Алибаев А.А., Лукьянов А.В.

Башкирский государственный университет E-mail: Lukyanov@bsu.bashedu.ru

ТЕЛЕСНОЕ И ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗДОРОВЬЯ КАК ФОРМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются соотношение и антропологическая дихотомия тела и духа в контексте проблемы самореализации сущностных сил человека Ключевые слова: антропология, тело, дух, самореализация

Россия напоминает Протея, постоянно меняющего свой облик (социально-политический, правовой, эстетический, но только не духовный и абсолютный). Именно поэтому полностью «нельзя определить, на что она назначена и куда она идет» . Но это незнание отнюдь не выступает как нечто «негативное», а наоборот, как бы продлевает ожидание чего-то другого, чего-то более важного, самобытного, нравственного. Народы, населяющие Россию, издавна стремились к такой красоте, которая не противоречит правде и добру, выступающей в конечном счете в качестве генератора духовной и социальной энергии страны. Это действительно так, поскольку дискуссии о перспективе самобытного пути России в истории неминуемо выдвигают мысль о первичных силах в системе ее культуры, о силах, вырастающих из «сердца», свободы и совести по отношению к воле, мысли и организации. Именно таким образом складывающийся социальный организм России и сможет, на наш взгляд, действительно устоять перед всеми соблазнами модернизации и глобализации. В настоящей работе мы также исходим из идеи социального и духовного иммунитета, анализ которой позволяет повысить степень сопротивляемости социального строя России негативным влияниям.

Мы сегодня остро чувствуем моральные обязанности, интеллектуальные возможности российской культуры. Эти возможности обоснованы великим предназначением России, тем почетным местом в интеллектуальной истории человечества, которое она занимает с давних времен. Позже Ф.В.Й. Шеллинг, определяя это место, писал о том, что ожидает от нее «великих услуг для человечества» . И поэтому было бы необходимым детально исследовать сущностный уровень того, почему это так.

Наша главная задача заключается в том, чтобы обосновать сам способ рассмотрения ука-

занной проблемы, способ, который уже изначально является социально-философским, поскольку задает российскому социуму связь с последними глубинами бытия и предлагает исходить из того, что человек на всех ступенях своего бытия выступает «проводником» высших начал и ценностей, которые он в себе воплощает. В данном отношении необходимо отметить, что человек активно соучаствует в творческом осуществлении этих начал.

Российское общество невозможно объяснить ни через стихийно складывающиеся закономерности психического взаимодействия отдельных индивидов, ни через органическую взаимосвязь людей, подобную единству органов в живом организме. Истинная «душа» России, весь её дух, вся её телесная и духовная конституция неизмеримо возвышается над этими частными проявлениями и обусловливает их.

Данный тезис можно обосновать тем, что сущность душевной жизни России заключена во власти идеи. Ведь только таким образом и можно обосновать ту великую историческую миссию, которую играет российская наука, наука, которая, в строгом смысле слова, начинается с разработки фундаментальных понятий.

Социальное взаимодействие с того момента, писал П.А. Сорокин, «когда в его потоке появляется понятие, то есть когда устанавливается обмен не только представлений, ощущений и т. д., но и обмен понятий (усвоение и передача знаний: обучение, научные открытия, изобретения и т. д.), резко отделяется от всех остальных видов взаимодействия и становится исключительно человеческим достоянием» . Другими словами, мир понятий, взаимодействие понятий — «вот окончательный признак чисто социального (человеческого) явления» . В этом смысле российские ученые явили миру такие идеи и понятия, интуитивные прозрения и образцы, кото-

рые оказали существенное влияние на мир. Российский интеллект есть именно та «питательная почва», из которой произрастает как раз та сила, которая поддерживает иные человеческие общества. И понять эту силу совершенно невозможно, отрывая «душу» от «духа», «понятие» от «созерцания». Если мы признаем «дух» как реальность, то должны признать и душу, поскольку бездушность, как замечает В.Г. Федотова, «является предпосылкой бездуховности» , что сегодня весьма ощутимо. Вместе с тем необходимо отметить, что духовность составляет в то же время и основу душевности, а также многих превосходных телесных свойств.

Признание духовного в качестве специфической реальности проявляется в возрастающем внимании ученых к его сложной внутренней структуре, к его ядру. Ведь «без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведет к новому человеку» .

Новизна развиваемой нами здесь концепции заключается в той мысли, что духовный строй России, её самобытное, нравственное и духовное состояние в значительной мере обусловливает её социальную жизнь, всю её самобытность и своеобразие. Все же попытки определить жизнь связаны с трудностями выявления содержательного аспекта понятий «тела» и «телесности». При этом необходимо учитывать саму специфику социального познания, имеющего дело с такими явлениями и процессами, которые не поддаются восприятию органов чувств. Однако нам всё же следует иметь в виду, что всякое «жизненное тело» выступает как определенная организация телесного и духовного пространства здоровья, в основе которой лежит система универсальных «космических потенций», главными из которых являются потенции бытия и небытия, полноты и отсутствия, богатства и бедности.

Универсальность «потенций» проявляется не только в могучем разуме человека, но и в возможном расширении человеческой чувственности, или телесности, пределы которой задаются границами социального и культурного универсума. Органы человеческого тела — это как бы «окна» в «социальную вселенную». Через всю эту вселенную происходит напряжение потенций, действие которого продолжает осуществляться.

При этом потенция телесности, как мы увидим в дальнейшем, постоянно присутствует в духе; её действие заканчивается в тот момент, когда дух достигает состояния наивысшего напряжения1.

Почему же наша современная российская действительность продолжает оставаться чуждой телесности, а следовательно, душевного и духовного здоровья, как энергичной потенции духовного бытия, как определенной силы бытия в бытии? Думается, что в этом повинна иррациональность нашего бытия, его антителесность.

В настоящем исследовании мы отстаиваем классическое понимание телесности. Понимание, опирающееся на трактовку субъекта в качестве трансцендентального. Неклассическая философия, напротив, вводит в поле философской проблематики «телесности» такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. С нашей же точки зрения, указанные феномены не являются феноменами чистой телесности, а выступают либо феноменами эмпирического мира, либо связывают в отдельных случаях мир эмпирического и мир трансцендентального.

Наш мир действительно антителесен, поскольку, если следовать логике И. Канта, сегодня почти полностью отсутствует система регулятивных принципов, упорядочивающих существующие формы духа и рассудочной деятельности. Наш мир лишь потенциально телесен, но актуально хаотичен. Жизнь современного нам человека как бы «стиснута» бездумным миром. Даже распространение экологически безопасных технологий и стандартов вызывает порой негативные последствия для человека.

Но можно порассуждать и в несколько ином плане. За годы строительства социализма в обычай вошло порождение тел, лишенных души (ваятели памятников и ансамблей часто придавали своим героям взгляд, холодно устремленный в грядущее). Одновременно с этой существовала и существует тенденция, которая отдает предпочтение идеальному порыву, красоте, неизмеримо возвышающейся над материей. Хотя эта тенденция и связана с возвышением последних тайн душевности, тайны телесности здесь оказываются почти не затронутыми. Современная Россия должна наконец найти жизненно важную для себя середину между материей и светом, природой и духом.

1 Дух как универсальная космическая потенция, а также противоречия духовного и духовной деятельности исследованы в следующих сочинениях:

Итак, социальное как единство телесного и духовного выступает в качестве горизонта развития телесности лишь в том случае, если человек оказывается причастным обоим мирам: миру живой природы и техническому миру. Человек свободен и оригинален лишь в придании направления своим творческим силам, т.е. в самом способе использования своей природы и своей мысли. Последний момент очень важен, поскольку живое значение с необходимостью включает в себя не только предмет мысли, но и сам фрагмент мышления. Российская наука добилась поразительных открытий во всех сферах мышления именно потому, что её представители всегда размышляли не только над тем, что они мыслят, но и над самим способом, каковым они мыслят. Эта рефлексивная составляющая знания особенно четко прослеживается при рассмотрении истории возникновения неевклидовой геометрии, тесно связанной, как известно, с работами Н.И. Лобачевского.

Ю. Хабермас, размышляя над проблемой защиты человеческой телесности на мегауровне (т. е. на уровне развития всего человеческого сообщества), пишет следующее: «Я предложил различать неприкосновенность человеческого достоинства… и неподвластность чужому влиянию доличностной человеческой жизни». Речь, как видим, идет о многоуровневой защите жизни: «Однако, — продолжает Ю. Хабермас, — если к моменту генетического вмешательства не признается никакого права безусловной защиты жизни или телесной целостности эмбриона, то аргумент задействованности третьей стороны не находит никакого прямого способа применения» . Существующая евгеническая практика, считает он, не столько связана с нарушением прав уже существующей личности, сколько умаляет статус личности будущей. «Я полагаю, -замечает Ю. Хабермас, — что это произойдет в том случае, если личность, на которую оказали влияние до её рождения, затем, после того, как она узнает об изменившем её качества дизайне, станет испытывать трудности с тем, чтобы понимать себя в качестве автономного и равного по происхождению члена ассоциации свободных и равных личностей» .

Современный человек в условиях тотального отчуждения и самоотчуждения вынужден приспосабливаться к извращенным фантазиям «массового потребителя», становиться изобретатель-

ным и расчетливым «рабом» часто нечеловеческих, неестественных и необдуманных вожделений (телесное и духовное пространство здоровья при этом сокращается, как и ослабевают сами формы и способы самореализации человека, человеческой личности). В этом плане целесообразно было бы поставить вопрос об исследовании неестественной, сверхъестественной, иррациональной телесности, которая, надстраиваясь над телом антропологическим и социальным, не корректирует важнейшие механизмы жизнеобеспечения, а подавляет их (например, созданная сегодня в мире индустрия секса насилует естественную, человеческую способность любить, противостоит этой телесной способности или свойству личности угрожающим образом).

Можно также заметить, что духовное здоровье сегодня может быть обеспечено только многоуровневой социальной защитой: 1) экономической защитой; 2) социальной; 3) политической; 4) духовной и правовой; 5) телесной защитой, предполагающей защиту чувственного мира человека. Ведь чувственность — это основа всякой науки о человеке. Современная борьба за выживание России, за её достойное вхождение в мировое сообщество разворачивается в последнем основании социокультурного развития. На роль такого основания может претендовать, на наш взгляд, сама телесная конституция российского суперэтноса, главнейшим компонентом которой выступает сфера сущностных потенций россиянина (способность воображения, открытость сознания, установка на надежду и любовь, долготерпимость и т. д.). Все это — главнейшие характеристики внутренней телесности человека, важнейшие измерения его как трансцендентального субъекта.

Коммуникация, влияющая на духовное и телесное здоровье людей, предполагает также этический аспект. Преодоление грубости внутренних телесных органов возможно лишь при наличии искренности, социальной совместимости коммуникатора и реципиента, при согласованности слов и поступков, при недопустимости прерывания самой коммуникации. Таким образом, коммуникация раскрывает, говоря словами Бердяева, «духовно-душевно-телесный аспект личности, позволяя возвыситься ей над детерминизмом природного мира».

Научно-технический прогресс сильно изменил образ жизни людей, значительно расширив

их коммуникативные возможности. Но растущий индивидуализм сделал контакты более кратковременными и поверхностными. Коммуникативная сфера, влияющая на человеческую духовность и телесность, хотя и расширяется (в том числе и при помощи технических средств), тем не менее духовная жизнь человека продолжает оставаться детерминированной его телом.

Но истина, по нашему мнению, состоит в том, что «духовная жизнь» призвана как раз к тому, чтобы дедуцировать сущностные силы человека за «границы» тела, телесного бытия, выводить в мир социальных и духовных взаимодействий с творческими силами других людей, с различными формами и способами их реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Писатель и время. — М., 1978.

3 Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. — М.: Наука, 1992. — С. 103.

4. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — Париж. — 1951. — С. 48.

5. Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. — 2002. — №6.

6. Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). — Уфа: РИО БашГУ, 2001.

7. Пушкарева М.А. Анализ понятия «деятельности» в учениях Фихте, Шеллинга и Гегеля // Философские науки. — 2003. — №5.

8. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / пер. с нем. — М.: Издательство «Весь мир», 2002. — С. 91-92.

Сведения об авторах: Лукьянов Аркадий Викторович, профессор кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета, доктор философских наук профессор 450074, Уфа, ул. Фрунзе, 32, тел. (347) 2726370, Lukyanov@bsu.bashedu.ru Алибаев А.А., соискатель кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета

UDC 1(07)

Alibaev A.A., Lukyanov A.V.

The Bashkir state university, e-mail: Lukyanov@bsu.bashedu.ru

PHYSICAL AND SPIRITUAL SPACE OF HEALTH AS A FORM OF HUMAN SELF-REALIZATION

Key words: anthropology, body, spirit, self-actualization.

1. Writer and time. — M., 1978.

4. Berdyaev N.A. Kingdom of the Spirit and the kingdom of Caesar. — Paris. — 1951. — S. 48.

5. Lukyanov, A.V. I.G. Fichte on the issue of criteria for the spiritual «I» / / Philosophy. — 2002. — № 6.

5. Три стороны человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, её органы и потребности; нормальная и излишняя заботливость о теле

Сколько Вы наделали вопросов по поводу предыдущих двух писем! Это показывает в Вас прилежную, живую и восприимчивую ученицу и обещает успех. Тем охотнее мне писать. Но не на все буду Вам отвечать теперь, оставляя ответы до следующих разов. Займусь тем, что более всего Вас занимает. Пишите: «Ваши слова о сторонах, силах и потребностях человеческого естества вводят меня внутрь себя. Вхожу. Кое-что вижу, но большая часть то туманна, то совсем невидима для меня. Сильно желаю знать, что такое духовная, душевная и телесная сторона в человеке, какие в каждой потребности и как они удовлетворяются. Мне очень хотелось бы держать себя на уровне человеческого достоинства — истинного, как нам назначено быть Творцом».

Хорошо-с! Вы касаетесь самых основ нашей жизни, объяснение которых даст нам основы для всех последующих рассуждений. Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить. Мне думается, что многие потому и не живут, как должно, что думают, будто правила о сей достодолжной жизни навязываются совне, а не исходят из самого естества человека и не им требуются. Если б были уверены, что так есть, не стали бы поперечить им и отступать от них. Итак, извольте прислушать.

Тело наше состоит из разных органов, из коих каждый совершает свое отправление, существенно необходимое для жизни телесной. Главных органов три: 1) желудок с легкими, сердцем, артериями и венами, лимфатическими сосудами и множеством других сосудов, сосудцев и желез, служащих для разных отделений из крови и соков тела; отправление всех их — питание тела, или плототворение; 2) система мускулов и костей, отправление коих есть движение внутри и вовне; и 3) система нервов, центр коих — голова, спинной мозг и система ганглий — где-то под брюшною и грудною преградою, а разветвления проникают все тело; отправление её — чувствительность. Когда ход этих отправлений и взаимное их отношение в порядке, тело здорово и жизнь — вне опасности; а когда этот порядок нарушается, тело заболевает и жизнь в опасности. Каждое отправление имеет свою потребность, которая дает себя живо чувствовать живущему, требуя удовлетворения. Потребности желудочной, или питательной и плототворной, части суть пища, питие, воздух, сон; потребность мускульно-костяной части есть потребность напрягать мускулы, которую всякий чувствует, долго засидевшись, и прямо потребность движения, заставляющая ходить, гулять, работать что-нибудь; потребность нервной части — приятное раздражение нервов всего тела, как мерность тепла и холода и подобное, и особенно приятное раздражение пяти наших чувств, в которых нервная система вышла наружу для общения с внешним миром.

Все это, как видите, телесно — душе какое бы до всего этого дело. Но как она, по теснейшему сочетанию с телом, приняла его в свою личность, то своими считает и все потребности телесные. Оттого говорим: я хочу есть, пить, спать, хочу ходить, гулять, работать, хочу видеть разноцвет, слышать разноголосие, обонять разноухания и прочее. Усвоив себе все потребности телесные, душа своим делом считает и удовлетворение их и хлопочет о пище, питии, сне, одежде, крове и о всем прочем, всячески желая добиться того, чтоб тело было покойно и не тревожило её своими докучливыми требованиями. Это отношение души к телу, которое она держит не учась, а сама собою, по внутреннему некоему понуждению, обнаруживается в ней вроде некоего инстинкта — животолюбием, телолюбием, желанием покоить тело и доставать все для того потребное.

Совокупность всего этого и есть телесная сторона человеческой жизни. Но не все здесь одинаково телесно, или плотяно и чувственно. Крепко плотяна только питательная часть, но и она облагораживается приспособлением её удовлетворения к потребностям и целям собственно душевным. Органы же движения и чувства служат более нуждам души, чем тела. А один орган, стоящий будто вне системы прочих органов, именно орган слова, исключительно есть орган души, назначенный для служения ей одной.

Телесная, плотская, чувственная — неодобрительная в нравственном отношении — жизнь есть та, когда человек, увлекаясь крайне животолюбием и телолюбием, поставляет главною для себя целию и заботою покой тела, или всестороннее удовлетворение потребностей лишь телесных с забвением о душе и тем паче о духе. При этом каждая телесная потребность, естественно-простая, распложается во множество прививных потребностей чрез привычку и пристрастие к разным способам её удовлетворения. Возьмите пищу, или питие, или одежду. Что, кажется, проще всего сюда относящегося? А между тем сколько потребностей неотлучных: хоть умри, да подай! Оттого видим, что иные минуты не имеют свободной, бегая за нужным для удовлетворения их, при всем том, что десятки других лиц заняты для них тем же. У таких неизбежно должны голодать душа и дух, если они ещё не совсем заглушены, забиты и погружены в чувственность.

Извольте о всем этом поразмыслить. О душе — до следующего письма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Опубликовано в 2017, Выпуск № 10(64) Октябрь 2017, ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Файзуллин А.Ф.

ORCID: 0000-0002-2376-9010, кандидат философских наук,

ООО «Научно-исследовательский центр тибетской медицины»

ДУХОВНОЕ И ТЕЛЕСНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ЗАПАДА И ВОСТОКА

Аннотация

В статье рассматривается духовное и телесное здоровье как состояние гармонии с миром, анализируются представления и знания о здоровье человека, а также средства, ведущие к его обретению. Исследуются источники и причины появления болезней и их трактовка с философских позиций Запада и Востока. Определяются характерные черты философских концепций Юго-Восточной Азии (индуизма, буддизма, даосизма). Осмысливаются творчество и целительство, служащие в данных философских концепциях цели воздаяния добра, любви и блага всему живому, а также духовные знания, накопленные тибетским буддизмом, которые сегодня активно используются на пути духовного развития человека и сохранения его здоровья. Отмечено, что человек, представленный в многомерности своего духовного бытия, в западных и восточных философских концепциях, должен быть понят как культурный и творческий процесс, обеспечивающий креативную составляющую общественного организма.

Ключевые слова: Здоровье, духовное здоровье, телесное здоровье, медицина Тибета, болезнь, целительство, творчество.

Faizullin A.F.

ORCID: 0000-0002-2376-9010, PhD in Philosophy, LLC «Scientific Research Centre of Tibetan Medicine”

SPIRITUAL AND PHYSICAL HEALTH OF A PERSON IN THE CONTEXT OF THE PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF THE WEST AND THE EAST

Abstract

Keywords: health, spiritual health, body health, medicine, Tibet, disease, healing, creativity.

Тибетский буддизм и тибетская медицинская наука видят любое творение совершенным лишь в момент его создания, непосредственно вслед за образованием совершенной формы, следует необходимость поддержания гармонии, поскольку хорошее здоровье заключается в гармонии всех элементов. Средства и методы, ведущие к приобретению и сохранению здоровья, мыслятся в современных обществах по-разному, в зависимости от основных мировоззренческих принципов, выраженных в философских концепциях Запада и Востока. Западная традиция стремится «понять и познать», во главу угла ставит человеческую личность с её притязаниями, восточная же стремиться «накопить и передать», поскольку в восточных философских системах личность никогда не рассматривалась как «чистая доска», только как ежесекундное порождение Вселенной, наделённое всеми её потенциями. Выделим наиболее характерные черты религий и философских концепций Юго-Восточной Азии (индуизма, буддизма, даосизма):

а) признание всеобъемлющего космического принципа, мирового закона, предвосхитившего существование природы и человека, для обозначения которого введены такие понятия как: «Брахма», «Рита», «Дао» и др.;

б) роль конкретных богов относительно «космического закона» не существенна и сводима, в принципе, к индивидуализированному воплощению его принципов и зависимости от оного, отсюда и необязательность веры в богов, создающих мир и им управляющих;

в) индо-буддийской традиции не присуща западная идея линейности мирового процесса, подчёркивающая важнейшую и священную роль прихода Спасителя;

г) для индо-буддийской традиции характерна идея вечного повторения, идея скоротечности и ничтожности человеческой жизни относительно Вселенной и Космоса. Сансара – извечно изменчивый земной мир – подчеркивает статику, постоянство, неизменность и вечность божественного мира, представленного в обезличенном облике «мирового закона»;

д) «мировой закон» осуществляется через моральное поведение человека, карма (действия и помыслы) определяет его посмертную судьбу: тут нет Бога, которого можно просить, умалять, обещать; покаянием не вымолишь помилование, нельзя «забыть» собственные грехи – есть только личная карма и неумолимый закон. Однако в данной религиозной традиции нет вечной смерти: только вечная жизнь, цепь рождений, смертей и бесконечное вращение колеса Становления или колеса Сансары и такое же бесконечное вращение всех живых существ в кругу перерождений;

е) индо-буддийской традиции свойственны также идеи:

–иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта,

– отношения к бытию как страданию,

–понимания нирваны как к блаженства, состояния инобытия, недеяния, наивысшего, пикового умолкания, погашения желаний и стремлений, эмоций и движений; усиления и концентрации духовной энергии, создания внутреннего пространства, очищенного от всего несущественного.

Тибетская мудрость говорит нам о том, что не нужно оплакивать ни живых, ни мёртвых, ведь буддисты считают, что Будда Шакьямуни открыл способ «успокоения дхарм» и поведал о нём своим ученикам, прервав цепь перерождений. Индо-буддийское учение о личном спасении, прежде всего, – это учение о путях духовного просветления: «Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, – писал Махатма Ганди, – я сказал бы просто: поиски истины» . Чжуан-цзы рассуждал в духе логики Целого: «Мир внешний и Я – одно целое», так как нет границ между земным и небесным, духовным и материальным, практическим и теоретическим . В философской традиции Востока не идет речь о философии как о «науке мышления в понятиях», а только как об «особом символическом переживании действительности» , именно поэтому в Китае и Индии не было чисто философских, умозрительных школ, например, Духовное, душевное и телесное здоровье в своём единстве выражается в «облике», и если он усматривается как красота, то за ним допускают гармоничное духовно-телесное состояние.

Таким образом, в культурах, имеющих в основании принцип космоцентризма, дух был не отделим от материи, человек рассматривался как единица Универсума, а его здоровье рассматривалось как состояние вселенской гармонии с Природой и Космосом, следовательно, болезнь – это дисгармония и исправить её можно только посредством восстановления телесного, душевного и духовного здоровья, возродив и исправив утраченное единство.

Здоровье должно осмысливаться и «переживаться» каждым человеком и в этом плане творчество и целительство, безусловно, служат цели воздаяния добра, любви и блага всему живому, а духовные знания, находящиеся и бережно хранимые тибетским буддизмом, сегодня активно используются на пути духовного развития человека и сохранения его здоровья. В Тибетском буддизме, например, творчество и целительство, являясь двумя разделами знания из десяти, призваны нести благо всем живым существам, «при этом творчество следует поставить на первое место, поскольку благодаря ему человек обучается мастерству, которое впоследствии он станет применять, совершенствуясь в остальных областях знания» . Совершенствуясь в любом искусстве, созидая и творя материальные объекты, сотрудничая со своим окружением, человек способен обрести гармонию, так как только совершенное творение может обладать совершенной формой, поэтому тибетские ламы видят конечное совершенство в выразительности самой Вселенной.

В телесном облике человека мы также можем рассмотреть проявление уравновешенных, либо неуравновешенных причин: если физические формы находятся в равновесии и не испытывают избытка или недостатка в чём-либо, то можно говорить об их гармонии между собой. Хорошее здоровье можно также определить посредством гармонии элементов, поскольку любое творение совершенно только в момент его создания, то возникает необходимость постоянного поддержания гармонии и совершенства, иначе неизбежен распад. Поэтому тибетское медицинское знание, говоря об искусстве исцеления, прежде всего, обращает своё внимание на проблему поддержания баланса, то есть исцеления, а задачу целителя видит в предотвращении потери гармонии.

Духовное и телесное здоровье человека связано с естественным объединением единичного и единого, неповторимого и непреходящего, где самопознание оказывается неотъемлемым от сопричастности социальной, культурной жизни. Например, язык искусства равен духовному и телесному смыслам, можно сказать, что идея, суть здесь представлены чувственными образами, телесной формой, где внешнее в конечном счете является внутренним. Мы не можем не заметить, что мир и ощущения, данные нам в нём имеют символическую природу и эти символы отражают «нечто спрятанное в самом субъекте, в его собственной транссубъективной реальности» .

В отличие от восточных духовных практик, средневековое христианское мировоззрение строится на совершенно иных принципах. Теоцентризм, сместивший античный космоцентризм, имеет иные мировоззренческие установки: он иначе относится к феномену здоровья и средствам его достижения: за основу принят принцип духовного добролюбия, относящийся к трансцендентному началу исключительно посредством веры. Отсюда понимание того, что всякая болезнь заставляет человека страдать не только телесно, но и духовно, поэтому мы спрашиваем себя «Как скоро мы выздоровеем? Почему заболел именно я? За что мне это? В чём моя вина?». Болезнь напоминает нам, что физическое здоровье преходяще, а тело наше бренно: «болезнь практически всегда ставит под вопрос главные принципы, основы и характер нашего бытия, его гармоничность…». На смену доктрине освобождения приходит понятие спасения: человек не способен себя освободить, его может спасти только Бог, а для спасения важны величие духа, человеческое достоинство и вера: «Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения; это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии её, при действии её; без неё он делается чуждым самому себе…». Н.А. Бердяев видел спасение в наступлении эпохи Святого Духа: «Божественная мистерия Жизни и есть мистерия Троичности…Бытие было бы в состоянии нераскрытости и безразличия, если был бы один…» . Ницше в своих работах высказал протест онтологическому дуализму, единство мира неразделимо и сама жизнь создаёт эту целостность, его слова «Бог мёртв» означают, по мысли М. Хайдеггера, что «сверхчувственный мир лишился своей действенной силы. Он не подает уже жизнь. Пришёл конец метафизике…» . Трансцендентный мир, не отражающий мир человека, согласно философу, лишь выдумка метафизиков: есть только натура, с её настоящей и пластичной телесностью.

Для индо-буддийского учения отрицание бога вполне приемлемо и ведомо, но для него неведомо отрицание Истины, путей приближения к которой великое множество: столько же, сколько есть людей на Земле, но чтобы познать Истину, нужно слиться с «космическим законом», не только осмыслить, но и пережить единение с миром, проникнуть в ритм Вселенной, пропустить сквозь себя. Патриарх китайского чань-буддизма Линь Цзи (IX в.) считал, что за бледной плотью человека скрывается истинный человек, который входит и выходит через органы чувств, его только следует найти в себе. Для этого нужно очистить своё сознание и своё тело, что доступно каждому человеку – это смирение, мудрость, каждодневный труд, сила воли, т.е. основной источник спасения – наше собственное Я.

Целостный взгляд на мир, где «одно во всём и все в одном» – основной принцип буддизма, индуизма и даосизма, именно этот принцип является самым труднодоступным для представителей западной культуры, воспитанных на иных типах связи, например таких, как «одно и другое». Поэтому в философской традиции Востока не могла возникнуть философская антропология, так как человек здесь не мог стать предметом изучения, вследствие того, что его пришлось бы изъять из окружающего мира, а отторгнутая дхарма – есть ложная дхарма, потерявшая свою суть и природу.

Задача тибетской медицинской науки, понять, как не нарушая «мирового закона», излечить болезнь. Медицина Тибета может дать нам представление о том, что такое болезнь, и что такое лекарство: истинное лечение вскрывает неправильные условия существования, которые нужно устранить и постоянно поддерживать благоприятные условия. Если человек живёт в гармонии, то процесс умственного и физического оздоровления идёт сам собой: дисгармония физическая исцеляется только путём восстановления гармонии.

В современном мире, «формируется новое сознание, готовое к самой жизни подходить с точки зрения индивидуальных прав и личных желаний» , но стоит всегда помнить о том, что человеческое тело способно жить, вероятно, и много более чем век, но оно может быть уничтожено в единый миг, в зависимости от условий существования. Именно тогда наступает дисгармония в виде болезни и смерти, т.е. болезни может и не случиться, но вероятность заболевания есть всегда. Согласно тибетской медицине, человек может сохранить, развить или в корне изменить условия своего существования, настолько, насколько ему позволит внутренний баланс сил. Следовательно, если мы говорим о здоровье человека с позиций тибетской медицины, то мы должны помнить, что для буддистов каждый человек включён как часть в постоянно изменяющийся ритм природы, имеющей над ним власть, такую же, как и над всем вообще. Поэтому буддист говоря о своём здоровье, говорит и о речном потоке, и о снеге в горах, и ритме собственного дыхания.

Применение знаний тибетской медицины позволяет поддерживать и восстанавливать баланс в теле до момента наступления непрекращающейся гармонии. Поддержание гармонии в мыслях и теле, поможет человеку установить гармонию и в относительном мире, обрести понимание абсолютного ума. Для формирования верного, подлинного пути к настоящему здоровью, необходимо помнить о наставлениях по врачебному искусству Будды Медицины, изложенных в Сутре медицины. Для поиска гармоничного существования в мире, где царит дисгармония, важно переживать собственное единение с миром и развивать неделимое мировоззрение, основанное на единении и обобщении различных философских традиций и культур. Принцип тибетской медицинской науки – неразделение единого и освобождение человека от его духовной слепоты – сегодня видится особенно актуальным.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in Englis

Стороны жизни человека и общества

Стороны жизни человека и общества

Все больше острых проблем современности осмысливается театром в публицистических формах, прямых диалогах со зрителем. В поле осознания средствами театра все чаще попадают те стороны жизни человека и общества, которые ранее считались ординарными, обыденными: к примеру, злоупотребление служебным положением, взяточничество, бюрократизм, даже алкоголизм, наркомания, проституция, то есть «болевые точки» общественной жизни, вызванные застойными явлениями, которые казались нетипичными для советской действительности, замалчивались.

Но ведь художественное выражение этих явлений в театре не только оказывается возможным, но и снимает с них маски, дефетинизирует их, преобразует человеческие представления, пожалуй, с большей степенью воздействия, чем публицистика или наука. В этом проявляется социально-действенная роль театра в обществе.

Когда возник (в силу определенных социально-исторических причин) дефицит философского осмысления жизни искусство советского театра смогло в чем-то восполнить этот пробел в силу своей целостности, интегрированности, многозначности. В контексте культуры такая компенсационная функция воспринимается как яркий и значительный момент восстановления целостности осознания объективных закономерностей бытия.

Без реального знания и глубокого осмысления истории и настоящего, без философского и художественного постижения мира невозможно движение вперед. «Художественное проникновение в суть повседневности и способность вырваться за ее пределы, ввести в оборот более широкие социальные, нравственные, временные критерии — вот требования к подлинному искусству и одновременно признаки его. Без такой работы — тяжелой, подчас мучительной — не бывает и не может быть нравственного прогресса, духовного очищения и развития ни отдельного человека, ни общества в целом».

Советский театр продолжает выполнять эту благородную работу, вносит свой ощутимый вклад в перестройку общественного и индивидуального сознания, в подлинно философское постижение закономерностей и перспектив бытия.

Многие думают о себе, что бегут как белка в колесе. Но «глупая» белка, желая двигаться – разминается в колесе, делает то, что хочет. Это не бессмысленный бег, а подход к снаряду в спортзале.

А люди умудряются бежать бессмысленно. Даже не пытаются увидеть смысл своего бега, за пределами замкнутого круга привычек и стереотипов. Обладая 1.5 килограммами мозга, поступают глупее белки.

Обрести баланс

Если жизнь кувырком, проблем всё больше, и они настойчиво требуют решения – остановитесь. Посмотрите на них «с высоты птичьего полета». Необходимо отыскать причину проблем и исправить её. В этом поможет упражнение «Круг жизни».

Метод «Круг жизни человека» позволит:

  • прояснить, что для вас главное в жизни, а что нет;
  • выявить «Что со мной не так?»;
  • осознать насколько вы счастливы, и как это улучшить;
  • направить ваше внимание и усилия на решение проблемных мест.

Мы счастливы, когда жизнь приносит удовлетворение во всех её сферах. Если вы удовлетворены жизнью – значит сбалансированы.

Как построить круг баланса жизни

Шаг 1. Нарисуйте круг или откройте приложение

Распечатайте готовый шаблон «круга жизни» или нарисуйте круг жизни на листе бумаги. Разбейте его на 8 секторов равного размера, как «пиццу». Или нажмите на кнопку:

Построить круг жизни

8 секторов круга сфер жизни – условное разделение, выбранное для наглядности. Увеличивайте или уменьшайте количество сфер по желанию.

Шаг 2. Выберите сферы, определяющие качество и удовлетворенность жизнью

Каждый сектор круга представляет сферу жизни, имеющую для вас значение.

Вы можете балансировать свою жизнь двумя способами:

  • Выбрать для сфер-секторов значимые для вас ценности: семья, бизнес, карьера, деньги, хобби, отдых, творчество, развлечение, духовность или самореализация.
  • Выбрать для сфер-секторов те роли, которые вы исполняете в жизни – например: руководитель компании, сын/дочь, муж/жена, друг, коллега, партнёр, дедушка/бабушка. Альтернативный вариант, рекомендуемый Стивеном Кови.

Рядом или внутри каждой сферы обозначьте критерии вашего личного «золотого стандарта» – идеального состояния вашей сферы спустя 3, или 6 месяцев. Берите по максимуму, но без отрыва от реальности.
Например:

  • Здоровье: бросить курить и освоить комплекс упражнений цигун.
  • Творчество: закончить начатую книгу и научиться рисовать.
  • Хобби: сыграть 3-х аккордовую песню на гитаре и изучить основы игры Го.
  • Деньги: повысить доход на 50%.

Шаг 3. Шкала оценки

Прогресс по каждой сфере оценивайте в баллах: от 1 – «мрак», до 10 – «лучше бы, да некуда». Для этого в каждом сегменте, от центра – к периферии, нарисуйте мерную шкалу с равными делениями. Чем выше оценка – тем успешнее работа над собой.

Оценки за жизненные успехи в достижении целей круга жизни будете выставлять себе сами. Будьте честны, но не строги с собой. Обычно, на первый раз, получается некрасивая картинка – но будущее проясняется.

Оценивая результат, оставайтесь спокойны – не забывайте о чувстве меры. Если сразу примерить на себя роль строгого учителя не получится, не опускайте рук. Нужные навыки для прогресса в работе над собой обретёте быстро.

Сферы жизни

  • Здоровье, оздоровительные практики, спорт

    Какие бы цели не ставил перед собой человек, лишенный энергии и здоровья – он далеко не продвинется. Занятия спортом, здоровое питание и полноценный сон в сочетании с позитивным психологическим настроем – те ключи, которые помогут отпереть массивную дверь к сбалансированной и счастливой жизни.

  • Личные отношения, семья, дети

    Вы можете быть отличным семьянином, успешным на работе или в спорте, располагать уважением коллег. Но жизнь останется пустой, лишенной гармонии и счастья без главной составляющей – любви к близким и дорогим людям. Заметив перекос в этой сфере, ещё раз пересмотрите старый добрый фильм «Игрушка», где главные акценты размещены очень точно.
    Балансируя, учитесь правильно расставлять приоритеты, устранять стереотипные преграды.

  • Личностный рост

    То, как тратятся минуты жизни, определяет наши возможности быть счастливым человеком. Ищите свой смысл. Направьте энергию на развитие в этом направлении. Осваивайте новые знания, не бойтесь экспериментировать и начинать то, что никогда не делали. Развивайте в себе всё, что считаете ценным, растите как личность. Возможно, то, что вы считали малозначимым и второстепенным – при ближайшем знакомстве окажется делом всей жизни.

  • Карьера, финансы, бизнес

    Вы можете быть духовным человеком, но, пока вы не достигли нирваны – ежедневное «общение с мышью в пустом холодильнике» не будет способствовать достижению жизненного баланса. Если же финансовая независимость уже давно часть вашей жизни, то в круге баланса можно предусмотреть такой рабочий сектор, как самореализация/предназначение/большая цель.

  • Окружение и друзья

    Для нас социум – наше ближайшее окружение и друзья. Мы сбалансируем свою жизнь, если впишем себя в идеальную формулу: человек исчисляется как среднее арифметическое друзей, среди которых ⅓ составят друзья его уровня; ⅓ – друзья, у которых он многому учится; и ⅓ – друзья, которые учатся на его примере. Предложенная формула, как и сам круг целей жизни, – идеал. Будем к нему стремиться.

  • Отдых/новые впечатления/вкус жизни

    Вы продуктивно поработали – позвольте себе качественный отдых. Это две стороны одной медали. Без первого нет второго, а второе – обязательное условие для первого.

    Замечательно, когда работа создает для нас все возможности для незабываемого и полезного отдыха. Путешествия, наполненные новыми впечатлениями; получение волнующего опыта, времяпровождение в приятной компании за любимым занятием или развлечением — моменты жизни, которые память бережно складывает в свою копилку.

  • Творчество/хобби

    Иногда мы начинаем верить во что-то только после того, как сумели этого достичь. Возможно, за неимением времени, или хроническим отсутствием настроения вы сознательно зарыли свои таланты. Или просто не подозреваете о них.

    Стоит ли отказывать себе в счастье творить, создавать нечто новое, выражать себя в рисунке, рассказе, стихотворении или танце? Поверьте в себя, и творчество станет лучшим способом познать себя и реализовать свое Я. Если же с творчеством пока решили повременить, замените его на хобби, которое пришлось бы по душе.

  • Духовность

    Какой духовный путь избрать и какой «плод» сорвать с дерева жизни – каждый решает сам. Духовность и поиск неразделимы, и связаны с поиском вечного, выходящего за пределы повседневных проблем. Духовный человек – всегда человек ищущий, постигающий свой смысл и предназначение.

Подбирая близкие вам сферы, акцентируя чрезмерное внимание на одном аспекте, не упустите из виду другие. Например, сектор «карьера» выделен для работы с волнующим вас вопросом карьерного роста. Соответственно, есть искушение все остальные сектора эмоционально или логически связать с работой и карьерой, забыв про отдых, творчество, времяпровождение с близкими.

«Круг жизни человека» онлайн

В нашем приложении вы можете создать свой круг жизненного баланса.

  • Построить круг жизни
    Приложение без регистрации
    2–3 минуты

На что обратить внимание

Техника «Круг жизни человека» проста и наглядна. Тем не менее, практикуя ее, учитывайте несколько ответственных моментов. Они могут отодвинуть ожидаемый результат, или увести в сторону от намеченных целей.

Пояснения:

  1. Глядя на то, что изобразили, не отчаивайтесь. Не сравнивайте рисованный многосекторный кривой прототип с идеально круглым колесом-оригиналом. В своём истинном значении технику корректнее было бы назвать «круг ожиданий», ведь главная цель при работе с ним – не фатальная оценка степени кривизны, отражающей наши несовершенства, а конечный результат – сбалансированная и счастливая жизнь.

  2. Убеждаясь в эффективности метода, вы на каком-то этапе, незаметно для себя, можете впасть в крайность и зациклиться на попытках «подрихтовать» неровности внешнего контура круга жизни до формы идеального автомобильного колеса. Даже 8 баллов, из 10 возможных, могут стать серьезным поводом для расстройств, огорчений и раздражения. Гонясь за идеальной формой колеса, вы забываете о содержании и конечной цели самой техники – не идеализируйте жизнь.

  3. Одинаковые по размеру сектора, словно спицы старого автомобиля, создают для вас иллюзию одинаковой ценности. Ловушка заключается в том, что этот эффект срабатывает на уровне подсознания. Это стоит учитывать с первых дней практики.

  4. Не путайте баллы с процентами. Например, оценка 3 из 10 баллов означает, что в текущий момент вы удовлетворены жизнью в каком-то аспекте на троечку, и не означает, что этот аспект в вашем биологическом возрасте вы реализовали на 30%. Вы оценили себя на 4 из 10 по шкале личного роста из-за недописанной когда-то книги или песни. Это не означает, что на момент оценки вы реализовали свой потенциал на 40%.
    Допустив такое заблуждение и выставив себе субъективную оценку ниже среднего, человек может не найти в себе сил для нужных изменений.

  5. Вы поставили себе в начале практики твердую тройку и почувствовали позитив через неделю-две. Тут вы решаете, а не поощрить ли себя десяткой. В такой момент вы уверены, что отточили желаемый жизненный навык/опыт до блеска, и меняться в этом направлении больше некуда. Стоп! Если бы за 10 дней можно было достичь совершенства, даже в одном аспекте жизни, то Буддой был бы каждый второй. Столь привычное явление на улице, как продавец пиццы.

Идеального круга быть не может

Отвечая на острые вопросы и оценивая самого себя, вы рискуете утратить объективность. Это случается на этапе знакомства с техникой. Отнеситесь к кругу баланса серьезно, и уже первые занятия позволят поймать нужную волну и наладить с собой откровенный диалог. Придется поработать, но разве цель – сбалансированная, осмысленная и гармоничная жизнь – не стоит того? Главное условие успеха и мотиватор – искреннее желание изменить качество своей жизни.

Вы убедитесь, что чудеса случаются с теми, кто в них верит. Поверьте в них и вы. Может скоро и в вашей жизни появится новая, много более интересная работа или волнующее знакомство. Случайность это, или закономерность – решать только вам. Откроем секрет: когда чудеса становятся повседневностью, то убеждаешься, что они – всего лишь следствие «законо – Мерностей!»

Главное: двигайтесь к своим целям, сохраняя выбранное направление и положительную динамику, а тактику и стратегию успеха можете использовать по своему усмотрению.

Устраните дискомфорт

Те сектора, которые набрали меньше всего – зона особого внимания, главный источник ваших жизненных проблем и внутреннего дискомфорта. С ними, в первую очередь, и работаем. Наметьте 3 первых шага, которые сможете сделать за 72 часа, чтобы сдвинуть с места маховик жизни в нужном направлении. Сделайте этих 3 шага и оцените изменения.

У вас есть все необходимое, чтобы приступить к созданию индивидуального плана изменений, наметить первоочередные задачи и подумать о путях их решениях. Надеемся, вы определились с первыми шагами, которые запустят весь сложный механизм необратимых положительных изменений.

Вы справились с очень важной частью работы – составили свою «дорожную карту жизни». Возможно, впервые увидели свою жизнь и смогли проанализировать её. Отыскали персональные ключики к выходу из замкнутого круга и поняли, что нужно делать, чтобы изменить каждую из сфер круга жизни и жизнь целиком.

Балансируйте и будьте счастливы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *