Значение 17-й кафизмы

Значение 17-й кафизмы. В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего из «Последования по исходе души от тела».
Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или нет навыка чтения по церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по церковнославянски и потом самому читать Псалтирь.
В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит только 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах – «Непорочны», по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорчнии в путь, ходящии в законе Господни.
У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу евреев из Египта. Согласно преданию, Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно этого: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26: 30)
Стих Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118:12) всегда поется Церковью при погребении умерших, а кафизма (118-й псалом) читается в дни их особого поминовения.
В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма: Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое (Пс. 118: 97 – 101).

Как правильно читать 17-ю кафизму

Дома она читается так же, как и всякая другая.
1-й, 2-й, 12-й, 22-й, 25-й, 29-й, 37-й, 58-й, 66-й, 72-й, 73-й, 88-й стихи кафизмы читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)».
Окончательные стихи первой половины кафизмы (92-й, 93-й): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня – поются трижды. После этого еще раз повторяется припев.
Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи 94-й, 107-й, 114-й, 121-й, 131-й, 132-й, 133-й, 142-й, 153-й, 159-й, 163-й, 170-й читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поются трижды конечные стихи 118-го псалма (175-й, 176-й): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся.
После «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках).
1) Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую: да обрящу и аз путь покаянием; погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя (Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! Воззови, подай мне голос, найди и спаси меня).
Припев: Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим.
2) Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемой, святии, и присносущней преставльшеся; Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати (Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).
Припев.
3) В путь узкий хождшии, прискорбный, вси в житии крест, яко ярем, вземшии, и Мне последовавши верою, приидите, насладитеся, ихже уготовах вам почесте, и венцев небесных (Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни несли крест, как ярмо, с верой последовали за Мной! Придите, насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам, и венчайтесь венцами небесными).
Припев.
4) Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя (Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я – отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы. Владыка! Окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая).
Припев.
5) Древле убо от не сущих создавый мя, и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися (Ты, вначале из небытия создавший меня и украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять возвративший меня в землю, из которой я взят, восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство).
Припев.
6) Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют, яко светила: усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения (Боже! Упокой раба Твоего и всели его в рай, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! Упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его).
Слава…
7) Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити (Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего единого Бога, взывая: «Свят Ты, Отец Безначальный, и Собезначальный Сын, и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного огня»),
И ныне…
8) Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! (Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех; Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! Да найдем и мы через Тебя рай).
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
После этих тропарей читается «Последование по исходе души от тела».
Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-я кафизма разделяется на две половины (статии) и читается она несколько по-иному, чем дома.

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан

В русском народе есть обычай называть усопших, своих и чужих, старых и малых, родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших.
Представление умерших «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, пробуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни – в субботы – совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.
В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких.
Как поминать? В каждом православном молитвослове в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».
Днями особого (сугубого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.
Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за неделю до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапною смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.
Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан.
Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.

Частные родительские дни
Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же вторник в русском народе назван Радоницей: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (второй вторник после Пасхи).
11 сентября (по новому стилю), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.
Поминовение православных воинов установлено в Русской Церкви в 1769 году по указу императрицы Екатерины II, во время войны с турками и поляками.
Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8 ноября по новому стилю (день памяти великомученика Димитрия Солунского). Установлена она благоверным великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, святой князь Димитрий совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал эту субботу Димитриевской.
Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших.
В эти дни закажите о своих умерших близких обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия в переводе с греческого языка означает «приношение». Для того, чтобы заказать поминовение на проскомидии, христианину в храме нужно заполнить листок с заголовком «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещеных в Православие и не покончивших жизнь самоубийством).
В родительские дни посетите могилы умерших, придите в церковь, помолитесь во время панихиды об их упокоении, дома читайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы. Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с ними дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете. Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

Примеры употребления слова псалом в литературе.

И когда уже мне было 40 лет, когда матери не было уже на свете, когда после целого ряда сильнейших душевных бурь я захотел сызнова учиться верить и поехал на Афон к русским монахам, то от этих утренних молитв в красивом кабинете матери с видом на засыпанный снегом сад и от этих слов псалма мне все светился какой-то и дальний, и коротко знакомый, любимый и теплый свет.

Мы с Вильгельмом положили исполнять бенедиктинский обычай, меньше чем в полчаса приготовились встретить новый день и с тем сошли в хор, где монахи, павши ниц, читали первые пятнадцать псалмов в ожидании, пока наставник приведет послушников.

Не спали только несколько главных вождей, всю ночь напролет обсуждавших вместе с Берли создавшееся положение, да часовые, которые, поддерживая в себе бодрость, распевали псалмы или слушали, как их поют наиболее искусные среди них.

Увеличить концентрацию СО2 в легких и крови и таким образом снизить эффективность мозгового редуцирующего клапана, пока мозг не впустит в себя биологически бесполезный материал из Всего Разума — вот что во все времена было истинной целью и смыслом магических заклинаний, мантр, литаний, псалмов и сутр, хоть шаутеры, певцы и бормотуны этого и не знали.

О бригах гибнущих, о буреломных чащах, — Полуночный псалом, утраченный для спящих Невольников забот и повседневных дел.

Источник: библиотека Максима Мошкова

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *