и сравнить их, чтобы сделать закономерные выводы. Для этого выше приведена таблица. Суббота повсеместно имеет схожее название, в то время как воскресенье – разнится.

Европейские языки и суббота как день Сатурна

Сатурн

В России принято говорить «суббота”, в Англии – «сэтэдэй”, в Словении – «собота”, в Грузии – «шабати”. За счет культурного обмена, связанного в первую очередь с распространением христианства, название этого дня распространилось очень широко и встречается во множестве языков именно в таком виде. Тем более, что слово оказалось созвучным древнеримским «сатурналиям” и «дню Сатурна” как ее именовали в рамках другой, не менее древней и влиятельной культуры.

Древнеримское влияние на формирующуюся европейскую государственность, было очень велико, и оно во многом формировало также мировоззрения людей, традиции и культуру. Россия с таким мощным фактором внешнего влияния не сталкивалась, а вот в Европе все еще ощущается римское наследие. Даже с приходом христианства дни недели не изменили здесь своего названия, оставаясь посвященными древнеримским богам. А уж при созвучии старого названия субботы с новым вопрос переименования дня и вовсе не возник. Суббота посвящалась богу Сатурну из старого римского пантеона, который изначально считался богом плодородия и покровительствовал землепашцам, но затем стал богом времени, аналогичным греческому Кроносу.

Став неумолимым и хмурым богом, который и возглавил день, который считался неудачным для деловых начинаний. Считалось, что бездействие и отдых, а также духовые практики – единственное, что не будет проклято в этот день недели, и люди отдыхали. В дальнейшем эту традицию переняли племена, которые образовали новую европейскую государственность после того, как римской цивилизации пришел конец. Она укоренилась настолько, что дошла до наших дней.

Таким образом, слово суббота как обозначение дня недели пришло в Россию вместе с христианством из древнееврейского языка, где слово «шаббат” означало «не работать”. Это религиозный день отдыха, название которого прижилось в русском языке, а истинное значение – нет, поскольку днем отдыха уже считалось воскресенье. Сегодня многие люди отдыхают и в субботу, и в воскресенье, у других же в субботу – укороченный день. В любом случае, подобная структура недели прижилась, являясь оптимальным соотношением периодов труда и отдыха, название же дней имеют при этом вторичное значение. В Европе этот день все еще именуется в честь древнеримского бога Сатурна, как было принято тысячелетия назад, во времена Римской империи.

Этимология названий дней недели – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 76533. Издание «Как и почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *