1-Я ЧАСТЬ КУРСА – «ОЧИСТКА СОЗНАНИЯ»

ГЛАВА 1.4

1.4. БИБЛЕЙСКАЯ ЗАПОВЕДЬ  «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»

На примере этой Заповеди мы явно видим, насколько Ветхие Заповеди устарели. Никто сегодня не применяет формулировки «ни раба его, ни рабыни, ни вола…». Т.е. часть заповеди уже тихо отброшена религией, как устаревшая. А если хоть какая-то часть Заповеди устарела и не используется, то это даёт человечеству право проверять любую Заповедь: не устарела ли она. И изменять те Заповеди, которые больше не служат счастью людей.

Эта Библейская Заповедь говорит только о «ближнем». А как насчёт «дальних»? По этой Заповеди не возбраняется желать жену «дальнего», его дом и другое его имущество. Значит, вы вполне можете желать жену своего друга, ведь его семья – это не ваши «ближние». А уж про незнакомых людей и вообще речи не идёт. Желай на здоровье любых чужих жен. Интересный подход. Только однобокий какой-то.

И если священники пытаются доказать вам, что под «ближним» надо понимать любого человека, то они отступают от буквального понимания Заповеди. Изменяют её смысл. Видимо, получив на это разрешение самого Бога по «горячей линии» или лично, на Бого-семинаре.

Так для чего же служила эта Заповедь? Вся она построена так, что перечисляет разные виды собственности ближнего: дом, жена, раб, рабыня, вол, осёл, всё, что он имеет. Кстати, жена ближнего тоже отнесена к его собственности. Любопытная точка зрения. Трактуя эту Заповедь, священнослужители как-то забывают обратить внимание своих прихожанок, что они являются движимым имуществом своих мужей. Ну, просто, «чтобы не беспокоить» .

Таким образом речь в этой Заповеди идет о чужом имуществе и о запрете его желать. А такое желание может возникать из зависти. Вот и получается, что эта Библейская Заповедь служила всего лишь для предотвращения зависти.

Но не достаточно лишь провозгласить цель, не подсказав пути ее достижения. Не срабатывает. Зависть продолжает разъедать души людей.

А что же делать? Цель-то очень правильная …

Итак, ленивый всегда будет завидовать трудолюбивому. Нищий почти всегда будет завидовать богатому. Подчиненный — начальнику. Не имеющий власти — имущему ее.

Есть ли у человечества свои идеи как избежать зависти?

Видимо, только воспитанием можно научить человека радоваться вместе с ближним его успехам и восхищаться дальним,  не завидуя ему.

Для достижения этой цели нужно  значительно улучшить систему воспитания. Причем именно воспитания. Обучение в школе уже худо-бедно есть. А вот воспитателей, прививающих детям духовно-нравственные основы, фактически нет.

И должен быть не один воспитатель на 30 детей, а один на 5. Наставник-философ. Причем не представитель какой-либо одной доктрины. Это должно быть лицо, не заинтересованное в пропаганде только своей религии. Скажем, как у того же Хайнлайна – преподаватель истории и нравственной философии.

10 заповедей Божьих в православии и 7 смертельных грехов

Почитайте на досуге его роман «Звёздная пехота».

Воспитание — самый действенный путь. Пусть обучение сократится в объеме в 2 – 3 раза и будет включать в себя больше утилитарного, чем возвышенно-научного. Но если освободившиеся ресурсы пустить на философское нравственное воспитание, то мы будем быстрее идти к бесконфликтности и к высшей нашей цели — счастью.

Ну а к полиамории эта Заповедь не имеет никакого отношения. Те, кто цитирует «не желай жены ближнего твоего», видимо, заучили эти слова, не поняв их смысла. Они нравственной философии не изучали.

Интересно пишет Хайнлайн об убеждениях, основанных якобы на религии, но всё-таки отличающихся большей широтой взглядов на заветы «не прелюбодействуй» и «не желай жены ближнего твоего»: «Если бы Господь не хотел, чтобы на женщин смотрели, Он, в бесконечной своей мудрости, сотворил бы их уродливыми страшилищами — разве не так? … Господь хочет, чтобы мы были Счастливы, Он сказал нам – как. «Любите друг друга!» … Возлюби ближнего своего … И любовь, которой учит нас Господь, — не всякие там ахи и вздохи старой девы, которая  боится оторвать глаза от молитвенника, дабы не ввести свою плоть во искушение. Если Господь ненавидит плоть — так зачем же Он сотворил ее, и так много? … Так неужели же Он … описается от ужаса оттого лишь, что какая-нибудь Бетти или Пэтти наклонится слишком низко и ее сосед увидит сиську? … Когда Господь повелел нам любить друг друга, Он сделал это на полном серьезе, безо всяких оговорок и недоговорок … люби сильных, здоровых мужиков … люби просто так, потому что любить — радость … Любовь нельзя продать, а Счастье нельзя купить … Но если ты свободно, с  открытым сердцем даешь — и получаешь — то, что у Господа есть в изобилии, дьявол и приблизиться к тебе не сможет…».

Итак, полиамористы, если вы не завидуете и свободно, с открытым сердцем даете — и получаете -то, что у Господа есть в изобилии, то вы не нарушаете Заповеди «не желай жены ближнего твоего…».

(Продолжение следует…)

Вернуться к предыдущей главе

Перейти к следующей главе 

Мир вам да любовь

ИОКЛ

Декалог Моисея.

Десять заповедей

Мораль и Закон Ветхого Завета

Пятикнижие (слав. Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ВЗ-го канона. Название сборника — перевод греч. слова ….., «Пять свитков», и впервые встречается в Послании Аристея (ок. 200 г. до Р.Х.) В христианской Церкви оно вошло в употребление со времен Тертуллиана и Оригена. В евр. традиции П. именуется Торой, что в европейских языках принято передавать словом «закон». Однако «закон» не является точным эквивалентом понятия «Тора», которое значит скорее не «закон», а «наставление», «наказ», «поучение» (термину «закон» в евр. языке соответствует слово «дат»; ср. Есф 1:13). Не позднее периода Второго Храма Тору стали именовать «Моисеевой» (2 Пар 30:16; Неем 8:1), хотя в заглавиях ее книг (и сборника в целом) имени Моисея нет и из самого текста не следует, что Моисей был автором всего П. Напротив, описание смерти пророка и ряд особенностей Торы указывают на то, что в ее составлении участвовали боговдохновенные писатели. В ряде мест П., однако, говорится, что Моисей был автором определенной части его нарративных и законодательных разделов (напр., Исх 17:14; 24: 3-4; Числ 33:2; Втор 27: 1-3; 31:9 И др.). Древнейшим рукописным фрагментом евр. текста П. считается папирус Нэша (П-I вв. до Р.Х.), написанный квадратным шрифтом. Найденные в Кумране фрагменты П. написаны финикийским шрифтом, и некоторые палеографы относят их к самым ранним из сохранившихся рукописей П. (есть учение, датирующее их допленным периодом). Древнейшие фрагменты греч. перевода датируются II в. до Р.Х. Свиток самарянского П. относится к IX в. от Р.Х.

По самой Библии можно проследить, как постепенно возрастал авторитет П. на протяжении веков. Подсчитано, что у пророков оно упомянуто 5 раз, в Псалтири — 8, в Книге Царств — 12, в писаниях Хрониста — 31 раз. В НЗ содержится ок. 80 прямых ссылок на П.; более того, само слово «закон» там нередко употребляется как синоним всех книг ВЗ (напр., Рим 10:4). Значение закона определяется тем, что он содержит первое по времени изложение фундаментальных основ библейского откровения, веры и богословия. Моисеевы книги: 1) провозглашают веру в единого истинного Бога, Творца и Промыслителя; 2) повествуют о завете между Богом и человеком и о нарушении людьми этого завета; 3) говорят о начале Церкви, народа Божьего; 4) заключают в себе религиозно-нравственные принципы жизни общины верных; 5) исповедуют веру в проявление воли Господней через события истории; 6) учат о богочеловеческом характере самой истории; 7) возвещают о сотериологических деяниях Господних (обетование, мессианизм). Из П. генетически вытекают все основные традиции ВЗ-х школ и направления (пророки, священники, мудрецы, псалмопевцы). Символика П. пронизывает и НЗ (см. ниже).

Как и все ВЗ-е книги, П. включает и чисто исторические, и непреходящие элементы. Многое в нем принадлежит только минувшим эпохам истории (напр., правовые нормы Исх). Моисеево законодательство толковалось, раскрывалось и усугублялось в др. свящ. писаниях ВЗ и устном предании вплоть до того момента, когда история спасения взошла на новую ступень, ознаменованную тайной Богочеловека. «Закон, — провозглашает евангелист, — дан чрез Моисея; благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа» (Ин 1:17).

Непреходящим в П. является то, что связует оба завета. Так, говоря о Книге Исход, второй части П., прот. Князев отмечает: «Книга Исхода сохранила первостепенное значение и для Нового Израиля, Христовой Церкви. Она является одной из наиболее употребляемых в нашем богослужении книг. Из нее взяты термины Пасха, Агнец, Кровь Завета, которые теперь наполнились дорогим для нас новозаветным содержанием, те свершения, отражением которых является книга Исхода, не только отметили один из важнейших моментов хождения перед Богом человечества, но и несут в себе откровение, сохраняющее свое значение на все времена».Каждая книга П. представляет собой самостоятельное целое, однако все они органически связаны между собой единством повествовательной линии и важнейшими богословскими темами. Фактически структура повествования П. совпадает с его богословской диалектикой (творение — падение — обетование; завет — испытание — исполнение обетования; спасение народа — грех народа — исполнение обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею). Эта структура является не просто отражением некогда бывших событий, но и мифологией, в которой дан прототип всей богочеловеческой драмы. Структура П. такова:

1) Бытие, включающее Пролог (где говорится о начале мира и человека) и сказания о патриархах;

2) Исход, книга, посвященная освобождению народа Божья из рабства под предводительством Моисея;

3) Левит, книга, представляющая собой богослужебный устав ВЗ-ой Церкви;

4) Числа, книга, описывающая странствие израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;

5) Второзаконие, содержащее предсмертные заветы Моисея, данные народу в восточной Палестине, и рассказ о кончине пророка. В определенном смысле Втор является девтерографом Четверокнижия. Характеристику отд. книг П. см. ниже.

Наряду с нарративной частью, 2-5 книги П. содержат четыре главных законодательных свода: Декалог, Книга Завета (Исх), обрядовые уставы (Лев, Числ) и заповеди Второзакония (куда входит второй вариант Декалога). Центральными фигурами Торы являются Авраам, «отец верующих», и Моисей, пророк и вождь, положивший начало религиозной и социальной структуре общины ВЗ.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 250 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. C Главные закономерности и основные условные проблемы развития медицины
  2. D. Законодательную, исполнительную, судебную
  3. Dura lex, sed lex, що в перекладі з латині означає: Закон суворий, но він закон
  4. I. Имущественные права в силу закона
  5. I. Порядок законодательный
  6. I. Развитие налогового законодательства в древней Руси
  7. II Определите тему текста и закончите предложение
  8. II. Закончите предложения, употребив существительные, образованные от следующих глаголов. to invent, to calculate, to appear, to compute и переведите их
  9. II. Закончите предложения, употребив существительные, образованные от следующих глаголов. to invent, to improve, to depend, to assist и переведите их
  10. II. Нормативно-правовые акты делятся на: законы и подзаконные акты
  11. II. Организация морально-психологического обеспечения
  12. III. По обеспечению установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования (подъезд, лестничные площадки подвальное помещение)


Поиск на сайте:


10-ая заповедь: "Не желай жены ближнего твоего…", кого считать ближним?

Не сотвори себе кумира

Не сотвори себе кумира — жить своей головой, не поклоняться бездумно кому-либо, любой идее, мысли, не следовать моде, быть собой, иметь собственное мнение, суждение, не создавать идола. «Не сотвори себе кумира» — часть второго из десяти положений, завещанных евреям Всевышним на горе Синай в момент заключения завета, по которому евреи обязывались распространять законы Бога во всём мире. Еврейский пророк, вождь и законодатель, основоположник иудаизма, сплотивший израильские колена в единый народ, Моисей высек эти заповеди на двух Скрижалях Завета.

Вторая заповедь Завета

«…Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Яхве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:3–6; Втор. 5:7–10)

Христианский вариант Заповеди

«…Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исход, Глава 20, стихи 4-5)

Состав Библии

Библия состоит из Ветхого и Нового заветов

  • Ветхий завет — первая часть христианской Библии, общий священный текст иудаизма и христианства. Состоит из Пятикнижья (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие); тринадцати исторических книг, в том числе Книги Иисуса Навина Книги Судей Израилевых, Первой книги Ездры; семи книг мудрецов, в том числе Книги Притчей Соломоновых, Книги Екклесиаста, или Проповедника, Книги Песни Песней Соломона; девятнадцати книг пророков, в том числе Книга пророка Иезекииля, Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии; восьми прочих книг, в том числе Книги Есфири, Первой, Второй, Третьей книги Маккавейской.
  • Новый завет — вторая часть христианской библии, состоит из двадцати семи книг: четырех Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Деяний Святых Апостолов; двадцать одного послания, в том числе Послания Иакова, Первого, Второго Послания Петра, Первого, Второго, Третьего Послания Иоанна; Откровения Иоанна Богослова

    Не сотвори себе кумира
    Из невеликих мелочей,
    Из обстановки и квартиры,
    Из посещения врачей,
    Из восресенья и субботы,
    Из размышлений о судьбе.
    В конце концов, не в наши годы
    Унынье позволять себе.

    Не сотвори себе кумира,
    Ведя житейские бои,
    Из неизбежных и унылых
    Подсчетов прибылей своих.
    И может, ты прошел полмира
    В исканьях счастья своего…
    Не сотвори себе кумира
    Ни из себя, ни из него.

    Не сотвори себе кумира
    Из памяти своей земли,
    Из тех бойцов и командиров,
    Что до победы не дошли.
    Из истин — выбери простые,
    Что не подвластны временам,
    И сотвори себе Россию,
    Как сотворила нас она! (Ю. Визбор)

    Ещё статьи

    Что означает герб Советского Союза
    Что означает выражение «Ешкин кот»
    Что означает выражение Козёл отпущения

  • Нормы морали и христианские заповеди

    Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил) , призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские «заповеди блаженства» и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

    Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенны–ми по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению, так как бог один. Однако христианско–богословское толкование происхождения и сущности нравственных норм совершенно несостоятельно с научной точки зрения.

    Марксизм–ленинизм доказывает социальную обусловленность нравственного сознания людей. Поскольку жизнь общества протекала в условиях классового разделения людей, постольку были классовыми все существовавшие в эксплуататорском обществе системы морали и, следовательно, не могло быть единого, общечеловеческого морального кодекса.

    Это не значит, что в существовавших в прошлом моральных кодексах не было никаких общечеловеческих элементов. Несмотря на имеющиеся существенные расхождения в кодексах морали различных классов, в них можно найти некоторые общие требования к поведению личности в любом общежитии, простейшие нормы нравственности, без соблюдения которых невозможно существование никакого сообщества людей. Бессмысленная жестокость по отношению к ближнему, вероломство, предательство, разврат, неуважительное отношение к старшим, пренебрежение родительским долгом и некоторые другие подобные действия осуждались всеми кодексами морали.

    Христианство – идеология, по–своему отражающая явления социальной жизни.

    Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

    Ествественно, что, создавая свой моральный кодекс, христианство включило в него и некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветном десятисловии, были выработаны опытом коллективной жизни задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возникли еще в недрах родо–племенного строя. Моисеево десятисло–вие, как и весь ветхозаветный морально–правовой кодекс, формировалось в обстановке зарождавшегося рабовладельческого государства, создавалось жрецами Иерусалимского храма. Естественно, что, будучи служителями культа, жрецы объявляли свои морально–правовые установления от имени бога. Так некоторые простые нормы нравственности, приспособленные в тот период к условиям патриархального рабовладения, вошли в виде «божественных заповедей» (примерно в IX–VII вв. до н. э.) в «священные» книги древних евреев Исход и Второзаконие. Таким образом, не общество почерпнуло нормы морали из Библии, а, наоборот, Библия заимствовала некоторые из них из опыта реальной общественной жизни людей.

    При ближайшем рассмотрении заповедей ветхозаветного декалога бросается в глаза, что они далеко не исчерпывают всех возможных моральных предписаний, имеющих общечеловеческое значение. Можно добавить, например, такие элементарные требования к поведению личности: не ленись, уважай знание, мудрость, не оскорбляй, уважай человеческое достоинство других, люби родину – и другие истины, самоочевидность которых признается большинством людей.

    Обращает на себя внимание и тот факт, что первые четыре заповеди де–сятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучи–тельно–обрядовые предписания древнееврейской религии, а не нравственные нормы. Требование строгого единобожия, запрещение поклонения другим богам, упоминания всуе имени бога и культовое требование соблюдения субботы призваны регулировать взаимоотношения человека с богом, а не с другими людьми и обществом. При всем том, однако, перечисленные заповеди оказывали вредное влияние на нравственность, так как в течение тысячелетий служили устойчивыми мотивами к фанатической нетерпимости, причинами преследований инаковерующих и «войн за веру». Картинными описаниями всего этого переполнены книги ветхозаветной Библии.

    Истинная нравственность – это человечность. Первые же четыре заповеди требуют жертвовать любовью к людям ради любви к богу. Нравственное богословие христианства ссылается на слова евангелия, в которых любовь к богу провозглашается как «первая и наибольшая заповедь», а любовь к ближнему выдвигается лишь как заповедь вторая и подчиненная первой. Если любовь к Людям мешает любви к богу, то христианин должен отказаться от первой в пользу второй. А такой конфликт вполне возможен, потому что «…дружба с миром есть вражда против бога… кто хочет быть другом миру, тот становится врагом богу» (Иак., 4:4).

    Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы, товарищества, взаимопомощи людей, а христианская мораль осуждает «человеко–надеяние» и «человекоугодие», уводящие верующего от любви к богу. Воспитываемое такой проповедью неверие в человека, упование только на божью помощь искажают нравственное сознание и поведение верующих. Оно отдаляет людей друг от друга, обрекает их на одиночество и способно сделать фанатически верующего человека равнодушным к другим людям.

    Так заповедь первенствующей любви к богу становится препятствием на пути нравственного совершенствования людей, если под ним понимать не возрастание благочестия, а воспитание в человеке действительно гуманных мыслей, чувств и привычек. Именно это имел в виду К. Маркс, говоря: «Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нем самом».

    Непосредственное отношение к нравственности имеют остальные шесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение некоторые элементарные правила человеческого общежития: требование почтительного отношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы, зависти. Но, во–первых, эти общие моральные требования имеют не богооткровенное, а земное происхождение, и, во–вторых, в религиозном сознании они претерпели значительные изменения. И в иудаизме и в христианстве перечисленные простые нормы морали толковались в интересах определенных групп людей, в силу чего эти моральные нормы утрачивали общечеловеческое значение.

    Так, например, православный катехизис растолковывает верующим, что в пятой заповеди о почитании старших под «родителями» следует подразумевать не только отца и мать, но и всех тех, кто «заступает место родителей», т. е. «начальников гражданских» и «начальников духовных», в первую очередь царя, затем церковных пастырей и, наконец, вообще всех «начальствующих в разных отношениях», следовательно, представителей господствующих классов и их государства. К такому истолкованию заповеди почитания родителей дают поводы многие места «священного писания», в которых мы находим наставления быть покорными властям, потому что всякая власть от бога, повиноваться господам не только из страха, но и по совести, не только мягким, но и жестоким. Таким образом, хотя пятая заповедь десятисловия в своей отвлеченной формулировке несомненно отражала простую норму нравственности, тем не менее в хри–стианско–церковном истолковании и применении она выражала классовые интересы эксплуататоров и тем самым не могла претендовать на общечеловеческое значение.

    Шестая заповедь – «не убивай» – не может кем–либо оспариваться, если ее брать в такой отвлеченной формулировке. Но и на эту заповедь христианство накладывало различные ограничения. По смыслу ветхозаветного законодательства заповедь «не убивай» охраняла жизнь только членов одного из «колен Израилевых», заключивших «завет» с Яхве. Ее охранительная функция не распространялась на иноплеменников и поклонявшихся другим богам. Не удивительно, что так называемые «Исторические книги» ветхозаветной Библии рисуют картины бесчисленных избиений людей.

    Что касается новозаветной интерпретации этой заповеди, то она противоречива. С одной стороны, евангельский Христос подтверждает и даже усиливает заповедь, осуждая не только убийство, но даже мысль о нем или простое чувство гнева на «брата своего» (см. Мф., 5:21–22). А с другой стороны, тот же самый Христос призывает к физической расправе над теми, кто не верует в него, или грозит им скорой гибелью на страшном суде (см. Мф., 18:6; Лк., 19:27). Яркие картины массовой гибели язычников рисует Откровение Иоанна. Несмотря на то, что христианство объявило раба человеком перед богом, охранительная функция шестой заповеди фактически не распространялась на рабов. Избиение строптивых рабов господином рассматривается в евангелиях как его бесспорное, законное право (Лк., 12:47).

    Христианская церковь воспользовалась половинчатостью христианского гуманизма в этом вопросе для того, чтобы авторитетом веры оправдывать жестокие расправы над людьми, не желавшими подчиниться церкви или светской власти. Ссылаясь на «священное писание», церковники организовывали и благословляли истребительные походы против «еретиков», «схизматов». Как известно, ни первая, ни вторая мировые войны, спровоцированные империалистами, не были осуждены ни одной из христианских церквей.

    Осуждение прелюбодеяния, т. е. нарушения супружеской верности, стало общим моральным правилом с тех пор, как сложилась парная семья в обществе. Но в своем библейском воплощении заповедь «не прелюбодействуй» фактически ограждала лишь мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой. Кроме того, христианство обставило эту норму всевозможными аскетическими и домостроевскими предписаниями, которые в конечном счете вели к прелюбодеянию, т. е. к результату, прямо противоположному. Неравными требованиями к целомудрию мужчины и женщины христианство сильно ограничивало всеобщее в нравственной норме «не прелюбодействуй».

    Заповедь «не кради», восьмая по порядку в десятисловии, настолько явственно выдвигалась на защиту собственности богатых, что выдавать ее в условиях частнособственнического общества за общечеловеческую норму значило бы бесстыдно лицемерить. Например, охранительная функция этой заповеди не имела никакого смысла в отношении к рабу, который не только не имел собственности, но сам был собственностью рабовладельца. Действие заповеди не распространялось и на собственность инаковерующих: картины грабежа в Библии не менее многочисленны, чем картины убийства и разврата. Что касается церковников, то их корыстолюбие стало притчей во языцех. Само собою разумеется также, что заповедь «не кради» не распространялась и на огромную область «законного» ограбления трудящихся, плоды труда которых присваивались эксплуататорами.

    Требование «не лжесвидетельствуй», выраженное девятой заповедью, является элементарным общечеловеческим правилом. Ложь, клевета, обман, вероломство всегда считались качествами, нравственно недостойными человека. Но и эта простая норма морали была искажена христианством. Во–первых, как видно из главы 5 евангелия от Матфея, грех лжесвидетельства понимался узко как ложная клятва именем бога. Истинность или ложность показания важна не сама по себе: с религиозной точки зрения главное здесь – боязнь оскорбить бога. Во–вторых, что касается взаимоотношений между людьми (т. е. действительной области морали), то и Библия и история церквей переполнены примерами лукавого обмана и коварства. «Благочестивый обман» на пользу церкви был возведен в принцип действий церковников, которые мало считались с «богооткровен–ной» заповедью.

    Наконец, десятая заповедь – «не желай ничего, что у ближнего твоего» запрещает не только действие, но и мысль, намерение отнять собственность у богача, стало быть, в ней наиболее отчетливо выступает классовый характер ветхозаветного декалога. Десятая заповедь ближе других Моисеевых заповедей стоит к новозаветной христианской морали.

    Заповеди ветхозаветного десяти–словия имеют запретительный характер. Они перечисляют то, чего человек не должен делать, но ничего не говорят о том, что он должен делать, т. е. о положительном нравственном идеале. Новозаветная христианская мораль, сохранив ветхозаветный запретительный кодекс, дополнила его рядом норм, которые составили то, что можно назвать положительным нравственным идеалом христианства. В наиболее концентрированном виде этот идеал обрисован в Нагорной проповеди Христа (см. Мф., 5). Блаженны, говорится здесь, нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, все те, кого поносят и гонят и всячески злословят, блажен, кто любит даже врагов своих и не противится злому. Они – «соль земли», «свет мира» унаследуют царство небесное.

    Содержится ли какой–либо общечеловеческий элемент в «заповедях блаженства»? Эти заповеди явились порождением конкретной исторической эпохи, идеологическим отражением бессилия угнетенных слоев населения Римской империи изменить свое положение к лучшему. Вследствие этого евангельские заповеди не могут быть признаны ни общеисторическими, ни общечеловеческими. Если простые нормы нравственности и справедливости, как правило, выступали лозунгами восстаний трудящихся, то христианские заповеди терпения, покорности, непротивления злу, конечно, такими лозунгами быть не могли, они не возбуждали, а сковывали освободительную энергию трудящихся и порабощенных Римом народов. Так в христианстве сложился своеобразный идеал праведности, лишний раз подтверждающий демократический состав первых христианских общин, потому что в «заповедях блаженства» перечисляются добродетели бедняка, и притом бедняка, разуверившегося в возможности осуществления мечтаний о лучшей жизни на земле. Такая проповедь безусловно была выгодна господствующим классам, потому что она оправдывала и даже возвышала страдания, причинявшиеся социальным гнетом и эксплуатацией. Христианская мораль, выросшая из чувства бессилия, превратила сознание этого бессилия в долг, а покорность – в главную добродетель трудящихся христиан. «Социальные принципы христианства, – писал Маркс, – проповедуют необходимость существования классов – господствующего и угнетенного, и для последнего у них находится лишь благочестивое пожелание, дабы первый ему благодетельствовал».

    Итак, христианская мораль не могла не включить в себя некоторые простые нормы нравственности в виде отвлеченных высказываний – заповедей. Но в христианском религиозном сознании эти нормы предстали в искаженном виде, во–первых, потому, что религия в целом является извращенным миросозерцанием, и, во–вторых, в связи с тем, что христианство превратилось в идеологию, оправдывающую и защищающую классовые интересы эксплуататоров.

    Главная —> Молитвы —> Основные евангельские заповеди

    Основные евангельские заповеди.

    Евангельские заповеди это: Заповеди Христовы — изложенные в рамках Нового Завета заповеди, данные ученикам Иисусом Христом. Эти заповеди являются основой христианской морали и самого христианского вероучения.

    Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

    Важнейшей частью этих заповедей считаются Заповеди о блаженствах, данные в Нагорной проповеди.

    Заповеди любви.

    Заповеди любви — две заповеди Ветхого Завета, объявленные в Евангелии как основа для всего Божественного Закона и как предопределяющие все остальные заповеди. Обе заповеди объявлены Иисусом Христом наиважнейшими в ответ на вопрос о высшем законе для человека. Духом этих двух канонов проникнуто все Евангелие.
    Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него:
    «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22:37-40)»

    В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа.

    37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
    38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.
    39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
    40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
    От Матфея 22:37-40

    Заповеди Блаженства.

    3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное..
    4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
    (Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3-12.)

    Объяснение Заповедей Блаженства …

    Другие заповеди Нагорной проповеди.

    Нагорную проповедь иногда считают аналогом провозглашения Моисеем Десяти заповедей на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос принёс людям Новый Завет (Евр.8:6).
    Нагорная проповедь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа.
    Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» (Мф.5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».
    Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения.

    21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
    22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет * брату своему: `рака’, подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
    23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь * против тебя,
    24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
    25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
    26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
    27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
    28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
    29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
    30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
    31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
    32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
    33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
    34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
    35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
    36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
    37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
    38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
    39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
    40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
    41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
    42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
    43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
    44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
    45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
    46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
    47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
    48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
    (Мф 5, 21—48)

    1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
    3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
    6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
    15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
    16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
    18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
    20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
    21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
    24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
    25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
    (Мф 6, 1, 3, 6, 14—21, 24—25)
    1 Не судите, да не судимы будете,
    2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
    3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
    4 Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно?
    5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
    21 Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
    (Мф 7, 1—5, 21)

    Другие заповеди Иисуса Христа.

    8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
    9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
    10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
    11 Больший из вас да будет вам слуга:
    12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
    (Мф 23, 8—12)
    Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
    (Мф. 26:41)
    34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
    (Ин 13, 34)

    Десять Заповедей Ветхого Завета

    Все молитвы …

    Иные популярные молитвы:

    Библия онлайн, читать: Новый завет, Ветхий завет
    Виды и формы православных молитв
    Что нужно знать верующему. Первые шаги в храме
    Православные Чудотворные иконы Божьей матери и святым угодникам
    О молитве: Как нужно молиться и каких ошибок избегать, Молитвенное правило, Из каких молитв должно состоять молитвенное правило мирянина, Когда совершать свое молитвенное правило, Как подготовиться к молитве, Как совершать дома свое молитвенное правило, Что делать при рассеянии на молитве, Как заканчивать свое молитвенное правило, Как научиться молитвенно проводить день, Как принудить себя к молитве, Что нужно для успешной молитвы
    Кончина человека и заупокоуные молитвы
    Молитвы за воинов
    Молитвы за болящих
    Благословление на вступление в брак
    Молитвы при недостатке материнского молока
    Молитвы спасении от насилия
    Молитвы при женском недомогании
    Молитва перед выходом из дома
    Пяточисленные молитвы
    Православный Молитвослов на всякую потребу и помощь

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *