Свеча церковная:
Знак горячей веры
или
попытка откупиться?

Что такое свеча в храме? Это маленький светильник – один из десятков и сотен, которые ежедневно сгорают перед иконами.

Когда мы приходим в храм, мы заходим в церковную лавку, чтобы приобрести свечи и затем поставить их перед иконами. А зачем? Такая традиция, скажут, принято так. И неудивительно, что многие люди приходят в церковь ради того только, чтобы «поставить свечку».

Ответы на любые вопросы

Не на богослужение, не для молитвы. А подразумевая под зажжением свечки в церкви некое магическое действо, которое уже само по себе приносит счастье. Этакая потребительская, в основе своей языческая, форма общения с «высшими» силами, как сделка: я вам свечку – вы мне «чтоб всё хорошо у меня стало». И заглядывают такие люди в церковь лишь по превеликим праздникам, ну, или по крупной житейской нужде. Ставят свечку, как будто галочку в воображаемой «книге учета хороших» дел», и, уверенные, что всё сделали по-христиански, со спокойной совестью забывают об этом самом христианстве до следующей свечки.

Есть и такие, которые кое-что смыслят себе в православии,  чаще заходят в церковь, даже могут и часик выстоять, слушая пение и разглядывая иконы. Такие христиане  предпочитают, раз уж дошли до храма, по максимуму обойти все иконы, по крайней мере, самые красивые и крупные, и перед каждой поставить свечку, попросить за себя и близких. Какая-то икона да поможет —  практично рассуждают они – главное, свечки везде поставить, чтоб уж наверняка… И выходят они из храма, удовлетворённые проделанной работой и вполне довольные собой: «Ай да я, сколько добра попросил, должно сработать! Плюс выгода – сэкономил на покупке свечей». Да, практичные люди приходят в храм со своим пучком свечек, закупленными по дешёвке где-нибудь в похоронном агентстве или другой торговой точке. И даже не задумываются, что, по сути, приносят они каинову жертву. Да, тучную, обильную, но неискреннюю, корыстную, жадную.

Что такое свеча в храме? Это наше скромное вещественное подношение Богу.

Нужно  понимать, что свеча, купленная за стенами храма и затем принесённая в храм – это не жертва, а попытка откупиться. И ставить такие свечи к иконам нельзя. Просить у Всеведущего Создателя что-то для себя и при этом хитрить –  всё равно, что играть в дурачки с самим собой. Такая игра и свеч-то не стоит.

Лучше уж в храме купить всего две свечки по двадцать рублей, чем приходить с десятком, купленным на ту же сумму за пределами храма. Покупка свечей есть малая жертва Богу и его храму, пусть она будет необременительная, главное — добровольная. Количеством свечей не «задобришь» святых. Испросить духовной помощи можно, принося своё только от чистого сердца. Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым затепли перед образом свечку, пусть она будет даже маленькая, но угодная Богу.

Что такое свеча в храме? Это земной огонёк,  который в соединении с молитвой может вознестись в горний мир, как луч прожектора, прорезающий ночное небо.

В  церковной традиции  свеча – это неотъемлемый атрибут богослужения. Горящая свеча – видимый знак тёплого, светлого горения человеческого сердца, горячей любви к Богу, Богоматери, к святому, кому ставится свеча. Но если нет всего этого, то свечи не имеют никакого значения, жертва пустая. Ставить свечу формально, с холодным сердцем — грех. Зажигая свечу, нужно молиться, хотя бы своими словами, но внимательно, благоговейно, с верою. Все свои мысли и чувства обращая к Богу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждает: » Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу».

Что такое свеча в храме? Это крохотный маячок и нашего участия в молитвенном обращении церкви к Создателю.

Объясняя символическое значение свечного воска, литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит: «Чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу, подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу, как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о церковном огне так: «Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного».

Кому и сколько свечей ставить?

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

В первую очередь, по совету монахов Свято-Троицкой Лавры, хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием). Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы.

Со свечами связано много суеверий, и все они бессмысленны. Распространяют их в основном невоцерковлённые религиозно безграмотные люди. Не следует верить разговорам о том, что свечку надо ставить только правой рукой; что если она потухла, значит, будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.

Но вот что точно нельзя – это приобретать церковные свечи для неких магических действ, ворожбы, колдовства. Само по себе всё это чудовищный грех. И если вы совершали его, пусть даже по глупости, в детстве, не говоря уже об осознанном участии в этих богомерзких делах, то  как можно скорей исповедуйтесь, принесите глубокое покаяние.

И пусть свечи, которые вы зажжете, сообщают небу только о ваших богоугодных намерениях.

Автор: Елена Шмелёва

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВЕЧЕЙ, ПОДСВЕЧНИКОВ, ЛАМПАД И СВЕТА В ХРАМЕ

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день.

Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божии. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.

Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым.

Свеча в храме: смысл и значение

Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события.

Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу, подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый, без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечнике), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям.

Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами.

В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило, или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и поликандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висит одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями…

Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную…» (св. прав.Иоанн Кронштадтский).

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав.Иоанн Кронштадтский).

По книге «Наставление православному христианину о церковной свече»
Московского подворья Св.-Троицкой Сергиевой лавры.

назад

Рейтинг топ блогов рунета

Церковная свеча – символ человеческой любви и послушания Богу. Огонь считается образом Христова света, который есть символ Божественного знания, освещающего весь мир. Каждый компонент православной свечки несет в себе определенное значение, показывающее преданность человеческого сердца своему Господу.

Значение церковной свечи:

Церковная свечка должна быть сделана из чистого воска, потому что он символизирует искренность и чистоту человека, делающего добровольную жертву. Мягкость и эластичность свечки является символом покорности, а пламя символизирует перерождение души человека посредством священного огня.

Светильник, на котором расположена свечка, также играет особую роль, так как символизирует высоту божественного света и его способность осветить весь мир. Многоподсвечники (паникадилы) представляют собой небесную Церковь, собрание людских душ, озаренных светом любви Господа, душ чистых и искренних в своем желании почитать и уважать Бога. Паникадилы висят высоко на потолке храма для освещения того, что происходит на земле – в земной церкви, оберегая и согревая все вокруг Божественным огнем.

Свечки, устанавливаемые перед иконами святых, напоминают прихожанам о необходимости быть искренними в своей любви к Господу. Святые так любили Бога, что ненавидели земной мир с его греховностью, низостью и неверием, поэтому свет, которым они освещены, символизирует чистоту душ и напоминает каждому о необходимости молиться и служить Господу.

Символика свечей не зависит от их формы или размеров, поэтому каждый выбирает ту, которая будет ему по душе. Купить маканые конусные свечи можно в церковной лавке или заказать по Интернету — не важно, где была осуществлена покупка, важно ее значение для каждого человека.

Церковные свечи в жизни человека:

Православные свечки прочно вошли в жизнь современного человека. Они играют важную роль в его духовном становлении и помогают сосредоточиться на общении с Богом. Свечки используют не только в храме, а также во время домашней молитвы, потому что огонь помогает настроиться на нужный лад и отвлечься от ненужных мыслей. Помимо всего прочего, свеча создает правильную энергетику в жилище христианина и напоминает о необходимости почитания и любви Господа.

В Москве представлены компании, предоставляющие занимающиеся производством, продажей и доставкой свечек, пользуясь их услугами можно дешево купить церковные свечи и сохранять божественный свет в своем жилище постоянно.

Свеча – это символ добровольной жертвы своему Богу, она должна быть в каждом доме и возжигаться во время чтения молитвы.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *