Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

— Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа. Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи.

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными.

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется — человеческое стадо.

Работа с документом.

Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», — сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей — художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли «хранители научной истины» испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

Расскажите об открытие пещерной живописи?

Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.

Игра «Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Пграну

  3. Спиьовжи

  4. Авржет

  5. Бирсоаетлвость

  6. Оидл

  7. Араальтми

  1. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А

  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.

  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014

  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», — сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей — художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли «хранители научной истины» испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?

  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

  3. Игра «Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Пграну

  3. Спиьовжи

  4. Авржет

  5. Бирсоаетлвость

  6. Оидл

  7. Араальтми

Большая часть населения Тибетского автономного района исповедует тибетский буддизм ламаистского толка, примерно 2 тысячи человек ? ислам, и еще около 600 человек ? католицизм. Ламаизм ? одно из направлений китайского буддизма. В VII в. нашей эры буддизм проник в тогдашнее царство Тубо из центрального Китая и Непала. Сначала он получил распространение среди аристократов, а затем постепенно и в народе. Процесс распространения буддизма можно разделить на два этапа ? «ранний»(с VII до IX в., т.е. в годы существования Тубо) и «поздний»(с X до середины XX в.). В течение длительного позднего периода на Тибетском нагорье появились один за другим высшие иерархи буддизма из Индии и Кашмира. Одновременно религиозное духовенство восприняло и усвоило элементы характерной для Тибета предшествующей религии тибетцев бон; так сложился буддизм ламаистского толка, относящийся к Махаяне ? учению Большой колесницы, одному из двух направлений буддизма. Ламаизм имеет свои особенности, например, институт перевоплощения Живого Будды, до этого не встречавшийся в других религиях, существовавших в Китае. В ходе длительного развития появились многочисленные общины, школы и секты, такие как, например, Ньингмапа (красная секта), Сакьяпа (цветочная секта), Карьгюпа (белая секта), Гэлугпа (желтошапочная секта). В частности, секта Гелугпа, созданная Цзонкабой в начале XV в. на основе реформирования религии, считается наиболее влиятельной. В последствии, в этой секте сложились две системы высшего духовенства как воплощения Живого Будды, система далай-лам и панчен-лам. Уважение и защита свободы вероисповедания представляют собой коренную политическую установку китайского правительства в области религии. В Тибетском автономном районе, как и в других местах страны, проводится политика свободы вероисповедания. Ее содержание в целом таково: граждане имеют право исповедовать и не исповедовать религию; исповедовать ту или иную религию; исповедовать вероучения той или иной секты в религии. После мирного освобождения Тибета институты всех ступеней скрупулезно проводили в жизнь политику свободы вероисповедания, что получило одобрение со стороны широких масс и монашества. В настоящее время тибетский народ, находясь под защитой Конституции и законов страны, обладает полной свободой в отправлении нормальной религиозной деятельности. С 1966-го по 1976-й год, в период «культурной революции» свобода вероисповедания в Тибете, как и в других местах страны, претерпела ряд нарушений. Ареал распространения и практика религиозной деятельности были сильно ущемлены. После «культурной революции» в Тибетском автономном районе всесторонне реализуется политика свободы вероисповедания; один за другим были восстановлены и созданы заново религиозные институты, возродились традиционные религиозные праздники, увеличился ареал распространения религиозной деятельности. В течение десяти с лишним лет государство специально ассигновало 220 миллионов юаней в Тибетском автономном районе на преодоление негативных последствий и реализацию существующих религиозных установок. Были отремонтированы: монастырь Дзьокан, созданный в VII в.; монастырь Самье, созданный в VIII в. предводителем царства Тубо; 4 знаменитых монастыря ламаистской секты Гэлуг-па ? Джэпун, Сэра, Гадань и Ташилунпо. За 5 лет государство также вложило 55 миллионов юаней в реставрацию дворца Потала; 6 миллионов 700 тысяч юаней, 111 килограммов золота, две с лишним тысячи килограммов серебра и многочисленные драгоценные материалы пошли на реставрацию пагод, дацанов и культовых святынь, где покоятся тела панчен-лам с 5-го по 9-й. В январе 1992 г. погрузился в нирвану 10-й панчен-лама Эртни Чоэки-гямцань. Государство ассигновало средства на создание в монастыре Ташилунпо пагоды и зала пожертвований, где покоится 10-й панчен-лама Эртни Чоэки-гямцань. Согласно традиционным ритуалам тибетского буддизма там состоялась торжественная церемония освящения. Все религиозные организации Тибета самостоятельно проводят различные виды религиозной деятельности. Тибетский филиал Китайской буддистской ассоциации создал буддийскую школу в Тибете, открыл в некоторых монастырях классы по обучению буддийским канонам. Ежегодно значительная часть Живых Будд и монахов-учеников отправляются на стажировку в Пекин в Высшую буддийскую школу Китая. В 1984 г. правительство автономного района подарило Тибетскому филиалу большой буддистский канон «Ганджур» на тибетском языке, в Лхасе была открыта типография, которая снабжает монастыри в пределах и вне автономного района (в тех местах, где говорят по-тибетски), большим каноном «Ганджур». В 1990 г. усилиями Буддийской ассоциации автономного района начались работы по гравировке в храме Мужу города Лхаса еще одного большого буддийского канона «Данджр» ? лхасской версии текста на тибетском языке; таким образом, начала реализоваться мечта далай-ламы 13-го, не успевшего осуществить этот замысел при жизни. В 1985 г. в Буддийской ассоциации Тибетского автономного района приступили к изданию журнала «Буддизм в Тибете». К настоящему времени во всем автономном районе насчитывается 340 тыс. монахов и монахинь. Несколько сотен деятелей религиозных кругов выдвинуты депутатами в Собрания народных представителей, являются членами Политического консультативного совета, членами правления Буддийской ассоциации на всех уровнях, или же работают в правительственных органах. Буддийские организации и деятели религиозных кругов Тибетского автономного района много раз выезжали за границу с целью научных экспедиций и обмена. Они также принимали у себя делегации и религиозных деятелей из десяток стран мира, совершавших паломничество, экскурсии и экспедиции в Тибет.

В книге «Религиозный опыт человечества» (1969 г., переиздано в 1976 и 1984 гг.) Ниниан Смарт утверждает, что религия обычно имеет шесть аспектов или характерных черт. В своём последнем обзоре «Мировые религии: старые традиции и современные новообразования» (1989) он вновь оперирует этими шестью аспектами и добавляет седьмой. Эти аспекты описаны ниже:

II.I. Религиозная практика и ритуалы

Каждой религии обычно присущи особые практики, которыми занимаются её последователи. Формы этих практик весьма разнообразны и могут включать в себя богослужение, чтение проповедей, молитвы, медитацию, исповеди, мессу, жертвоприношения, обряды перехода и другие священные действия.

Каждой религии обычно присущи особые практики, которыми занимаются её последователи. Формы этих практик весьма разнообразны и могут включать в себя богослужение, чтение проповедей, молитвы, медитацию, исповеди, мессу, жертвоприношения, обряды перехода и другие священные действия. В некоторых случаях эти обряды очень тщательно проработаны и проводятся публично, например, причащение в Восточной Православной Церкви или священные обряды в религиях австралийских аборигенов. А иногда они не имеют конкретной формы и практически никогда не совершаются публично, например, медитации в Буддизме или уединённые молитвы, которые являются частью многих религиозных традиций. Использование слова «ритуал» для описания этих действий не обязательно означает, что религиозные практики проводятся по какой-то точно определённой форме, равно как и не подразумевает, что люди совершают эти действия просто по привычке. Многие ритуалы по своей форме имеют как внешний (видимый), так и внутренний (невидимый) аспекты.

II.II. Религиозные переживания и опыт

Насколько разнообразны формы религиозных практик, настолько же многообразны и религиозные переживания, которые, согласно их собственным заявлениям, испытывают люди. Например, Будда говорил о просветлении, которое он испытал благодаря медитации. Иудейские пророки и пророк Мухаммед говорили об откровениях, которые легли в основу их религиозных учений. Известны некоторые просто поразительные случаи, например: обращение в Христианство, пережитое Павлом по дороге в Дамаск, ощущение экстаза в шаманизме центральных и северных регионов Азии или одержимость духами у шаманов из некоторых регионов Евразии, Африки и Тихого океана. Возможно, другие известные примеры религиозных переживаний не столь эффектны, однако те, кто их испытывает, считают их реальными и значимыми. К примеру, священный трепет, богоданное вдохновение, просветление, ощущение сияющей пустоты, уверенность в спасении, и т. д.

II.III. Повествования и мифы

Во многих религиях есть повествования. Это могут быть сказания о деяниях Господа, богах, других духовных сущностях, о жизненном пути духовного наставника, о чувстве духовной общности, и т. п. Сюда относятся и повествования из иудейских и христианских писаний о сотворении мира, о Десяти Заповедях, дарованных Моисею, и об исходе народа израильского из Египта по указанию Божьему. Кроме того, к повествованиям относятся бытующие в религии австралийских аборигенов истории о том, как священные существа придавали очертания их земле. В Исламе мы встречаем повествования о жизни пророка Мухаммеда, а в Буддизме — жизнеописание Гаутамы (Будды). Смарт обращает внимание на то, что он использует термин «миф» в его специальном значении (миф: в религии — сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мира и жизни), а не в значении «вымысел, выдумка, ложь». В большинстве дописьменных культур религиозные верования выражались главным образом в форме повествований и передавались из уст в уста.

II.IV. Вероучение и философия

Главным образом после появления письменности вероучения в более или менее систематизированной форме стали, вероятно, отражением того, что первоначально передавалось в виде повествований, либо же (или в дополнение к этому) они возникли из других, более общих философских источников, по крайней мере частично. Содержание верований или вероучений в различных религиях сильно разнится, образуя широкий спектр: от учения о Троице в Христианстве до индуистского учения о непрерывном цикле смерти и рождения, в котором находится каждое живое существо; от учения о 99 именах Бога в Исламе до учения о Четырёх Благородных Истинах в Буддизме о природе страдания, причине страдания, возможности прекращения страдания и методе пресечения страданий. В некоторых религиях, таких как Индуизм, Буддизм, Иудаизм, Христианство и Ислам созданы писания, в которых записаны религиозные повествования и вероучения.

II.V. Этический аспект

Смарт утверждает: «Мы обнаруживаем на протяжении всей истории, что в религиях обычно присутствует этический кодекс» («Религиозный опыт человечества», третье издание, стр. 9). Например, Буддизм учит, что человек в своих действиях должен руководствоваться Пятью Правилами, которые категорически запрещают убийство, воровство, прелюбодеяние, клевету и питьё опьяняющих напитков. В Иудаизме есть Тора (свод законов), которая содержит не только Десять Заповедей, но и множество других наставлений, ритуалов и установок. Точно так же в Исламе есть Шариат, предписывающий множество моральных и ритуальных обязательств. В Христианстве Иисус обобщил своё этическое учение в заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». В определённой степени этический аспект религии может быть связан с её вероучением и мифами. Например, запрет Будды на употребление опьяняющих напитков согласуется с его представлением о том, что подобные напитки препятствуют процессу самоосознания. Христианская доктрина любви к ближним соответствует повествованиям о поступках Христа и догме, гласящей, что Бог есть любовь. А строгие нравоучения Шариата соответствуют исламскому учению о том, что, в конце концов, каждый человек предстанет пред Судом Божьим.

II.VI. Социальный и институциональный аспект

Хотя в принципе человек может иметь свои собственные религиозные убеждения и заниматься собственными религиозными практиками, не объединяясь при этом с другими верующими, большинство религий имеют ту или иную форму социальной организации. Главным образом в небольших обществах социальные институты, в которых осуществляется религиозная деятельность, могут быть полностью аналогичны тем, что осуществляют другую деятельность, например, хозяйственную. В других обществах существуют специальные религиозные организации, к примеру, христианские церкви, буддистские монашеские ордены, иудейские или мусульманские общины верующих. Даже в рамках такой богатой традициями религии, как Христианство, может существовать несколько моделей религиозной организации, например, официальная и иерархическая структура римско-католической церкви и более демократичная и неформальная структура некоторых протестантских церквей. Пусть не во всех, но во многих религиях есть официальные служители: гуру, монахи, священники, имамы, улемы, раввины, пасторы, шаманы и др.

II.VII. Материальный аспект

В своей недавней книге Смарт добавляет седьмой аспект религии — материальный, приняв во внимание факт существования религиозных артефактов, мест богослужения, зданий, символов и т. д. Сравнительная значимость этих вещей в различных религиях различна. В некоторых небольших обществах нет отдельных зданий религиозного назначения; с другой стороны, целые участки естественной природной среды в таких обществах могут быть наделены религиозным значением. Например, священные места австралийских аборигенов или Гора Фудзи в традиционной народной религии Японии. Храмы, мечети и церкви образуют материальный аспект в Буддизме, Индуизме, Иудаизме, Исламе и Христианстве. В различных религиях существуют священные или символические предметы, например, тотемы, мощи, знаки, предметы для совершения таинств и обрядов и т. п. Важно отметить, что хотя все, или почти все, из вышеперечисленных аспектов присутствуют в каждой крупной мировой религии, акцент на том или ином аспекте может варьироваться от одной религии к другой, и даже от течения к течению в рамках одной религии. Смарт отмечает:

Существуют религиозные течения и явления, в которых тот или иной аспект настолько слабо выражен, что кажется, будто он вовсе отсутствует. Небольшие общества, не имеющие письменности, не способны проявить вероучительный и философский аспект. Последователи современного Буддизма, сосредоточившись на медитации, этике и философии, уделяют мало внимания повествовательному аспекту. Что же касается некоторых недавно сформировавшихся групп, то они, вероятно, ещё не успели в достаточной мере развиться, чтобы проявить материальный аспект.

Кроме того, существует так много людей, официально не принадлежащих ни к одному из религиозных сообществ, но имеющих своё собственное мировоззрение и занимающихся собственными религиозными практиками, что мы наблюдаем в обществе мельчайшие религиозные образования, не проявляющие ни одного из точных социальных аспектов религии (Ниниан Смарт, «Мировые религии: старые традиции и современные новообразования», стр. 21).

Стремление использовать в магических ритуалах особые предметы породило фетишизм (португальск. фетиш – «священный, волшебный предмет”). Наши прапредки справедливо полагали, что от совершенства инструмента во многом зависит успех дела, поэтому неуспех в магических обрядах обясняли несовершенством применяемых инструментов, а если инструмент, как им казалось, способствовал благополучному исходу дела, то он признавался обладающим магической силой и становился фетишем.

Вскоре маги, жрецы монополизировали контроль над изготовлением фетишей, засекретили этот процесс и даже охраняли их от прикосновения посторонних. Изготовление фетишей можно признать процессом зарождения религиозного искусства, хотя в отношении любого раннего памятника искусства мы не можем ставить вопрос о его религиозности, а только о том, используется он в культе или нет, поскольку вплоть до поздней древности иных мировоззрений, кроме религиозных, практически не существовало.
По поводу места фетишизма в процессе становления религии существует ряд точек зрения. Одна признаёт его завершающей стадией развития первобытных религиозных верований, поскольку изготовление фетиша требовало значительных познаний и умений, которые жрецы хранили, так как обладание ими давало возможность влиять на поведение людей, и, что немаловажно, получать значительную долю добычи. Это явилось первым шагом на пути расслоения общества, приведшего к разложению первобытных отношений.Другая точка зрения: появление фетиша – результат недостаточного развития абстрактного мышления человека, которому был нужен видимый, осязаемый символ. Это не лишено резона, по той причине, что даже в последующих эпохах встречаются подобные материальные воплощения божества: греки почитали Геру в виде доски, Аполлона в виде пирамиды и т.д.Есть мнение, что в процессе трудовой деятельности человек выделял наиболее удачные орудия труда и, не имея другой поддержки, надеялся на свои «удачливые” инструменты. Он одушевлял их (начало анимизма), уговаривал и дальше хорошо помогать (элементы магии), оберегал от посторонних, а если подводили, ломал. Таким образом, выходит, что фетишизм – самая древняя форма религии. Проявления фетишизма есть и теперь, например, культ святых мощей в христианстве и почитание Чёрного Камня в храме Кааба приверженцами ислама.Рудименты первобытных верований встречаются в современной жизни не так уж и редко. Анимизм стал основой всех религиозных традиций, тотемизм местами сохранился до наших дней. По данным социологических опросов, многие современники верят в силу талисманов и амулетов, гад

ания, магические ритуалы, причем эта вера стремительно набирает силу в переломные для наций и государств эпохи. Под пережитки первобытных верований нередко пытаются подвести научную основу. Наиболее популярными амулетами являются драгоценные камни, популярны знаки зодиака. Иногда можно видеть над дверью подкову, хотя частенько она висит неверно в силу неосведомлённости людей, её использующих.

Среди магических действий распространены гадания астрологов, хиромантов (гадатели по руке), физиогномистов (гадатели по форме лица) и т. д. В крупных фирмах, а иногда и в государственных структурах имеются астрологи. Несколько штатных астрологов работает в составе администрации президента США.
Таким образом, первобытные религиозные верования оказали значительное влияние на развитие человеческого общества и культуры, способствовали развитию и укреплению человеческих объединений, сами изменяясь под влиянием общественного развития. Они послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества

.

Социализм и религия

Современное общество всё построено на эксплуатации громадных масс рабочего класса ничтожным меньшинством населения, принадлежащим к классам землевладельцев и капиталистов. Это общество — рабовладельческое, ибо «свободные» рабочие, всю жизнь работающие на капитал, «имеют право» лишь на такие средства к существованию, которые необходимы для содержания рабов, производящих прибыль, для обеспечения и увековечения капиталистического рабства.

Экономическое угнетение рабочих неизбежно вызывает и порождает всякие виды угнетения политического, принижения социального, огрубения и затемнения духовной и нравственной жизни масс. Рабочие могут добиться себе большей или меньшей политической свободы для борьбы за свое экономическое освобождение, но никакая свобода не избавит их от нищеты, безработицы и гнета, пока не сброшена будет власть капитала. Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живёт чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.

Но раб, сознавший своё рабство и поднявшийся на борьбу за свое освобождение, наполовину перестает уже быть рабом. Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоёвывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь.

Религия должна быть объявлена частным делом — этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. Но значение этих слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть безусловно уничтожены. Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников. Только выполнение до конца этих требований может покончить с тем позорным и проклятым прошлым, когда церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви, когда существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы (по ею пору остающиеся в наших уголовных уложениях и уставах), преследовавшие за веру или за неверие, насиловавшие совесть человека, связывавшие казённые местечки и казённые доходы с раздачей той или иной государственно-церковной сивухи. Полное отделение церкви от государства — вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви.

Русская революция должна осуществить это требование, как необходимую составную часть политической свободы. Русская революция поставлена в этом отношении в особо выгодные условия, ибо отвратительная казёнщина полицейски-крепостнического самодержавия вызвала недовольство, брожение и возмущение даже в среде духовенства. Как ни забито, как ни темно было русское православное духовенство, даже его пробудил теперь гром падения старого, средневекового порядка на Руси. Даже оно примыкает к требованию свободы, протестует против казёнщины и чиновнического произвола, против полицейского сыска, навязанного «служителям бога». Мы, социалисты, должны поддержать это движение, доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства, ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией. Либо вы искренни, и тогда вы должны стоять за полное отделение церкви от государства и школы от церкви, за полное и безусловное объявление религии частным делом. Либо вы не принимаете этих последовательных требований свободы, — и тогда, значит, вы всё ещё в плену у традиций инквизиции, тогда, значит, вы всё ещё примазываетесь к казённым местечкам и казенным доходам, тогда, значит, вы не верите в духовную силу вашего оружия, вы продолжаете брать взятки с государственной власти, — тогда сознательные рабочие всей России объявляют вам беспощадную войну.

По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих. Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело.

Если так, отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию? Ответ на этот вопрос должен разъяснить очень важную разницу в буржуазно-демократической и социал-демократической постановке вопроса о религии.

Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма; издание соответственной научной литературы, которую строго запрещала и преследовала до сих пор самодержавно-крепостническая государственная власть, должно составить теперь одну из отраслей нашей партийной работы. Нам придётся теперь, вероятно, последовать совету, который дал однажды Энгельс немецким социалистам: перевод и массовое распространение французской просветительной и атеистической литературы XVIII века.

Но мы ни в каком случае не должны при этом сбиваться на абстрактную, идеалистическую постановку религиозного вопроса «от разума», вне классовой борьбы, — постановку, нередко даваемую радикальными демократами из буржуазии. Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанной на бесконечном угнетении и огрубении рабочих масс, можно чисто проповедническим путём рассеять религиозные предрассудки. Было бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнёт религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнёта внутри общества. Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против тёмных сил капитализма. Единство этой действительно революционной борьбы угнетённого класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.

Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с непоследовательностью каких-нибудь «христиан» для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро теряющих всякое политическое значение, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самым ходом экономического развития.

Реакционная буржуазия везде заботилась и у нас начинает теперь заботиться о том, чтобы разжечь религиозную вражду, чтобы отвлечь в эту сторону внимание масс от действительно важных и коренных экономических и политических вопросов, которые решает теперь практически объединяющийся в своей революционной борьбе всероссийский пролетариат. Эта реакционная политика раздробления пролетарских сил, сегодня проявляющаяся, главным образом, в черносотенных погромах, завтра, может быть, додумается и до каких-нибудь более тонких форм. Мы, во всяком случае, противопоставим ей спокойную, выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий, проповедь пролетарской солидарности и научного миросозерцания.

Революционный пролетариат добьётся того, чтобы религия стала действительно частным делом для государства. И в этом, очищенном от средневековой плесени, политическом строе пролетариат поведёт широкую, открытую борьбу за устранение экономического рабства, истинного источника религиозного одурачения человечества.

Н. Ленин.

  1. См. статью Ф. Энгельса «Эмигрантская литература» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XV, 1935, стр. 228).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *