Содержание

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:
«Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод,
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михаилo князь Репнин.
«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень —
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—
Да здравствует во веки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…
«Умри же, дерзновенный!»— царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
<1840-е годы>

Исторический роман «Князь Серебряный» Толстого был написан в 1862 году и опубликован год спустя в литературном журнале «Русский вестник». В основе произведения лежит важный период русской истории – централизация власти московского князя и ее противостояние боярам.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Князь Серебряный» по главам. Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Никита Романович Серебряный – князь, царский воевода, отважный, честный и прямолинейный молодой мужчина.

Иван IV Грозный – московский царь, деспотичный правитель.

Елена Дмитриевна – возлюбленная князя Серебряного, супруга боярина Морозова.

Дружина Андреевич Морозов – московский боярин, пожилой муж Елены Дмитриевны.

Другие персонажи

Малюта Скуратов – любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Максим Скуратов – 17-летний сын Малюты, противник опричнины.

Федор Басманов – опричник, фаворит Ивана Грозного.

Борис Федорович Годунов – боярин, доверенное лицо Ивана Грозного.

Афанасий Иванович Вяземский – глава опричников, любимец царя.

Перстень – отважный атаман разбойников.

Коршун – старый разбойничий атаман.

Михеич – стремянный князя Серебряного и его воспитатель.

Мельник – местный знахарь и колдун.

Онуфревна – старая мамка Ивана Грозного.

А ещё у нас есть:

  • для самых занятых — Читательский дневник «Князь Серебряный»

Предисловие

Своей задачей автор видит изображение в романе «целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во второй половине XVI столетия».

Глава 1. Опричники

Летом 1565 года «молодой боярин князь Никита Романович Серебряный» возвращается в родную деревню Медведевку после пятилетнего пребывания в Литве, где он тщетно пытался «подписать мир на многие лета» с королем Жигимонтом.

Неожиданно на деревню нападают опричники, которых князь принимает за разбойников. Ему удается отбить нападение, и от местных жителей он узнает, что опричники – это «люди царские», которым сам царь разрешил «грабить да обдирать» простой народ.

Глава 2. Новые товарищи

Князь дает распоряжение своим воинам везти пленных опричников к губному старосте, а сам вместе со стременным Михеичем держит путь дальше. В лесу на них нападают уже настоящие разбойники, но князя и его спутника спасают от верной гибели Ванюха Перстень и Коршун – пленники опричников, которых князь отпустил на волю.

Глава 3. Колдовство

Князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника. Ночью к хозяину приходит глава опричников – князь Афанасий Вяземский, который требует у «колдуна» приворотное зелье для своей зазнобушки.

Глава 4. Дружина Андреевич и его жена

Женой боярина Дружины Андреевича Морозова была первая московская красавица – «двадцатилетняя Елена Дмитриевна». Девушка была вынуждена выйти замуж за старого, но доброго боярина, поскольку опасалась настойчивого в своей страсти князя Вяземского. Сама же Елена любила князя Серебряного, и даже пообещала стать его женой, но тот надолго задержался в Литве.

Глава 5. Встреча

Елена сидит в саду с девушками. Неожиданно за частоколом появляется лихой всадник – князь Серебряный. Заметив «на голове Елены жемчужный кокошник» Никита Романович бледнеет: его возлюбленная замужем.

Глава 6. Прием

Князь Серебряный заходит в покои Морозова. Тот «знал князя еще ребенком, но они давно потеряли друг друга из виду». Тем временем входит Елена Дмитриевна, но при виде возлюбленного она не в силах совладать с собой, и ее волнение замечает супруг.

Боярин рассказывает гостю о доносах, опричнине и страшных казнях. Узнав, что Серебряный направляется в Александровскую слободу к царю, Морозов отговаривает его от этой поездки, которая сулит молодому князю смерть. Однако Никита Романович отправляется в путь.

Глава 7. Александрова слобода

По дороге в Слободу князь наблюдает картину страшных перемен. На месте церквей и роскошных хором теперь повсюду виселицы и плахи, процветает нищета да разбой, а от опричников честному люду житья совсем нет.

На царском дворе Никита становится жертвой медведя, которого ради потехи натравил на него фаворит Ивана IV – молодой Федор Басманов. От верной смерти спасает князя юный Максим Скуратов, сын Малюты.

Перед встречей с царем Серебряный «приготовился ко всему и мысленно прочитал молитву».

Глава 8. Пир

Никита Романович ожидает царского гнева за то, что повязал его опричников в родном селе. Однако тот проявляет свою милость к князю, поскольку еще не знает о его бесчинстве.

За столом Иван Грозный рассказывает Вяземскому сказку, тем самым намекая на свое разрешение отобрать силой у Морозова Елену.

Глава 9. Суд

Тем временем царю докладывают о событиях в Медведевке. Узнав о самоуправстве Серебряного, разгневанный Иван IV собирается немедля казнить его. И только один опричник – Максим Скуратов – заступается за князя. Царь успокаивается и, вспомнив, что Никита всегда проявлял себя как «добрый слуга», отменяет казнь.

Глава 10. Отец и сын

Впечатленный поступком Серебряного, который царских опричников «за душегубство разбил и не заперся перед царем в своем правом деле», Максим Скуратов решает оставить отца и отправиться «куда глаза глядят».

Глава 11. Ночное шествие

У царя еще жива была его мамка – Онуфревна, которой шел «чуть ли не десятый десяток». В силу своего возраста и особого положения она без страха укоряет царя в совершенных им грехах. Иван Грозный видит перед глазами «картину будущего возмездия» и пугается своей участи. Подняв с постели всю свою челядь, он отправляется в церковь служить заутреню.

Глава 12. Клевета

На следующее утро царь стыдится своих ночных страхов, и решает «карать по-прежнему изменников и предавать смерти злодеев своих, хотя были б их тысячи».

Меж тем Малюта, который уже не в силах терпеть бесконечные издевательства со стороны жестокого царевича Иоанна, решает ему отомстить за все обиды. Он клевещет Ивану Грозному на сына, и тот приказывает убить его во время охоты.

Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи

В лесу собирается шайка разбойников, среди которых Коршун и Перстень. Они принимают в свои ряды мужчину, чью семью вырезали опричники, да молодого неповоротливого силача Митьку, у которого опричники «нявесту взяли».

Глава 14. Оплеуха

В разговоре с Годуновым Серебряный не понимает, как тот, видя всю несправедливость правления царя, не скажет ему об этом. На что Годунов отвечает, что «хорошо стоять за правду, да один в поле не воевода».

Прибегает Михеич, и рассказывает, что Малюта с опричниками куда-то везут плененного царевича. Серебряный немедля бросается в погоню. Догнав Малюту, он дает ему оплеуху и вступает в бой. Вскоре ему на подмогу приходят разбойники. Вместе им удается одолеть опричников и спасти от смерти царевича, однако Малюте удается сбежать.

Глава 15. Поцелуйный обряд

В доме Морозовых под благовидным предлогом появляется Вяземский со свитой. Морозов устраивает пир. Он подозревает Елену в измене, но не знает точно, кто его соперник. Чтобы подтвердить свою догадку, Морозов затевает «поцелуйный обряд». Когда князь поцеловал Елену, «она задрожала как в лихорадке, ноги под ней подкосились».

Глава 16. Похищение

По окончании пира Морозов упрекает Елену в измене и напоминает «о наказании за прелюбодейство». Неожиданно в опочивальню врывается Вяземский с верными опричниками и похищает Елену, а после поджигает все «крыши людских служб». Однако Серебряный успевает сильно ранить Вяземского, но сам оказывается в плену у его опричников.

Глава 17. Заговор на кровь

Вяземский без устали скачет всю ночь, чтобы успеть «перевезть Елену в свою рязанскую вотчину». От нанесенных ран он теряет сознание и падает на землю, а перепуганную Елену конь относит к мельнику.

Тот быстро «смекнул, в чем дело»: узнав коня Вяземского, он понял, кем является и девушка. Он едва успевает спрятать Елену, как возле его дома появляются всадники с раненным Вяземским. Мельнику удается остановить кровь из страшных ран князя и направить незваных гостей на постоялый двор.

Глава 18. Старый знакомый

На следующее утро у мельника появляется Михеич и просит у него совета: как освободить Серебряного, постоявшего за правду. Мельник показывает ему дорогу к разбойничьему логову и намекает на некую жар-птицу, за которую «выручку пополам» нужно будет разделить.

Глава 19. Русский человек добро помнит

Отыскав пристанище разбойников, Михеич просит о помощи Перстня и Коршуна. К ним присоединяется и Митька, и вместе они отправляются в Слободу вызволять Серебряного из темницы.

Глава 20. Веселые люди

Во время соколиной охоты царь натыкается на слепых сказочников, которым удается развеселить царя. Он приказывает им отправляться в царские палаты и ждать его возвращения, а сам продолжает охоту.

Глава 21. Сказка

При встрече с царем Онуфревна говорит, что присланные им сказочники весьма подозрительны. Ей кажется, «что они недоброе затеяли» и царю следует быть с ними очень осторожным.

Слушая сказки слепцов, Иван Грозный притворяется спящим. Коршун решается воспользоваться этим и забрать тюремные ключи, лежавшие возле царя.

В этот момент царь открывает глаза и зовет стражу. Опричники хватают Коршуна, но Перстню удается сбежать. Он спешит к тюрьме и силой увозит князя.

Глава 22. Монастырь

Максим Скуратов, покинув отчий дом, приезжает в монастырь. Он исповедуется и просит у Господа прощения за свою нелюбовь к царю и непочтение к родному отцу.

Глава 23. Дорога

Недолго погостив в монастыре у доброго игумена, Максим пускается в путь. Дорога его лежит через лес, где вскоре на него нападают разбойники.

Глава 24. Бунт станичников

Разбойники, узнав о том, что их любимец Коршун оказался в царской неволе, поднимают бунт. Они требуют, чтобы Перстень передал свое атаманство князю Серебряному, и тот повел их в Слободу для разбоя.

Увидев связанного Максима, князь убеждает разбойников отпустить юношу, поскольку он «такой же враг опричнине», как и все они. Вместо похода на Слободу он убеждает станичников идти на татар: уничтожать «басурманское племя».

Глава 25. Приготовление к битве

Перстень делится с Серебряным своим хитрым планом, как перерезать татар. Зная находчивость разбойничьего вожака, князь «дал ему действовать по его мысли».

Глава 26. Побратимство

Максим благодарит князя Никиту за спасение и признается ему в искренней симпатии к нему. Перед боем с татарами он просит князя побрататься «по древнему христианскому обычаю», и побратимы обмениваются нательными крестами.

Благодаря хитрой выдумке Перстня разбойникам поначалу удается уложить немало татар, но силы слишком неравны. Лишь благодаря вовремя подошедшему на помощь войску Федора Басманова удается победить врага. На поле брани погибает Максим.

Глава 27. Басманов

В честь победы над татарами Басманов устраивает пир. Сам же он представляет собой «странную смесь лукавства, надменности, неизнеженного разврата и беспечной удали». Он удивляется, узнав, что Серебряный решает вернуться к царю и отдать себя в его милость.

Глава 28. Расставание

С Серебряным отправляется в Слободу и часть разбойников, остальные же, во главе с Перстнем и Митькой, решают примкнуть к Ермаку.

Глава 29. Очная ставка

«С неделю после поражения татар» царь принимает Басманова, который хочет присвоить только себе все лавры победителя. Желая оклеветать царского любимца князя Вяземского, Басманов обвиняет того в колдовстве.

К царю приходит Морозов и просит вызвать Вяземского, и тот соглашается на очную ставку. Иван Грозный решает: пусть противники «судятся судом божиим» и бьются на Слободе при свидетелях. Тот, кто проиграет, будет казнен.

Глава 30. Заговор на железо

Опасаясь, что победа будет за сильным и крепким еще Морозовым, Вяземский едет к мельнику, чтобы сделать «чрез колдовство удары свои неотразимыми».

Подъезжая к мельнице, он, никем не замеченный, застает Басманова. Тот просит у мельника травы, чтобы войти «опять в царскую милость».

Заговорив саблю, по просьбе Вяземского мельник начинает ворожить и видит картины страшных казней.

Глава 31. Божий суд

В день поединка на площади встречаются два противника: Вяземский и Морозов. Ослабленный недавними ранами, Вяземский падает с коня и просит заменить его другим воином. Это против правил, но Иван Грозный разрешает ему выставить вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается от битвы с наймитом. Из толпы выходит Митька, чтобы «за правду постоять». Он отказывается биться на саблях и оглоблей убивает Хомяка.

Глава 32. Ладанка Вяземского

Царь обвиняет Вяземского в колдовстве против себя. Он приказывает бросить бывшего любимца в темницу и привести для дачи показаний мельника.

Глава 33. Ладанка Басманова

На страшном допросе Вяземский не произносит ни слова «из гордости, из презрения или потому, что жизнь ему опротивела». Басманов рад, что его главный соперник оказался в опале. Он еще не знает, что пойманный мельник под пытками рассказал о желании Басманова «государское здоровье испортить».

Глава 34. Шутовской кафтан

Морозов получает приглашение прибыть к царскому столу, где Иван Грозный предлагает ему сесть ниже Годунова. Морозов с гневом отказывается. Присутствующие ожидают, «как проявится царский гнев».

Царь приказывает надеть на Морозова шутовской кафтан и тем самым принародно унизить его. На законных права шута высказывает ему в лицо все, что думает о нем и методах его правления.

Иван Грозный приказывает бросить Морозова в темницу и «не пытать, чтобы не издох до времени».

Глава 35. Казнь

В день общей казни «на большой торговой площади, внутри Китай-города» собирается народ, строятся страшные пыточные орудия. Царь представляет на обозрение публики Морозова, Вяземского, Басманова, мельника, Коршуна – страшных преступников, «которые хотели предать врагам государство». Всех осужденных пытают и казнят.

Глава 36. Возвращение в Слободу

Ужаснув Москву жестокими казнями, «царь захотел явиться милостивым и великодушным» и выпустил на волю всех осужденных.

Тем временем у Годунова появляется Серебряный – «опальник государев, осужденный на смерть». Ему не остается ничего другого, как объявить царю о возвращении опального князя.

Глава 37. Прощение

Никита Романович поясняет царю, что был уведен из тюрьмы мимо воли. Также он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников, которые теперь хотят служить царю, но только не в рядах опричников.

Серебряный, невзирая на заманчивое предложение царя, также отказывается служить ему среди опричников. Тогда Иван Грозный назначает его воеводой сторожевого полка, в который определены все его разбойники.

Глава 38. Выезд из Слободы

Верный Михеич рассказывает князю, как на мельнице нашел Елену Дмитриевну. Девушка отказалась ехать на вотчину Морозова, и Михеич по ее просьбе «оставил на руках у игуменьи» женского монастыря.

Узнав об этом, Серебряный просит слугу скакать во весь опор в монастырь и умолять Елену не совершать пострига до встречи с ним.

Глава 39. Последнее свидание

Князь уже предвкушает счастливую жизнь рядом с любимой, но вернувшийся Михеич сообщает, что нет более Елены Дмитриевны, а «есть только сестра Евдокия» – Елена успела постричься в монахини.

В глубокой печали князь отправляется в монастырь, чтобы проститься с Еленой. Его единственным утешением становится «сознание, что он в жизни исполнил долг свой», и не совершил ни одной подлости.

Глава 40. Посольство Ермака

По прошествии многих лет Иван Грозный по-прежнему продолжает казнить «самых лучших, самых знаменитых граждан». Однако власть его ослабевает: на границах царь все чаще терпит поражения, и только на востоке его владения расширяются благодаря стараниям Ермака и Ивана Кольца, бывшего разбойничьего атамана по прозвищу Перстень.

Годунов, ставший «шурином царевича Федора», с каждым годом набирает силу при дворе. Но невиданная царская милость не придала Годунову «ни надменности, ни высокомерия».

Князь Серебряный семнадцать лет тому назад был «убит татарами, и вся его дружина вместе с ним полегла».

В произведении Алексея Толстого удивительно точно и ярко показана психология русского человека в период Средневековья. Писатель уверен, что никакой уклад или закон не создадут справедливое общество, если люди не будут готовы чем-то жертвовать ради этой справедливости.

После ознакомления с кратким пересказом романа «Князь Серебряный» рекомендуем прочесть произведение полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Алексея Толстого «Князь Серебряный»?

    • 1812 г.
    • 1856 г.
    • 1861 г.
    • 1875 г.

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг пересказа

Боярин князь Никита Романович Серебряный летом 1565 года возвращался из Литвы ( там он пробыл 5 лет, надеясь подписать мир) и попал на празднества в деревеньке Медведевке. Он стает свидетелем, как наехали опричники, порубили мужиков, выловили девок и сожгли деревню. Приняв их за разбойников, князь повязал их и высек. Воины князя повезли злодеев к губному старосте, а князя защищали разбойники. Во время ночлега у мельника видит, как приехал князь Афанасий Вяземский за приворотными зельями для зазнобы Елены Дмитриевны, которая специально вышла замуж за старика Морозова, чтобы Вяземский не домогался. Она любит князя Серебряного. В Москве князь увидел опричников, которые называют себя царскими слугами. У своего друга боярина Морозова он увидел Елену и узнал о доносах, казнях и других бесчинствах в стране. Князь не желает прятаться от царя.
Князь страшится плах и виселиц в слободах, дивится разбойному окружению царя. Прямо во время пира царь Иоанн дает вино одному приглашенному и тот умирает от отравы. При Серебрянном царь разрешает Вяземскому увезти Елену. Хомяк припомнил князю Медведевку и того собрались казнить да заступился Максим Скуратов. Ночью они убегают, а Иоанну во время грозы видятся им убитые души.
Из-за насмешек Малюта отомстил царевичу Иоанну и тот оказался у опричников. Князь Серебряный отбил царевича и поехал вызволять Елену, которую похитил Вяземский. Из-за ран вяземский потерял сознание, конь привез Елену к мельнику. Серебряного из тюрьмы вытаскивают Перстень и Коршун, после чего князь направляет гнев разбойников на бой с татарами. Решая долю Морозова и Вяземского, царь приказывает биться. Тот, кто будет побежден, умрет. Вяземский поехал к мельнику узнать долю и видит казни и свою смерть. Царь увидел на Вяземском ладанку и обвинил того в колдовстве, а Морозова делает шутом, после чего оскорбленный боярин высказывает все, что он думает.
Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, мельник, Коршун и многие другие. Князь Серебряный пришел сам и покаялся, что его увели силою, и рассказал о битве с татарами. Царь назначил его воеводой и потерял интерес. Елена, понимая, что между ними с князем кровь Морозова, постриглась в монахини.
Прошли годы. Пророчества Морозова сбылись. Серебряного 17 лет, как убили. Автор просит читателя простить злодеяния Иоанна, ибо не только он за них в ответе. Не все при дворе были опричниками, случались и такие, что могли устоять перед злом, как князь Серебряный.

Князь Серебряный

Василий Семенович Серебряный — русский князь, боярин, воевода. Князь участвовал во многих войнах во время правления Ивана IV Грозного. Отличился при взятии Казани (1552), Полоцка (1563), руководил взятием города Юрьева (1558), возглавлял ряд удачных походов во время Ливонской войны. Алексей Константинович Толстой (1817–1875) — граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873), написал роман «Князь Серебряный», посвященный историческому значению личности князя. Но наиболее популярным этот образ стал после того, как композитор Г. А. Казаченко сочинил одноименную оперу.

Царствование Ивана Грозного — это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебряному или Морозову. «Они шли прямой дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь их не прошла даром, ибо ничего на свете не пропадет, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как дерево».

В 1860—1870-х годах писатель пытался привлечь опыт истории для ответа на острые вопросы, поставленные сегодняшним днем, разрабатывая исторический жанр в прозе, в драматургии, в поэзии.

«Князь Серебряный» был в этом плане «пробным камнем». В далекую и сложную эпоху Ивана Грозного и в личности царя писатель стремился разглядеть зерно многих явлений, определявших современную ему русскую действительность. Прежде всего, писатель ставит проблему происхождения тирании, рассматривает ее политические и нравственные последствия. В романе представлена гнетущая атмосфера всеобщей подавленности, неуверенности и безгласия перед тиранией, царившей в эпоху Грозного.

Середина XVI века, время Ивана Грозного, — один из тех узловых моментов национальной судьбы, когда давно назревавшие конфликты прорываются наружу и вспенивают море социальных страстей. И обычно такие эпохи выдвигают на первый план крупных деятелей, которые становятся иногда компасом времени, иногда его жертвой, а иногда — тем и другим одновременно. В каждой такой личности сказываются, повторяются, иногда в великой, а иногда в уродливой, зловещей форме, те коллизии эпохи, которые эту личность породили.

Личность царя оценивается неоднозначно. В дальнейшем одни авторы, касаясь Ивана Грозного, захлебывались в апологетическом восторге, а другие говорили, что он всего лишь «ничтожество, кровавый и жестокий тиран», «истеричный самодур». Правитель, крепко держащий железную руку на кормиле государства, просвещенный монарх, талантливый публицист — и одновременно одинокий, не по годам дряхлый, болезненно подозрительный и глубоко несчастный человек…

Князь Серебряный — полный антипод царя.

Толстой любит своего героя. Он наделяет Серебряного честностью, прямодушием, неподкупностью, доверчивостью, благородством, отзывчивостью. И хотя эти черты подкупают, их наивная искусственность препятствует образу князя властно подчинить читателя своему обаянию.

Б 1655 году Толстой писал, что Серебряный бледен, лишен определенного характера. «Я часто думал о характере, который надо было бы ему дать, — пишет Толстой, — Я думал сделать его глупым и храбрым… Нельзя ли было бы его сделать очень наивным… то есть сделать человека очень благородного, не понимающего зла, но который не видит дальше своего носа… и никогда не видит отношения между двумя вещами…».

Князь Никита Романович Серебряный — образ вымышленный, отождествить его с каким-то конкретным историческим лицом очень сложно, несмотря на некоторые соблазнительные биографические аналогии. Истинный прообраз главного героя не исторический персонаж, а легендарный князь Никита Романович, популярнейший образ идеального боярина, отважного заступника за правду, широко распространенный в русском былинном и песенном эпосе. Князь Серебряный менее активен и, хотя он и не очень много размышляет, действует тоже не всегда; в ряде случаев препятствием к действию, источником пассивности оказывается для него слепая покорность царю. Но неправомерно полагать, что недостаточная цельность и убедительность образа князя Серебряного есть результат лишь каких-то художественных просчетов автора — Толстой просто не видел реальных сил, противостоявших злу — Серебряный и не был им задуман как боец и победитель. Подобно князю Шуйскому, он «не создан осуществлять перевороты в истории», и это своего рода вечный «герой нашего времени», стоящий в одном ряду с Обломовым, Базаровым, Печориным.

Роман «Князь Серебряный», несомненно, очень интересен как веха в становлении некоторых художественных принципов жанра исторической беллетристики в русской литературе.

Вообще в творчестве А. К. Толстого есть большое количество родственных князю Серебряному персонажей: князь Михайло Репнин (баллада «Михаил Репнин»), боярин Дружина Морозов («Князь Серебряный»), боярин Захарьин-Юрьев (трагедия «Смерть Иоанна Грозного»), князь Иван Петрович Шуйский (трагедия «Царь Федор Иоаннович»). Все они — видные представители боярской аристократии, честные и неподкупные, основные атрибуты его славы: бриг, меч, что «у бедра колышется», и плащ, что «свисает с плеч», — сопровождающие его на протяжении всей поэмы. В образе князя Серебряного ярко выражены бунтарское начало и пессимизм его натуры. Окаменевшая душа князя — результат его негативного социального опыта:

Он для добра был сотворен, но зло

К себе, его коверкая, влекло.

По мотивам повести А. К. Толстого «Князь Серебряный» был снят исторический фильм «Царь Иван Грозный».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

При всем уважении к Талькову, единственному, кто дает в этом фильме более-менее логичный и колоритный образ, при всей моей любви к музыке Рыбникова, фильм крайне неудачен. Пожалуй – в основном, благодаря режиссеру и «автору идеи» опошлить роман графа А. К. Толстого и назвать его «Царь Иван Грозный» — хотя именно в «Князе Серебряном» НЕ Грозный является сюжетообразующей фигурой. Все же именно 1991-1995 годы – то время, когда начали умерщвлять великую Школу Советского Кинематографа эпохи расцвета.
С самого начала фильма режиссер самонадеянно дает нам понять, что снимает фильм «по мотивам», но главное – о тирании. Помилуйте, роман А.К. Толстого был не об этом, а о человеческих характерах, или гнущихся и предающих здравому, (для тех времен) монархическому абсолютизму самые уродливые его черты (таковы Афанасий Вяземский, Басманов), или тех, опираясь на которые Власть только и могла существовать (Морозов, Серебряный, молодой Скуратов-Бельский).
Но нет. С первых минут мы видим сумасшедшего Сталина (оговорился, Гитлера, то есть, вообще – Ивана Грозного) в исполнении печально известного участием в «Покаянии» грузина Кахи Кавсазде, которому играть Царя православного еще сложнее, чем Сталина и даже – чем образ юродивого («альтер-эго грозного» в фильме) в этой же киноленте.
Лариса Шахфорстова просто ужасает своей игрой (хотя, думаю, стонать, блудить и опять стонать её заставил все тот же «гениальный автор идеи») и благодаря ей н сочувствуешь любви ни Серебряного ни благородству Дружины Морозова. Так и дальше – смотришь фильм и не понимаешь, то ли это пародия на «Крестоносцев» Александра Форда «под Ежи Гофмана».:)
Не везет у нас Ивану Грозному. Более поздний фильм с гениальной игрой Мамонова и Янковского, это, по сути, не история Грозного царя, а политический памфлет. Очень обидно, что наиболее сильным фильмом именно о царе Иоанне Грозном остается или черно-белый немой фильм 1915 года («бомба покатилася, да и ухнула!»), или фильм сталинских времен, при всех его недостатках, или уж его комедийный образ в ленте «Иван Васильевич меняет профессию».
Об историчности фильма говорить не стоит – знал ли режиссер, что А.К. Толстой писал, его же словами, «историческую сказку», я не знаю, но на бытовые детали автор, в отличие от режиссера, внимание обращал. В фильме же и «Александровская слобода» — сарай (а был дворец великой красоты, и плетьми бьют по.. конечно, же, по жопе! (а били исключительно по спине или ногам).
Однако же за образы Талькова-Серебряного, Басманова младшего (Писаренко) и, — пожалуй, единственного влюбленного в фильме, которому веришь – Вяземского (Андрей Соколов) окончательно забывать фильм не стоит. Неплох и Толубеев в образе Бориса – но заслуги режиссера в этом нет. Если придет охота посмотреть не слишком удачную «черную русскую сказку» — смотрите, снято довольно красиво, несмотря на испохабленные образы царя, Елены, да и Скуратова-Бельского (но тут уж А.К. Толстой виноват, это он решил выдать нашего «рыцаря без упрека» за трусливого палача).
Поставил «7», хотя. по справедливости — идеальные «6,5» баллов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *