История возникновения календаря

Под Новый год

пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но каждый день терял он вес, И, наконец, совсем исчез.

Календарь

Что такое «календарь»?

Календарь — это печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки , где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)

Значение слова

Слово » календарь » имело в своей истории разные значения

Затем возникло слово calendarium.

Так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.

От лат. calendae, календы , – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме .

Печатное издание в виде таблицы

Год

Перечень месяцев

Перечень дней недели

Перечень чисел

Необходимость календаря

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать .

Необходимость календаря

Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое.

Задачи календаря

Измерение интервалов времени

Фиксация дат

Основа календаря

Смена лунных фаз и смена сезонов года

День

Ночь

Системы календарей

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей:

Солнечные

Стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе

Лунные

Хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны

Лунно-солнечные Хотели согласовать и то и другое

Шумерский календарь

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера . Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток.

Вавилонский календарь

Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток , прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Древнеперсидский календарь

Древние земледельцы имели свой календарь и знали: есть в году сутки день самой продолжительной ночи и самого короткого дня , который называется днем зимнего солнцеворота . В этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры.

Древнеримский календарь

В Римской империи месяцы имели разную длину, но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. 25 декабря — празднования зимнегосолнцеворота стало удобным временем для новогоднего гулянья.

Юлианский календарь

  • В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь ввел календарь, получивший название юлианского . В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям . Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток.

Юлианский календарь

  • В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня.
  • А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.

григорианский календарь

  • Григорием XIII в 1582 году был введен григорианский календарь (новый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного.
  • Дата дня весеннего равноденствия — 21 марта , из календаря изымались високосные годы , приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д.

История российского календаря

  • На Руси действовал юлианский календарь. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое произошло 5506 лет до нашей эры.
  • Начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния.

Царский указ

  • Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

Реформа календаря

  • До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней.
  • 1 февраля 1918 года вышел декрет , объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней

Странички для любознательных

  • В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем , в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний.
  • В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря , в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. Лунно-солнечный календарь применяется у евреев , исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

Загадки о времени, о календаре

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

А в каждом гнезде по четыре синицы.

Где всё это хранится?

Без ног, а бежит —

Не кончается,

Никогда назад

Не возвращается.

(Время)

( Календарь)

Пал брус во всю Русь,

На том брусу

Двенадцать ёлок,

В каждой по четыре ветки.

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак.

(Год, месяцы, недели)

(Отрывной календарь)

Использованные источники

Кале́нды — в древнеримском календаре название первого дня каждого месяца .

Календы, так же, как и ноны и иды , служили для отсчёта дней внутри месяца: от этих трёх определённых для каждого месяца моментов дни отсчитывались назад .

Слово «календы» происходит от латинского глагола , в связи с тем, что в ранний период римской истории понтифики , следящие за временем, в этот день объявляли о начале нового месяца и числе дней до нон в этом месяце .

Древнеримским праздником январских календ (от 1 до 5 января ) завершался целый праздничный цикл, общий всему греко-римскому миру; цикл этот начинался с Врумалий в честь Диониса фракийского (от 24 ноября до 17 декабря ), обнимал Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря ) и Воты (от 23 декабря до 1 января ).

Празднования достигали своего апогея в конце — в январских календах, празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения.

Языческий праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви. В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января ), языческим воспоминаниям — христианские, древним маскам и играм — хождение со звездой и царями-волхвами .

В результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились и языческие элементы.

Под влиянием христианства, празднование январских календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл от Р. Х. до Крещенья , а согласно с этим и песни календ стали означать не только песни на новый год, но чаще все вообще рождественские или святочные песни. Эти традиции в дальнейшем получили большое распространение у славян (см. Коляда ).

Выражение «отложить дело до греческих календ» (» ad Calendas Graecas «) имеет смысл — «никогда не сделать», так как в греческом календаре календ не было.

Изначально календарь служил системой счисления дней в году и основывался на периодической смене движений небесных тел. Однако в разные исторические периоды различные культуры неодинаково трактовали принципы, которые должны лежать в основе создания календаря, отсюда многообразие видов календарей, а также многочисленные споры, которые длятся и по сей день. В данной статье мы расскажем о различных видах календарей и о том, как создать календарь самостоятельно, используя специальный софт.

Что такое календарь

Согласно определению Википедии Calendarium — это долговая книжка, расчет по которой производился в дни календ, то есть в первые дни месяца. Разные народы использовали свои способы датировки исторических событий, например, римляне вели отсчет с момента основания Рима, а древние египтяне — с начала правления новой династии.

Виды календарей

Перевод из одной системы летоисчисления в другую доставляет порою значительные сложности из-за различной продолжительности года, а также неодинаковой даты начала года в различных системах.

В Древнегреческом календаре год содержал 354 сут. Однако из-за расхождения с солнечным годом на 11,25 суток, каждые восемь лет к году прибавляли девяносто дополнительных суток, поделенных на три равных месяца.

Изначально Древнеримский календарь состоял из 304 сут, поделенных на 10 месяцев, а первым месяцем года считалась дата — первое марта. Впоследствии римский календарь подвергся многочисленным реформам, в частности, были добавлены еще два месяца, а также была изменена дата нового года с первого марта на первое января.

Введение Юлианского календаря было связано и именем Юлия Цезаря,стремившегося увязать календарные даты с сезонными природными явлениями. Юлий установил продолжительность года, равную 365,25 суткам. Согласно юлианскому календарю, раз в четыре года наступает високосный год, длительность которого составляет 366 солнечных сут. Ориентация на солнечный цикл позволила избежать лишних «вставок» в календарь (за исключением високосного года), а также приблизить календарные даты к природному циклу.

Григорианский календарь был введен при папе Римском Григории XIII и обозначен как «новый стиль» взамен «старому стилю» (юлианскому календарю). Целью введения григорианского календаря являлось возвращение реальной даты весеннего равноденствия — 21 марта, установленной еще во времена Никейского собора, утвердившего пасхалию. Григорианский календарь максимально точно приближен к тропическому году, разница составляет всего лишь 26 секунд. Эта разница достигнет суток через 3333 года, но для компенсации этой погрешности в григорианском календаре было введено особое правило, основанное на том, что из каждых 400 лет должны быть исключены три високосных года. Это смогло бы поправить календарь настолько, что ошибка величиною в одни сутки возникла только через сто тысяч лет. Григорианский календарь в России был введен лишь в 1918 году, разница между новым и старым стилями в 21 веке составила 13 суток.

Другие классификации

Существуют и другие виды календарей, содержащие в своей основе различные системы летоисчисления: православный календарь, египетский, еврейский, мусульманский, китайский и т.д.

В основе любого календаря, за редким исключением, лежит цикличность двух основных небесных тел — луны и солнца. Всвязи с этим выделит три основных типа календарей.

1. Лунный календарь. В его основе — циклическая смена лунных фаз в течение синодического месяца, равного 29,53 суткам. Таким образом, лунный год содержит 354,37 сут. Основной минус данного календаря заключается в том, что он не учитывает дробную часть, и за каждые 30 лет накапливаются лишние 11 суток. Типичным примером лунного календаря является мусульманский календарь.

2. Солнечный календарь основан на годовом солнечном цикле и имеет продолжительность 365,24 сут. Для устранения возникающей погрешности каждые четыре года вводится специальный високосный год, содержащий лишние сутки. Основными датами, на которые ориентируется подобный календарь, являются дни равноденствия и солнечного солнцестояния. Григорианский календарь является солнечным.

3. Лунно-солнечный календарь. Как видно из названия, это попытка соединить два типа календарей и, соответственно, согласовать два цикла — лунный и солнечный. Достаточно сложен как в расчетах, так и в применении. Например, для устранения расхождений используют добавление каждые два или три года дополнительного тринадцатого месяца. Примером является еврейский календарь.

Как сделать календарь на компьютере?

Таким образом, календарь испокон веков служил не только средством измерения временных интервалов, но и помогал организовывать жизнь людей и их трудовую деятельность. Календарь не утратил своих функций и по сей день. Без календаря трудно обойтись как дома, так и на работе. С помощью календаря мы планируем предстоящие поездки, определяем количество рабочих дней в году, уточняем даты государственных или церковных праздников. На полках магазинов можно обнаружить огромное количество календарей самого разнообразного дизайна.

Но гораздо более приятным и оригинальным решением станет календарь, который вы сделаете своими руками. Используя редактор «Дизайн Календарей»от AMS Software, вы сможете подготовить красивый календарь 2020 с фотографиями всего за несколько минут! Достаточно лишь выбрать стиль календаря, добавить фото и стильный календарь готов! Такой календарь станет удачным дополнением вашего имиджа и великолепным подарком к любому празднику.

Ваш комментарий о книге

Эфросман А. М. История календаря и хронология: к вопросу о происхождении нашего летоисчисления

(Историко-астрономические исследования, вып. XVII, М.,Наука, 1984)

История вопроса

Хотя в настоящее время в большинстве стран мира считают годы от «рождества Христова» (в нашей стране и ряде других стран их называют годами нашей, или новой эры) и вся история человеческого общества пересчитана в годы «до» и «после» этого мифического события 1), вопрос о происхождении нашего летосчисления до сих пор объясняется в литературе по-разному.

1) После Кумранских находок в 1947 г. некоторые авторы (И. Д. Амусин, М. М. Кубланов, И. С. Свенцицкая и др.) стали рассматривать вопрос о возможности существования Иисуса Христа как реальной личности. Такая постановка вопроса, как считает академик Б. М. Кедров, позволяет говорить о человеческой, а не божественной сущности Христа, что имеет большое атеистическое значение.
Однако указанные авторы, так же, как и сторонники теории, что Христос — это миф, считают, что Иисус Христос, описываемый в Евангелиях (Библия, Новый завет) и обожествленный постановлениями церкви, родившийся 25 декабря (после дня зимнего солнцестояния) и «воскресший» 25 марта (после дня весеннего равноденствия), со всеми творимыми им чудесами — это только миф.
А так как в настоящей работе речь идет именно о библейском Христе, то и его, как личность, и происходящие с ним события («рождество», «воскресение») мы считаем мифами.

Одни авторы считают, что новая эра была предложена ученым монахом Дионисием Малым (год рождения неизвестен, скончался между 540 и 556 гг.) в 525 г. на основании постановлений Вселенских соборов и календарно-астрономических расчетов дней празднования главного христианского праздника — пасхи, но не указывают, какие именно расчеты явились причиной появления новой эры. (Сам же Дионисий Малый не оставил
никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. эры Диоклетиана =532 г. «от рождества Христова» и что 1-е тота 248 г. эры Диоклетиана =29 августа 531 г. от Р. X.) .

Другие авторы считают, что введение новой эры было фантазией Дионисия Малого, не имеющей ничего общего с наукой.

Особо следует отметить книгу ученого-декабриста В. И. Штейнгейля , в которой автор проверяет расчеты Дионисия Малого, сравнивая их с текстами Евангелий и с датами истинных фаз Луны и дней недели. Но так как результаты проверки показали, что согласовать противоречивые тексты Евангелий с научными данными о фазах Луны и днях недели невозможно, то В. И. Штейнгейль приходит к интересному и для своего времени (1819 г.!) смелому выводу:

«Итак, остается каждому из нас на волю судить, какое из всех преданий об истинном времени Воскресения Христа самое справедливое».

На эту большую и хорошо аргументированную книгу о календаре, основательно забытую, в наше время обратил внимание Л. Е. Майстров .

Целью настоящей работы является воспроизведение с помощью табеля-календаря и таблицы фаз Луны, составленных автором настоящей статьи (см. Приложение), расчетов Дионисия Малого и доказательство того, что свои расчеты Дионисий Малый производил для упрощения правил определения дней празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т. е. по религиозным, а не историческим мотивам. Из трех факторов, которыми руководствовался Дионисий Малый при определении года рождения Иисуса Христа, а именно: сведений об Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,— главным для него был третий фактор.

Этим объясняется долговечность пасхальных таблиц Дионисия Малого и принятие западной и восточной церквами предложенного им года начала нашего летосчисления за год рождения Иисуса Христа, несмотря на несовпадение этой даты как с текстами Евангелий, так и с данными истории.

Как Дионисий Малый определил год рождения Иисуса Христа

Необходимость в продолжении таблицы была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная патриархом города Александрии — в то время столицы Египта — Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана, т. е. с 437 г. по 531 г. нашей эры).

Обычай отмечать пасху перешел к христианам от евреев, которые отмечали свою пасху 15 числа месяца нисана — первого весеннего месяца по еврейскому лунно-солнечному календарю. Это число обычно приходилось на полнолуние.

Празднование христианской пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали свою пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные — Римская и Александрийская, считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье — об этом они долго не могли договориться. Александрийская церковь отмечала пасху в период с 22 марта по 25 апреля, а Римская — с 20 марта по 21 апреля, и часто эти пасхальные воскресенья отстояли друг от друга на одну-пять недель.

Разногласий о времени празднования пасхи было так много, что, как пишет В. И. Штейнгейль , «некоторые по духу кротости своей предпочитали мир церкви тщетным о точности времени празднования пасхи состязаниям».

Для устранения этих разногласий собравшийся в 325 г. в г. Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) первый Вселенский собор принял решение, обязывающее всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви, отдавая этим дань учености александрийских богословов.

По этим правилам пасха должна праздноваться в первое воскресенье после пасхального полнолуния, определяемого по Вечному лунно-солнечному церковному календарю (подробней о нем будет сказано ниже), в котором в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю (цикле Метона) распределены 235 реальных лунных месяцев по 29 и 30 дней. Пасхальным считается полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия или непосредственно в этот день. За день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в годы проведения Никейского собора.

Александрийские христиане, среди которых было много ученых, знали, что истинный солнечный год меньше солнечного года по юлианскому календарю на 11 минут 14 секунд и что поэтому истинный день весеннего равноденствия за каждые 128 лет сдвигается на одни сутки в сторону уменьшения даты.

Однако, вероятно для того, чтобы не усложнять расчетов пасхи, они решили считать 21 марта по юлианскому календарю днем весеннего равноденствия всегда. Православная церковь считает так и в настоящее время, хотя ошибка между истинным днем весеннего равноденствия и числом 21 марта по юлианскому календарю теперь составляет уже 13 суток и в дальнейшем будет возрастать.

Но решения Никейского собора о праздновании пасхи не сразу вошли в жизнь — многие церкви продолжали пользоваться своими правилами.

Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.

Еще до окончания действия этого канона новый канон, как уже говорилось, был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским. Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана, по которой александрийские христиане вели свое летосчисление, применяя месяцы египетского календаря: тот, фаофи, атир, хоиак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, павни, эпифи, месори.

Начало года по египетскому календарю — первый день месяца тота — соответствует 29 августа по юлианскому календарю (длительность года в обоих календарях одинаковая — 365.25 суток).

Такой счет времени начался в Египте после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму — это эра Августа с эпохой 1 тота 1 года Августа (29 августа 30 г. до н. э. по юлианскому календарю). В то время египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления па престол очередного императора. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению императора па престол.

Таким образом, 1 тота 1 года эры Диоклетиана стало первым днем не только солнечного, но и лунного календаря, т.е. первым днем первого года 19-летнего александрийского лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру «эрой мучеников».

Весьма остроумное распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел, как указывается в литературе , египетский астроном Созиген — создатель юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем в 46 г. до н. э.

На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры — неомения), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153—247 гг. эры Диоклетиана (437— 531 гг. нашей эры). Эти годы не случайные. 153 год— первый год в 19-летнем лунном цикле, а 247-й — последний (19-й) год в цикле. В этом можно убедиться, разделив номера указанных годов па 19. Остаток от деления и будет порядковым номером года в цикле — его «золотым числом».

Но так как в Римской империи в основном действовал юлианский календарь с началом года в январе, то Вечный лунно-солнечный календарь был переписан так, чтобы первым месяцем первого года 19-летнего цикла был январь. Ближайшим январем к 29 августа 284 г. был январь 285 г., в котором расчетное новолуние (Г. Кинкелин называет его «церковным новолунием» в отличие от истинного новолуния, которое он называет «астрономическим»; такой терминологии мы и будем придерживаться) приходится па 23 января 285 г. В таком, январском варианте Вечного календаря 285-й год будет первым годом 19-летнего цикла, а 284-й год — последним (девятнадцатым) годом в предыдущем цикле.

В книгах М. Лалоша и Ф. К. Гинцеля приведены таблицы Вечного лунно-солнечного календаря. Хотя эти таблицы начина тотся с 23 января, однако в годах с золотым числом 19 к которым относится и 284 год, церковное новолуние в августе приходится па 29 число, как и указывалось выше.

Интересно отметить, что в книге Н. В. Степанова за исходную дату при построении Вечного лунно-солнечного календаря берется 1 марта 325 г., так как «за основное данное церковью принимается факт, считаемый за несомненный,— это, что 1 марта 325 г. в год 1 Вселенского собора—было новолуние». По Вечному календарю можно узнать, что для годов, у которых золотое число равно 3, как у 325 г., датой мартовского новолуния является именно 1 марта, поэтому автор имел право начинать свой Вечный календарь с этого числа.

Для иллюстрации сказанного мы приводим «Вечный лунно-солнечный календарь Дионисия Малого» в переработанном для целей данной работы виде, в котором показано распределение «по Созигену и Кириллу Александрийскому» 235 реальных лунных месяцев (115 месяцев по 29 дней и 120 месяцев по 30 дней) в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю (табл. 1). Из-за невозможности расположить таблицу «в один ряд» она сдвоена и в обеих частях повторены «золотые числа» — порядковые номера годов в цикле (№). Буквами «ПС» обозначена пасха — первое воскресение после пасхального полнолуния в 31—37 и 563—569 гг. В рамку заключены даты пасхальных новолуний. Дата пасхального полнолуния получается прибавлением к этим датам числа 13. В шапке таблицы указано число дней до следующего новолуния.

В таблице приведены даты церковных новолуний в каждом году 19-летнего цикла и показано число дней от данного новолуния до следующего. Первый год цикла начинается 23 января. Годы, у которых золотые числа равны 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19, имеют по 13 лунных месяцев, остальные — по 12.

Так как самым ранним пасхальным полнолунием, как указывалось, является 21 марта, а разность между датами церковного полнолуния и новолуния равна 13 дням (см. ), то самым ранним пасхальным новолунием будет 21-13=8 марта. Пасхальные новолуния обведены рамкой и для удобства пользования таблицей выписаны отдельно рядом с соответствующими им пасхальными полнолуниями.

Из таблицы видно, что самая ранняя пасха бывает 22 марта в 16-е годы цикла, когда пасхальное полнолуние приходится на 21 марта, а воскресенье — на 22 марта. Самая поздняя пасха бывает 25 апреля в 8-е годы цикла, когда и пасхальное полнолуние и воскресенье приходятся на 18 апреля.

Для более наглядного представления о связи между пасхальными канонами Кирилла Александрийского и Дионисия Малого в таблице приведены па соответствующих их золотому числу местах важные для решения вопроса о происхождении нашего летосчисления годы I века

Таблица 1

Вечный лунно-солнечный календарь Дионисия Малого

продолжение табл. 1

Но если для 563-569 гг. — это фактические дни празднования пасхи, то для 31-37 гг. — это лишь формальные дни. Так получается потому, что 19-летний цикл Метона не абсолютно точен (он дает сдвиг на одни сутки в сторону уменьшения даты за 307 лет), а Вечный календарь Дионисия Малого, являющийся продолжением Вечного календаря Кирилла Александрийского, «привязан к астрономии» в конце III века (неомения 29 августа 284 г.). И если в наше время даты церковных полнолуний отстают от дат астрономических полнолуний па 4-5 суток, то в начале I в. они опережали их на одни—двое суток. Поэтому определяемые для I в. по Вечному календарю Дионисия Малого дни христианской пасхи получаются раньше дней еврейской пасхи, хотя на самом деле они бывают позже еврейской. Следовательно, пользоваться этим календарем для определения фактических дней пасхи в I в. не имеет смысла, тем более, что, как указывалось, до 325 г. в христианском мире вообще не было единого мнения о времени празднования пасхи.

Чем же пасхальный канон Дионисия Малого отличается от канона Кирилла Александрийского?

Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т. е. применил для своей пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого западной церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения нового стиля — григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно и то же время.

Но даты дней пасхи Дионисий Малый записал не в годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря,
а в годах эры «от рождества Христова» и месяцах юлианского календаря.

Конечно, такое построение пасхального канона намного облегчало христианам Римской империи, пользовавшимся юлианским календарем, расчет пасхи, и, по нашему мнению, именно это облегчение и упорядочение расчетов пасхи в большей степени, чем часто упоминаемое в литературе нежелание Дионисия Малого считать годы по эре императора — язычника Диоклетиана — «больше тирана, чем государя», заставило его перейти на новое летосчисление.

Это подтверждают и слова Н. И. Идельсона: «Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса» .

Но как же Дионисию Малому удалось определить год рождения Иисуса Христа, принятый и Западной и Восточной церквами? Ведь до пего это пытались делать многие, но безуспешно.

В отличие от своих предшественников, пытавшихся согласовать приведенные в Евангелиях сведения об Иисусе Христе с данными истории об упоминаемых в них же реальных людях и событиях, Дионисий Малый, учитывая в общем и то и другое, по-видимому, все же решил, что главное — это безусловное выполнение решений Вселенских соборов и установившихся в христианском мире традиций.

Что мог узнать Дионисий Малый о времени рождения, возрасте, смерти и «воскресений» Иисуса Христа из Евангелий (Библия. Новый завет) ?

«В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (от Луки: глава 2, стихи 1 и 2).

О жизни, смерти и «воскресении» Христа Дионисий мог узнать из Евангелий, что Христос начал проповедовать «В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее» (от Луки; 3—1); что проповедовал он «ри года и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи. После короткого суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, «воскреснув рано в первый день недели» (от Марка; 16—9), т. е. в воскресенье. Это и была первая христианская пасха.

Как видим, «биографические данные» Иисуса Христа, приведенные в Евангелиях, не отличаются ни полнотой, ни конкретностью. Ни одной даты в них не приводится.

А вот что говорят данные истории о реальных людях и событиях, упоминаемых в Евангелиях:

2) царь иудейский Ирод родился в 73 г. до н. э.; скончался в 4 г. до н. э. ;

3) Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 г. по 36г. ;

4) пятнадцатый год правления императора Тиверия (Тиберия) был в 29 году (Тпберяй был римским императором с 14 г. по 37 г.) .

Сравнение сведений о Христе, приведенных в Евангелиях, с «данными истории о реальных людях и событиях, упоминаемых там же, показывает, что для того чтобы царь Ирод, скончавшийся в 4 г. до н. э., мог преследовать Христа-младенца, Христу следовало бы родиться по крайней мере на 4—5 лет раньше, чем принято Дионисием Малым. Но для того, чтобы год рождения Иисуса Христа совпал с переписью при императоре Августе и Jначалом правления Сирией Квиринием, Христу следовало бы родиться на 6—7 лет позже.

Как видим, полностью согласовать Евангелия с историей нельзя. Но из этого сравнения Дионисий Малый мог сделать и полезный вывод: описываемые в Евангелиях события происходили за 500—550 лет до того времени, когда он производил свои расчеты (525 г. н. э. или 241 г. эры Диоклетиана).

Однако во времена Дионисия Малого в христианском мире уже не было споров о времени празднования главных христианских праздников — пасхи (праздника, посвященного смерти и «воскресению» Христа) и рождества Христова.

Как указывалось, время празднования пасхи было определено в 325 г. постановлениями Никейского собора. Решение о праздновании рождества Христова 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ.— 3-е изд.— М., 1975, т. 22, с. 171), т. е. число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.

Кроме того, как указывается в литературе. , Дионисий Малый принял установившуюся у многих христиан после длительных споров традицию отмечать «воскресение Христово» 25 марта.

Следует отметить, что внимание к датам 25 декабря и 25 марта не является случайным. 25 декабря начинается увеличение продолжительности дня после зимнего солнцестояния, а 25 марта, после весеннего равноденствия, день становится больше ночи. Поэтому, как указывается в , в эти дни рождались и «воскресали» боги многих, более древних чем христианство, религий: у индийцев — Будда, у египтян — бог Солнца Гор и другие.
Теперь, когда мы познакомились со всеми тремя факторами, которыми руководствовался Дионисий Малый при составлении своей пасхалий, посмотрим, как он использовал в своих расчетах известный ему упоминавшийся выше великий индиктион — период в 532 года, после которого и дни недели и фазы Луны приходятся на те же числа месяца.

Так как, как указывалось, описываемые в Евангелиях события происходили за 500—550 лет до того времени, когда Дионисий Малый производил свои расчеты, то для нахождения года смерти и «воскресения» Иисуса Христа — года первой христианской пасхи — Дионисий Малый должен был найти в четырехсотых — пятисотых годах такие годы, в которых пасха приходится на 25 марта, и выбрать из них наиболее подходящий по времени, а затем, воспользовавшись периодом великого индиктиона, найти в годах первого века год смерти и «воскресения» Христа — год первой христианской пасхи.

В годы, у которых пасха приходится на 25 марта, в этот день должно быть воскресенье после пасхального полнолуния. А для этого пасхальное полнолуние должно быть до 24 марта включительно.

Как видно из приведенного «Вечного лунно-солнечного календаря Дионисия Малого», пасхальные полнолуния приходятся на 22, 24 и 21 марта в годах, имеющих золотые числа 5, 13 и 16 соответственно.

По табель-календарю (см. Приложение) можно узнать, что в перечисленных годах 25 марта приходится на воскресенье только в 490, 563 и 574 гг., т. е. только в этих трех годах пасха приходилась па 25 марта. По приведенным в книге» Ф. К. Гинцеля датам пасхи в этом можно убедиться.

Но из трех указанных годов только 563 г. (279 г. эры Диоклетиана) Дионисий мог принять за год, соответствующий году смерти в «воскресения» Христа, так как примерно за 532 года до пего происходили упоминаемые в Евангелиях события: императором Римской империи был Тиберий (Тиверий), а Понтий Пилат был прокуратором Иудеи.

Теперь можно найти и год рождения Христа, который, с одной стороны, должен отличаться от года смерти и «воскресения» Христа на время его земной жизни, а с другой — желательно, чтобы он был первым годом в 19-летнем лунном цикле, который (в январском варианте) начинается 23 января 285 г. При этом сохранилась бы полная преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского.

Для того чтобы быть первым годом в лунном цикле, искомый в 500-х годах год рождения Иисуса Христа должен отличаться от 285 г. па целое число 19-летий. Такими годами были годы 285+19n. В 500-х годах — это 513 г. (при n=12), 532 г. (при n=13) и 551 г. (при n=14). Из этих трех лет единственным подходящим является 532 г., при котором время земной жизни Христа равно 563—532=31 году (хотя это меньше 33—34 лет, которые должны бы быть по Евангелию от Луки). И Дионисий. Малый принял 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за год, соответствующий первому году 19-летнего лунного цикла с началом года 23 января 532 г. Тогда в первом веке первым годом лунного цикла будет год на 532 меньший, т. е. нулевой год нашей эры или первый год до н. э. с началом года 23 января.

Но за год, соответствующий году рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый принял не 532 г., а 533 г., хотя при этом время земной жизни Христа еще больше уменьшилось и стало равно 30 там вместо 33-34, да и годы начала по лунному и солнечному календарям при этом не совпадали. Почему Дионисий Малый так сделал?

В книгах Ф. К. Гинцеля и В. К. Никольского , в которых вопрос о происхождении нашего летосчисления разбирается наиболее подробно, это объясняется так: найдя в 500-х годах ближайший к своему времени год, в котором пасха приходится на 25 марта, Дионисий Малый вычел из этого года 30 лет (принятый, по их мнению, в новозаветной мифологии возраст Христа в момент его «воскресения») и, получив 533 г., принял его за год рождения Христа.

С таким объяснением нельзя согласиться потому. что, как уже указывалось, именно по новозаветной мифологии — по Евангелию от Луки — время земной жизни Христа считается 33-34 года. а не 30 лет. Кроме того, следует отметить, что 563 г. нельзя считать ближайшим ко времени Дионисия годом, в котором пасха приходится на 25 марта. Ведь 490 г. отстоит от 525 г., в котором Дионисий производил свои расчеты, на 35 лет, а 563 г.— на 38 лет.

563-й год выбран Дионисием Малым не как ближайший, а как единственный, позволяющий хотя бы примерно согласовать описываемые в Евангелиях события с историческими фактами.

По нашему мнению, выбор Дионисием Малым 533 года в качестве года, соответствующего году рождения Христа, объясняется тем, что день рождения Христа в 533 г.— 25 декабря—приходится на воскресенье, в то время как 25 декабря 532 г. приходится на субботу (в этом можно убедиться по табель-календарю —см. Приложение).

Следовательно, такие же дни недели будут и 532 года до этого — 25 декабря 1 года — в день рождения Иисуса Христа.

Отметим, что в трудах «отцов церкви» есть упоминания о дне недели, в который родился Иисус Христос. Одни считают, что он родился в пятницу, другие — в среду. Так указывается и в «Следованной псалтыри»: «Спаситель родился в 42 лето Августа Кесаря, в лето от создания мира 5500 25 декабря в среду» . Но уже сам факт, что в разных сочинениях указываются разные дни недели, говорит о том, насколько эти сведения не обоснованны.

Дионисий Малый, приняв 532 г. за первый год 19-летнего лунного цикла своего пасхального канона и обеспечив этим преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского, мог теперь выбрать в качестве года рождения Христа любой год, близкий к 532 г., в котором 25 декабря будет нужным днем недели, так как на расчетах пасхи это не отразится.

Но, по-видимому, он решил, что если есть возможность выбирать для дня рождения Иисуса Христа любой день недели, то что может быть лучше, чем священный для христиан день недели — воскресенье! (Вероятно, из таких же соображений мусульмане приняли за начало своей эры 16 июля 622 г., которое пришлось на пятницу — священный для мусульман день.)

Отняв от 533 г. период великого индиктиона (532 года) я Дионисий Малый получил дату 25 декабря 1 года нашей эры (воскресенье) — день рождения Иисуса Христа.

Вот почему, по нашему мнению, в пасхальном каноне Дионисия Малого начала отсчета лет по солнечному и лунному календарям не совпадают: счет лет по солнечному календарю начинается с 1 г, н. э., а счет лет по лунному календарю начинается на год раньше — с 0 г. н. э. или, так как нулевого года в историческом счете лет нет (он есть в астрономическом счете), с 1 г. до н. э.

Поэтому для определения порядкового номера года в 19-летнем цикле (золотого числа года) по эре «от рождества Христова» надо к остатку от деления номера года па 19 добавить еще единицу, в то время как по эре Диоклетиана золотое число года определяется просто как остаток от деления номера года на 19.

Приняв 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за первый год 19-летнего лунного цикла, Дионисий Малый начал с него свой пасхальный канон, так как канон Кирилла Александрийского закапчивается 247 годом эры Диоклетиана. А так как начало года по эре Диоклетиана — 1 тота — соответствует 29 августа по юлианскому календарю, то 1 тота 248 г. эры Диоклетиана = 29 августа 531 г. от Р. X.

Таким образом мы получили то равенство Дионисия Малого, приведенное в начале статьи, о котором Н. И. Идельсон писал, что «выяснение его исторической реальности или ошибочности есть особая и весьма трудная задача хронологии и истории» .

В странах Западной Европы эра Дионисия Малого стала утверждаться с VI в., когда она была принята в Риме. Затем с помощью церкви эта эра стала завоевывать одну страну за другой, а к XIX в. захватила все «христианские» страны.

В России счет лет по эре, предложенной Дионисием Малым, был введен указом Петра I, которым предписывалось вместо 1 января 7208 г. «or сотворения мира» считать 1 января 1700 г. «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».

В наше время, как пишет Е. И. Каменцева , эра Дионисия Малого стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени. Все прошлые даты переведены на нее и на юлианский календарь.

Выводы

1. Наше летосчисление — эра «от рождества Христова» — предложено Дионисием Малым через 525 лет после этого мифического события для упрощения расчетов дней празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т. е. предложено по религиозным, а не историческим мотивам.

2. Из трех факторов, которыми руководствовался Дионисий Малый при определении года начала нашего летосчисления — сведений об Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,— для него самым главным был третий фактор.

Этим объясняется долговечность пасхальных таблиц Дионисия Малого, которыми более 1000 лет (с 525 г. по 1582 г.— год введения католической церквью нового стиля) пользовались как западная (католическая), так и восточная (православная) церкви, и которыми православная церковь пользуется и в настоящее время. Этим же объясняется принятие обеими церквами года начала нашего летосчисления за год рождения Христа, несмотря на то, что этот год не соответствует ни сведениям, приведенным в Евангелиях, ни данным истории. Следовательно, ставшие уже традиционными упреки Дионисию Малому в том, что при определении года рождения Иисуса Христа он ошибся на несколько лет, объясняются непониманием цели его расчетов и направлены не по адресу. Ошибочны не расчеты Дионисия Малого (ведь за прошедшие 1500 лет — срок вполне достаточный — никто из е о критиков не взялся исправить эти ошибки), а противоречивые, далекие от исторической правды тексты Евангелий и принятые исключительно по религиозным мотивам постановления Вселенских соборов о праздновании пасхи и рождества.

3. Привлечение табель-календаря и таблицы фаз Луны к решению вопроса о происхождении нашего летосчисления помогло восстановить ход рассуждений Дионисия Малого и понять цели его расчетов.

Можно надеяться, что табель-календарь и таблица фаз Луны помогут решить и другие исторические, хронологические и календарные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

Список тегов:
история соборов календарь и хронология юлианский календарь

В основе практически всех календарей мира — цикличность, обусловленная астрономическими явлениями: вращениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, сменой фаз Луны, движением планет на фоне звезд. Проблема всегда заключалась в том, что астрономические циклы не идеально подходят к нуждам исчисления времени. Так называемый синодический месяц (время от новолуния до новолуния) состоит в среднем из 29,53 дня, то есть не равен целому числу суток. Тропический (солнечный) год также не включает в себя ни целое число лунных месяцев, ни даже целое число дней, ибо равен 365,242 суток. 10 июня 2020 11:15

Годы короткие и длинные

Используемый сейчас почти повсеместно григорианский календарь относится к солярному, то есть солнечному типу. Это означает, что наша система летоисчисления привязана лишь к одному астрономическому циклу — годичному движению Солнца. Постепенно накапливающееся отставание календарного года от тропического компенсируется високосными днями. Однако присутствие в нашем календаре таких временных промежутков, как месяц и неделя (сейчас их начало и длительность никак не связаны с фазами Луны), все же напоминает нам о том, что когда-то и наше ночное светило было ориентиром для счета времени.

Попытки примирить в одном календаре лунный и солнечный циклы предпринимались в истории человечества не раз. К лунно-солярному типу относится, например, древнееврейский календарь, по которому современные иудеи отмечают свои религиозные праздники. Другой хорошо известный пример — традиционный китайский (дальневосточный) календарь — тот, что неплохо кормит китайских производителей и отечественных продавцов соответствующих сувениров (на этот раз тигров).

Надо сразу сказать, что соединение в одном календаре лунного и солнечного циклов приводит к его заметному усложнению. Если мы приравниваем календарный месяц к синодическому, то год, состоящий из 12 месяцев, будет равняться 354 дням. А если учесть, что длина синодического месяца может колебаться в пределах нескольких часов, то в реальности лунный год может состоять и из 353, и из 355 дней. Значит, всякий раз он будет отставать от тропического на 10−12 дней плюс примерно четверть суток, и с течением времени отставание станет стремительно накапливаться. Наверстывается оно в китайском календаре скачками, с помощью целых високосных лунных месяцев. Получаются «удлиненные» годы, которые идут с промежутком в один или два года. Нетрудно подсчитать, что такие годы будут иметь по 383, 384 или 385 дней.

Мифические ветви

Как вычислить, какой именно год будет високосным? Согласно правилам китайского календаря, зимнее солнцестояние должно обязательно приходиться на 11-й месяц (китайские месяцы пронумерованы с 1-го по 12-й). Если между двумя последующими месяцами солнцестояния в реальности произойдет не 12, а 13 новолуний, в год добавляется високосный месяц. Он может идти после любого из 12 месяцев и будет носить тот же номер, что и предыдущий. Для выбора високосного месяца придется взглянуть на Солнце. Надо определить первый по счету месяц года, в течение которого оно будет оставаться в одном и том же знаке Зодиака. Этот месяц и станет високосным. Даты новолуний и время пересечения Солнцем границ зодиакальных созвездий вычисляются в современном Китае с помощью данных, полученных с помощью астрономических приборов. И это при том, что в современной КНР в повседневном обиходе давно применяется григорианский календарь.

Башенные часы (на фото) не только показывают время, но и определяют положение Солнца на зодиакальном круге, как бы напоминая о том, что именно благодаря небесным светилам люди научились отсчитывать время.

Традиционный китайский календарь интересен еще и тем, что в его систему «вплетен» юпитерианский 12-летний цикл (цикл обращения Юпитера — 11,86 года). Китайские годы имеют всем известные «звериные» имена. По окончании последовательности — Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья — период начинается снова. Любители восточных гороскопов знают, что каждый китайский год связан также с определенным «элементом». Последовательность элементов — дерево, огонь, земля, металл, вода — формирует «небесную ветвь», в отличие от «земной», связанной с животными. Небесная ветвь управляет еще более масштабным циклом — 60-летним.

Каждому элементу принадлежат два следующих друг за другом года. 60-летие начинается с года Деревянной Крысы, далее идут Деревянный Бык, Огненный Тигр, Огненная Змея и т. д. Когда вновь настанет год Деревянной Крысы, пройдет 60 лет. Текущее 60-летие началось в 1984 году. Китайский Новый год наступает во второе новолуние после дня зимнего солнцестояния и в этом году приходится на 14 февраля.

Эта схема представляет соотношение базовых календарных циклов майя в виде механизма трех зубчатых колес. Самое маленькое колесо — это цикл из 13 пронумерованных дней 260-дневного календаря «цолькин». Колесо побольше — цикл из 20 дней, имеющих собственные имена. Эти имена — названия животных.

Умельцы без колес

Если приятные надежды на будущий год люди склонны связывать с очередным китайским тигром-кроликом-змеей, то источник ужаса особо впечатлительным гражданам мерещится на другом берегу Тихого океана — в районе мексиканского полуострова Юкатан, где древние индейцы майя создали одну из самых интересных календарных систем.

Говоря о цивилизациях коренных обитателей Америки — будь то майя, ацтеки или инки, — следует помнить, что речь идет о своего рода альтернативном человечестве. В самом деле, цивилизации Старого Света никогда не были полностью изолированы друг от друга. К примеру, от Европы до Индокитая распространились алфавиты на основе протоханаанейских букв, а Древний Рим торговал с Китаем.

Что касается Америки, то туда люди пришагали или приплыли тысяч десять лет назад с хозяйственным и культурным багажом первобытных кочевников. Их потомкам, создавшим великие государства, не у кого было учиться и заимствовать. Все приходилось придумывать самим. И вот, подобно египтянам, индейцы научились строить каменные города и пирамиды, однако так и не изобрели колеса.

Диск для ориентации по фэн-шуй. Усложненность и экзотичность китайских учений о времени и пространстве делают их столь привлекательными в наши дни. Правда, большинство из нас воспринимает мудрость древних сквозь призму современных поп-культурных штампов. А первые упоминания о китайском календаре обнаружены на гадательных костях II тысячелетия до н.э.

Майя нашли свой путь в астрономии и математике, создали сразу несколько систем счисления, затем свели их воедино и ухитрились напугать неведомых им и живущих в далеком будущем бледнолицых концом света. Короче говоря, оказались фантастическими затейниками.

Гражданский и священный

Календарь майя неплохо изучен, но сточки зрения человека Старого Света в нем есть много неочевидных и порой загадочных вещей. Например, майя использовали временной период под названием «хааб», который состоял из 365 дней. Цифру трудно не узнать — конечно же, это приблизительная длительность солнечного года. Но делился год «хааб» почему-то не на двенадцать (подсказанных луной) месяцев, а на 18 по 20 дней каждый. Плюс дополнительный месяц «вайеб» из пяти дней (18х20+5=365).

Более того, майя, прослывшие искусными наблюдателями небес, разумеется, были в курсе, что реальный солнечный год имеет бóльшую длительность и календарь неизбежно «поползет». Однако никаких високосных «хаабов» они не вводили, очевидно, не придавая смещениям особого значения.

«Хааб» служил основой гражданского календаря, но существовал у майя и другой, так называемый священный календарь. Он носил название «цолькин», а год в нем состоял из 260 дней. Что это за цифра — совершенно непонятно. Во всяком случае очевидного астрономического смысла у нее нет, хотя версии, привязывающие «цолькин» к планетным циклам, имеются. Иногда 260-дневку связывают с периодом беременности у человека или со сроком созревания сельскохозяйственных культур.

Гадательная кость из черепашьего панциря, испещренная примитивными иероглифами

Где неделя, а где месяц?

Занятно еще и другое. В привычном нам григорианском календаре дни недели (генетически восходящей к длительности фаз луны) имеют названия. Последовательность дней месяца обозначается цифрами. В календаре майя «цолькин» все происходит наоборот. Если рассуждать по‑европейски, то год состоит из тринадцати двадцатидневных «недель», каждый день которых имеет свое иероглифическое имя, и двадцати тринадцатидневных месяцев. Можно, конечно, сказать, что в «цолькин» были месяцы с поименованными и недели с пронумерованными днями — дела это сильно бы не изменило. Фактически это означает, что если у нас после 1 мая на следующий день наступает 2 мая, то в священном календаре майя после 1-го ахау наступит 2-е имикс, а до 2-го ахау ждать 40 дней. Также интересно, что, обозначая даты, майя пользовались обоими календарями, называя сначала значение даты из «цолькин», а затем из «хааб». Получалось что-то вроде «4 ахау 8 кумку». Подобное сочетание двух уникальных значений могло повториться только через 52 года «хааб» (365 дней), что равнялось 73 годам «цолькин» (260 дней). Этот период получил название «Колеса календаря».

Истории известен пример чисто лунного календаря — это календарь исламский. Каждый его год состоит из 12 лунных месяцев и включает 353−355 дней. Мусульманская эра началась 17 апреля 622 года, однако за счет более коротких лет однажды исламский календарь догонит (и перегонит) григорианский. В 20 874 году по григорианскому календарю 1 мая совпадет с 1-м числом 5-го мусульманского месяца джумадияль-авваль 20 874 года Хиджры.

Цифровой апокалипсис

Уже это дает представление о стиле мышления древних мезоамериканцев. Каждый временной цикл мыслился ими как некая матрешка, включающая в себя меньшую и заключенная в бóльшую. Если 52 года вполне сравнимы с продолжительностью человеческой жизни, то в календарной системе майя, традиционно называемой «длинный счет», появляется термин «бактун», представляющий собой временной промежуток 144 000 дней (409 солнечных лет). Это находится уже явно за пределами практического планирования чего бы то ни было. Дальше — больше. Майя и другие обитатели Центральной Америки воспринимали свою историю как развивающуюся в рамках эпохи, состоящей из 13 бактунов (примерно 5125 лет). Эпоха, по их представлениям, началась в некоей мифической точке отсчета, которая соответствует 13 августа 3114 года до н.э., а закончится, соответственно, 23 декабря 2012 года (по нынешним расчетам). Эта дата по «длинному счету» обозначается 13.0.0.0.0 4 ахау 8 кумху. Расшифровывается это как раз по‑матрешечному: с нулевой даты эпохи прошло ровно 13 бактунов (по 144 000 дней), и настал день 4 ахау («цолькин») 8 кумху («хааб»). Нули означают отсутствие в соответствующих разрядах более мелких временных единиц (катун, тун, виналь, кин). Вот, собственно, и вся арифметика «грядущего» конца света, а точнее, смены эпох, связанных с деятельностью богов из индейского языческого пантеона. «А мы тут при чем?» — хочется спросить с улыбкой…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *