Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников. Он установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном.
Когда воплощенному Слову Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков — встретить Его чудесное, всеспасительное явление, и возвестить его миру. Одним из них был исполненный Духа Святого старец Симеон, которому было обещано от Бога, что не покинет он сей мир до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Это сретение Симеоном и празднует святая Православная Церковь ежегодно 15 февраля по новому стилю.
Чему учит нас праздник Сретения Господня?
Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось.
Во-вторых, праздник Сретения учит нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и благочестивый, просвещенный Духом, он чаял утехи Израилевы по следующему откровению.
Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей — «70 толковников», как обычно их называют. Среди них находился и праведный Симеон.
Занимаясь переводом книг Исаии, Симеон достиг пророчества: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился, и, остановясь, рассуждал сам с собою: как девица может родить отроча? Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить это пророчество… Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу.
Когда же родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Мариею принесен был в храм, тогда святой, познав свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исаии, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 29), и, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой, будучи глубоким старцем.

История

В переводе со старославянского слово «сретение» следует перевести как «встреча». Праздник отмечается на 40 день от рождества Христова. В этот день, по преданию, дева Мария вместе с мужем Иосифом прибыла в Иерусалим для проведения обряда посвящения в храме. Там им встретился старец Симеон.

Считается, что Симеон родился за три столетия до прихода Спасителя. Он был в числе тех мудрецов, которых египетский царь Птолемей II нанял для перевода на греческий Ветхого Завета.

При работе над книгой пророка Исаии святой наткнулся на фразу, которую принял за ошибку. Там было написано: «Се Дева во чреве приимет родит Сына». Рассудив, что речь идет об описке, ведь Дева родить не может, он захотел при переводе исправить этот момент и написать вместо этого «Жена».

В этот момент ангел остановил руку Симеона и дал понять, что никакой ошибки в этом нет. После этого он пообещал, что старец не умрет до тех пор, пока лично не увидит исполнение этого пророчества. И, вопреки человеческой природе и законам жизни, он прожил 300 лет, в ожидании этой встречи.

Увидев младенца Иисуса, Симеон понял, что его ожиданию пришел конец. Этот момент принято считать аллегорией на встречу человечества с Иисусом, а также на смену Ветхого Завета, который символизирует святой Симеон, на Новый, который принес с собой Спаситель.

Изначально Сретение Господне воспринималось не как самостоятельное торжество, а как день, которым завершается 40-дневный цикл после Богоявления. Однако со временем торжества стали сравнимы с Пасхальными.

Православный календарь указывает, что этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть имеющих прямое отношение к событиям из жизни Иисуса Христа. И хотя он и относится к числу Господских праздников, по сопутствующему ему богослужению походит скорее на Богородичный. Даже на иконах праздника изображения Христа и Божьей Матери по своей значительности равны.

Громницы: народные приметы и обычаи

В народе сохранилось два ответа на вопрос, какой праздник 15 февраля. Кроме церковного Сретения многие помнили, что эта дата носит название Громницы. Свечи, освященные в этот день, использовали для защиты дома от грозы. Также их считали защитой для души умершего человека от злых сил.

Крестьяне считали, что сретенские морозы – последние за зиму, и в дальнейшем будет только теплеть. Впрочем, если в этот день будет метель, то, верили в народе, приход весны все же задержится.

Если на улице начиналась капель (Зима весну заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет), то стоило ждать хорошего урожая пшеницы. Безветренная и солнечная погода сулила много работы сборщикам льна. А ветер намекал, что в накладе не останутся владельцы фруктовых деревьев.

Что нельзя делать на Сретение 15 февраля

Русский народ с неодобрением относился к воровству в любое время, однако пойти на это преступление в Великий церковный праздник, согласно представлению крестьян, означало накликать на себя жуткую беду. Такой человек расстанется со всем, что успел накопить за свою жизнь.

Ссориться с другими людьми или просто сквернословить на Сретение тоже нельзя. Под запретом 15 февраля и гадания, а также прочие магические ритуалы, которые ушлые гадалки любят связывать с церковными праздниками. На самом деле все это – большой грех, особенно в светлый день.

Заниматься тяжелой, грязной работой, убираться в доме, трудиться также не рекомендовалось. Праздник необходимо посвятить отдыху и постараться провести время максимально радостно.

Еще один запрет на 15 февраля связан с поверьем, что после сретенских морозов пускаться в дальний путь на санях было небезопасно – погода могла перемениться в любой момент. В народной памяти это логичное поведение сменилось осторожным отношением к продолжительным путешествиям именно на Сретение.

Именины 15 февраля

  • Василий.

15 июля (2 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 6-й седмицы по Пятидесятнице (шестой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный. На трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. В Русской Церкви совершается праздник Ризоположения Пресвятой Богородицы, а также память ряда православных святых и трёх почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.

* * *

15 июля – Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Церковный праздник, связанный с историей уникальной христианской реликвии, относящейся ещё ко времени земной жизни Божией Матери, — Её честной ризы. Перенесение этой святыни со Святой земли в Царьград празднуется вот уже полтора тысячелетия. Более подробно об этом торжестве, а также посвящённом ему московском храме вы сможете прочесть в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.

* * *

Святитель Иувеналий, Патриарх Иерусалимский. Этот великий святой был Предстоятелем Иерусалимской Церкви с 420 по 458 год от Рождества Христова. Святитель был современником таких великих христианских подвижников, как преподобные Евфимий Великий, Симеон Столпник, Герасим Иорданский, и многих других святых Церкви Христовой. Наиболее же близок духовно Патриарх Иувеналий был с преподобным Евфимием Великим. Святитель Иувеналий был Патриархом в очень непростое для Православия время.

Уже отошёл период антихристианских гонений, однако Церковь потрясали многочисленные ереси, включая несторианство (умалявшее Божественную природу Христа) и евтихианство — монофизитство (напротив, умалявшее Человеческую природу Христа). Против этих лжеучений Иувеналий активно боролся, утверждая истинность Святого Православия. Одно время святитель был даже изгнан еретиками с Патриаршего престола и укрывался в Константинополе, но в итоге Истина восторжествовала, и Патриарх Иувеналий вернулся в Святой град Иерусалим.

Святитель Иувеналий, Патриарх Иерусалимский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Этот русский святой первой половины XV века был родом из Греции. Родившись в годы, когда Империя ромеев (Византия) уже переживала времена своего заката, будущий святитель с юности выбрал путь монашеского служения. В 1408 году Константинопольский Патриарх рукоположил его на Русскую кафедру, после чего владыка Фотий более 20 лет был Первоиерархом Русской Церкви, чей титул сохранял наименование «Киевский», однако в реальности кафедра уже была перенесена в Москву.

Очень многое святитель сделал для воссоединения Русских земель, в частности, упразднив Литовскую митрополию, которая раскалывала Русскую Церковь по политическому признаку (Русь Литовская к тому времени уже была сильно поражена католическими влияниями). В конце жизни митрополит Фотий сподобился видения Ангела Господня, который предсказал святителю время его кончины. Упокоился владыка в июле 1431 года, успев написать перед этим духовное завещание — Духовную грамоту.

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Фото: www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей святителя Арсения, епископа Тверского, чудотворца. Один из самых почитаемых святых Тверской земли, её архипастырь в конце XIV — начале XV столетия. В молодости будущий святитель принял монашеский постриг в первом русском монастыре — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, после чего служил архидиаконом при митрополите Киевском Киприане и управлял делам Киевской митрополии.

В 1390 году от Рождества Христова отец Арсений был направлен в Тверь и рукоположен в епископский сан во времена, когда Тверское княжество раздирали всевозможные нестроения. Как великий молитвенник и миротворец святитель Арсений смог не только исцелить эти раздоры, но и значительно укрепить Православие на Тверской земле. В 1409 году от Рождества Христова владыка мирно отошёл ко Господу и был погребён в созданном им Жёлтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы.

Святитель Арсений Тверской. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские. Братья по плоти, схимники, совершавшие монашеские духовные подвиги в XVI столетии в одной из подмосковных обителей. Также сегодня совершается память преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских и празднование Собору Тверских святых.

Феодотьевская, Пожайская и Ахтырская иконы Божией Матери. Эти чудотворные образа Пресвятой Богородицы, особенно почитающиеся в Русской Православной Церкви, были явлены соответственно в 1487 году, в XVII веке и 1739 году от Рождества Христова. Отметим, что каждый православный христианин, почитая иконы Божией Матери, молится не образу, а Самой Небесной Владычице.

Ахтырская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *