Праздник Сорок Святых

22 марта по новому стилю православные христиане отмечает праздник Сорока Святых или, как его еще называют, День сорока святых мучеников Севастийских.

Что означает праздник Сорока Святых?

История праздника Сорока Святых берет свое начало из раннего христианства. В 313 году в некоторых частях Священной Римской империи христианская религия уже была узаконена, и гонения на верующих прекращались. Однако так было не везде. В Севастии, которая находилась на территории современной Армении, император Лициний повелел провести чистку армейских рядов от христиан, оставив только язычников. В Севастии служил ярый язычник Агриколий, а под его началом находились сорок воинов из Каппадокии, исповедующих христианство. Военачальник потребовал от солдат, чтобы они подтвердили преданность языческим богам, однако они отказались сделать это и были заточены в темницу. Там они усердно предавались молитвам и услышали глас Божий, который приободрил их и напутствовал не смиряться перед испытаниями. На следующее утро Агриколий пытался вновь сломить солдат, прибегая ко всяческим уловкам и лести, прославляя их воинские подвиги и уговаривая вернуться к языческой вере для того, чтобы получить свободу. Сорок каппадокийцев вновь твердо вытерпели испытание, и тогда Агриколий повелел вновь закрыть их в темнице.

Через неделю в Севастию прибыл сановник Лисий, который произвел допрос над солдатами, но после того, как они вновь отказались присягнуть языческим богам, велел побить каппадокийцев камнями. Однако камни чудесным образом не попадали в солдат, разлетаясь в разные стороны. Следующим испытанием, которое должно было сломить сопротивление севастийских мучеников стало стояние обнаженными на льду, на которое обрек их Лисий. Чтобы воинам было еще сложнее, неподалеку от реки растопили баню. Ночью один из каппадокийцев не выдержал и побежал к жарко нетопленной хижине, однако, лишь переступив ее порог, упал замертво. Другие же стойко продолжали стоять на льду. И вновь случилось чудо. Господь говорил с севастийскими мучениками, а затем обогрел все вокруг них, так что лед растаял, а вода сделалась теплой.

Один из стражников – Аглалий, который единственный не спал в это время, узрев чудо, воскликнул: «И я – христианин!» и встал в один ряд с каппадокийцами.

Придя наутро к реке, Агриколий и Лисий увидели, что солдаты не только живы и не сломлены, но среди них стоит и один из стражников. Тогда они повелели перебить им голени молотом, чтобы те умирали в муках. Позже тела севастийских мучеников были сожжены, а кости брошены в реку. Однако севастийский епископ блаженный Петр по указанию Бога смог собрать и захоронить останки святых воинов.

Приметы праздника Сорока Святых

Значение церковного праздника Сорока Святых в том, что истинно верующий не сомневается в своей вере, и тогда она спасает его, даже если ему приходится пострадать или даже принять мучительную смерть. Истинный христианин должен быть тверд в своих убеждениях и не отступать от них ни в какой ситуации.

В этот день принято вспоминать сорок каппадокийских солдат, отдавших жизни за веру в Бога. В честь них в православных семьях печется особое угощение – булочки в форме жаворонков.

Молитва сорок святых читать

Эти птицы, их полет ассоциируются у христиан с поведением севастийских мучеников. Птица смело летит вверх, к солнцу, но смиряется перед величием Господа Бога и резко пикирует вниз. Так и Сорок Святых мучеников, смирившись с неизбежной и страшной смертью, смогли вознестись в Господу и получить его благодать.

Краткое житие 40-ка мучеников Севастийских.

празднование святым 9/22 марта

«В царство Лициния нечестивого»— так начинается житие 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Лициний (Ликиний) (308—324) — зять и соправитель императора Константина I Великого (306—337), вместе с ним подписавший эдикт 313 года о свободе исповедания христианской веры. Но если императора Константина отличали государственная мудрость и благочестие, то для лицемерного и коварного Лициния это был вынужденный политическими обстоятельствами шаг. И после эдикта 313 года гонения на христиан в подвластных Лицинию областях продолжались.

В описываемое время (ок. 320) в городе Севастии (Малая Армения, в то время римская провинция) стояло римское войско во главе с военачальником Агриколаем, ревностным язычником. Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения (после эдикта 313 года соблюдение этого ритуала целиком зависело от военачальника). В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии (область, входившая в состав Византийской империи, ныне на территории Турции), отличившихся в боях мужеством и стойкостью. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Но воины отказались, сказав, что если в боях за царя земного они были неустрашимы (как он и сам говорил), то насколько тверже надо им стоять за Царя Небесного. Агриколай пригрозил им бесчестием и велел отвести в темницу. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).

Наутро, уговаривая воинов отречься от Христа, Агриколай начал с похвал и обещаний. Услышав решительный отказ, он велел заковать их и бросить в темницу. Один из воинов, святой Кирион, остановил его, напомнив, что он не имеет права налагать оковы на воинов императора. Агриколай смутился и приказал отвести их в темницу, сняв оковы, сам же стал ждать прибытия правителя области, знатного сановника Лисия. Тем временем святой Кирион в тюрьме наставлял своих товарищей: «Сдружившись на войне,— говорил он,— мы теперь становимся друзьями о Господе, чтобы не разлучаться во веки и вместе совершить христианский подвиг».

Прошло семь дней. По прибытии Лисия святых воинов вызвали на судебное разбирательство. Им вновь предлагали почести и награды, чтобы они совершили языческие жертвоприношения. Но святые ничуть не поколебались, твердо исповедуя веру в воплотившегося Сына Божия — Господа Иисуса Христа. В тюрьме, куда их увели, воины стали петь 122-й псалом: «К Тебе возведохом очи наши. Живущему на Небеси». В 6-м часу утра был им свыше глас Господень: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25—26). Дерзайте, и не бойтесь мук кратковременных».

Когда их вновь привели на допрос, они заявили: «Мы, христиане, идолам не поклонимся, делайте с нами что хотите». И видели они, как диавол, с мечом в правой и змеей в левой руке, наклоняясь к Агриколаю, шепнул ему: «Ты уже мой, старайся». Агриколай велел связать всех воинов и вести их к озеру, бывшему близ города Севастии. Стояла зима, дул сильный ветер. Воинов раздели донага и поставили на льду посреди озера (в числе стражников был и тюремный сторож). День уже клонился к закату. На берегу топили баню: на случай, если кто не выдержит и захочет отречься, чтобы сразу мог и согреться в этой бане.

Ночью от мороза и сильного ветра тела воинов обледенели. Один из них в первом часу ночи не выдержал и, бросив своих товарищей, пошел к бане, но как только он с мороза очутился в тепле, так сразу «оттаял» и пал замертво. Святые же мученики молили Господа укрепить их.

22 марта — день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

В третьем часу ночи заблистал над ними теплый свет, настолько теплый, что растопил лед. В это время вся охрана спала, кроме тюремного сторожа по имени Аглаий. Он слышал их молитвы и размышлял про себя, как это тот, прибежавший из холода в тепло, помер, а эти, на таком морозе стоя, еще живы. Пораженный внезапным светом над мучениками, он возвел глаза к источнику света и увидел тридцать девять венцов, сходивших с неба. Аглаий догадался, что тот, прибежавший в баню, отвержен от лика святых. Он немедленно разбудил спящую стражу, сбросил с себя одежду и побежал к тем 39-ти, громко крича: «И я христианин!» И, став между ними, воззвал: «Господи, в Тебя верую, причти меня к числу этих мучеников Твоих!» И снова их стало сорок человек — сошел и сороковой венец, и посрамлен был диавол. Они же стояли все вместе и пели 11-й псалом: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный».

На следующий день, удивленные тем, что святые не замерзли за ночь, мучители приписали это особому искусству, которому они где-то научились. Когда же увидели тюремного сторожа и узнали от других охранников, в чем дело, то пришли в ярость. Святым мученикам перебили голени железным молотом. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться. Святые мученики, умирая, свидетельствовали, что души их избежали работы вражией и что умирают они со Христом и во Христе.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Праздник 40 святых в 2018 году

Из жития сорока мучеников Севастийских

Сегодня мы совершаем память сорока севастийских мучеников. Эти мученики, одного из которых звали Илий, были воинами, и когда они отказались принести жертву языческим богам, военачальник язычник заключил их в темницу. Они предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет".

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. «Жестока зима, но сладок рай, — говорили они, — мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному — ужели мы не пожертвуем своей жизнью из верности Царю Истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев — ужели мы не вынесем смерти за правду? Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтобы жить».

Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане. Но едва он переступил порог — как упал замертво. Жалкое зрелище для праведных! Воин— беглец. Первый из храбрых—пленник. Овца Христова — добыча зверей.

Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?

Он и вечной жизни не достиг, и не насладился настоящей.

Все стражники спали, кроме одного. взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. И, насчитав 39 венцов, понял, что бежавший воин лишился своего венца.
Тогда он разбудил остальных стражников и сказал им: «И я Христианин!» — и присоединился к мученикам.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что воины живы. Тогда их вывели из воды, перебили им голени, а затем сожгли на костре.

Христе Боже, молитвами сорока севастийских мучеников сохрани нас от искушений лукавого, сподоби нас, радостно пройдя сорокадневный путь поста, поклониться Божественным Твоим Страстям и Живоносному Воскресению и помилуй нас, ибо Ты один Благ и Человеколюбец.

День памяти Сорока Севастийских Мучеников (22 марта) — один из наиболее чтимых праздников в православном мире. В  этот день  облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров. В их честь создан храм в Спасской слободе, который, несмотря на свою очень печальную историю,  продолжает жить и принимать паломников со всей России.

Праздник 40 Святых: что нельзя делать, приметы и традиции дня

Но обо всём по порядку.

Предыстория

К началу 4 века после долгих междоусобиц в римской империи правили два императора:  святой Константин Великий и Ликиний. В 313 году первый из них издал Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и у них появлялись равные права с язычниками.

Однако, Ликиний продолжал гонения на христиан на своей территории. Также он желал стать единоличным правителем  и  готовился к войне против Константина. В его войске наравне с язычниками служили  и православные. Осознавая, что в случае войны с Константином, христиане могут перейти на сторону его врага, коварный Ликиний решил избавиться от них.

В это время в древнем армянском городе Севастии размещалась дружина из сорока храбрых православных воинов, победивших во многих сражениях, во главе с военачальником Агриколаем. Исполняя приказ императора, Агриколай пытался принудить своих подчиненных поклониться языческим богам. Но ни уговоры, ни лесть, ни кандалы, ни темница, ни брошенные в них камни (которые по Божьему проведению даже не долетели до солдат), не заставили их отречься от Христа. В течение всех испытаний воины усердно молились Богу, и им был дал ответ: «Кто до конца претерпит, тот будет спасен в следующей жизни».

Понимая, что изменить решение воинов просто так не удастся, Агриколай придумал еще одно испытание. В морозный день мужчин раздели донага и повели на озеро и поставили на лед. На берегу в качестве искушения растопили до красна баню, чтобы тот, кто решит стать язычником, смог бы незамедлительно согреться. Не выдержав сильного холода, один из солдат бросился к душистому манящему теплу, но не успел он даже ступить на порог, как упал замертво.

Когда мороз стал губителен для тела, с небес опустился густой яркий свет, который растопил лед и вода в озере стала словно парное молоко, а над головами страдальцев появились золотые венцы. Один из стражей, Аглаий, проснулся и увидел это чудо. Потрясенный, он стал пересчитывать нимбы, их оказалось 39. Поняв, что кто-то из воинов отказался от подобной милости, и есть возможность спастись, заняв его место, охранник, не задумываясь, скинул с себя одежду и с криком «Я тоже христианин!» вошел в воду.

Когда забрезжил рассвет, охранники увидели, что страдальцев по-прежнему 40, причем вместо  того, кто сдался, к ним примкнул один из них. Ослепленные яростью, понимая, что больше они ничего не могут поделать, палачи отрубили мученикам ноги и погрузили мертвые тела на повозки, чтобы придать огню. Самого юного солдата, изувеченного, но все еще живого, мать несла следом за процессией, чтобы его похоронили вместе с товарищами, когда он испустит последний вздох.

Тела сожгли, а останки бросили в водную гладь на большом расстоянии друг от друга, чтобы никто из христиан не сумел их не только собрать полностью, но даже найти.

Спустя три дня Петру, епископу Севастийскому, приснился сон, где он, как наяву, увидел дружину праведников, которые просили его ночью собрать их прах и придать его земле. Тайком, в кромешной тьме, святой вышел на берег озера, недоумевая, как он может узреть то, что невозможно найти даже днем. Под темным бархатом воды Петр увидел сияние —  это были  останки мучеников. Светились не только большие фрагменты, но даже самые маленькие косточки. С помощью преданных клириков епископу удалось собрать прах святых и с почестями похоронить его.

Хотя эта история произошла много веков назад, до наших дней дошли и имена святых: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

В чем помогает молитва Сорока Севастийским Мученикам?

— в oбpeтении cтoйкocти;

— в пpeoдoлeнии oтчaяния;

— в дocтoйнoм перенесении бeд и тяжелых испытаний;

— в coxpaнении и дaжe возвращении утpaчeнной вepы;

— в поиске работы.

А еще этот день был знаком, что холодная зима подходит к концу. Этот праздник в народе еще называют «Сороки», «Куличи», «Жаворонки» или даже «Тетерочный день». И хозяйки пекут из теста жаворонков в память о великих мучениках, показавших истинное смирение и вознесшихся в Царствие Небесное.

Опубликовано 22 марта 2018г.

Статьи по теме:

День памяти сорока Севастийских мучеников Православная церковь отмечает 22 марта. Подвиг христианских мучеников произошел в 4 веке, когда жизнь каждого христианина подвергалась опасности и вера требовала от последователей истинного мужества.

Великая Римская Империя той поры была разделена на Западную и Восточную части. Правитель Восточного Рима Константин объявил свободу вероисповедания, что уравнивало права последователей Христа и язычников. Но император Западной части империи Ликиний с предубеждением относился к христианам. Решив совершить военный поход против Константина, Ликиний распорядился очистить свои войска от христиан, подозревая их в склонности к измене.

В армянском городе Севастии служила дружина, состоящая из сорока кападокийских воинов-христиан, прославившихся своей отвагой и мужеством в многочисленных боях. Не смотря на верность воинскому долгу, дружинники отказались преклониться перед языческими идолами, за что подверглись суровым испытаниям.

Сначала воинов заключили в темницу, мужи не роптали и не оправдывались, а предались молитве. Их обращение к Богу было услышано, и ночью молящиеся услышали глас, укрепивший их веру. После семи суток над дружинниками устроили суд, приговорив к избиению камнями. Мученики были готовы смиренно принять казнь, но господь явил присутствующим свою волю. Камни отлетали от тел христианских воинов, оставляя их невредимыми.

Понимая, что дружинников охраняет неведомая сила и казнь сорвалась, судьи решают мучениями заставить христиан отказаться от веры в единого Бога. Их отводят к замороженному Севастийскому озеру и оставляют ночевать на голом льду. Для искушения на берегу озера устанавливают теплую баню, в которую может попасть каждый воин, отступивший от христианства.

Мороз становился все крепче, и мучения мужей становились все не терпимее.

Сорок Севастийских мучеников: икона, молитва, житие

Один дружинник отделился от товарищей и побежал к бане. Но едва он переступил ее порог, смерть сразила его в одно мгновение. Оставшиеся на льду святые продолжали молиться и славить Господа.

В третьем часу ночи вокруг мучеников распространилось тепло, а с неба снизошли 39 сияющих венца. Охранник, стоявший на берегу, увидев происходящее чудо, уверовал в Спасителя Иисуса, присоединился к святым мужам, заменив их товарища-отступника.

Судьи, увидев утром, что войны не пострадали от мороза, и по-прежнему славят Христа, устраивают следующую муку. Мужам перебивают голени молотами и предают сожжению. Севастийские мученики погибают, но господь оставляет их кости целыми для возможности захоронения. Коварные мучители выбрасывают останки в реку, но и там кости не пропадают.

Вскоре души мучеников являются епископу Севастии с просьбой захоронить их останки. Христиане нашли светящиеся в реке кости казненных, и погребли их с почестями. Имена и подвиг сорока Севастийских мучеников были записаны и сохранены для потомков.

В народной традиции память сорока мучеников отразилась в погодных приметах. Теплая погода 22 марта обещала еще 40 подобных теплых дней, то же самое касалось и прихода холодов. Через 40 восходов солнца следовало сажать гречиху. А 40 испеченных колобков могли помочь предохраниться от морозов, главное было не забывать выкидывать по одному шарику на улицу поутру.

Какой сегодня праздник

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *