Главная / Все авторы

протопресвитер Александр Шмеман

Основные труды о. Александра Шмемана посвящены литургическому богословию (особое внимание он уделял таинству Евхаристии); книга «Исторический путь Православия» носит церковно-исторический характер. Труды о. Александра переводились на различные языки — английский, французский, голландский, они получили весьма широкое распространение в России в 1990-е годы и в последующий период.

Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (13 сентября 1921 — 13 декабря 1983) — священнослужитель Православной Церкви в Америке; богослов, автор ряда книг.

Получил среднее образование в русском кадетском корпусе в Версале (учился в 1930—1938), а затем во французском лицее Карно (окончил в 1939). Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945). Во время учебы избрал своей специализацией историю Церкви, став учеником А. В. Карташева. Защитил кандидатскую диссертацию о византийской теократии. После окончания обучения стал преподавать церковную историю. Был рукоположён в 1946 архиепископом Владимиром (Тихоницким). Также учился в Сорбонне. Доктор богословия (1959); тема диссертации: «Введение в литургическое богословие», защищена в Свято-Сергиевском православном богословском институте). Почётный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне, Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке и колледжа Лафайет в Истоне.

В 1945—1951 — преподаватель церковной истории в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 22 октября 1946 — диакон, с 20 ноября 1946 — священник, рукоположён архиепископом Владимиром (Тихоницким). В 1946—1951 — помощник настоятеля церкви свв. Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник». В 1951 — настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

С 1951 — доцент по кафедре церковной истории и литургики Свято-Владимирской духовной семинарии в США, с 1960 — профессор по кафедре литургического богословия этой семинарии, в 1962—1983 был её деканом (руководителем данного учебного заведения). Находился в юрисдикции Северо-Американской митрополии, сыграл значительную роль в признании её автокефалии Русской православной церковью, что привело к преобразованию митрополии в 1970 в Православную церковь в Америке. Был членом митрополичьего совета (1964—1983). С 1953 — протоиерей, с 1970 — протопресвитер (высший сан белого духовенства).

Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединённой духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке. В течение трёх десятилетий вёл религиозную программу на радио «Свобода». В 1963—1979 являлся заместителем председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Америке, в 1979—1983 — председатель РСХД. Являлся членом православно-англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия.

Основные труды о. Александра Шмемана посвящены литургическому богословию (особое внимание он уделял таинству Евхаристии); книга «Исторический путь Православия» носит церковно-исторический характер. Труды о. Александра переводились на различные языки — английский, французский, голландский, они получили весьма широкое распространение в России в 1990-е годы и в последующий период.

В 2002 на английском (перевод отрывка с русского), а в 2005 на русском языке были опубликованы дневники протопресвитера Александра Шмемана, которые содержали точку зрения автора на многие процессы, происходившие в Православии в XX веке.

Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (13 сентября 1921, Ревель (Таллин) – 13 декабря 1983, Нью-Йорк) – священнослужитель Православной церкви в Америке, богослов, миссионер, проповедник, почётный доктор ряда университетов.

Родился в дворянской семье, ребёнком был увезён в эмиграцию, в Париж. Получил среднее образование в русском кадетском корпусе в Версале и во французском лицее Карно. Во время учёбы в Свято-Сергиевский православном богословском институте в Париже избрал специализацией историю церкви, был учеником Антона Карташёва. Позже преподавал здесь же историю (1945–1951), а в 1959 году защитил докторскую диссертацию «Введение в литургическое богословие». После переезда, по приглашению протоиерея Георгия Флоровского, в США преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии, был её деканом. Также преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах.

В 1946 году рукоположен во священника, в 1953 году возведён в сан протоиерея. После рукоположения служил помощником настоятеля церкви святых Константина и Елены в Кламаре (Франция), а в 1951 году назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

Протопресвитер Александр Шмеман сыграл ключевую роль в признании автокефалии Северо-Американской митрополии Русской православной церковью, что привело к преобразованию митрополии в 1970 году в Православную церковь в Америке.

Вслед за своими учителями Шмеман стремился переосмыслить православную традицию в свете достижений русского богословия XX века, освободить отношение к таинствам от магизма и обрядоверия, истолковать их в новозаветном духе, преодолеть разрывы между обрядом и жизнью, христианством и культурой, историей и современностью. Отец Александр хорошо знал и любил русскую культуру, читал о ней лекции для американских студентов, вёл беседы о вере и культуре для русскоязычной аудитории на радио «Свобода». Свою работу «Евхаристия. Таинство Царства» он писал «с думой о России, с болью и одновременно радостью о ней».

Отец Александр подчеркивал, что подлинная проповедь христианства в современном мире – «всегда задача «остатка”», что для её осуществления Церковь нуждается в «некоего рода «ордене”, чтобы выполнить то, что организация в одиночку не может и не должна совершать». Жизнь самого отца Александра была тесно связана с Русским студенческим христианским движением (РСХД). В 1963–1979 годы он был заместителем председателя РСХД в Америке, а в 1979–1983 – его председателем.

Говоря о болезнях церкви, отец Александр Шмеман отмечал, что главная современная ересь – секуляризм – связана с искажением веры в человека. «Если секуляризм, с точки зрения богословия, является ересью, то в основном это ересь по отношению к человеку. Это отрицание человека как существа поклоняющегося – homo adorans, того, для кого поклонение – это основной акт, который определяет его человеческую природу и осуществляет её».

Основные труды отца Александра Шмемана посвящены литургическому богословию и истории церкви. Русскому читателю более всего известны «За жизнь мира», «Исторический путь Православия», «Водою и Духом», «Великий пост», «Евхаристия. Таинство Царства», «Богослужение и Предание», «Литургия и жизнь», «Введение в литургическое богословие», «Святая святым», «Воскресные беседы», «Проповеди и беседы», «Церковь. Мир. Миссия». В 2005 году на русском языке были опубликованы дневники отца Александра Шмемана, которые он вёл последние десять лет своей жизни.

Водою и Духом. О таинстве Крещения. Протопресвитер Александр Шмеман

Книга известного богослова-литургиста протопресвитера Александра Шмемана «Водою и Духом» посвящена всестороннему объяснению литургических и богослужебных смыслов таинства Святого Крещения. Перевод книги на русский язык появился еще в советское время, в самиздате. Для настоящего издания перевод был заново отредактирован, его история описана в послесловии.

В настоящее издание включен тонкий и поэтический перевод богослужебных текстов Анри Волохонского. Большинство текстов ранее опубликованы в книге «Богослужебные тексты и псалмы на русском языке», отдельные тексты переведены специально для настоящего издания.

Биографическая справка

Сокращенные названия цитируемых библейских книг

Предисловие к русскому изданию

Введение

Глава 1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ К КРЕЩЕНИЮ

Значение приготовления

Оглашение

Изгнание нечистых духов

Отречение от сатаны

Исповедание верности Христу

Исповедание веры

Глава 2. КРЕЩЕНИЕ

Таинство воды

Освящение воды

Молитва священника о себе

И покажи воду сию…

Елей радования

«Форма» и «сущность»

Подобием смерти и воскресения Христа

Крещение

Глава 3. ТАИНСТВО СВЯТОГО ДУХА

Белая одежда

Печать дара Духа Святаго

Царь

Царь Распятый

Священник

Пророк

Святой Дух

Глава 4. ВХОД В ЦАРСТВО

Шествие

Крещение и Евхаристия

Обряды восьмого дня

Смывание святого мира

Пострижение

Глава 5. ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ

Ветхое и новое

Молитвы первого дня

Наречение имени

Воцерковление

Заключение

Избранная библиография

Послесловие переводчика

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *