Эта статья о Вселенских соборах в целом. Для католических советов см. Католические Вселенские Соборы . Для картины Сальвадора Дали см . Вселенский совет (живопись) .

Часть серии по

христианство

Портал христианства

Часть серии о

Восточная Православная Церковь

Мозаика Христа Вседержителя , Собор Святой Софии

Обзор

Автокефальные юрисдикции Автокефальные церкви, официально входящие в общину:

Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.

Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.

  • Первые семь Вселенских соборов :
  • Другие вселенские соборы:
  • Другие важные советы:

  • Отцы Церкви
  • Пентархия
  • Византийская империя
  • Христианизация Болгарии
  • Христианизация Киевской Руси
  • Великий раскол
  • Россия
  • Османская империя
  • Северная Америка
  • Московско-константинопольский раскол
    • 15–16 вв.
    • 1996 г.
    • 2018 г.

  • Пасхальный цикл
  • 12 великих праздников
  • Другие застолья:
  • Четыре периода голодания:

Часть серии о

католическая церковь

Обзор

Разное

Ссылки и ресурсы

Портал католической церкви

Экуменический совет (или вселенский совет , также общий совет ) является конференцией церковных сановников и богословских экспертов , созываемых для обсуждения и решения вопросов церковной доктрины и практики , в которых лицо , имеющие право голоса созывается со всего мира (ойкумены) и который обеспечивает одобрение всей Церкви.

Слово «экуменический» происходит от позднелатинского oecumenicus «общий, универсальный», от греческого oikoumenikos «от всего мира», от he oikoumene ge «обитаемый мир (как его знали древние греки); греки и их соседи, считается развитым человеческим обществом (в отличие от варварских земель) «; в более позднем употреблении «римский мир» и в христианском смысле в церковном греческом, от oikoumenos , присутствует пассивное причастие oikein («жить»), от oikos («дом, жилище»). В первые семь Вселенских Соборов , признанных как в восточных и западных конфессий , содержащих Халкидонского христианство , созывались римскими императорами, которые также насильственными решения этих советов в государственной церкви Римской империи .

Начиная с третьего Вселенского собора, заслуживающие внимания расколы привели к неучастию некоторых членов того, что ранее считалось единой христианской церковью . Таким образом, некоторые представители христианства не посещали более поздние соборы или посещали их, но не принимали их результатов. Епископы, принадлежащие к тому, что стало известно как Восточная Православная Церковь, принимают только семь Вселенских соборов, как описано ниже . Епископы, принадлежащие к тому, что стало известно как Церковь Востока, участвовали только в первых двух соборах. Епископы, принадлежащие к так называемому восточному православию, участвовали в первых четырех соборах, но отвергли решения четвертого и не присутствовали ни на каких последующих вселенских соборах.

Признание соборов как вселенских и авторитетных варьируется в зависимости от христианских конфессий . Споры по поводу христологических и других вопросов привели к тому, что одни ветви отвергли одни советы, которые принимают другие.

Декор: 879 Г
Серия декора: Стандарт Про
Поверхность: глянцевая
Длина: 3050мм.
Ширина: 600мм.
Толщина: 26мм.
Количество завалов: 1
Тип завала: R3

Размеры: 3050*600*28мм.профиль R3, 3050*600*38мм. профиль U

Столешницы от ПГ «Союз» отличаются от других производителей повышенными характеристиками по эксплуатации: стойкие к воздействию разных пищевых кислот, вина, кофе; обладают повышенной термостойкостью; устойчивы к царапинам от острых предметов, истиранию, воздействию бытовой химии; покрытие герметизирующим слоем полностью исключает разбухание плиты под действием влаги; не склонны к выцветанию под действием времени. Столешницы от промышленной группы «Союз» вы сможете встретить в разных индивидуальных и общественных обьектах, благодаря многофункциональности этих изделий и богатству выбора: кафе, рестораны, торговые залы, лаборатории, кухни.

Наш магазин осуществляет услуги по обработке столешниц Союз (кромление, вырез под мойку и варочную панель, еврозапил и т.д.). Прайс на обработку можно скачать здесь. Потребуются точные чертежи и предоплата 100%.

Наличие на складе поставщика:

Артикул 26мм. 38мм.
879Г под заказ под заказ

Доставка по г. Москва 1200руб.

Союз столешница 879 Г Стандарт Про 26*600*3050 производителя ПГ Союз Вы можете купить в нашем интернет магазине beridver.ru

Мозаики галерей константинопольской св. софии Византийский.

Положение Константинопольской и Римской кафедр накануне раскола Ко был собран Четвертый Константинопольский Собор 879 880 гг. Таким образом, на Константинопольском Соборе 879 880 гг. были. День святых отцов шести Вселенских Соборов. Архиерейское. Переходим теперь к эпохе после семи Вселенских Соборов. Здесь, прежде всего, следует остановиться на Константинопольском Соборе 879 880 гг.,.

История восточного и западного христианства IV XX века.

Ключевые слова: Фотий I, Патриарх Константинопольский, святитель Соменок Г., прот. Святой патриарх Фотий и великий Софийский Собор 879 ​880 гг. Кларенс Галлахер, SJ. Патриарх Фотий, папа Николай I и собор. Созыв VI Вселенского Собора в Константинополе в 680 году. Определение VI Вселенского Собора о двух волях и энергиях. Пято Шестой Трулльский ​. В каком году был последний вселенский собор какие церкви. В 381 году на Втором Вселенском соборе в Константинополе Никейский символ Четвёртый Вселенский собор 451 г. ожидается признание в качестве Вселенского Константинопольского собора 879 880.

Никольский кафедральный собор г. Камышина Волгоградской.

Четвёртый Константинопольский собор, иногда Софийский собор Христианской церкви, созванный в 879 году под председательством Фотия. Восьмой Вселенский собор Константинопольский в 879 880. Четвёртый Константинопольский собор. Дата 879 880 гг. Признаётся Православие. Предыдущий Собор Второй Никейский собор. Великий Князь Всея Руси Валерий Викторович Кубарев Большой. 381, Второй Вселенский собор в Константинополе 451, Отделение монофизитов: коптов, эфиопов, сирийцев, армян, Четвертый Вселенский собор в Халкидоне 879 880, Переговоры между Фотием и папой Иоанном VIII. История Древней Церкви Религиозная организация духовная. Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879 880 годах,. ПАТРИАРХ ФОТИЙ И СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ ЭККЛЕЗИОЛОГИЙ. Тема 2.14: Четвертый Вселенский собор 451 г. причины созыва и его Тема 3.5: Константинопольские соборы 869 и 879 880 годов. 2. 2. 2. Тема 3.6:​.

Русские ы Библиотека Книги Bible Studies.

3 4. P. 336 337 Laurent V. Le cas de Photius dans lapologetique du patriarche Jean XI Beccos 1275 1282 au lendemain. Православие и западное христианство. Римский Католицизм. Четвёртый Константинопольский собор, иногда Софийский собор Христианской церкви, созванный в 879 году под председательством Фотия в Константинополе и заседавший в храме Святой Софии. Собор, среди прочего, причислил к числу Вселенских Второй Никейский собор 787 года. Память святых отцов шести Вселенских Соборов Свято. Четвертый Халкидонский 451 год, против ереси монофизитов. призван таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879 880 годах,. Свиток.Христианские тексты.Вселенские соборы. Найдено 3 определения термина Вселенский Собор 680 81, Второй Никейский 787 и Четвертый Константинопольский 869 70 соборы. патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879 880.

Вселенский Собор ² academic2.ru.

Если говорить точнее, то Четвертый Константинопольский Собор 879 880 года, собранный святителем Фотием Константинопольским,. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 879 880 Древо Drevo. В 879 880 годах в документах 4 го Константинопольского собора впервые упоминается как епископская резиденция Охрида. В 886 году учениками. Стоит ли бояться грядущего Всеправославного Собора. А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879 880 гг., Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в. Собор 879 880 годов Словари и энциклопедии на Академике. Моментов, относящихся к истории Константинопольского патриарха. Фотия I и после великого Свято Софийского Собора 879 880 годов. К такому.

Просмотр темы 41537 Форумы проекта Новая Хронология.

Тем не менее, верующие празднуют шесть соборов, так как седьмой на Поместном Константинопольском Соборе в 879 880 годах,. Раскол между Константинопольской и Римской кафедрами в IX в. Тридентский собор XIX Вселенский собор католической церкви, 692 Четвёртый Константинопольский собор Софийский 879–880 Пятый.

Болдырева И. И. Правовое положение женщины в Уэссексе VII—IX веков / И. И. Болдырева // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 182—193.

ЕМ НИШ-4

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н’ Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 94(410)»06/08″

Правовое положение женщины в Уэссексе VII— IX веков

© Болдырева Ирина Ивановна (2016), кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки, Воронежский государственный медицинский университет (Воронеж, Россия), boldyrevairi@mail.ru.

Рассматриваются особенности правового положения женщины в уэссекском обществе VII—IX веков на материале судебников королей Ине и Альфреда. Обсуждаются типичные правонарушения в отношении женщин и девушек, имущественное положение вдовы, порядок расторжения помолвки. Новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью статуса раннесредневековой женщины в отечественной медиевистике. По мнению автора, в VII—IX веках англосаксонская женщина не была лишена правовой активности, несмотря на то что ее статус был тесно связан с семейным положением. Показано, что представительница слабого пола несла ответственность за совершаемые ею проступки и могла приносить очистительную присягу. Отмечается, что особую социальную категорию составляли монахини, которые, с одной стороны, пользовались повышенной защитой со стороны государства, с другой, со всей строгостью несли ответственность за нарушение монашеских обетов. Указывается, что внимание кодекса короля Альфреда к морально-нравственным проступкам, совершенным против женщин или с участием представительниц слабого пола, следует воспринимать как проявление особого отношения к женскому целомудрию в раннее Средневековье.

Ключевые слова: женщина в раннее Средневековье; англосаксонское право; королевство Уэссекс; судебник Ине; судебник Альфреда.

1. Введение

Интерес к «женской истории» на современном этапе развития медиевистики обусловлен растущей популярностью социально-культурного и антропологического направлений исторических исследований, которые открывают новые грани видения и понимания человеческого прошлого. Трехчастная общественная структура (oratores, laboratores, Ье1Шое), упоминаемая в сочинениях европейских писателей рубежа раннего и высокого Средневековья, не предусматривала для представительниц прекрас-

ного пола отдельного места. Однако в средневековом социуме женщина занимала особое положение, что проявлялось в ее восприятии современниками, имущественном и правовом статусе.

Правовое положение женщины в раннее Средневековье остается одной из наименее изученных проблем отечественной историографии и за некоторым исключением находит отражение лишь в обзорных работах, посвященных средневековой повседневности и генезису феодальных отношений . Целью настоящей статьи стала характеристика правового статуса английской женщины VII—IX веков на материале законодательных кодексов, составленных в королевстве Уэссекс.

2. Женщина в законодательстве короля Ине

Королевство Западных саксов (Уэссекс) еще в VII веке представляло собой одно из наиболее могущественных государственных образований на территории Британии. На протяжении ряда столетий западно-саксонские правители неоднократно вступали в борьбу со своими соседями за политическую гегемонию. В IX веке Уэссексу было суждено возглавить процесс объединения англосаксонских земель и оказать достойный отпор экспансии скандинавов.

Самый ранний свод законов западных саксов был составлен в правление короля Ине (688—725) , который смог подчинить своему влиянию практически весь юг Англии. Судебник короля Ине исследователи, как правило, датируют 688—694 годами . Следующий по времени англосаксонский свод законов появляется лишь спустя двести лет, при короле Альфреде (871—899 / 901), который опирался на опыт законотворчества своих предшественников . Во всех сохранившихся рукописях законы Ине помещены как приложение к кодексу короля Альфреда.

О положении женщины у англосаксов судебник Ине сохранил лишь отрывочные сведения, которые в известной степени дополняют информацию ранних кентских кодексов. Здесь представительницы слабого пола упоминаются лишь в шести титулах, которые рассматривают кражу (титулы 7, 57), убийство иноземца (титул 23), порядок расторжения помолвки (титул 31), имущественное положение вдовы (титул 38) и перечисляют слуг гезита (титул 63).

Кража — единственный проступок, в котором женщина фигурирует как ответчица в раннем уэссекском праве. Воровство, многократно упо-

минаемое англосаксонскими судебниками, по всей видимости, являлось одним из наиболее распространенных правонарушений в раннее Средневековье. Интересно, что титулы 7 и 57 судебника Ине не называют женщину воровкой, а лишь допускают возможность ее соучастия в преступлении:

«Если кто-то совершит кражу, а его жена и дети не будут об этом знать, пусть он уплатит штраф 60 шилл. Если же он украл с ведома своих домашних, все они переходят в рабство. Мальчик десяти лет может быть соучастником кражи» (Gif hwa stalie, swa his wif nyte 7 his beam, geselle LX scill. to wite. Gif he öonne stalie on gewitnesse ealles his hiredes, gongen hie ealle on öeowot. X wintre chiht mœg bion öieföe gewita) .

«Если кэрл украдет какое-либо имущество и принесет в свой дом, и там его застигнут, то он виновен один, без жены, так как она обязана повиноваться своему мужу; если она сможет подтвердить под присягой, что не пользовалась украденным, то пусть ей достанется третья часть » (Gif ceorl ceap forstilö 7 bireö into his œrne, 7 be-fehö )œrinne mon, )onne biö se his dœl synnig butan J)am wife anum, foröon hio sceal hire ealdore hieran: gif hio dear mid aöe gecyöan, )œt hio )œs forstolenan ne onbite, nime hire öriddan sceat.) .

В англосаксонской народной культуре домашнее хозяйство и семья традиционно ассоциировались со сферой женского . Тем не менее в доме мужа женщина не была полноправной хозяйкой. В повседневной правовой практике вопрос о виновности жены человека, принесшего в дом украденное, видимо, возникал достаточно часто, что и объясняет закрепление подобных норм в законодательстве. Очень похожий титул присутствует в английском праве XI века. Согласно второму кодексу Кнута Великого (1017—1035), жена вора несла ответственность только в тех случаях, когда украденное имущество было обнаружено в помещениях, от которых она хранила ключи . Вероятно, эти помещения имели хозяйственное назначение.

Раннее англосаксонское право на примере кентских и уэссекских судебников подтверждает, что брак у англосаксов имел характер деловой сделки. Еще кодекс Этельберта предписывал возвращение жениху его брачного выкупа, если родственники невесты нарушали условия договора . О существовании у ранних англосаксов брачного соглашения, предполагающего финансо-

вые обязательства сторон, и о его важности в повседневной правовой практике свидетельствует титул 31 законов короля Ине:

«Если кто-нибудь купит жену, но свадьба не состоялась, оговоренную плату следует возвратить и уплатить еще раз столько же в возмещение и уплатить поручителю столько, сколько следует уплатить за нарушение поручительства» (Gif mon wif gebyccge, 7 sio gyft forö ne cume, agife ^œt feoh 7 forgielde 7 gebete ^am byrgean, swa his borgbryce sie) .

Из текста титула не ясно, кто является нарушителем, родственники девушки или жених. Возможно, кодификатору были известны и те, и другие прецеденты. В раннее Средневековье разрыв помолвки по инициативе жениха вовсе не был редкостью, о чем свидетельствуют тексты целого ряда континентальных правд. В меровингской «Салической Правде» за отказ от невесты полагалась выплата компенсации . В баварском и аламаннском обществах помимо выплаты компенсации жених был обязан в присутствии соприсяжников поклясться, что оставляет девицу не по причине какого-либо порока или изъяна, но ради любви к другой . Согласно эдикту короля лангобардов Ротари, если жених затягивал оформление брака более чем на два года, невеста сохраняла обещанный в день помолвки подарок жениха, а опекун женщины получал право выдать ее замуж за любого свободного .

Особое внимание раннесредневековые кодексы традиционно уделяют вдовам. Титул 38 судебника Ине был направлен на защиту имущественных интересов семьи умершего крестьянина. Если у него оставались дети, они жили с матерью, за которой признавалось право их воспитать. Родственники мужа должны были ежегодно давать вдове по шесть шиллингов на ребенка, приводили домашних животных, чтобы обеспечить пропитание семьи, а также присматривали за домом до достижения детьми совершеннолетия . Если принимать во внимание титул 26 судебника Ине, где содержание найденного ребенка в первый год оценивалось в 6 шиллингов, во второй — в 12 шиллингов, в третий — в 30 шиллингов , то ежегодная сумма, выделяемая вдове на ребенка, покажется достаточно скромной.

Еще одна категория женщин, фигурирующая в судебнике Ине, — это аббатисы. Они наряду с аббатами упоминаются в титуле, оговаривающем

наказание за убийство иноземца. При отсутствии у убитого родственников и друзей аббаты и аббатисы становились теми лицами, которые делили вергельд с королем . Титул явно указывает на то, что в VII веке настоятельницы англосаксонских женских монастырей имели право оказывать покровительство иностранцам на территории своих королевств. Игуменьи крупных монастырей пользовались в тот период большим авторитетом. Многие из них принадлежали к королевским домам, и их статус был не ниже статуса аббата .

3. Женщина в законодательстве короля Альфреда

Не менее ценные сведения о правовых практиках и повседневной жизни англосаксов, в том числе о положении женщины, предоставляет составленный на рубеже 80—90-х годов IX века судебник короля Альфреда. В пространном прологе к сборнику Альфред пишет об использовании им норм раннего кентского, мерсийского и западно-саксонского законодательства . Однако строгие заимствования из более ранних кодексов в его законах отсутствуют. По всей видимости, для Альфреда ассоциация своей кодификаторской деятельности с законотворчеством правителей прошлого была не просто топосом, получившим широкое распространение в раннее Средневековье , но декларацией политического единства, которое складывалось в тот период под эгидой Уэссекса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Титулы судебника Альфреда, упоминающие женщин, главным образом рассматривают проступки морально-нравственного характера. Исключением является титул 9, определяющий наказание за убийство беременной. В ряде варварских правд подобные правонарушения предусматривали выплату повышенного вергельда , что можно объяснить вниманием общества к демографическим проблемам. Англосаксонское законодательство не стало исключением. Убийца и его родственники должны были уплатить вергельд женщины в соответствии с ее сословной принадлежностью и дополнительно половину вергельда отца ребенка . Некоторые статьи судебника подтверждают, что право на часть вергельда имел материнский род .

В законодательстве Альфреда впервые у англосаксов упомянуты преступления против монахинь. В более позднем праве этой категории женщин наряду с вдовами уделяется повышенное внимание. В IX веке похищение монахини из монастыря каралось штрафом в 120 шиллингов . Он поступал в пользу короля, епископа,

а также глафорда той церкви, под покровительством которой находилась женщина. Сумма в 120 шиллингов в те времена была весьма существенной, учитывая, что вергельд свободного крестьянина кэрла составлял 200 шиллингов . Та же сумма полагалась к уплате за прелюбодеяние с женой представителя знати, чей вергельд равнялся 1200 шиллингам . Из уголовных преступлений 120 шиллингов в качестве штрафа полагалось уплатить каждому из участников убийства скопом, если убитый принадлежал к сословию нобилей, а также за вторжение на огороженную королевскую территорию .

Несмотря на молчание повествовательных источников можно предположить, что похищения инокинь, действительно, случались нередко. После начала скандинавских вторжений в Англию в конце VIII века англосаксонское монашество переживало упадок. В эпоху короля Альфреда на территории Англии сохранилось всего несколько женских обителей. Десятки монастырей были разорены викингами. Монашеская дисциплина регулярно нарушалась, по поводу чего сетовал сам король .

Параграфы 1—3 рассматриваемого титула должны были служить предостережением для инокинь, пренебрегших своими обетами, а именно: незаконное сожительство с мужчиной лишало бывшую монахиню многих материальных и социальных гарантий. После смерти похитителя ни женщина, ни дети, рожденные от этого союза, не имели прав на его имущество. Кроме того, в случае убийства ребенка инокини-расстриги материнская родня лишалась своей части вергельда в пользу короля. Отцовский же род получал положенную долю виры . Вряд ли эту правовую норму следует комментировать в контексте отсутствия равенства между полами в тот период. Более вероятно, что в данном случае строгость закона по отношению к женщине объяснима ее монашеским статусом.

Несмотря на то что о воле женщины здесь ничего не говорится, из контекста очевидно признание ее вины наряду с виной похитителя. В этом плане очень интересна параллель, присутствующая в более позднем законодательстве Кнута Великого, которое под угрозой потери имущества запрещало вдове вступать в повторный брак ранее, чем через год после смерти супруга. Если женщину вынуждали к поспешному браку, она должна была оставить нового мужа и возвратиться домой, и лишь в этом случае сохраняла свое имущество . Вероятно, в IX веке общество ожидало от похищенной монахини возвра-

щения в родную обитель, возлагая на нее ответственность за собственную судьбу.

Однако в большинстве случаев упоминание инокинь в памятниках англосаксонского права связано с особой защитой их чести и безопасности. Например, в титуле 18 судебника короля Альфреда за оскорбление монахинь предписывалась выплата двойного штрафа .

Правовой статус англосаксонской женщины в IX веке был достаточно сложен. В отдельных случаях компенсация за преступления, совершенные в ее отношении, взималась в пользу мужчины, с которым ее ассоциировали. Защита монахинь считалась прерогативой епископа и короля. Вступление в незаконную связь с чьей-либо женой недвусмысленно воспринималось как оскорбление мужа. Сума компенсации могла быть различной, от 40 до 120 шиллингов, и вычислялась в зависимости от его вергельда:

«Если кто ляжет с женой человека, чей вергельд равен 1200 шилл, пусть уплатит мужу 120 шилл.; шестисотеннику уплатит 60 шилл.; кэрлу уплатит 40 шилл.» (Gif mon hœme mid twelfhyndes monnes wife, hundtweltig scill. gebete öam were; syxhyndum men hundteontig scill. gebete; cierliscum men feowertig scill. gebete) .

Из текста не ясно, идет ли речь о прелюбодеянии или изнасиловании. Видимо, для кодификатора этот вопрос был непринципиален, поскольку сумма компенсации и в том, и в другом случае оставалась одинаковой.

Иначе вычислялась компенсация за оскорбление незамужних девушек. В судебнике короля Альфреда детально перечислены преступления против чести девиц. Каждое из них предусматривало уплату суммы, размеры которой варьировались в зависимости от родовитости потерпевшей и определялись ее собственной вирой:

«Если кто-то девицу, принадлежащую к сословию кэрлов, схватит за грудь, пусть уплатит ей 5 шилл. Если он повалит ее, но без соития, пусть уплатит 10 шилл. Если он ляжет с ней, должен уплатить 60 шилл. Если другой человек ложился с ней ранее, то выплата в половину меньше. Если она под обвинением, то должна очиститься присягой в 60 гайд или лишается половины выплаты. Если это будет совершено в отношении более благородной женщины, выплата увеличивается в соответствии с ее вергельдом» (Gif mon on cirliscre fœmnan breost

По мнению К. Фелл, выражение hire gebete (пусть уплатит ей), фигурирующее в первом параграфе титула 11, подтверждает, что непосредственным получателем компенсации являлась сама пострадавшая . В этой связи интересно, что тот же титул предоставлял девушке возможность очистить себя клятвой в присутствии соприсяжников, таким образом, признавая за ней роль активного субъекта права. Впервые англосаксонское законодательство упоминает возможность принесения женщиной очистительной присяги еще в конце VII века . Актовый материал подтверждает это право с начала IX века. Например, одно из первых англосаксонских завещаний, составленное около 804 года, оговаривает право наследницы Кеолбурги подтвердить законность своих земельных владений при помощи клятвы в суде .

Вместе с тем формулировки англосаксонских законов, как правило, не отражают деталей существовавшей правовой практики. Нельзя исключать, что hire gebete предполагало не только право самой девицы, но также право людей, с которыми она ассоциировалась, прежде всего близких родственников или опекуна, получить компенсацию за совершенные против нее проступки. Семья незамужней девушки несла ответственность за ее благополучие и была заинтересована в ее доброй репутации.

С титулом 11 законодательства Альфреда тематически связаны параграфы 1—3 титула 18, где речь идет о прелюбодеянии невесты. Чем высокороднее была девушка, тем большая сумма полагалась к уплате жениху . Вероятнее всего, выплата этой суммы ложилась на плечи родственников провинившейся. Подобный проступок наверняка становился поводом для разрыва помолвки, а девушка теряла шансы заключить удачный брак.

4. Выводы

В целом несмотря на фрагментарный характер предоставляемых сведений ранние уэссекские судебники сохранили важную информацию о жизни и правовом статусе англосаксонской женщины. Главными событиями в ее жизни являлись вступление в брак или принятие монашеских обетов, рождение детей и вдовство. О степени зависимости женщины от родственников законы Ине и Альфреда не сохранили точных сведений. Однако в раннем англосаксонском обществе женщина не была лишена правовой активности. В VII веке начальницы монашеских общин наряду с аббатами и королем оказывали покровительство иноземцам и имели право на часть вергельда. За женщинами и девицами законодательство признавало право на очистительную клятву в присутствии соприсяжников. Особенности статуса монахинь, с одной стороны, заключались в их повышенной защите законом, с другой — предусматривали невозможность отказа от монашеских обетов без серьезных правовых последствий, которые значительно затрудняли социализацию. Внимание судебника короля Альфреда к преступлениям морально-нравственного характера, совершенных против или с участием женщин, свидетельствует об особом отношении к женскому целомудрию в раннем Средневековье.

Источники и принятые сокращения

1. СП — Салическая правда / пер. Н. П. Грацианского. — Москва : Моск. гос. пед. ун-т, 1950. — 168 с.

3. Die Gesetze der Angelsachse / hrgs. F. Liebermann — Halle : Max Niemeyer, 1903. — Bd. I. — 675 S.

8. LEEK — The Laws of the earliest English Kings / ed. F. L. Attenborough. — Cambridge : Cambridge University Press, 1922. — 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

2. Болдырева И. И. Житие святого Уилфреда Йоркского о статусе англосаксонских аббатис VII века / И. И. Болдырева // Общество. Гендер. История : сборник статей и тезисов докладов VIII международной научной конференции. — Липецк : Гравис, 2015. — С. 13—16.

3. Болдырева И. И. Положение женщины в кентском обществе VII века / И. И. Болдырева // Научный диалог. — 2016. — № 2 (50). — С. 207—219.

4. Данилова Г. М. Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев / Г. М. Данилова. — Петрозаводск : Карелия, 1974. — 231 с.

5. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия / К. Ф. Савело. — Ленинград : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1977. — 144 с.

6. Сванидзе А. А. Викинги — люди саги : жизнь и нравы / А. А. Сванидзе. — Москва : Новое литературное обозрение, 2014. — 800 с.

7. Fell C. Women in Anglo-Saxon England and the Impact of 1066 / C. Fell, C. Clark, E. Williams. — Oxford : Basil Blackwell, 1984. — 208 p.

Woman’s Legal Status in Wessex of VII—IX Centuries

Key words: woman in the early Middle Ages; Anglo-Saxon law; Kingdom of Wessex; law code of Ine; law code of Alfred.

Material resources

CP — Salicheskayapravda. Moskva: Mosk. gos. ped. un-t, 1950. (In Russ.).

EHD — Whitelock D. (ed.). 1979. English Historical Documents c. 500—1042, I. L.; New York: Eyre Methuen, Oxford University Press.

ER — Edictus Rothari. 1868. In: Pertz, G. H. (ed.). Monumenta Germaniae Historica.

Legum, 4 : Leges Langobardorum. Hannoverae: Impensis Bibliopolii Aulici Hahniani. 1—90.

LEEK — Attenborough, F. L. (ed.). 1922. The Laws of the earliest English Kings. Cambridge: Cambridge University Press.

Liebermann, F. (Hrgs.) Die Gesetze der Angelsachse. 1903. Halle: Max Niemeyer. Bd. I. (In Germ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Boldyreva, I. I. 2016. Polozheniye zhenshchiny v kentskom obshchestve VII veka. Nauchnyy dialog, 2 (50): 207—219. (In Russ.).

Danilova, G. M. 1974. Problemy genezisa feodalizma u slavyan i germantsev. Petrozavodsk: Kareliya. (In Russ.).

Fell, C., Clark, C., Williams, E. 1984. Women in Anglo-Saxon England and the Impact of1066. Oxford: Basil Blackwell.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *