Московская епархия (областная)

Дата создания: 1325 г. Описание:

Историческая справка

Предшественницей Крутицкой митрополии была епископия Сарайская (Сарская) и Подонская. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл III (†1281 г.) в 1261 г. учредил в столице Золотой Орды городе Сарае-Бату епископскую кафедру. Первым иерархом Сарайским был епископ Митрофан. Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах: и в их столице, и во время кочевья по степи. Эти епископы духовно окормляли тысячи русских пленных и приезжавших в Орду по делам. Хан дозволял им обращать в христианство татар. Вскоре епископам Сарайским была передана в управление епископия Переяславская. В 1269 г. митрополит Кирилл поставил преемника епископу Митрофану епископа Переяславского и Сарайского Феогноста, который был духовным писателем и послом хана Мангу-Темира в Византии. Епископы Сарайские имели исключительно важное дипломатическое значение для митрополитов Всероссийских и для великих князей. На протяжении полутора веков они осуществляли интенсивную деятельность на благо своего Отечества, порабощенного татаро-монголами.

При наличии своей постоянной резиденции в Сарае епископы Сарайские издревле (имеются известия, что это было со времени правления князя Московского Даниила Александровича) имели также подворье в Москве на Крутицах, месте на крутом берегу Москвы-реки, где они останавливались при посещении Всероссийских митрополитов и Великих князей Московских. Подворье епископов Сарайских в Москве было расположено в Крутицком монастыре, основанном в 1272 г. князем Даниилом Александровичем, канонизированным Русской Православной Церковью. Имеются сведения, что в 1454 г. епископ Сарайский Вассиан имел постоянное пребывание в Крутицком монастыре в Москве и его кафедральным собором был храм святых апостолов Петра и Павла — предшественник ныне существующей соборной церкви Успения Божией Матери, воздвигнутой в 1665-1689 гг. Считается, что в период между 1459-1461 гг. епархия была переименована в Сарскую и Подонскую, по омывавшим Крутицы небольшим рекам Сара и Подон. Однако исторические данные говорят, что уже во второй половине XIV в. епископы Сарайские стали именоваться Сарскими и Подонскими. Последнее подтверждает переезд епископов из Сарая в Москву во второй половине XIV в. Поселившись в Крутицком монастыре, епископы Сарские и Подонские стали ближайшими помощниками митрополитов Всероссийских.

В 1589 г. в Русской Православной Церкви было учреждено Патриаршество. Одновременно в Москве была учреждена Крутицкая митрополия, имевшая обширнейшую территорию с резиденцией митрополита в Крутицком монастыре. Митрополит Крутицкий стал первым помощником Патриарха Московского и всея Руси, как до этого епископ Сарский и Подонский был ближайшим помощником митрополитов Всероссийских. Митрополиты Крутицкие были первыми по значению и влиянию на дела всероссийские после Патриарха и нередко его представляли. Они многое сделали для объединения русских земель в единое централизованное государство.

Митрополия носила наименование Крутицкой, но сохраняла также и наименование Сарской и Подонской. Последним архиереем с титулом Сарский и Подонский был архиепископ Леонид (до 1742 г.). Его преемник Платон (Малиновский) в 1742 г. был поставлен епископом Крутицким. В 1764 г. была учреждена епархия Крутицкая и Можайская. Эта епархия просуществовала до 1788 г., когда в связи с образованием губерний в России и реорганизацией епархиального управления в соответствии с новым административным делением она была упразднена вместе с Крутицким монастырем. Однако Крутицкое архиерейское подворье сохранялось до периода Патриаршества Святейшего Патриарха Тихона.

Кафедра митрополитов Крутицких была восстановлена Святейшим Патриархом Тихоном в 1918 г. Первым иерархом на этой восстановленной кафедре был епископ Вятский Никандр (Феноменов) с 1918 по 1920 гг., затем епископ Владивостокский Евсевий (Никольский) с 1920 по 1922 гг., бывший также и наместником Патриаршего престола, далее священномученик митрополит Петр (Полянский; †1937), назначенный Святейшим Патриархом Тихоном на Крутицкую кафедру в 1924 г., а 7 января 1925 г. — Патриаршим Местоблюстителем (на случай смерти Патриарха Тихона). В январе 1944 г. на Крутицкую кафедру был назначен митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич).

В соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», принятом Поместным Собором Русской Православной Церкви 31 января 1945 г., митрополит Крутицкий является постоянным членом Священного Синода и осуществляет функцию викария Патриарха по управлению Московской епархией. В «Положении» сказано, что в помощь Патриарху по управлению Московской епархией назначается «Наместник» (латинское слово — «викарий») с титулом «Митрополит Крутицкий». В 1947 г. Патриарх Алексий присвоил митрополиту Николаю в личном порядке в качестве поощрения к 25-летию архиерейского служения к титулу Крутицкий добавление «и Коломенский».

С сентября 1960 г. по август 1963 г. кафедру Крутицкую и Коломенскую занимал митрополит Питирим (Свиридов).

В октябре 1963 г. на эту кафедру заступает митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), которого в июне 1971 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на пост Патриарха Московского и всея Руси.

С июня 1971 г. по июнь 1977 г. кафедру Крутицкую и Коломенскую занимал митрополит Серафим (Никитин).

11 июня 1977 года митрополитом Крутицким и Коломенским назначен митрополит Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков).

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 г. принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церковью», согласно которому: «Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского» и является постоянным членом Священного Синода по кафедре.

В настоящее время известны имена и сохранились сведения о 59 архиереях, занимавших Крутицкую кафедру со времени ее образования в 1261 г.

Епархия сегодня

«Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси».

Устав Русской Православной Церкви, гл. IV, п. 9. Принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г.

С 1977 г. управляющим Московской епархией, ее правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением г. Москвы) является митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, резиденция которого находится в Новодевичьем монастыре г. Москвы.

В управлении епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому помогают викарные архиереи. Органом управления епархией, согласно Устава Русской Православной Церкви, является Епархиальный совет.

Исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, является Епархиальное управление, которое имеет свою канцелярию, бухгалтерию, архив и иные вспомогательные отделы, обеспечивающие разнообразные виды епархиальной деятельности.

Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем.

В соответствии с указанием Святейшего Патриарха Кирилла от 8 февраля 2012 г. в связи с расширением границ города Москвы и переводом некоторых храмов, священнослужителей и монашествующих Московской епархии в непосредственное ведение Его Святейшества, в архив Московской Патриархии были направлены дела 53 приходов и 1 монастыря.

  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2010 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (24 ноября 2011 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2012 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (23 декабря 2013 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (22 декабря 2014 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (22 декабря 2015 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (21 декабря 2016 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2017 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2018 г.)
  • Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (27 декабря 2019 г.)

Епархия по состоянию на декабрь 2019 г.

Из доклада митрополита Ювеналия на епархиальном собрании 2019 г.:

На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1211 приходах и в 25 монастырях совершают служение 1612 клириков, из которых 1491 священник и 121 диакон.

Образовано 13 новых приходов. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1635 храмов и 329 часовен.

<…>

Сегодня в Московской епархии 13 отделов и 8 комиссий, которые занимаются деятельностью в различных областях церковного служения.

***

Высшим духовным учебным заведением Московской епархии является Коломенская духовная семинария:

  • 140406, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11. Тел: (496) 616-49-24 (секретарь). Сайт: www.kpds.ru, e-mail: kpds@bk.ru.

Семинария имеет бессрочную государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности № 0114 от 29 мая 2012 г.

Официальным изданием являются «Московские епархиальные ведомости».

Действует Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

Действующие монастыри и храмы

Страна: Россия Адрес: 119435, г. Москва, Новодевичий проезд, 1 Телефон: (499) 246-08-81 Web-сайт: www.mepar.ru E-mail: formail@mepar.ru Правящий архиерей: Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович) Викарный архиерей: Константин, епископ Зарайский, викарий Московской епархии (Островский Илья Константинович) Роман, епископ Серпуховской, викарий Московской епархии (Гаврилов Геннадий Михайлович) Тихон, епископ Видновский, викарий Московской епархии (Недосекин Николай Владимирович) Петр, епископ Луховицкий, викарий Московской епархии (Дмитриев Иван Вячеславович)

15 сентября 2010, 13:24 — REGNUM

Дмитрий Михайлович убивает Юрия Даниловича Московского в Орде. Из «Царственного летописца»

1326 год. 15 сентября в Орде был казнен русский князь Дмитрий Грозные Очи

» В следующий год отправился к Хану и Димитрий. Там они увидели друг друга, и нежный сын, живо представив себе окровавленную тень Михаилову, — затрепетав от ужаса, от гнева, — вонзил меч в убийцу. Георгий испустил дух: а Димитрий, совершив месть, по его чувству справедливую и законную, спокойно ожидал следствий… Так одно злодеяние рождает в мире другое, и виновник первого ответствует за оба, по крайней мере в судилище Вышнего! Тело Георгиево привезли в Москву, где княжил брат его, Иоанн Даниилович, и погребли в церкви Архангела Михаила. Митрополит Петр с четырьмя Епископами совершил сей обряд печальный. Князь Иоанн и самый народ проливал искренние слезы, умиленные столь бедственною кончиною Государя хотя и не добродетельного, однако ж знаменитого умом и славными предками. Новогородцы сожалели об нем: Тверитяне хвалили дело своего Князя, с беспокойством ожидая суда Узбекова.

Хан долго молчал. Друзья Князя Московского без сомнения представляли ему, что убийство столь наглое, совершенное пред его глазами, требует наказания, или будет пятном для чести Царской, знаком слабости и поводом к новым опасным своевольствам Князей Российских; что Хан, сверх того, должен вступиться за Георгия как за своего зятя. Прошло десять месяцев. Брат Димитриев, Александр, спокойно возвратился из Орды с Ханскими пошлинниками, надеясь, что дело уже кончилось и что Узбек не думает о мести. Но вдруг вышло грозное повеление, и несчастного Димитрия убили в Орде (вместе с Князем Новосильским, потомком Михаила Черниговского, обвиненным также в каком-то преступлении). Сия весть, равнодушно принятая в Москве и в Новегороде, огорчила добрых Тверитян, усердных к государям и видевших в юном своем Князе славную жертву любви сыновней. Димитрий Михайлович, прозванием Грозные Очи, смелый, пылкий, имел только 27 лет от рождения; женатый на дочери Князя Литовского, Гедимина, он не оставил детей.

Несмотря на казнь Димитриеву, Узбек в знак милости признал его брата Великим Князем Российским: по крайней мере так назван Александр Михайлович в договорной грамоте, коею Новогородцы, не имея тогда главы и терпя от внутренних неустройств, обязались ему повиноваться как законному своему властителю. Сия грамота, писанная в 1327 году, есть повторение Ярославовых и Михаиловых с прибавлением, что Новогородцы уступают Александру села, им самим или Боярами его купленные, если Княжеские Дворяне, господствуя в оных, не будут вмешиваться в судные дела иных волостей и принимать вольных жителей на свою землю. Но милость Узбекова и верность Новогородцев скоро изменились».

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006.

История в лицах

Симеоновская летопись:

Тое же осени месяца сентября въ 15, на память святого мученика Никыты, убиша въ Орде два князя Дмитрея Михаиловичя Тферского да князя Александра Новосильскаго, единого дни, на одиномъ месте, на реце, нарицаем и Кордакл

Цитируется по: Конявская Е. Л. Дмитрий Михайлович Тверской в оценке современников и потомков //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19).

Мир в это время

В 1326 году скончался султан Осман I, давший свое имя новой династии и Османской империи

Осман I. Турецкая миниатюра XV века

«Для истории турецкого народа, а также стран Юго-Восточной Европы весьма большие последствия имело образование турецкой (Османской) империи. Османское государство сложилось в процессе военной экспансии турецких феодалов в Малой Азии и на Балканском полуострове. Завоевательная политика, которую вело Османское государство, обусловила многовекового борьбу населения южнославянских стран, народов Венгрии, Молдавии и Валахии против турецких завоевателей.

При нашествии монгольских завоевателей на Среднюю Азию кочевое объединение тюрок-огузов из племени кайы всего в несколько тысяч шатров, откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-дином и поступило затем на службу к сельджукскому султану Рума, от которого вождь огузов-кайы Эртогрул получил в 30-х годах XIII в. небольшое феодальное владение по реке Сакарья (по гречески Сангарий), на самой границе византийских владений, с резиденцией в городе Сёгюд. Эти огузы вошли в состав складывавшейся в Малой Азии при Сельджукидах турецкой народности. К началу XIV в. Румский султанат Сельджукидов распался на десять эмиратов, в их числе был и Османский эмират. Большая часть остававшихся еще в северо-западной части Малой Азии владений Византии была завоевана сыном и преемником Эртогрула Османом I (приблизительно 1282—1326), который сделал своей столицей город Бурсу (по-гречески Бруса 1326 г. ). Осман дал свое имя династии и своему эмирату Малоазиатских турок, вошедших в состав Османскою государства, стали также называть османами (османлы)».

Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Государственное издательство политической литературы,1957

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Olga Maria 1 год назадОтветить

А Церковь никогда не перемещалась из Киева в Москву. Епархия (приход) это частичная Церковь, то есть частичка от всеобщей Церкви. В Киеве своя частичная Церковь, в Москве своя. Обе являются частью целого, то есть частью Церкви Христа, даже при том, что они сами этого не хотят в силу православных догматов.
В православии термин частичная Церковь подменили на поместная Церковь, из-за этой фальсификации христиансской доктрины у восточных славян абсолютно нет понимания сути христианства и христианского учения. Переводы католических догматов на русский тоже заведомо ложные и фальшивые, поэтому на данный момент у русоязычных нет абсолютно никакого доступа к христианской информации.

Московская Церковь в один прекрасный день стала нелегально называть себя патриархатом и стала считать себя выше киевской. Сам термин патриархат политический, а не христианский, его ввели в оборот императоры в 4-ом веке, то есть политическая власть. В Библии этого слова нет. Сейчас Церковь ведёт работу по удалению из христианства понятия патриархата и всего с этим связанного.
В христианстве все частичные Церкви равны, только в православии-царепапизме ввели неравенство в политических целях, сделав из христианства царское орудие манипуляции и насилия.

На моём блоге (Roselline per il rosario на Блогспоте) есть ссылки на некоторые исторические, научные, документальные источники на языке оригинала, которые освещают историю славян по ключевым моментам на основе международных контактов тех лет, политики и приобщения славян к христианству. Их переводы на русский отсаботированы. Например, nazione slava — славянская нация переведено как племена славян, королевство как царство и т.д.. Поэтому читать их следует на языке оригинала.
Я собираюсь сделать перевод части текстов, не знаю когда руки дойдут. Сегодня обнаружила, что с интернета словарь Даля пропал, а в процессе перевода старинных текстов необходимо работать именно с ним, чтобы отслеживать, как преображалось значение слов в русском со времён Даля. Значение многих слов тех очень тяжело передать правильно.

В статье в хронологической последовательности описаны основные события 366-летнего процесса, результатами которого стали перенос кафедры митрополита из Киева в Москву и возвышение последней как духовного и политического центра Руси.

1157 г. Андрей Юрьевич Боголюбский перемещает икону Богородицы Вышгородской (позднее Владимирской) из Вышгорода (8 км. от Киева) во Владимир (Владимиро-Суздальское княжество). По преданию, икона была написана евангелистом Лукой на доске стола Тайной Вечери. Икона была почитаемой и чудотворной. Сообщается, что Сама Богородица явилась князю Андрею с одобрением его действий. На первый взгляд, событие малозначимое. Однако оно стало пророческим, что показывает дальнейший ход истории.

1169 г. Андрей Юрьевич Боголюбский отправил объединённое войско на Киев. Город был взят приступом впервые в своей истории и разорен. Разорению подверглось всё, кроме храмов. Все церковные ценности были организованно перемещены в Ростово-Суздальскую землю.

Причиной политики Андрея в отношении Киева могло быть желание прекратить междоусобицы на Руси. За Киев шла постоянная борьба русских князей с частой передачей города из рук в руки. Уязвимость Киева со стороны южных степей усложняла обстановку постоянными набегами кочевников. В борьбе за Киев погиб отец Андрея, Юрий Долгорукий.

После взятия Киева Андрей сажал туда второстепенных князей, пытаясь понизить статус города. Но князья не удерживались, а его брат, Глеб, был отравлен в Киеве. Вскоре Андрей также был предательски убит группой заговорщиков из своих приближенных слуг. Несмотря на гибель Боголюбского, вектор перемещения центра духовной и политической силы из Киевской в Ростово-Суздальскую Русь проявился уже достаточно отчётливо.

1223 г. Джэбэ и Субэдэй наносят поражение объединенным войскам русских князей на реке Калке в рамках разведывательного рейда вокруг Каспийского моря. Попутно разорив Крым и напав на Волжскую Булгарию, монголы через степи Казахстана вернулись в Монголию. Киев не был затронут. Поражение на Калке показало, что ослабленная междоусобицами Русь не может противостоять мощной централизованной военной организации. Монголы явно указали Руси на ее слабые места. Русские князья не воспользовались этим уроком и временем, которое им было отмерено до следующего сокрушительного удара. Дальнейшие события говорят сами за себя.

1240 г. Батый и Субэдэй взяли Киев приступом и разорили город.

1242 г. Митрополит Киевский Кирилл III редко бывает в Киеве по причине крайнего запустения разрушенного города.

1246 г. Католический миссионер Плано Карпини, проезжавший в Золотую Орду через Киев, отмечает страшное запустение города. Разруха в Киеве может быть объяснена как жестокой осадой в 1240 году с применением монголами камнеметных орудий, так и отсутствием экономической возможности поддерживать состояние уцелевших каменных строений в связи с монгольским порабощением.

1299 г. Максим, митрополит Киевский, переезжает во Владимир по причине разорения и запустения Киева. В летописи указывается причина в нежелании митрополита терпеть притеснения со стороны монголов. Историк С. М. Соловьев отмечает, что Максим принял решение переместить кафедру после окончательной потери югом России своего статуса с разорением Киева, упадком Галича и Волыни.

1324 г. Гедимин, князь литовский, в рамках борьбы с монголами напал на Киевскую землю, взял Киев и посадил своего наместника. В этом же году монголы совершили успешный ответный поход на Литву. Киев, являющийся в то время малозначительным городом, продолжал платить дань Орде.

1325 г. Петр, митрополит Киевский, по просьбе Ивана Калиты переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

1362 г. Великий князь литовский Ольгерд, пользуясь «великой замятней» в Золотой Орде, разбивает монголо-татарских наместников в Киевской земле в битве на реке Синюхе. Результатом битвы стало присоединение большей части современной Украины, включая Киев, к Великому княжеству Литовскому.

1375 г. Болгарин Киприан «ябедничает» на действующего митрополита Алексия и интригами добивается своего рукоположения в Константинополе в сан митрополита Киевского при живом Алексии. Приезжает в Киев, который находится под властью литовского князя и тщетно пытается добиться своего признания у новгородцев и московского князя

1410 г. Фотий, митрополит Киевский, жил в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенесших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву.

1437 г. Иоанн VIII Палеолог, византийский император, лично явился в Италию в отчаянной попытке получить помощь от Запада в защите от турок-османов.

1439 г. В Италии происходит Ферраро-Флорентийский собор, на котором была принята уния с Римской католической церковью. Её подписали присутствовавшие на соборе Иоанн VIII Палеолог (византийский император), Григорий III Мамма (Патриарх Константинопольский) и Исидор (митрополит Киевский, грек или болгарин по происхождению)

1441 г. Исидор, митрополит Киевский, прибыл в Москву, взят под стражу, осуждён на соборе русского духовенства за то, что подписал унию. С молчаливого согласия Василия II Тёмного опальный митрополит бежал в Тверь, а затем прибыл в Литву.

1448 г. Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону.

1449 г. Великий князь литовский Казимир IV, под властью которого находилась Киевская земля, заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделил сферы влияния в Восточной Европе.

1449 г. умирает Иоанн VIII Палеолог и императором Византии становится Константин XI Палеолог, который объявляет себя сторонником православия и противником унии.

1451 г. Константин XI Палеолог формально восстановил православие.

1451 г. Григорий III Мамма, Патриарх Константинопольский, изгнан Константином XI за униатство. Григорий III Мамма, будучи сторонником унии Византии с Римом, присутствовал на Ферраро-флорентийском соборе и горячо защищал необходимость церковного единения между Востоком и Западом. Его позиция была расценена некоторыми, как измена православной церкви, что инициировало против него сильнейшее недовольство верующих, и он вынужден был удалиться в Рим, где и скончался в 1459 году.

1452 г. Видя изменения в политике Византии, Василий II Тёмный заготовил для отсылки императору Константину XI Палеологу доклад, с оправданием самостоятельного поставления у себя митрополита. Все предыдущие митрополиты ставились Константинопольским патриархом. Митрополит Иона был поставлен Московским поместным собором по причине принятия Константинополем унии с Римским католичеством, что фактически означало отход от православия. Теперь, когда Константинополь возвращался в православие, Василий II хотел получить утверждение митрополита Ионы со стороны Константинопольского патриарха.

1452 г. Константин XI Палеолог, теснимый осаждавшим Константинополь султаном Магометом II, в отчаянии снова бросился в объятия унии и начинает переговоры с римским папой.

1452 г. Василий II Тёмный не отсылает доклад из-за изменений в политике Константина XI и начала его переговоров с римским папой.

1453 г. Мехмед II взял Константинополь.

1453 г. Константин XI Палеолог героически погиб, обороняя Константинополь. Последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.

Константинополь был взят турками. Православные патриархи были снова восстановлены в Константинополе, но они очутились в такой зависимости от турок, с которой никак не могли смириться русские люди. Поэтому падение Константинополя послужило для Руси мощным толчком к установлению своей фактической независимости от патриархов.

1458 г. При Казимире была учреждена Киевская православная митрополия с центром в Вильне, первоначально униатская, с 1470 года в ведении вселенского патриарха Константинополя (в то время как московская митрополия сохраняла автокефалию).

1492 г. Зосима, митрополит Московский, формулирует основы концепции «Москва — Третий Рим».

1523 г. Монах Филофей сформулировал концепцию «Москва-Третий Рим». Процесс переноса духовного и политического центра из Киева в Москву был полностью завершен и идеологически осмыслен.

В сегодняшнем патриаршем послании всё слишком просто:
«Святитель Петр в 1315 году впервые приехал в Москву…Тогда же митрополит Петр, по преданию, основал Высоко-Петровский монастырь… Начиная с митрополита Петра, для всех последующих Предстоятелей Русской Церкви именно Москва была кафедральным градом… Принятое им решение о переносе кафедры Предстоятеля Русской Церкви в Москву…».

Однако, нет никаких оснований считать, будто впервые м. Петр посетил Москву именно в 1315 году, или о том, что именно он основал Высоко-Петровский монастырь в том же году.
Вероятно, 1315 год митр. Петр вообще провел в поездке на родную Волынь (см. Борисов Н. С. Политика московских князей, конец 13-начало 14 века. М., 1999, с.189).
Нынешний наместник Высоко-Петровского монастыря (похоже, он и придумал этот юбилей), говорит:
«историки датируют первый приезд митрополита Петра в Москву в интервале именно между 1315 и 1317 годами. С Иваном Калитой он, конечно, встречался и раньше. Так, на Переславском Соборе зимой 1311 года великий князь Московский присутствовал. И не только присутствовал, но и оказал серьезнейшую и крайне своевременной поддержку первосвятителю». http://vpmon.ru/vysokij-yubilej-petrovskoj-obiteli/
Однако в 1311 году, как и в 1315, московские князья вовсе не были «великими князьями» (этот ярлык был у Твери). А Иван Калита в помянутые годы был князем не Московским (им был Юрий), а именно Переславским (причем столь незначительным для общерусской жизни, что Житие Петра даже не упоминает его в списке князей — участников Переславского собора, хотя он и был «принимающей стороной»).
Ни один письменный источник не говорит о 1315 годе как о времени строительства (пусть и деревянного) храма на месте Высокопетровского монастыря.
Прав. энциклопедия называет иную дату:
«По монастырскому преданию, В. м. основан кн. Иоанном I Данииловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу р. Неглинной кн. Иоанн увидел некую высокую гору, покрытую снегом, к-рый растаял у него на глазах. За неск. дней до кончины свт. Петр растолковал князю видение: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя кн. Иоанн построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению Л. А. Беляева, запись в Степенной книге отразила устное предание, достоверность к-рого проверить невозможно».
Очень опасна ссылка патриаршего послания на «предание» («Тогда же митрополит Петр, по преданию, Высоко-Петровский монастырь»). Устные предания могут помнить и проносить через столетия лишь эпохи («при князе Иване»), но не точные даты.
Подверстывание «предания» под сиюминутный интерес (понятно что под «юбилей» удобнее выбивать бюджетные деньги и награды), профанирует само слово «предание», столь важное для православного богословия.
Но вот про то, что Москва стала кафедральным городом, стоит поговорить отдельно. Когда она стал таковым? Точно ли при митрополите Петре в 1325 году?
«Святейшая митрополия России обнимала и находящийся в малой России город, называемый Киевом, в котором искони была соборная церковь митрополии. Но так как это город вследствие страшного нападения находящихся в соседстве завоевателей (аламанон) опустошен и пришел в бедность, то предстоятельствовавшие здесь архиереи России переселились во владимирскую епископию. Таким образом, переселились в эту епископию как митрополит России Феогност, так и прежде него другие два, которые обитал и жили во Владимире… Мерность наша, разсудив с находящимися при нас архиереями совершенно убедилась в том, что нет другого приюта покоя и местопребывания для святейшей российской митрополии, кроме Владимира, в котором жили и преждебывшие митрополиты русские, признала необходимейшим архиерею жить здесь. Итак, настоящей синодальной грамотой в Святом Духе повелевается, чтобы как этот святейший митрополит России, так и все имеющие быть после него пребывали и жили во Владимире и неизменно навсегда признавали эту кафедру своей собственной вместе с Киевом как собственным престолом и первой кафедрой архиерея (однако не водружая во Владимире трона). – грамота Кпльского патриарха митр. Киевскому и всея Руси Алексию (1354 г.)
(цит. по: Барсов Т. Кплский патриарх и его власть над Русскою церковию. Спб., 1878, сс. 431-432).
Наши учебники обычно говорят, что митр. Петр перенес митрополичью кафедру в Москву в 1325 году. Однако, как видим, и четверть века после него патриархия считает и определяет, что второй кафедрой Киевского митрополита может быть только Владимир (куда, кстати, митр. Максим переехал из Киева лишь незадолго до этого — в 1299 году).
Да и не имел м. Петр таких полномочий. Он не был автокефален. У нас до сих пор изменения в названиях епархий принимаются синодом и утверждаются Собором (а вовсе не «советом митрополии»). Сам архиерей не полномочен принимать такие решения.
Что бы сказал патр. Кирилл, узнав, что кто-то из его митрополитов решил, что ему удобнее переехать в более богатый город и без спроса перенес свою кафедру в него? Тогда зачем же приписывать митрополиту Петру такое неканоничное самоуправство?
(то что это неканонично: 15 правило Первого Вселенского собора:
«По причине многих смятений и происходящих неустройств заблагорассуждено совершенно прекратить обычай, наблюдающийся в некоторых местах, вопреки апостольскому правилу: дабы из города в город не переходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон»
Толкование патриарха Вальсамона:
«15-е правило говорит не о перемещении, не о перехождении и не о вторжении, а запрещает епископу, или пресвитеру, или диакону удаляться из одного города в другой, принадлежащий той же епархии, как некогда епископ Деркский господин Иоанн покушался было свой престол из Дерка перенести в свою протопопию Филей, потому что она многолюднее; но собором это было запрещено. Посему-то и не наказывается епископ, предпринявший это, но возвращается на прежнюю свою кафедру»).
Кроме того, тогда на Руси внимательно относились к 14 апостольскому правилу запрещавшему переход епископа с одной кафедры на другую. Его иногда нарушали, но все же помнили, что оно есть и при случае в его нарушении можно найти повод к низложению.
Поэтому митр. Феогност, пожелав увидеть в Алексие своего преемника, поставил его во епископы Владимирские. То есть по сути — на свою вторую кафедру. Ведь формально владимирским епископом был сам киевский митрополит. «Таким образом, став митрополитом, Алексий оказался на той же кафедре, что и был» (Успенский Б. А. Царь и патриарх. М, 1998, с. 372).
Понятно, почему митрополит Петр ни разу не назвал себя «митрополитом Московским».
И после него — тот, кого мы именуем «святителем Алексием Московским», так никогда себя не называл. Его ученик — преп. Сергий Радонежский — в своих молитвах поминал именно митрополита Киевского и всея Руси Алексия.
По смерти митр. Алексия в 1378 году князь Дмитрий Донской выдвинул в митрополиты Михаила. Ханский ярлык Михаилу (Митяю) гласил: «И как сед в Володимери Богу молиться за нас и за племя наше…» (Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам Спб., 2004, с. 188). Итак, Владимир еще остается кафедральным городом, а Москва просто никак не упоминается. Более ранние (1351 и 1357 г.) ханские ярлыки митрополитам Феогносту и Алексию используют ту же формулу (с. 60 и 98).
Кстати, когда Михаил (Митяй), получив ханский ярлык отправился на поставление в Константинополь, его сопровождали «крылошане Володимирскыа», что означает, что епархиальная структура (совет пресвитеров) оставалась еще во Владимире, и в Москву не переехала (Голубинский. т.2. вторая половина, с 38-39).
И через сто лет уже автокефальный митр. Иона (в 1460 году) именует себя то «митрополитом Киевским и всея Руси», то (реже) «митрополитом всея Руси». Но никогда — «митрополитом Московским».
Еще через сто лет митрополиты Макарий и Даниил в своих посланиях именуют себя «митрополитом всея Руси» без указания городской кафедры; также именуют и их самих в посланиях к ним и в текстах про них. Печать св. Макария именует «митрополитом всея Руси» опять же без упоминания Москвы. http://aliom.orthodoxy.ru/arch/019/019-mak.htm
Отсюда первый вопрос: Когда живущие в Москве митрополиты перестали именовать себя Киевскими?
Второй вопрос: Почему при этом вопреки общецерковной традиции они не взяли себе имя кафедрального города?
Полагаю, что эти странные перемены были платой за провозглашенную автокефалию. Константинополь официально ее так и не признал — вплоть до утверждения московского патриаршества 1589-м. (Что, однако, вовсе не тождественно отлучению московитов от Церкви и исключению их из церковного общения с восточными патриархатами). И поэтому Константинополь продолжал считать Киевскую митрополию своей и продолжал ставить туда митрополитов. Москва обязана была признавать эти назначения каноничными, ибо уже снова считала Кпльскую патриархию православной. Поэтому именно москвичам пришлось придумать новое самоназвание для себя.
Но назвать себя по имени какого-то иного города, чем Киев, означало отказаться от претензий на Западную Русь и Киев. Поэтому пришлось вспомнить миссионерскую традицию, согласно которой епископ, назначенный к кочевникам-враварам, у которых нет городов, может получать свое именования от этноса, а не от города. Так, утратив титул «Киевских», живущие в Москве митрополиты отнюдь не приобрели титул «Митрополитов московских».
Впрочем, в 1539 акт об избрании митрополита Иоасафа говорит, что он избран «на святейшую митрополию Киевскую и Владимерьскую и всея Росии» (Успенский, с. 328).
Из-за отсутствия московской кафедры даже константинопольскому патриарху Иеремии в 1589 году предлагали переезд в Россию ради возглавления «Владимирского и всея России патриаршества» (там же).
Так когда же была учреждена московская кафедра и когда в Москве появился именно московский епископ-митрополит?
Когда впервые московские храмы услышали молитву о «митрополите Московском»?
Каким годом датирован Первый служебник с поминанием митрополита московского?
Когда появляется такая первая подпись и печать?
Каким решением Киевская митрополия была переименована в Московскую?
Для до-синодальной эпохи ответы на эти вопросы, похоже, будут только отрицательными: НИКОГДА.
Москва получила своего официального епископа, лишь став патриаршей столицей (и лишь перестав быть таковой, стала митрополичьей кафедрой). За это пришлось заплатить официальным отречением от Киева. В грамоте на установление в Москве патриаршества перечисляются лишь северо-русские епархии — без «Литвы» и Украины.
(интересно, что история со странствием Киевского митрополита повторилась в 20 веке, но в противоположную сторону: на юг, а не на север. После гражданской войны Антоний Храповицкий упорно именовал себя митрополитом Киевским, живя в Югославии и управляя заграничными приходами РПЦ).
А то, что митрополит пожелал жить где-то на даче, а не на своей официальной кафедре, канонического значения не имеет. Патриарх Алексий Первый по полгода проводил на даче в Одессе, но из-за этого он не стал Патриархом Одесским и всея Руси.
Кстати, и Сочи не становятся столицей РФ по той причине, что кое-кто проводит там много времени.
***
и очень интересно про аламанов (alamanwn), разоривших Киев. Может, все-таки это греческое слово? И это при том, что греки столетиями «турками» называли венгров…
***
Еще одно слова Патриарха:

«Если бы не было святителя Петра, если бы он не принял решение перенести из города Владимира в Москву Первопрестольную кафедру всея Руси, то Москва не была бы столицей нашего Отечества. И потому вне зависимости от религиозных убеждений все должны с благодарностью помнить и почитать память святителя Петра, которого можно назвать основателем Москвы как Первопрестольного града и столицы всея Руси».
Не очень понятно, почему нужно считать безусловным благом то, что именно Москва стала столицей. А если бы столицей стала Тверь или Владимир или Новгород, чем это было бы хуже? А если бы собирание русских земель пошло вокруг Вильнюса?
«Вслед за этим и великий князь понимает, что не может княжить в городе, где более нет первопрестольной кафедры, и переезжает из Владимира в Москву».
Великие князья, собственно, и не жили во Владимире. Они жили у себя – в Твери, Рязани, Москве. Да и кафедра митрополита все равно оставалась в Киеве и Владимире, но не в Москве..
«Орда поощряла удельное деление Руси. «Разделяй и властвуй» — так было проще держать под своим контролем огромное географическое пространство, и не просто «разделяй и властвуй», но разделяй таким образом, чтобы удельные русские князья еще и воевали друг с другом, ослабляя силу единого народа».
Орда и себя-то не могла уберечь от усобиц. Что уж говорить о далекой Руси. Но централизацию власти в руках великого князя, получающего ярлык в Орде, она поддерживала и помогала ему войсками. Я вот не знаю случая, чтобы послы Орды подговорили какого-то удельного князя выступить против великого князя.
«не случайно мы вспоминаем его как митрополита Киевского, Московского и всея Руси, потому что этот титул объединяет всю Русь».
Такого титула в истории не носил никто.
«Этот титул безусловного исторического и духовного авторитета бросает вызов всем, кто сегодня, идя по пути междоусобицы удельных княжеств, пытается разделить народ, столкнуть его в междоусобную брань, кто осмеливается одну часть Руси назвать своим врагом и мобилизовать людей на борьбу с единокровными единоверными братьями. Все это мы уже переживали, и святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, был свидетелем того, как подстрекаемые извне удельные князья вступали в смертельную схватку, ослабляя себя и свой народ».
Скорее удельные князья умоляли ханов разрешить им вступить в «смертельную схватку» с великим князем. Их надо было не подстрекать, а осаживать. Что Орда все же и делала. Не из любви к миру, а из принципа беспрекословного послушания.
Впрочем, этот фрагмент имеет политический смысл, а не исторический. Поскольку вряд ли Путина кто-то подстрекает извне, слушатели этой речи (они же — «дорогие телезрители») должны ясно понять, то виновной стороной в украинском конфликте является американский Госдеп с Яценюком.
***
Интересно, рискнет ли кто-либо предложить Святейшему Патриарху поменять в команде его референтов людей, отвечающих за экскурсы в отечественную историю? А то ведь ляп за ляпом…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *