Чтобы узнать о других значениях, см. Семь смертных грехов (значения) . Не путать со смертным грехом . «Смертельные грехи» перенаправляются сюда. Чтобы узнать о других значениях, см. Смертные грехи .

Святой Дух и семь смертных грехов. Фолио из рукописи Уолтерса W.171 (15 век)

Часть серии по

Католическая философия

Аквинский , Скот и Оккам

Этика

  • Кардинальные добродетели
  • Просто цена
  • Просто война
  • Вероятность
  • Естественный закон
  • Персонализм
  • Социальное обучение
  • Этика добродетели

Школы

  • Августинизм
  • Картезианство
  • Молинизм
  • Оккамизм
  • Саламанка
  • Схоластика
    • Нео-схоластика
  • Скотизм
  • Томизм

Философы

Портал католицизма

Философский портал

Эти семь смертных грехов , также известный как прописных пороков , или кардинальных грехов , является группировка и классификация пороков в рамках христианского учения , хотя они явно не перечислены в Библии . Поведение или привычки относятся к этой категории, если они непосредственно вызывают другие безнравственные поступки. Согласно стандартному списку, это гордыня , жадность , гнев , зависть , похоть , чревоугодие и леность , которые противоречат семи небесным добродетелям . Эти грехи часто считаются злоупотреблениями или чрезмерными версиями чьих-либо естественных способностей или страстей (например, обжорство злоупотребляет желанием есть, потреблять).

Эта классификация была основана отцами-пустынниками , особенно Евагрием Понтийским , которые идентифицировали семь или восемь злых мыслей или духов, которых нужно было преодолеть. Ученик Евагрия Джон Кассиан со своей книгой «Институты» принес классификацию в Европу, где она стала фундаментальной для католической конфессиональной практики, о чем свидетельствуют покаянные пособия, проповеди, такие как » Рассказ пастора » из » Кентерберийских рассказов » Чосера , и произведения искусства, такие как Чистилище Данте ( где кающиеся на горе Чистилище изображены сгруппированными и наказанными в соответствии с совершенным ими худшим смертным грехом). Католическая церковь использовала концепцию смертных грехов, чтобы помочь людям обуздать свою склонность к злу, прежде чем могут произойти ужасные последствия и проступки; лидеры-учителя особенно сосредоточены на гордости (которая считается грехом, отделяющим душу от благодати , который является представителем и самой сутью всего зла) и жадностью, которые рассматриваются как изначально греховные и как лежащие в основе всех остальных грехов, которые необходимо предотвратить. Чтобы вдохновить людей сосредоточиться на семи смертных грехах, пороки обсуждаются в трактатах и ​​изображаются на картинах и скульптурных украшениях католических церквей, а также в старых учебниках.

Семь смертных грехов, а также грехи против Святого Духа и грехи, взывающие к Небесам о мести , считаются особенно серьезными в западных христианских традициях .

7 добродетелей и их толкование

В христианстве выделяют семь добродетелей человека. Любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение.

Грехи и добродетели. Каждая из добродетелей может победить грех

Рассмотрим каждую из них в отдельности и дадим описание.

Любовь

Любовь — это царица добродетелей. Это самая высшая добродетель. Христианская любовь — дар Духа Святого, по своей сущности — обожение человека, по форме — жертвенное служение. Заповедь Господа — любовь к Богу и ближним.

Вот как описывает эту добродетель свт. Игнатий Брянчанинов:

«Изменение во время молитвы страха Божия в любовь. Верность Господу…

Мир Христов. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем ровная…»

Игнатий Брянчанинов святой

Любовь — это царица добродетелей.

Кротость

Кротость (от слова укрощение) — это незлобивый и отходчивый нрав человека.

Господь Иисус Христос сказал:

«Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»

и «Блаженны кроткие ибо они наследуют землю».

Последнее высказывание действительно сбывается. Потому как кроткие христиане наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.

Хотя могли бы быть истреблены яростью язычников. Значение этих слов Господа можно также истолковать как наследие вечных благ в Царствии Небесном, на земле живых.

Такой человек ничем не возмущается, не гневается, не мстит, но терпеливо переносит обиды, укоризны и снисходительно относится к недостаткам ближних.

Это поистине Божественное качество. Укрощение человека самого себя — одна из задач, которая стоит перед каждым крещеным. Кроткие наследуют землю.

Нестяжание

Эта добродетель входит в один из трех монашеских обетов. Можно сказать что нестяжание это бескорыстие, отсутствие жадности, страсти к накоплению и богатству, а также отсутствие пристрастия к каким-либо вещам, ненависть к роскоши, любление нищеты евангельской.

Нестяжательный человек всю надежду возлагает на Бога, и не заботится что есть и пить и во что одеться. Потому то и Господь заботится о нем. Свои деньги он раздает нищим, довольствуясь лишь самым необходимым. Его главное сокровище это стяжание Царствия Небесного.

Богатый человек становится многопопечительным, вовлекается в круговорот суеты. Все его мысли заняты о том, как приумножить, сохранить или потратить земные средства. Его ум уже не занят Богом и вечной жизнью. Чем больше готов человек отдать своего имущества, тем меньше он от него зависит.

Говорит ему Иисус:

…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое,

и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси,

и гряди в след Мене .

(Матф. XIX. 21)

Христианин всегда богатеет в Бога, раздавая, он больше получает, попирая страсть к богатству. Привязанность к вещам не дает всецело доверится Богу и привязаться к Нему. Эта добродетель также дает человеку небывалую свободу.

Она освобождает от страха потерь и ненужных забот, давая человеку много времени для духовного занятия.

Главное сокровище — стяжание Царствия Небесного.

Целомудрие

Кто достиг этой добродетели, тот имеет чистоту помыслов, чувств.

«Всякий любящий чистоту и целомудрие становится храмом Божиим.»

Ефрем Сирин преподобный

Целомудрие — цельное мудрование, цельность души, уклонение от блуда, развратных мыслей и цельный, незамутненный взгляд на лиц противоположного пола, чистота души и тела. Целомудрие это когда все силы души соединены воедино Духом Божиим.

Эта добродетель не только у монахов. Живущие в браке также могут иметь чистые целомудренные отношения. В церковном браке происходит соединение двух личностей — супругов, на всех уровнях: духовном, душевном и телесном.

Святость брака затрагивает и интимную сторону отношений, которые должны быть воздержанными, то есть плотская сторона не преобладает, а лишь дополняет союз. Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями.

Иоанн Дамаскин говорил о целомудрии:

Прекрасен брак для тех,

у кого нет воздержания,

но лучше — девство,

умножающее чадородие души

и приносящее Богу благовременный плод — молитву.

Иоанн Дамаскин святой

Кто достиг этой добродетели, тот имеет чистоту помыслов, чувств.

Воздержание

Эта добродетель завершает список плодов Духа у апостола Павла. Это способность управлять своими страстями и держать их в узде, удержание от излишнего употребления пищи, хранение постов.

Воздержание это начало духовной жизни. Оно может быть душевным и телесным.

Посты соблюдаются православными христианами 4 раза в год. Как влияет на духовную жизнь употребление пищи?

Человек, имеющий пресыщение легкосклоняется ко греху. Но помимо телесной составляющей поста должно быть и душевное воздержание от грехов и страстей. Сей род изгоняется только молитвой и постом сказал Господь.

Поэтому так важна добродетель воздержания. Она дает исцеление душе. Грехопадение началось именно из-за нарушения заповеди воздержания.

Воздержание — исцеление души.

Смирение

Смирение — это одеяние Божества.

Святой Иоанн Лествичник называет смирение сокровищем, хранящимся в бренных сосудах, и говорит, что никакое слово не может вполне изъяснить свойств этого духовного сокровища:

Смирение — это трезвое видение самого себя.

Оно может проявляться по отношению к Богу как видение своих грехов,

стремление подчинить свою волю воле Божией.

Иоанн Лествичник святой

Смиренным Бог дает благодать.

По отношении к человеку эта добродетель проявляется как отсутствие гнева, видение других превосходнее себя во всем, простота и прямота.

Эта добродетель заключается в познании таинства, сокровенного в Кресте Христовом.

Трезвение

Трезвение — причина чистоты сердца, а поэтому и причина Боговидения.

Трезвение — сокровенное познание Божественных Таин, исполнение всякой заповеди. Это постоянное бодрствование, хранение себя от многоспания, праздности, любовь к нощным бдениям, поклонам, подвигам.

Трезвение заключается во внимательной, нерассеянной духовной жизни, стремлении очиститься от греховных мыслей и чувств. Трезвение есть и лествица к созерцанию. Для успешного прохождения духовной жизни эта добродетель очень нужна. Она помогает видеть и отсекать вражии прилоги и чисто молиться.

7 грехов и их толкование

Мы рассмотрели семь благодетелей, теперь перечислим рассмотрим

7 основных смертных грехов. Грехи и добродетели связаны друг с другом. Определенная добродетель побеждает определенный грех. Далее в таблице показано как греху противостоит добродетель.

Таблица грехов и добродетелей

Добродетель Грех
любовь гордость
смирение тщеславие
трезвение уныние
кротость гнев
нестяжание сребролюбие
целомудрие любодеяние
воздержание чревообъядение

Гордость

Эта страсть называется матерью всех грехов. Гордость — наиглавнейшая страсть, которая выражается в отвержении Бога и презрении ближних.

Является наиболее опасной, поскольку сразу не видима как радиация. Это болезнь духа, и она не находится в чувственно-воспринимаемом мире.

Оттенки или подвиды этой страсти таковы: надменность, самолюбие, высокомерие, нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей.

Гордость тянет человека к наслаждению своим падшим я.

Смотрите также статью Гордыня — самый страшный грех

Тщеславие

Тщеславие — это высокомерное стремление к тщетной славе, почитанию. Тщетная, потому что земная. Такая слава преходяща и заканчивается. Она ничто в сравнении с той которую Господь уготовал любящим Его.

Эту тонкую страсть называют дочерью гордости.

Уныние

Уныние — беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа.

Этой страсти особенно подвергаются монахи. Проявляется как безучастность к молитве, богослужению, нерадение, охлаждение к подвигу, угашении ревности к вере.

Гнев

Гневающийся убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве.

Эта страсть имеет много оттенков: раздражительность, вспыльчивость, ярость, злопамятство, желание мести, непрощение обид, страстные споры, ненависть, презрение, неприязнь, возмущение.

В своем развитии этот грех приводит к крику, колким словам, ударам, толканиям и убийству.

Сребролюбие

Сребролюбие есть нарушение второй заповеди, поклонение богатству.

Этот грех заключается в любви к деньгам, страсти к накопительству, ненасытном увеличении земных благ.

Есть множество его подвидов: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие.

Любодеяние

Любодеяние — принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медленнее в них, блудные мечтания и пленения. К этой страсти также относиться супружеское невоздержание и измены.

Чревообъядение

Разновидности данной страсти таковы: объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания.

Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя.

На каждом отдельном колечке написана одна из добродетелей. Всего их семь.

Любовь – любовь к Богу и к Святой Троице. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Служение Богу и его Творению.

Нестяжание – Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

Воздержание – Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

Кротость – Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

Целомудрие – Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

Смирение – Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его . Явление простодушия от живой веры. Беспристрастие.

Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15).

Трезвение – Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.

Колечко может быть как самостоятельное изделие, так и в комплекте.

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

1. Воздержание

Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью, обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

***************************************************

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

**************************************************

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащения. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

3. Нестяжание

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

***************************************************

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

***************************************************

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

5. Блаженный плач

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

********************************************************

6.Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвыи душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

****************************************************

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

7. Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

******************************************************

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: «от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания» (Ис. 1, 6). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва – грех – не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва – смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 7, 23–24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (Быт. 6, 3). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (1Кор. 15, 50). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, «внегда судити» Ему (Пс. 50, 6).

Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего. В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям; Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

8. Любовь

Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении1. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.

Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен!

****************************************************

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *