28 ноября (15 ноября) православная церковь отмечает память святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива.

Два друга-христианина, проповедники Гурий и Самон были схвачены во время гонений на верующих при римских императорах Диоклетиане и Максимиане в городе Едессе. Когда им предложили принести жертву языческим богам, святые категорически отказались и держались веры Христовой.

За это им пришлось пережить пытки и мучения – их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, сажали темницу. Однако мученики все переносили с твердостью и молитвой. Никакие страдания не заставили Гурия и Самона отказаться от христианства. В итоге их обезглавили.

Через много лет последний римский император-язычник Ликиний начал еще одно гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за проповедничество, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие верующие. Авив был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу.

На Руси 28 ноября называли «Гурий», «Гурьян», «Гурьев день», «зубной целитель».

Про этот день говаривали: «Гурий приехал на пегой кобыле». Это означало, что в этот день, как правило, на дорогах уже было очень много грязи, некоторые пути становились труднопроходимыми.

При этом верили, что святой Гурий способен разогнать всю нечисть, которая стремится скрыться в земле, боясь морозов и зимы до Святок. Также считалось, что если попросить у Гурия излечения от болезней, особенно от зубной боли, то недуг скоро пройдет.

Кроме того, с этого дня начинался строгий Рождественский, или Филиппов пост. Многие ходили в церковь, нельзя было злоупотреблять едой и вином и принято было проводить этот день в молитвах и воздержании, тем самым спасая душу от зла.

Были и приметы, связанные с Гурьевым днем. Считалось, что если в этот день выпадет снег, то он пролежит до половодья. Также говаривали, что в Гурьев день зима с коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, сыплет из правого рукава снег, из левого – иней.

Молитвы святых —> Календарь —> Церковные праздники —> Ноябрь —> 28 ноября (15 ноября по старому стилю)

Cегодня 28 ноября (15 ноября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января.

Рождественский (Филиппов) пост

Рождественский (Филиппов) пост. Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября).

Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — сочельник.

Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Ещё о Рождественском посте …

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Мученики Гурий и Самон были родными братьями и жили во время гонения на христиан от Диоклетиана и Максимиана, в конце III в. Чтобы не видеть нечестивой языческой жизни своих сограждан, они удалились из города Едессы в уединенное место и проводили время в посте и молитве. Являясь время от времени в город, они проповедовали о Христе и убедили многих оставить идолов. За проповедь заключили их в темницу, затем принуждали отречься от Христа и начали мучить. Святые просили Господа укрепить их среди мучений, и Он дал им необыкновенную твердость. Мученикам отсекли головы.

Мученик Авив пострадал 15 ноября, в день смерти святых мучеников Гурия и Самона, через 16 лет, в Едессе же. Он был диаконом и во время гонения от Лициния ходил по городу и увещевал христиан быть твердыми в вере. За это его мучили и потом сожгли на огне, на глазах у матери и родственников. Тело святого оказалось неповрежденным от огня. Через несколько лет в г. Едессе был построен храм в честь всех трех мучеников, и мощи их положены в одном ковчеге. При мощах происходило много чудес. Святые мученики Гурий, Самон и Авив считаются покровителями и защитниками замужних женщин в случаях семейных неурядиц вследствие одного из их чудес.

Некий из воинов греческого императора, гот, во время постоя на квартире благочестивой вдовы Софии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее Евфимии, хотя был уже женат. Когда он отправлялся с Евфимией на родину, то София, при гробе святых мучеников, взяла с него клятву, что он не обидит ее дочь, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, гот объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть рабой у его жены, и угрозой смерти принудил ее к сему. У Евфимии родился ребенок. Жена гота отравила ядом ребенка, а Евфимия тем же ядом отравила жену. Родственники умершей решили, в наказание, заложить Евфимию в склеп вместе с умершей. Тут страдалица обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно, когда она заснула, перенесли ее в церковь к своему гробу. Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Через несколько времени готу пришлось быть в Едессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала его о дочери, гот говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление гота, когда он увидел Евфимию живой! Тогда, по приказанию начальника, его казнили.

Преподобный Паисий

Преподобный Паисий (в миру Петр) родился в Полтаве 21 декабря 1721 г. в семье священника. На тринадцатом году он был отдан в Киевскую Духовную академию. Здесь в нем проявилась тяга к монашеству и склонность к чтению святоотеческих книг. В семнадцать лет Петр начал странствие по православным монастырям в поисках истинного духовного наставника. В Медведовском монастыре на реке Тясмин в 1741 г. он был пострижен в рясофор с именем Парфений. Через некоторое время он перебрался в Киево-Печерскую лавру. Затем направился в Валахию, где встретился с опытными подвижниками и получил благословение на пустынножительство. К тому времени он уже обладал великим даром непрестанной молитвы, которая «самодвижно» совершалась у него в сердце. Однако вскоре инок пустился в новое путешествие, на Святую Гору Афон. Но его цель — найти себе старца, сильного в подвиге и в знании святоотеческих писаний — не была достигнута и здесь. Тогда он снова удалился в пустыню. Через три года он был пострижен в мантию с именем Паисий. Вскоре к нему стали приходить монахи с просьбой принять их в послушание, и таким образом в 28 лет отец Паисий был призван на подвиг старчества.

В 1758 г. старец Паисий был рукоположен во иерея. Его растущее братство переселилось в скит святого пророка Божия Илии, где старец ввел общежитие. Там же было положено начало собиранию и переписыванию творений святых отцов. Вскоре из-за притеснений со стороны мусульман отец Паисий с братией переселились общежительный устав, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов, насадил умную молитву и чтение святоотеческих писаний. Здесь отец Паисий начал свой труд по переводу творений отцов Церкви на славянский язык которым он занимался до конца дней (его переводы позднее составят свод славянского «Добротолюбия»).

В Драгомирнском монастыре преподобный Паисий принял постриг в великую схиму без перемены имени. В 1774 г. по окончании войны с турками территория, на которой находился монастырь, отошла к Австрийской империи. Это заставило иеросхимонаха Паисия с братией, число которой достигло 350 человек, переселиться в уединенный монастырь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (Секуль), а когда тот стал тесен для растущей братии в 1779 г. — в Нямецкий монастырь. В этой обители авва опять ввел устав, действовавший в Драгомирне и Секуле. За последующие десять лет число насельников Нямецкого монастыря возросло до тысячи человек Кроме того, старец окормлял и другие окрестные монастыри и скиты. Он часто повторял слова: «Да погибнем и мы сами, и дело наше, но да сбудутся нами заповеди Божий, и их ради душа наша». В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита.

Перед смертью через своих помощниковстарцев преподобный Паисий преподал благословение всем, кто духовно был с ним связан, и тихо отошел ко Господу 15 ноября 1794 г. Похоронен он был при огромном стечении народа в соборном храме Вознесения Нямецкого монастыря. Если первая половина жизни преподобного Паисия была поиском истинного монашества, то вторая половина стала непрестанной борьбой за его утверждение. Трудами учеников святого Паисия старчество вернулось в Россию. Канонизирован Собором Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 г.

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий происходили из знатного рода. Жили они при императоре Юлиане в IV в. Когда Юлиан узнал, что они христиане, он всячески убеждал их отречься от Христа и потом приказал мучить. Во время мучения, по молитве Елпидия, попадали идолы, и, видя это чудо, 6 тысяч человек уверовали во Христа.

Мученик Димитрий

Мученик Димитрий был родом славянин и происходил из одного селения во Фракии. Во время гонения от Максимиана и Максимина его судили за веру. На суде просвещенный Святым Духом мученик поучал присутствующих о воплощении Господа Иисуса Христа для спасения мира и объяснял, что поклоняющиеся идолам слепы. Правитель Публий приказал отсечь ему голову. Это было около 307 г.

» предыдущий Церковный Православный праздник :: 28 ноября :: завтра Церковный Православный праздник «

Сегодня православный церковный праздник: Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийского. Праведного Симеона Верхотурского…
Завтра: Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее)…
Ожидаются праздники:
27.09.2020 — ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ…
28.09.2020 — Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Первомученика архидиакона Стефана. Великомученика Никиты…
29.09.2020 — Великомученицы Евфимии Всехвальной…

Все православные праздники …

Sputnik Грузия рассказывает кем были эти Святые, и почему они упоминаются в церковном календаре.

Гурий, Самон и Авив

По церковному календарю 28 ноября поминают мучеников Гурия, Самона и Авива, пострадавших за веру во время правления Диоклетиана (284–305) и Максимиана (305–311).

© photo: Sputnik / Dmitry Korobeynikov

Во время преследования христиан в городе Едессе схватили двух друзей- проповедников Гурия и Самона. За отказ поклониться языческим идолам, исповедников подвергли жестоким пыткам, а затем обезглавили.

Через много лет, когда преследовали христиан при последнем императоре-язычнике Ликинии (311–324), Авив — диакон Едесской церкви сам пришел к палачам, и открыто исповедал христианскую веру.

Мученика приговорили к сожжению, и когда огонь погас, тело Святого Авива родственники обрели неповрежденным. Произошло это в 322 году. Его похоронили рядом со Святыми Гурием и Самоном.

Елпидий, Маркелл и Евстохий

По церковному календарю 28 ноября поминают мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия, пострадавших за веру при Юлиане Отступнике (361-363).

При императорском дворе Святой Елпидий был важным сановником. Его как христианина, предали царскому суду вместе со Святыми Маркеллом и Евстохием. Мучеников после жестоких пыток бросили в огонь, где они и скончались.

На месте, где похоронили останки мучеников, было чудесное явление Господа с сонмом Ангелов, Который воскресил Елпидия. Император, не поверив в чудо, вновь приказал пытать мученика, во время которых, по молитве Святого, в прах рассыпались языческие идолы, стоявшие неподалеку.

Более шести тысяч идолопоклонников, видевших чудо, обратились в истинную веру. А мученика, по приказу императора, сожгли во второй раз.

Паисий Величковский

По церковному календарю 28 ноября поминают преподобного Паисия Величковского, архимандрита Нямецкого монастыря в Молдавии.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Родился будущий Святой в семье протоиерея в городе Полтаве в 1722-м. Вести подвижническую жизнь, Паисий начал с 17 лет – вступив в Любечскую обитель, он перешел в скит Трейстены в Молдавии, а оттуда — в скит Керкул, в котором монахи вели особенно строгую жизнь.

Переселившись на гору Афон, преподобный основал там особую монашескую общину — скит Святого Илии. В священный сан он был рукоположен в 1758-м.

Преподобный Паисий с 64 монахами в 1763 году переселился в Молдавию, по просьбе тамошнего правителя, для обустройства монашеской жизни в стране, и стал настоятелем монастыря Драгомирны.

После русско-турецкой войны в 1774-м земля, на которой размещался монастырь, отошла к католической Австрии. Преподобный, решил уйти и увести всю братию — 350 человек. Им предоставили бедный и уединенный в горах Секульский монастырь.

Преподобный, когда число насельников обители умножилось, переселился с братией в 1779 году в Нямецкий монастырь, оставив часть монахов в Секуле.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov Монахини после божественной литургии

Паства преподобного со временем умножилась – среди них были иноки более чем 10 национальностей, число которых к 1790 году выросло до 10 тысяч человек. Это был самый многолюдный монастырь Восточной православной церкви в то время.

В сан архимандрита Святого возвели в 1790-м. Прожив 72 года, преподобный мирно скончался в 1794-м.

Именины

По церковному календарю, 28 ноября именины отмечают Гурий, Григорий, Дмитрий, Николай, Никита, Петр, Фома и Филипп.

Материал подготовлен на основе открытых источников

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *