Первый Вселенский Собор. Нике́йский

Четвертый Вселенский Собор.

Четвертый вселенский собор — Халкидонский связан непосредственно с историей третьего вселенского собора — Ефесского (пишет еп. Иоанн Аксайский). Мы знаем, что главным деятелем в просвещении и охранении православного учения на 3-м вселенском соборе был св. Кирилл, архиеп. Александрийский. Главным виновником всех беспокойств был Евтихий, архим. Константинопольский, который являлся почитателем св. Кирилла. Святитель Кирилл, уважая Евтихия, прислал ему экземпляр деяний вселенского Ефесского собора. Но как случается в других случаях, что воодушевление переходит в крайность, так и здесь ревность к богословским суждениям св. Кирилла перешла границы. Высокое богословие св. Кирилла было не понято и выродилось у Евтихия в лжеучение, построилась новая система монофизитства, в котором утверждалось, что во Иисусе Христе было не два естества, но одно. Когда на соборе дошло до объяснений с Евтихием, то он выразил свое учение так: «После воплощения Бога Слова, я поклоняюсь одному естеству, естеству Бога, воплотившегося и вочеловечившегося; исповедую, что Господь наш состоит из двух естеств прежде соединения, а после соединения исповедую одно естество» (История вселенских соборов).

Еретическое монофизитское учение разделял Диоскор, занявший после Кирилла Александрийскую кафедру. Диоскора поддерживал император Феодосий II, ценивший его как борца с несторианством. Евтихия почитала придворная партия во главе с императрицей Евдоксией. По совету этой партии, Евтихий перенес свое дело на суд церквей Римской и Александрийской, выставляя себя защитником православного учения, а Флавиана и Евсевия, еп. Дорилейского несторианами. Папа Лев Великий, осведомленный обо всем Флавианом, согласился на осуждение Евтихия. Диоскор же, приняв сторону последнего, просил императора созвать вселенский собор для утверждения мнимо-православного учения Евтихия и осуждения несторианства, якобы возрожденного Флавианом. Феодосий II назначил в 449 году собор в Ефесе, под председательством Диоскора.

На соборе присутствовало 127 епископов лично и 8 имели уполномоченных. Папа прислал «догматическое послание», знаменитое по чистоте понимания истины и по ясности изложения (epistola dogmatica). Заседали трое его легатов. Начались соборные совещания по делу Евтихия. Диоскор не огласил послание папы, удовольствовался исповеданием веры Евтихия и заявлением, что о двух природах во Христе не говорилось на прежних вселенских соборах. Диоскор объявил Флавиана еретиком и лишенным сана, так же, как Евсевия Дорилейского, Домна Антиохийского и Феодора Кирского. С ними, по боязни насилия, согласились 114 епископов. Легаты Римские отказались подать голос.

«Когда Флавиан выходил из соборной залы», пишет еп. Арсений, «на него набросились сирский архимандрит Варсума и другие монахи, и так избили его, что он скоро умер на пути в городок Лидии, место своего заточения».

Преемником Флавиана сделался Анатолий, священник, поверенный Диоскора при имп. дворе. Император, обманутый своими царедворцами, подтвердил все определения ефесского «разбойничьего собора».

Защитником православия выступил папа Римский св. Лев Великий. На соборе в Риме было осуждено все, постановленное в Ефесе. Папа в письмах на восток требовал созыва законного вселенского собора в Италии. По его просьбе, того же требовал и зап. император Валентиан III. Но Феодосий находился под влиянием монофизитской придворной партии, особенно Феодоксии, и потому не внимал просьбам. Затем, придворная партия потеряла свое значение, императрицу удалили под предлогом паломничества в Иерусалим. Получила значение партия сестры Феодосия, Пульхерии, почитательницы патриарха Флавиана. Его мощи были торжественно перенесены в Константинополь. Феодосий вскоре умер (450 г.). Преемником его стал Маркиан, вступивший в брак с Пульхерией.

В Халкидоне был созван законный 4-й Вселенский собор. Всех отцов на нем было 630. Из наиболее замечательных были: Анатолий Константинопольский, принявший сторону православных, Домн Антиохийский (низложенный Диоскором и возвращенный Маркианом), Максим, поставленный на его место, Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий Дорилейский, Диоскор Александрийский и другие. Папа, желавший собора в Италии, все же прислал своих легатов в Халкидон. Председателем собора был Анатолий Константинопольский. Первым делом отцы занялись рассмотрением деяний разбойничьего собора и судопроизводством над Диоскором. Его обвинителем был известный Евсевий Дорилейский, который представил отцам записку с изложением всех насилий Диоскора на разбойничьем соборе. Ознакомившись, отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он попал в число подсудимых. К тому же на него представили много обвинений египетские епископы, которые рассказали о безнравственности и жестокости Диоскора и его разного рода насилиях. Обсудив все это, отцы осудили его и низложили, так же, как осудили разбойничий собор и Евтихия. Тех епископов, которые принимали участие в разбойничьем соборе, отцы Халкидонского собора простили, так как они раскаялись и объяснили в свое оправдание, что действовали под страхом угроз Диоскора.

Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое вероучение о двух естествах в Лице Господа Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностям несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Отцы Халкидонского собора именно так и поступили. Приняв за образец изложение веры св. Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание папы Льва Римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств: «последующе божественным отцам, все единогласно поучаем исповедовать единого и того же Христа, Сына, Господа единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, познаваемого (никакоже различию двух естеств потребляемому соединением, паче же сохраняемому свойству каждого естества воедино лицо и воедину ипостась совокупляемого): не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и того же Сына и единородного Бога Слова». Таким вероопределением осуждалось как несторианство, так и монофизитство. Все отцы были согласны с этим определением. Блаженный Феодорит, которого на соборе подозревали в несторианстве, особенно египетские епископы, произнес анафему на Нестория и подписал его осуждение. Поэтому собор снял с него осуждение Диоскора и восстановил в сане, равно как снял осуждение с Ивы, епископа Эдесского. Только египетские епископы держали себя двусмысленно по отношению к вероопределению. Они хотя и подписали осуждение Евтихия, но не хотели подписать послания Льва Римского к Флавиану, под тем предлогом, что, по существующему в Египте обычаю, они ничего важного не делают, без соизволения и определения своего архиепископа, которого, в связи с низложением Диоскора, у них не было. Собор обязал их клятвой подписать, когда будет поставлен архиепископ. — Когда донесли Маркиану, что все сделано, он прибыл сам на собор на 6-е заседание, произнес речь, в которой выразил радость, что все сделано по общему желанию и мирно. Впрочем, заседания собора еще не окончились. Отцы занялись составлением 30 правил. Главные предметы правил — церковное управление и церковное благочиние. После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Приказано было всем принимать учение, определенное Халкидонским собором; монофизитов ссылать в заточение или изгонять; их сочинения сжигать, а за их распространение казнить и проч. Диоскор и Евтихий были сосланы в отдаленные провинции.

Халкидонский собор утвердил постановления не только трех предыдущих Вселенских соборов, но и поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в 4-м веке. С этого времени первенствующих епископов в главных пяти церковных округах стали называть патриархами, а знатнейшим митрополитам, лишенным некоторых прав самостоятельности, в почетное отличие, присвоили титул экзарха: напр., Ефесскому, Кесарийскому, Ираклийскому.

Епископ Арсений, отмечая это, добавляет: «Название встречалось и раньше; так имп. Феодосий в письме 449 года назвал епископа Римского Патриархом. На 2-м заседании Халкидонского. Собора императорские представители сказали: «пусть святейшие патриархи каждого округа изберут по два из округа для рассуждений о вере». Отсюда видим, что это название уже вошло в официальное употребление. Что же касается названия «папа», то в Египте и Карфагене простой народ называл так первенствующих епископов, а прочие были у него «отцы», а эти «деды» (папы). Из Африки это название перешло в Рим».

Вселенские соборы Церкви и их значение

Император Константин продолжал благоприятствовать Цер­кви, приблизил к себе и наделил политической властью еписко­пов. Церковь постепенно становилась государственной и возвы­шалась над языческими религиями. Когда в Церкви возникали дискуссионные вопросы, император для принятия решения созы­вал епископов и наиболее авторитетных пресвитеров, диаконов. Такие встречи назывались «Вселенскими соборами». И хотя сам император не являлся членом Церкви, он председательствовал на этих соборах и руководил их работой, т.е. Церковь впервые потеряла свою самостоятельность.

Летом 325 года император Константин созвал собор еписко­пов в Нпкее для устранения теологических (богословских) раз­ногласий. Это совещание стало первым в длинной череде Все­ленских соборов. В нем приняли участие около 400 епископов, множество пресвитеров и диаконов, причем-Западное ответвление Церкви представляло только несколько человек. В центре внимания была проблема понимания взаимоотношений между Богом-Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Разногласия уг­рожали единству империи не меньше, чем единству Церкви.

В Западном крыле Церкви Тертуллиан настаивал на том. что правильное толкование Троицы состоит в признании единодушия трех ипостасей Бога-Отца, Бога- Сына и Бога-Духа Святого. Один же из пресвитеров, ученый-аскет, известный проповедник Арий, желая избежать политеистических взглядов на Бога, оши­бочно толковал учение о спасении, дескать, мог ли Христос спа­сать, если Сам был полубогом, находился ниже, чем истинный Бог?

Ввиду того, что на соборе столкнулись три различных мнения, он длился целый месяц. Арий с небольшой группой единомышлен­ников настаивали на том. что Христос существовал не от вечности, а сотворен деянием Бога из ничего, а потому отличается от Бога-Отца сущностью, ниже по положению, и стал считаться божеством только ввиду праведности Его жизни и покорности воле Божьей. Для большинства участников собора позиция Ария была неприем­лемой. Афанасий, будущий епископ Александрии убеждал всех (согласно некоторых данных), что Христос существовал от вечно­сти и по сущности Его един с Отцом, хотя является другой ипоста­сью, иначе бы Ему не удалось стать Спасителем людей. Примерно половина присутствующих поддержала Евсевия Кессарийского. предложившего компромиссное решение.

Собор утвердил Символ веры со словами «Единосущный», «Бог Истинный от Бога Истинного», «Рожденного, не сотворенного», подтвердив предвечность Христа и единство Его сущности с Отцом.

Принятое решение заканчивалось анафемой всех используе­мых Арием формулировок типа «было, когда Его не было» и других, осуждало арианство как «безбожную ересь». Оконча­тельный документ подписали все. кроме Ария н двух его после­дователей (всех троих отправили в ссылку). Семена арианства до сих пор прорастают в учениях унптаристов, свидетелей Иего­вы, единственнпков.

На Никейском соборе было достигнуто соглашение между Восточным и Западным ответвлениями Церкви относительно определения дня Пасхи. Была принята точка зрения Западной Церкви — отмечать этот праздник в воскресенье, следующее за днем 14-го нисана по иудейскому календарю, т.е. в нарушение четко определенной Богом даты в Ветхом Завете.

Было выработано 20 канонов, в т.ч. о лидерстве Александрий­ского. Римского. Антнохпйского. Иерусалимского патриархов.

В работе Первого вселенского собора в Никее участвовали епископы Домн Боспорскмй и Феофил Готский из Северного Причерноморья, что свидетельствовало об организованном хри­стианстве в этом крае, который в настоящее время входит в состав Украины.

Император Константин в 330 году перенес столицу империи в город Константинополь. С возникновением института архиепис­копов начался рост территориальных церковных образований, которые впоследствии были названы «патриархиями». Наибо­лее влиятельными были «матерь городов всех земель христиан­ских» Иерусалим, а также Александрия, Антиохия, Рим и Кон­стантинополь.

Епископы константинопольские вскоре стали управлять боль­шей частью церквей Греции. Малой Азии, Причерноморья. Рим­ские епископы длительное время оставались единственными сильными властителями Рима, на чье руководство как в духов­ной, так и в светской жизни полагались люди на Западе.

Император Константин, который много полезного сделал для развития христианства, но носивший по традиции титул главного языческого жреца и беспощадно расправлявшийся даже с родственниками, подозреваемыми в конкуренции за престол. Только за несколько недель до своей смерти. 22 мая 337 года, принял водное крещение.

Впоследствие Византийский император Феодосии сделал членство в Церкви почти принудительным, что привело к пополнению Церкви поверхностно подготовленными людьми и богословским распрям.

На Втором Константинопольском соборе в 381-м году была сделана попытка устранить разногласия. Император Феодосии утвердил христианство единой религией государства (через де­сять лет язычество и всякое идолопоклонство были оконча­тельно запрещены). Христиане начали разрушать языческие храмы, что часто сопровождалось кровопролитием. К сожале­нию, получив власть. Церковь сама начала выступать в роли жестокого преследователя язычников.

В 431-м году император восточной части Римской империи Феодосии Второй созвал в Ефесе Третий Вселенский собор, участники которого проголосовали против концепции констан­тинопольского епископа Нестория. отрицавшего правомерность употребления слова «Бог» по отношению к Христу-ребенку, предлагавшему вместо слова «богородица» использовать слово «христородпца», потому что Мария — лишь мать человеческо­го тела Христа, подразумевая, что в воплощенном Христе суще­ствовали две личности — человеческая и божественная. Многие поместные церкви ставили Марию на одном уровне с Христом и дело доходило до её обожествления. Хотя Несторий отказы­вался прибыть в Ефес, император, на основании решений собора, низложил его, лишив епископского сана, и выслал в Египет.

Созванный императором Маркианом в городе Халкидоне Чет­вертый Вселенский собор в 451 году осудил монофизитов и сторонников Аполлинария, утверждавших, что у Христа была только Божественная природа, а потому Он не чувствовал ни боли, ни голода, ни усталости.

Вселенские соборы

Собор низложил их лидера, епископа Александрийского Диоскора, и его сторонников; ещё раз осудил ариан, и несторианцев, подчеркивающих подчинен­ную природу Христа что унижало Его Божественность; признал главенство в христианстве Константинопольского патриархата; утвердил формулировку об Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке, единосущном с Богом-Отцом и представ­лявшем два естества, но одну ипостась; подтвердил формулиров­ку о Божественной Троице.

Монофнзнты не согласились с этим и выделились в отдель­ную самостоятельную церковь.

Борясь с ересями. Церковь вынуждена была разрабатывать богословскую теорию и совершенствовать свою организацию.

Предоставляемые государством льготы христианам привле­кали в Церковь многих корыстолюбцев, которые без должного обучения и наставления не вели христианскую жизнь, а лицемер­но сохраняли прежний греховный образ жизни. Пытаясь удов­летворить потребности язычников, церковь распахнула двери некоторым языческим ритуалам и обрядам, постепенно сама частично становясь языческой.

Однако Вселенские соборы на протяжении двухсот лет помогали сохранять единство, вырабатывать основные положения (догматы) христианства, противостоять заблуждениям, давать отпор ересям.

3.5. Начало отклонения церкви от преподаИного апос­толами учения (иконопоклонство и почитание святых, по­клонение деве Марии, крещение младенцев, отпевание умер-ших,_врзникновение монашества,украшение храмов и алтарей)

Ещё в начале третьего столетия в некоторых поместных церквях начали преподавать водное крещение младенцам, кото­рое было узаконено в 342-м году. Постепенно в храмах начали появляться предметы по примеру языческих храмов, как бы для облегчения восприятия, сопровождения служения. Простые п всем всегда понятные богослужения начали превращаться в тщательно соблюдаемые пышные церемонии, позаимствованные в языческих храмах.

Еще в 428 году Несторий. епископ Константинопольский, решительно восстал против того, чтобы Деву Марию называли Матерью Божней и тем вызвал сильнейшую вражду и распри в разных кругах церкви. Споры по этому вопросу продолжались до созыва Ефесского собора (в 431 году), который именование Марии — Матерью Божией авторитетно одобрил. Вследствие этого узаконенное поклонение Деве Марии стало беспрепят­ственно распространяться по всем церквам запада и востока. К Деве Марии стали обращаться с молитвами, как к верной «по­среднице», «ходатайнице и заступнице» рода человеческого пред Христом и пред Богом.

Вскоре и укоренилось почитание, а потом и поклонение апос­толам п другим великим подвижникам христианства. Почитание святых п их останков из чувства уважения к замученным (языч­ники тоже почитали героев своего племени, распространяя ле­генды о чудодейственной силе их мошей).

При строительстве молитвенных домов и храмов часть поме­щения начали отделять для духовенства. На Востоке перего­родка оформлялась в виде иконостаса, на Западе — в виде барьера. Со временем это превратилось в алтарь храма.

В храмах начали зачитывать списки отдавших свою жизнь за Христа, хотя это и не было молитвой за них. Затем были введены

и молитвы за умерших в виде панахпд п отпевания. Многие христианские праздники перенесли на дни языческих праздни­ков, чтобы вытеснить последние, что часто приводило к совсем неожиданным и нежелательным сочетаниям обрядов п традиций.

В храмах начали появляться картины с изображениями пас­туха, несущего ягненка, как символ Доброго Пастыря, голубя, как символ Святого Духа. Позже храмы стали украшать не только картинами и скульптурами, но и иконами.

Законом Западного патриархата стало безбрачие духовен­ства, что часто приводило к греху, разврату и лицемерию.

Во время путешествия в Иерусалим мать императора Констан­тина будто бы нашла крест, на котором был распят Христос. Эта история положила начало почитанию священных предметов в хри­стианских храмах, наподобие языческим. В дальнейшем стали поклоняться не только предметам в виде креста, но и мощам святых, и всяким другим реликвиям, приписывая им чудодействен­ную силу.

Святитель Лев Великий. Окружное или соборное послание, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия)

Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.)

Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.)

Преподобный Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви (против католиков)

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О невозможности спасения иноверцев и еретиков

Св. Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам:
О самообольщении. — Критика "Подражания Христу" Ф. Кемпийского
О невозможности спасения иноверцев и еретиков
Об учении отцов Восточной Церкви и истинном пути ко спасению
Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений
Святые отцы о католицизме

Католицизм — Алфавит духовный

Иван Ильин. О Православии и католичестве

Преп. Максим Исповедник. Диспут с Пирром

Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни:
Католицизм
Лютеранство Епископ Александр (Милеант). О веселом празднике тыквы Halloween

Ересь отлучает от Бога

Протоиерей Владислав Цыпин. Присоединение инославных. К вопросу о границах Церкви

Священномученик Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви

Священномученик Иларион (Троицкий). Единство Церкви и всемирная конференция христианства

Сектанство. — Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Прот. Петр Перекрестов. Можно ли молиться вместе с католиками?

Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего

Архимандрит Серафим (Алексиев), архимандрит Сергий (Язаджиев). Почему православному христианину нельзя быть экуменистом

Отлучение Льва Толстого от Православной Церкви. — Профессор И.

Вселенские Соборы

М. Андреевский. Православно-христианское нравственное богословие

Диакон Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения

Диакон Георгий Максимов. Вечны ли адские муки?

Преп. Иустин (Попович). Записки об экуменизме

О сектантской милостыне. — Св. Николай Сербский. Миссионерские письма

Диакон Георгий Максимов. Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма

Анафема. — Алфавит духовный

Диакон Георгий Максимов. Точка падения

Диакон Георгий Максимов. Точка падения: ответы на вопросы читателей

Св. Иоанн Златоуст. Против еретиков

Св. Иоанн Златоуст. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

Архимандрит Рафаил (Карелин). Существует ли "частичная благодать". – Из кн.: Тайна спасения. Беседы о духовной жизни

Иконопочитание. — Алфавит духовный

Н. Т. Энеева. Спор о софиологии в русском зарубежье

Святитель Иоанн (Максимович). Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли

О новых течениях в русской философско-богословской мысли, с точки зрения догматов православной христианской веры. — Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии-Премудрости Божией

Определение Синода Московской Патриархии об учении протоиерея С.Н. Булгакова

Указ Московской Патриархии Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию

Священник Михаил Новиков. О «снятии» клятв со «старообрядцев»

ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

План

Введение

1. Становление христианской догматики. I и II вселенские соборы.

2. Христологические споры (III — VI вселенские соборы).

3. Иконоборческое движение.

Библиография

Введение

Эпоха вселенских соборов знаменует переломный момент как в истории христианства, так и в становлении тех цивилизаций, колыбелью которых было Средиземноморье. С одной стороны, в эти неполные пять столетий в целом завершается оформление христианской догматики, классические очертания приобретают церковные традиции. С другой стороны, на это же время приходится и трансформация позднеантичного общества в средневековое. «В смуте и в борениях перерождается и воцерковляется древний мир», — писал об этом времени один из величайших православных богословов ХХ века протоиерей Г. Флоровский.

Два законодательных акта начала IV в. знаменуют начало этого грандиозного перелома. В 311 г. император Галерий, заслуживший репутацию беспощадного гонителя христианства, незадолго до своей смерти издает Эдикт о веротерпимости — акт капитуляции дряхлеющей Римской империи перед новой религией. А через 2 года, в 313 г., Константин, прозванный позже «Великим», обнародует свой знаменитый Миланский эдикт — первый шаг к «воцерковлению» античного мира.

1. Становление христианской догматики. I и II вселенские соборы

Константин был первым из римских цезарей, кто осознал не только бесперспективность борьбы с христианством, но и неизбежность союза между Империей и Церковью.

Из истории Вселенских Соборов

Будучи политиком прагматического склада, в христианстве он видел средство сглаживания межэтнических противоречий, терзавших его разноязыкую державу, и религиозное обоснование системы домината, формирование которой было начато Диоклетианом. Но серьезным препятствием на пути достижения этих целей были острые споры по вероучительным вопросам внутри церкви.

В начале IV в. предметом самой острой полемики стал центральный догмат христианского вероучения — о соотношении лиц Божественной Троицы. В напряженных поисках богословской интерпретации тринитарного догмата оформились два принципиально разных подхода, две религиозно-философских школы, известные как антиохийская и александрийская .

Антиохийская школа, начало которой положило местное «огласительное училище» (училище для катехуменов или «оглашенных», т.е. готовящихся к крещению), в философском плане тяготела к аристотелевской традиции. Антиохийцы стремились дать такое толкование тринитарного догмата, которое было бы логически непротиворечивым и не противоречащим Священному писанию. Деятели александрийской школы, также выросшей из огласительного училища, пытались переложить христианское богословие на язык философии Платона и неоплатоников. Они скептически относились к аристотелевской логике, считая, что путь к богопознанию указывает не умозрение, а мистическое озарение, живой религиозный опыт.

Одним из самых ярких представителей антиохийской школы был Арий (256-336). Этот проповедник родился в Ливии, богословие изучал в Антиохии под началом пресвитера Лукиана, а после того, как сам был рукоположен в пресвитеры, поселился в Александрии. Арий проповедовал, что учение о триединстве алогично по самой своей сути, т.к. противоречит принципу «исключенного третьего». Верно одно из двух: либо Бог един, либо — троичен. Но признать последнее — значит впасть в многобожие. Кроме того, — считал Арий, — признание Христа Богом, равным Богу-Отцу входит в непримиримое противоречие с трактовкой Иисуса как Сына Божьего: сыновство предполагает рождение, а следовательно — неравенство Сына Отцу во времени. Иными словами, «было время, когда Сына не было». Именно это, по мысли Ария, и определяет посредническую миссию Христа-Логоса в миротворении и мироустроении. Поскольку он сотворен Отцом, Сын Божий обладает природой не божественной, а «тварной» и этим сопричастен «миру дольнему». Но будучи творением высшим и совершеннейшим, Христос-Логос сопричастен «миру горнему».

Проповедническая деятельность Ария вызвала решительное противодействие богословов-«александрийцев». Его главным оппонентом стал диакон Афанасий (293-373), личный секретарь александрийского епископа Александра. Афанасий утверждал, что ключом к пониманию тринитарного догмата является отнюдь не логика, а сотериология (учение о спасении). С его точки зрения в рассуждениях Ария выхолащивается как раз то, что составляет самую суть христианства, его главное отличие от иудейской религии — благая весть о том, что Спаситель пришел в мир , как это засвидетельствовано в словах ангела, обращенных к Иосифу-Обручнику: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их»(Мф. 1,21). Вытекающее из этих слов понимание спасительной миссии Христа как преодоления последствий грехопадения привело Афанасия к чрезвычайно важному выводу: если первородный грех стал причиной удаления человека от Бога и утратой человеческим естеством исконного богоподобия, то, следовательно, вочеловечивание Сына Божьего — действие обратное, «обновление созданного по Образу». В этом «обновлении» и заключена суть спасения, понимаемого Афанасием как «обожение» (qewsiV) человеческого естества, совершившегося через воссоединение во Христе божественной и человеческой природ. А следовательно, вочеловечивание не может не быть одновременно и Боговоплощением, и Сын не может не быть той же природы, что и Отец, или, по выражению Афанасия единосущен (omoousioV) и равночестен Богу-Отцу. Если же вслед за Арием признать, что Сын иноприроден Отцу, что не мог Бог воплотиться в человеке, то из этого неизбежно следует, что последствие грехопадения не изглажено и сотериологические упования тщетны.

При этом тезис Ария о неравенстве Сына Отцу во времени Афанасий опровергал следующим образом: сыновство предполагает рождение, но не всякое рождение есть творение. И не всегда о порождающем можно сказать словами Ария: «Было время, когда порожденного еще не было». Источник порождает воду, но не порождая ее, он не является источником; светило порождает свет, но не порождая свет, оно не является светилом. Поскольку Сын Божий рожден Отцом до сотворения (и ради сотворения ) мира, то он не мог быть рожден во времени, ибо вне тварного бытия нет и времени. Следовательно, Сын Божий рождается не во времени, а в вечности: Бог от Бога, как свет от света. Сын со-вечен Отцу .

К полемике между Арием и Афанасием было приковано внимание всей христианской церкви. Константин также следил за развернувшейся дискуссией, хотя ее богословское значение мало интересовало императора. Итог спора волновал Константина лишь в той мере, в какой это могло привести к церковному единомыслию, столь необходимому для реализации его политических целей. «Я предложил, — писал Константин в письме, адресованном Арию и александрийскому епископу Александру, — свести к единому виду те представления, которые связаны в сознании людей с божеством, потому что я вполне осознаю, что если бы мне удалось привести людей к единому мнению в этом вопросе, руководить общественными делами было бы намного легче». Желая положить конец этим «пустым спорам», он предложил всем епископам собраться весной 325 г . в городе Никея с тем, чтобы раз и навсегда выработать единую и общеобязательную для всей церкви формулу тринитарного догмата. Тем самым было положено начало практике созыва вселенских соборов христианской церкви.

Сам Константин, не будучи тогда еще крещеным, председательствовал на соборе, внимательно выслушивая речи Ария и Афанасия. Впрочем, играя роль беспристрастного арбитра, он бы не вполне искренен, поскольку накануне собора «александрийцам» удалось склонить императора на свою сторону.

Когда страсти на соборе накалились до предела, слово взял епископ Кесарии Палестинской Евсевий Памфил. Напомнив противоборствующим группировкам о необходимости установления церковного мира, он предложил принять в качестве символа веры «крещальную формулу» (текст исповедания веры, произносившийся при крещении). Поскольку эта формула была настолько обтекаема, что могла трактоваться и в «александрийском» и в «антиохийском» духе, оппоненты не стали возражать против такого решения. Константин также поддержал Евсевия, предложив всего лишь одно уточнение: в той части формулы, где провозглашается вера в Сына Божьего, после слов «от Отца рожденного» добавить «единосущного Отцу».

Утомленные долгими прениями, участники собора, включая и самого Евсевия, и почти всех тайных и явных сторонников Ария, с легкостью согласились на это добавление. Лишь когда решение уже было принято, всем стало ясно, что два эти слова в корне меняют смысл формулы, превращая ее в декларацию взглядов Афанасия. После этого участникам собора, дабы не потерять лица, не оставалось ничего другого, как принять и вторую часть постановления, содержащую анафематствование (проклятие) всех несогласных с провозглашаемым символом веры.

Итак, Первый вселенский собор завершился триумфом «александрийцев», однако победители не смогли сделать из этого должных выводов. Афанасий, ставший вскоре александрийским епископом, не желал принимать в расчет, что далеко не все, сомневавшиеся в правильности решения собора, были убежденными арианами; что многих просто смущала непривычность новой богословской терминологии. Но вместо того, чтобы разъяснять и убеждать, Афанасий поставил целью полностью очистить церковь от всех уличенных или хотя бы заподозренных в арианстве.

Эти действия, мало способствовавшие установлению церковного мира, вызвали крайнее недовольство императора Константина. «Итак, — писал он Афанасию, — имея указание моей воли, всем желающим вступить в церковь, давай невозбранный вход. Если же узнаю, что кому-либо, желающему принадлежать к церкви, возбранил или преградил ты вход в нее, то немедленно пошлю, кто бы по моему повелению низложил и удалил тебя с места».

Однако это предупреждение не возымело действия, чем тот час воспользовались умеренные ариане — Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский. Им удалось убедить императора в своей политической лояльности и стремлении к достижению всеобщего согласия в церкви. В итоге, в 335 г. Афанасий был смещен с кафедры и сослан на северо-западную окраину империи, в г. Трир. А в 337 г. Константин, предчувствуя свою близкую кончину, принимает от Евсевия Никомидийского арианское крещение. В правление его преемников умеренное арианство сохраняет значение официального, поддерживаемого государством вероисповедания. Однако оно уже мало походило на то учение, которое было предано анафеме на Никейском соборе. Стремясь оправдать надежды, возлагавшиеся на них Константином, оба Евсевия попытались достичь церковного мира на основе догматического компромисса между арианством и никейскими вероопределениями. А часть так называемых «полуариан» была даже готова к почти полному признанию учения Афанасия за вычетом одного лишь пункта — о единосущии Сына Божьего Богу-Отцу. Им представлялось сомнительным само слово omoousioV, поскольку ранее оно использовалось еретиками-савеллианами, считавшими Отца, Сына и Св. Духа всего лишь разными по времени проявлениями («модусами») единой и внутренне неразличимой сущности. Сторонники этих взглядов, группировавшиеся вокруг Василия Анкирского, предлагали заменить данное слово более точным, с их точки зрения, понятием «подобносущие». А поскольку в греческом написании эти слова различаются лишь одной буквой «йота» («omoousioV» и «omoiousioV»), то это-де потребовало бы минимальных исправлений в символе веры. Однако ортодоксальные «никейцы» не пошли и на эту уступку, категорически отказавшись «поступиться йотой». Другой «полуарианин», константинопольский епископ Македоний допускал единосущие сына Отцу, настаивая на сотворенности, а значит — неравенстве им третьего лица Троицы — Святого Духа. Так, шаг за шагом сдавая свои догматические позиции, ариане исподволь готовили почву для полной реставрации никейских вероопределений.

 

Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Таблица Вселенских Соборов

сколько их, и когда, и где, и во дни каких царей и патриархов, и против каких еретиков они были *

Порядок,  город,
год

—————
        I
Никея
325 г.

—————
        II
Константи-нополь
382 г.
—————
       III
Ефес
431 г.

—————
       IV
Халкидон
451 г.

—————
       V
Констан-тинополь
553 г.

—————
      VI
Константи-нополь
680 г.

—————
      VII
Никея
788 г.

Против кого

————————-
Против Ария, говорившего, что Сын Божий — творение

—————————
На Македония Духоборца

—————————
На Нестория человеко-поклонника

—————————
На Диоскора единоестест-венника

—————————
На Оригена, баснословившего о конце мук

—————————
Против Сергия, Пирра и других единовольников

—————————
На иконоборцев

Сколько присутствовало отцов
————————
318

————————
150

—————————
200

—————————
630

—————————
165

—————————
170

—————————
367

Сколько
изложено
правил

———————
20

———————-
7

———————
8

———————
30

———————-
 — **

———————-
— **

———————-
22

Цари. Патриархи.
Папы и местоблюст. их

———————————
Константин Великий.

Каталог статей

Митрофан Константинопольский.
Сильвестр, м. Виттон, Викентий
——————————-
Феодосий Великий.
Григорий Богослов.
Дамас присутствующий
——————————
Феодосий малый,
или младший.
Кирилл Александрийский.
Целестин
——————————
Маркиан.
Анатолий Константинопольский.
Леон или Лев, м. Пасхалин и Лукиан
——————————
Иустиниан Великий.
Евтихий Константинопольский.
Василий присутствующий
——————————-
Константин Погонат.
Евтихий Константинопольский.
Агафон, м. Феодор и Георгий
——————————-
Константин и Ирина.
Тарасий Константинопольский.
Адриан, м. Петр и Петр
   

* Таблица составлена св. Тихоном Задонским.

** Пятый и шестой Собор правил не излагали. Для сего то был Собор в Трулле, и назван он был пято-шестым, при царствовании Иустиниана Ринотмита, в присутствии Василия, митрополита Критского, местоблюстителя папского, и при Павле, патриархе Константинопольском. Собор сей изложил правил 102, Отцов же было 227.

  &nbsp

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ

Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь: 1. Никейский, 2. Константинопольский, 3. Ефесский, 4. Халкидонский, 5. Константинопольский 2-й. 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й.

 

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день посл первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

 

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

 

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, — Богородицею.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане.

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

 

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

 

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св.

Сколько было вселенских соборов? Какие решения они приняли?

Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон", а по-русски "Кормчая Книга", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

 

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселен. соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране, не смотря на пример Апостолов и признание всей Христианской Церкви, не признают ни одного Вселенского Собора.

 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *